Прошли парламентские слушания, посвященные проекту федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов Прошли парламентские слушания, посвященные проекту федерального бюджета на 2021-й и плановый период 2022–2023 годов Фото: council.gov.ru

«НУЖНО ОБЕСПЕЧИТЬ, ЧТОБЫ РЕСУРСЫ ПОСТУПАЛИ В РЕГИОНЫ РАВНОМЕРНО, А НЕ В КОНЦЕ ГОДА»

«Коллеги, для нас жизненно важно, чтобы главный финансовый документ обеспечил прорыв в экономическом развитии страны», — отметила председатель Совфеда Валентина Матвиенко, открывавшая проходившие здесь парламентские слушания, посвященные проекту федерального бюджета на 2021 -й и плановый период 2022–2023 годов. 

Согласно прогнозу минэкономразвития, достичь докризисного уровня по инвестициям в стране удастся не ранее 2022-го, напомнила она. При этом по темпам роста ВВП России в ближайшие три года (с 2021-го по 2023-й) должен превысить 3%. «По мнению ряда экспертов, прогноз выглядит очень оптимистично, но я считаю, что нам нельзя допускать более низкого роста валового внутреннего продукта, иначе мы не обеспечим реализацию всех задуманных планов и национальных целей», — подчеркнула Матвиенко.

По ее словам, к 2023-му расходы на национальные проекты вырастут почти на 40% по отношению к текущему году. Вместе с тем важно уделять внимание повышению ритмичности финансирования, которую глава Совфеда назвала «вечной темой». «К сожалению, пока не все так гладко. Нужно обеспечить, чтобы ресурсы, выделяемые из федерального бюджета в рамках всех национальных проектов, поступали в регионы равномерно, а не в конце года. Иначе это создает проблемы с реализацией на местах и, конечно же, снижает эффективность использования средств», — обратила внимание спикер.

«Кроме того, как отметил президент на расширенном заседании президиума государственного совета, у регионов должна быть возможность маневрировать средствами. Необходимо четкое понимание того, как будет в целом выстраиваться финансово-бюджетное взаимодействие субъектов федерации и центра в предстоящие годы», — отметила спикер. В сегодняшних условиях важно обеспечить мобилизацию дополнительных доходных источников, констатировала Матвиенко. По ее словам, правильным было бы в целом пересмотреть философию бюджета: заботиться не столько о сокращении расходов, сколько о наращивании налоговых источников.

Валентина Матвиенко: «Коллеги, для нас жизненно важно, чтобы главный финансовый документ обеспечил прорыв в экономическом развитии страны» Валентина Матвиенко: «Коллеги, для нас жизненно важно, чтобы главный финансовый документ обеспечил прорыв в экономическом развитии страны» Фото: council.gov.ru

Спикер напомнила, что правительством страны подготовлен ряд мер налогового характера, основная идея которых состоит в повышении отдачи от сырьевых отраслей экономики. При этом предусматривается снижение нагрузки на малый и средний бизнес и высокотехнологичный сектор. «Также президентом предложено повысить размер налога на доходы физлиц, превышающий 5 млн рублей в год. Полученные в результате средства пойдут на самое благое дело — лечение детей с тяжелыми орфанными заболеваниями. Считаю данную меру очень своевременной и отвечающей принципам справедливости. При этом должен быть обеспечен самый жесткий контроль за целевым и эффективным использованием данных средств», — заключила Матвиенко. По ее словам, уместным стало бы создать реестр таких больных и осуществлять строгий контроль за тем, чтобы средства доходили до своих адресатов, а не просто стихийно направлялись в регион. При этом создание отдельных фондов глава СФ считает излишним — в стране их и так достаточно, отмечает она.

Матвиенко добавила, что у России есть резервы и в неналоговой сфере. Например, в области управления госимуществом и в организациях с госучастием — где, по словам главы Совфеда, не помешало бы навести порядок. Более 500 компаний за последние три года вообще не перечисляли дивиденды в бюджет, заметила Матвиенко, призвав заняться повышением их финансовой дисциплины.

Тут глава Совфеда даже слегка потроллила Силуанова. «Антон Германович как очень профессиональный, государственный человек слово „нет“ употребляет достаточно часто. И так положено министру финансов. Не буду называть один из институтов развития, который по итогам 2019 года сработал с большими убытками. Но при этом размер дивидендов зашкаливает. Вот это тот случай, когда нужно говорить: „Нет!“ Тем более мы все живем в такой „ковидной“ истории», — заметила она.

Матвиенко считает, что налоговая система должна быть мотивирующей. «Компании крупные, которые выводят большие средства за рубеж… Я только за то, чтобы все было по закону, как положено в рыночной экономике. Но если они вкладывают прибыль в инвестиции, в развитие, создание новых производств, новых рабочих мест, то налог на прибыль можно даже уменьшить», — предложила она. А вот налог на средства, заработанные компаниями в России и выводимые в офшоры, можно существенно повысить, убеждена спикер.

Матвиенко добавила, что у страны есть резервы и в неналоговой сфере. Например, в области управления госимуществом и организациях с госучастием — где, по словам главы Совфеда, не помешало бы навести порядок Матвиенко добавила, что у страны есть резервы и в неналоговой сфере. Например, в области управления госимуществом и в организациях с госучастием — где, по словам главы Совфеда, не помешало бы навести порядок Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВСЕ ПОВТОРЯЕМ КАК МАНТРУ — НАДО ПОДДЕРЖИВАТЬ МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС»

Обратилась она и к другой наболевшей теме сегодняшнего дня — поддержке ключевых отраслей малого и среднего бизнеса. В бюджете должны быть предусмотрены средства для списания льготных кредитов предприятиям наиболее пострадавших отраслей. Эту задачу напрямую поставил глава государства, напомнила Матвиенко.

«Полагаю, что нужно будет также внимательно проанализировать мероприятия нацпроекта по поддержке малого и среднего предпринимательства. Счетная палата отмечает, что многие его показатели не выполняются, в том числе в части упрощения доступа малых и средних предприятий к льготному финансированию, — констатировала оратор. — Все повторяем как мантру — надо поддерживать малый и средний бизнес, необходимо увеличивать его долю в экономике. Но, честно говоря, реальной системной поддержки как-то у нас не получается. Хотелось бы, чтобы стратегия развития этого сектора экономики была актуализирована».

В дальнейшем Матвиенко озвучила совсем уж смелую реплику, заметив, что вообще освободила бы от налогов представителей сектора МСБ. «Я бы индивидуальных предпринимателей, малый и средний бизнес вообще освободила от налогов. Потому что они и себя кормят, и свои семьи, и рабочие места создают», — сказала она. При этом глава Совфеда подчеркнула, что лазейки для недобросовестных ходов нужно закрывать. Например, многие представители крупного бизнеса, соблазнившись выгодными условиями для представителей МСБ, дробят свои предприятия на несколько мелких. Такие моменты следует «закрывать нормативными актами», подчеркнула она.

Пристальное внимание должно быть уделено и состоянию бюджетов субъектов федерации, отметила Матвиенко, напомнив, что в этом году по объективным причинам происходило сжатие доходной базы регионов. «За первые 7 месяцев поступление собственных налоговых и неналоговых доходов в региональные бюджеты сократилось в среднем на 8 процентов. А снижение поступлений налога на прибыль составило почти 18 процентов. При этом регионам в сегодняшних условиях приходится поддерживать повышенный уровень бюджетных расходов», — озвучила она довольно серьезные цифры.

Однако правительство здесь не сидело сложа руки, напомнила спикер: на борьбу с пандемией регионам дополнительно было выделено 300 млрд рублей, 200 из которых уже распределено. «Но этого, конечно, недостаточно. Поэтому мы просим минфин предусмотреть дополнительные средства, чтобы ни один регион, как сказал президент, не остался один на один со своими проблемами», — заключила она, обращаясь к Силуанову.

По словам Матвиенко, в ближайшее время, вероятнее всего, потребуется смягчение ответственности за неисполнение финансовых ограничений регионами, а также условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам. Спектр использования средств, высвобождаемых в результате отмены погашения кредитов, спикер предложила расширить.

«Все повторяем как мантру — надо поддерживать малый и средний бизнес, надо увеличивать его долю в экономике. Но, честно говоря, реальной системной поддержки как-то у нас не получается» «Все повторяем как мантру — надо поддерживать малый и средний бизнес, необходимо увеличивать его долю в экономике. Но, честно говоря, реальной системной поддержки как-то у нас не получается» Фото: «БИЗНЕС Online»

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА В 2020 ГОДУ — НА УРОВНЕ 4,4% ВВП

Глава минфина Антон Силуанов, взяв слово, первым делом напомнил, что экономическая политика сегодняшнего дня направлена на борьбу с коронавирусной инфекцией и стимулирование экономики. Сегодня важно обеспечить поддержку наиболее уязвимых граждан, пострадавших отраслей, малого и среднего предпринимательства, обеспечить укрепление системы здравоохранения, отметил он. «В этих целях принят и реализуется пакет антикризисных мер, который в стоимостном выражении составляет около 4,5 процента ВВП. А с учетом региональных и так называемых забалансовых мер поддержки, общий размер фискального импульса составит в текущем и следующем году порядка 9 процентов ВВП», — озвучил он предположительные расчеты.

По словам Силуанова, увеличение расходов на финансирование антикризисных программ, а также сокращение доходной базы привело к существенному увеличению дефицита бюджета. В текущем году его размер ожидается на уровне 4,4% ВВП.

В 2021-м бюджетная политика сохранит свою контрциклическую направленность: предусматривается продолжение финансирования отдельных антикризисных программ, связанных с поддержкой граждан, определенных секторов экономики, финансовое обеспечение общенационального плана. На реализацию мероприятий, предусмотренных нацпланом, в следующем году предусматривается более 1% ВВП бюджетных расходов. «В этих целях размер дефицита в переходный период 2021-го составит до 2,4 процента ВВП, а допрасходы планируется профинансировать также за счет государственных заимствований», — объяснил Силуанов. По его словам, в последующие годы минфин планирует выйти уже на обычные параметры бюджетной политики.

По словам Силуанова, увеличение расходов на финансирование антикризисных программ, а также сокращение доходной базы привело к существенному увеличению дефицита бюджета По словам Силуанова, увеличение расходов на финансирование антикризисных программ, а также сокращение доходной базы привело к существенному увеличению дефицита бюджета Фото: council.gov.ru

«С учетом увеличения госзаимствований в 2020-м мы видим увеличение государственного долга, который произойдет в текущем году — с 13 процентов до примерно 20 процентов ВВП. Сохранение динамики около данной цифры важно с точки зрения оценки страховых рисков и уровня долгосрочных процентных ставок в экономике. Поэтому мы и в своих планах выходим, начиная с 2022-го, уже на сбалансированный бюджет с учетом тех подходов, которыми мы руководствовались ранее», — объяснил глава минфина.

Председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин, однако, не согласился с коллегой: по его словам, при оценке последствий власти не учли вторую волну коронавируса, которая, тем не менее, уже началась.

«Бюджет основывается на макропрогнозе, согласно которому в 2021 году ожидается восстановительный рост (ВВП России на 3,3 процента — прим. ред.). Должен сказать, что прогноз не учитывает второй волны COVID-19, которая, по сути, к сожалению, началась», — отметил глава СП, выступая на парламентских слушаниях.

По мнению Кудрина, падение ВВП будет не на 3,9%, как ожидает кабмин РФ, а на 4−5%.

Для IT-отрасли предусмотрено снижение страховых взносов с 14% до 7,6% — с эффективной ставкой около 5%, снижение ставки по налогу на прибыль — до 3% Для IT-отрасли предусмотрено снижение страховых взносов с 14% до 7,6% — с эффективной ставкой около 5%, снижение ставки по налогу на прибыль — до 3% Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ СДЕЛАЕМ УСЛОВИЯ, КОГДА РАБОТАТЬ «ВБЕЛУЮ» ВЫГОДНЕЕ»

Отдельно Силуанов остановился на структурных приоритетах федерального бюджета, отметив, что в первую очередь минфин руководствовался теми задачами, которые поставил президент страны в качестве национальных целей.

Первая из них — налоговые инновации. «Меры налоговой политики нацелены на осуществление маневра — путем снижения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, на IT-отрасль, с одновременным увеличением налогообложения сырьевого сектора. То есть смысл этих поправок — поддержать те направления, которые являются современными и драйверами роста. И поддержать тот сектор малого предпринимательства, который в нынешних условиях станет одним из стимулов увеличения экономической активности в нашей стране», — объяснял выступающий.

Он, в частности, обратил внимание на то, что по малому и среднему бизнесу принято решение по снижению страховых взносов вдвое. «Очень важно, чтобы МСБ, предприниматели, которые трудятся на небольших предприятиях, работали „вбелую“. Мы видим, что сегодня один из основных секторов, когда существуют серые схемы, неполная уплата налогов — именно этот сектор экономики. Так, мы сейчас сделаем такие условия, когда работать „вбелую“ выгоднее, чем пытаться уклониться от применения использования действующего законодательства по налогам», — заключил он.

Для IT-отрасли предусмотрено снижение страховых взносов с 14% до 7,6% — с эффективной ставкой около 5%, снижение ставки по налогу на прибыль — до 3%. Также предусматривается отмена льгот по НДС при продаже иностранного программного обеспечения. «Более благоприятные условия для этого сектора, наверное, сложно найти в других странах. Поэтому мы рассчитываем на то, чтобы наши айтишники, наши специалисты в данной области не только не уезжали из России, но и, наоборот, возвращались к нам», — объяснил глава минфина.

Тему отмены льгот по добыче вязкой и сверхвязкой нефти, льгот по экспорту нефти с отдельных участков недр он особо развивать не стал — очевидно, понимая ее болезненность для некоторых субъектов. Зато в качестве ложки меда озвучил другую новость: регионам выделят дополнительные 100 млрд рублей на компенсации доходов, выпадающих из-за налоговых решений, принятых на федеральном уровне.

«Сегодня в бюджете 90 миллиардов рублей учтено, и по итогам ваших поручений и решений Госсовета мы предполагаем ко второму чтению дополнительно еще учесть 100 миллиардов на поддержку субъектов для компенсации снижения налоговых доходов и в первую очередь в тех регионах, в которых такое снижение происходит в результате последствий налоговых изменений», — отметил глава минфина. Коснется это, по его словам, прежде всего регионов, которые имеют добычу полезных ископаемых. Среди них Силуанов назвал Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, слово «Татарстан» через запятую не прозвучало.

Айрат Фаррахов: «Когда в Госдуму внесли проект закона об отмене льгот по сверхвязким нефтям и по старым месторождениям, стало сразу же понятно, что компании будут нести существенные выпадающие доходы» Айрат Фаррахов: «Когда в Госдуму внесли проект закона об отмене льгот по сверхвязким нефтям и по старым месторождениям, стало сразу же понятно, что компании будут нести существенные выпадающие доходы» Фото: «БИЗНЕС Online»

«РУСТАМ НУРГАЛИЕВИЧ ГОВОРИЛ, ЧТО НАДО ПОСТАРАТЬСЯ НИЧЕГО НЕ МЕНЯТЬ»

«Когда в Госдуму внесли проект закона об отмене льгот по сверхвязким нефтям и по старым месторождениям, стало сразу же понятно, что компании, которые с этим работают, а также субъекты, где находятся данные организации, будут нести существенные выпадающие доходы. Мы сразу же поставили вопрос о том, каким образом это можно компенсировать, причем мы включили его в протокол комитета», — сказал после парламентских слушаний корреспонденту «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов. По его словам, проблему озвучили на пленарном заседании Госдумы. Ко второму чтению произошла существенная корректировка — она заключалась в том, что был предусмотрен вычет в случае, если базовая ставка на нефть превысит ту, которая есть в бюджетном правиле. Но остались выпадающие доходы в первую очередь субъектов, в которых ведется добыча сверхвязкой нефти и так далее.

Ранее по просьбе Фаррахова и его комитета минфин предоставил информацию о возможных размерах выпадающих доходов субъектов, где добывают нефть — всего в списке их было 19. В Татарстане, как заметил спикер, эта цифра составляет около 10 млрд рублей в год. Для сравнения, по словам Фаррахова, в ХМАО данное значение достигло приблизительно 10,5 млрд рублей. Он отметил, что поддержка регионам нужна не только из-за отмены льгот по сверхвязкой нефти. Есть еще и выпадающие доходы, связанные с установлением налоговых льгот по страховым взносам. Плюс также повышается НДПИ на добычу руд и удобрений, и регионы, где ведутся эти работы, тоже будут испытывать трудности.

«У Татарстана и других субъектов уже есть рассмотренные бюджеты, инвестиционные планы, так что изменение налоговой нагрузки очень неожиданно. Когда федеральный центр спрашивал, что надо сделать, Рустам Нургалиевич говорил, что необходимо постараться ничего не менять, потому что любые изменения приводят к серьезному изменению планов. Хорошо, что сейчас федеральный центр предусматривает компенсацию выпадающих налогов, но время покажет, какой их объем нужен», — отметил собеседник.

При этом на данный момент Фаррахов не может спрогнозировать, сколько получит Татарстан из федеральных 100 миллиардов. Он отметил, что сумма, которая будет направлена в тот или иной регион, не резервируется заранее. Так что подсчитать татарстанскую часть «пирога» нереально. К тому же наш собеседник напомнил, что, когда ко второму чтению произошло смягчение налога о льготах, было предусмотрено, что компании, в том числе и «Татнефть», совместно с минэнерго станут использовать специальную форму для использования вычета. И, соответственно, этот вычет будет воздействовать на прибыль компаний, а она влияет на выпадающие доходы.

«Сумма в 100 миллиардов рублей пока что достаточно условная. И если она окажется больше, наш комитет по бюджетам и налогам ее возьмет на особый контроль и мы поставим вопрос об ее увеличении», — подытожил Фаррахов. При этом он отметил, что сейчас сложно сказать, сколько максимально может выделить федеральный центр регионам, так как пока что непонятно, как насколько сильно повлияет на бюджеты регионов налоговый маневр, особенно в условиях неопределенности из-за пандемии.

Игорь Мартынов: «Всем достаточно очевидно, что формирование бюджетов субъектов происходит в период роста долговой нагрузки и одновременного сокращения доходной базы» Игорь Мартынов: «Всем достаточно очевидно, что формирование бюджетов субъектов происходит в период роста долговой нагрузки и одновременного сокращения доходной базы» Фото: council.gov.ru

«У БОЛЬШИНСТВА РЕГИОНОВ УЖЕ В первом ПОЛУГОДИИ ОБРАЗОВАЛСЯ ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА»

Возвращаясь же в СФ, отметим, что возможность выступить и задать вопрос здесь предоставили губернаторам и представителям субъектов РФ. Вопросов оказалось очень много (слово для выступления взяли порядка 10 губернаторов), но суть вопросов была очень схожей. 

«Всем достаточно очевидно, что формирование бюджетов субъектов происходит в период роста долговой нагрузки и одновременного сокращения доходной базы», — констатировал председатель Думы Астраханской области Игорь Мартынов. Выделенные ранее правительством страны 200 млрд рублей и запланированные к выделению еще 100 млрд, по его словам, стали существенной поддержкой, но все-таки недостаточной. «Первое наше предложение было связано с ограничениями по привлечению дополнительных кредитов. В текущем году нам разрешили превысить объем дефицита госдолга на сумму расходов, но за счет коронавируса и преодоления его экономических последствий. И относительно недополученных 2019-го доходов. Но Антон Германович в своем выступлении отметил, что соответствующее решение будет принято и на 2021-й. Спасибо», — заключил он, снимая таким образом часть вопроса.

А вот вторую часть вопроса с ходу снять не удалось. Причем касалась она всех регионов. «По итогам исполнения консолидированных бюджетов регионов на 1 сентября, снижение поступлений налоговых и неналоговых доходов по сравнению с аналогичным периодом 2019-го составило более 500 миллиардов рублей и у большинства регионов уже в первом полугодии образовался дефицит бюджета. Это большая редкость, поскольку обычно дефицит формируют расходы ноября и декабря, когда регионы оплачивают госконтракты. И к концу года дефицит будет по всей видимости у большинства регионов страны», — спрогнозировал Мартынов.

Ввиду такого при формировании трехлетнего бюджета он попросил минфин предусмотреть дополнительные трансферты в виде дотаций на обеспечение бюджетной устойчивости регионов. «В этой связи предлагаем рассмотреть возможность снятия ограничений на прирост объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которая установлена постановлением правительства Российской Федерации. На текущий год было установлено ограничение: прирост данных дотаций не может превышать 10 процентов», — напомнил он.

Дополнительный люфт по заимствованиям просил и губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, отметивший, что в качестве поддержки область получила лишь треть от общего объема выпавших в связи с коронавирусом доходов. «Боюсь, что 100 миллиардов (выделяемые субъектам дополнительные средства — прим. ред.) не полностью компенсируют наши выпадающие доходы», — спрогнозировал он.

Губернатор Курской области Роман Старовойт предложил возобновить практику предоставления бюджетных кредитов на покрытие дефицита бюджета субъекта в объеме снижения собственных доходов к уровню 2019 года. По его словам, установленный в 2020-м для региона лимит на бюджетный кредит составляет 3,2 млрд рублей, что «значительно ниже уровня, разрешенного бюджетным законодательством».