После 10 туров чемпионата России «Рубин» идет на 9-м промежуточном месте. Команда Леонида Слуцкого пока не может сделать качественного скачка в результатах, хотя плотность в таблице высокая и до зоны еврокубков рукой подать. При этом главный тренер прокачивает атакующий потенциал команды и нацелен на зрелищную игру. За счет чего «Рубин» может изменить ситуацию в турнирной таблице, какова сегодня трансферная стратегия клуба и в чем главные трудности казанцев?
За время работы в новом клубе тренер провел лишь один полноценный сбор зимой — другой возможности собрать команду и заложить ей базу, на которой можно было выезжать по ходу сезона, у специалиста не имелось
ПОКА ДЕВЯТОЕ МЕСТО
Этот сезон для «Рубина» — единственный за последние годы, когда над клубом не висят ни возможные санкции УЕФА за нарушение финансового fair play, ни денежные проблемы, ни перспектива вылететь во вторую лигу, ни образ Курбана Бердыева. Да, команда находится на 9-м месте в турнирной таблице чемпионата страны (впрочем, до первого места, которое делят «Зенит» и «Спартак», всего 6 очков), но пока это можно связать с периодом адаптации Леонида Слуцкого в Казани. За время работы в новом клубе тренер провел лишь один полноценный сбор зимой — другой возможности собрать команду и заложить ей базу, на которой можно было выезжать по ходу сезона, у специалиста не имелось. Полноценно тренироваться во время паузы из-за коронавируса оказалось невозможно по причине санитарных мер, а промежуток между чемпионатами оказался рекордно коротким — чуть больше двух недель.
Возможно, этим объясняется нестабильность команды в первых десяти турах сезона 2020/21. «Рубин» обыграл на выезде ЦСКА (2:1), «Динамо» (1:0) и неплохо выглядел дома со «Спартаком» (0:2), несмотря на отрицательный результат. При этом Казань потеряла очки с командами из второй части таблицы. Команда Слуцкого чудом наиграла на ничью с «Тамбовом» (2:2), упустила победу над «Ахматом» (1:1), а пятиминутный провал в Сочи (2:3) привел к поражению в победном матче. После счастливого завершения прошлого чемпионата «Рубина» (и сохранения места в премьер-лиге) команде можно было предсказать борьбу за зону еврокубков, но пока мы имеем 9-е место.
И турнирное положение может стать хуже. Когда сезон возобновится после матчей сборных, «Рубину» предстоит три сложных выезда — в Краснодар к прямому конкуренту, в Хабаровск на Кубок России и затем в Санкт-Петербург к действующему чемпиону страны. Если обойдется без переносов, все матчи пройдут за одну неделю. Этот тяжелый период будет определяющим для команды: если вернуться в Казань без очков, можно упасть еще на несколько позиций в таблице и с риском больше не всплыть. Пожертвовать игрой в кубке страны тоже нельзя, потому что это еще один способ попасть в заветные еврокубки.
Сложности создает одновременно приятный и не очень момент. Сразу 6 ключевых игроков «Рубина» вызваны в сборные, чего давно не было. Иван Игнатьев и Денис Макаров сыграют за молодежную сборную России, Хвича Кварацхелия — за Грузию, Карл Старфельт — за Швецию, Джордже Деспотович — за Сербию, а Филип Уремович — за Хорватию. Без них тренировки «Рубина» во время паузы нельзя будет назвать полноценными.
Купленный за 7 млн евро у «Краснодара» форвард Иван Игнатьев начинал сезон в основе, забивал лишь с пенальти.
САМАЯ НИЗКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ В ЛИГЕ
Обратимся к статистике. У «Рубина» самый большой разрыв в РПЛ между реализованными моментами и xG (количество голов, которые команда могла бы забить). С одной стороны, команда забила 15 мячей за треть чемпионата — это более чем приличный показатель с учетом того, что в прошлом сезоне у «Рубина» было 18 голов за 30 туров. В среднем казанцы создают 6 голевых моментов за матч (с реализацией 26%) — и это на уровне «Спартака» и «Зенита». Но из-за проблем с реализацией команда сейчас не в группе лидеров чемпионата.
Такое признавал и сам Слуцкий: «Считаю, что недобрали четыре очка из-за того, что реализация нас подводила. Еще нет солидности в завершении, потому что большая группа игроков молоды и нестабильны». Купленный за 7 млн евро у «Краснодара» форвард Игнатьев начинал сезон в основе, забивал лишь с пенальти. Кварацхелия не мог отличиться 17 матчей и начал забивать лишь в последних играх.
Центральные защитники Уремович и Старфельт на двоих совершили 7 голевых ошибок, согласно статистике Instat. Для защитников команды, претендующей на топ-6, — это много
Кроме того, у «Рубина» есть проблемы в обороне. У команды 13 пропущенных мячей — больше всех из команд первой десятки. Четыре из них команда пропустила в первые 15 минут. Аутсайдеры чемпионата «Ротор» и «Уфа» вообще пока не пропускали в данный отрезок матча. Центральные защитники Уремович и Старфельт на двоих совершили 7 голевых ошибок, согласно статистике Instat. Для защитников команды, претендующей на топ-6, — это много. Парадокс в том, что оба игрока заслужили первые вызовы в свои сборные именно из Казани. Если приглашение в национальную команду Швеции футболиста из РПЛ совсем не удивляет, то вот вызов 23-летнего Уремовича в сборную Хорватии — это большая честь и хороший сигнал для клуба. Напомним, что хорваты играли в финале прошлого ЧМ и занимают 8-е место в рейтинге сборных ФИФА. Значит тренеры данных сборных видят что-то большее, чем результативные ошибки.
«Рубину» пока не удается нормально начинать матчи. Команда больше всех в РПЛ пропускает в первые 15 минут игры — четыре гола, хотя средний показатель по лиге — 1,3. Быстрый гол ломает план на игру, и команде приходится героически спасать положение, получается с переменным успехом: так, результат игры со «Спартаком» решили голы соперника в первом тайме. «Рубин» доминировал большую часть встречи, но исправить свои собственные ошибки так и не сумел. Показательна и разница мячей казанцев по таймам. В первой половине она составляет минус три гола (шестой худший показатель в лиге), а во вторых таймах — плюс пять. Тут сказывается сила тренера — либо Слуцкий заменами перестраивает игру, либо начинает работать изначальный план на матч. Еще бы поменьше пропускать со стандартов: пять голов казанцам забили со штрафных и угловых, два — с пенальти.
Летом клуб взял трех свободных агентов (Шатов, Деспотович, Михаил Меркулов) и раскошелился на корейца Хвана Ин Бома, отдав канадскому «Ванкуверу» 2,5 млн евро
СОСТАВ ВРЯД ЛИ БУДЕТ МЕНЯТЬСЯ
В идеальном сценарии «Рубину» не помешали бы несколько качественных приобретений. Например, на фланг защиты. Сейчас с краю приходится играть номинально центральному защитнику Уремовичу. Укрепление требует и полузащита. Дарко Йевтич выглядит неубедительно, а Олег Шатов все никак не может набрать форму. Но, судя по всему, Слуцкому придется довольствоваться теми, кто у него есть сейчас. Легионерские места в заявке закрыты, возможны лишь подписания россиян на вторые-третьи роли.
Трансферное окно закрывается 19 октября. В целом, есть ощущение, что «Рубин» уже реализовал весь финансовый ресурс, а дополнительной поддержки от спонсора, группы компаний «ТАИФ», не предвидится. Летом клуб взял троих свободных агентов (Шатов, Деспотович, Михаил Меркулов) и раскошелился на корейца Хвана Ин Бома, отдав канадскому «Ванкуверу» 2,5 млн евро. «Честно говоря, я бы очень хотел, но сомневаюсь, что они будут», — сказал в сентябре генеральный директор «Рубина» Рустем Сайманов в ответ на вопрос, планирует ли клуб приобретения.
С другой стороны, «Рубин» не торопится и с тем, чтобы продавать игроков. Ситуация может поменяться, если на кого-то из лидеров поступит предложение, явно превышающее рыночное. И шансы на это хоть и малы, но не ничтожны. Устойчивый интерес к игрокам «Рубина» есть у «Краснодара», «Локомотива» и ЦСКА. Среди наиболее интересных игроков на рынке можно выделить Кварацхелию, Макарова и Уремовича. Относительно Кварацхелии назывались даже суммы в 10 и 15 млн евро. Похоже, что ситуация с деньгами в «Рубине» не столь плачевная, как была раньше, раз клуб позволяет себе ждать более выгодных предложений.
«Рубин» ставит в приоритет европейский рынок. Клуб хочет раскрыть игроков в России, добиться с ними высоких результатов, пробиться в еврокубки и уже там показать их иностранным покупателям. Европейские клубы могут предложить суммы, которые значительно выше тех, что сейчас готовы заплатить конкуренты по чемпионату. В этом плане понятно, почему «Рубин» хочет играть в атакующий и зрелищный футбол. Сайманов в интервью удивлялся, что казанцы не запираются в обороне даже против сильных соперников, и надеется, что такой футбол привлечет больше болельщиков на трибуны. Также он может помочь в финансовом плане. Ярких игроков нападения проще продать, если у них много шансов проявить себя, чем футболистов обороны. Сегодня половина лиги хочет именно Кварацхелию, а не, например, защитника Уремовича.
Сайманов в интервью удивлялся, что казанцы не запираются в обороне даже против сильных соперников, и надеется, что такой футбол привлечет больше болельщиков на трибуны
СЛУЦКИЙ НАЦЕЛЕН НА АТАКУ
Если обратиться к статистике, стремление «Рубина» к атакующей игре становится очевидной. Команда наносит 16,6 удара в среднем за матч — это третий показатель в РПЛ после «Зенита» (17,4) и «Краснодара» (18,9). Также казанцы проводят с мячом в среднем 28 минут — четвертый показатель в лиге. При этом голевые атаки «Рубина» в среднем длятся 14 секунд при 3,6 передачи (для сравнения у «Зенита» — 43 секунды при 13 передачах). Подобное значит, что казанцы не плетут замысловатые атаки, а полагаются на индивидуальные качества.
Если у команд уровня ЦСКА, «Зенита» и «Краснодара» характерный гол разыгран с какой-либо комбинации, то у «Рубина» — когда кто-то из лидеров взял игру на себя. Показательно, что у фланговых игроков Макарова, Солтмурада Бакаева и Кварацхелии всего лишь одна голевая передача, а лучший ассистент Ин Бом — с четырьмя передачами, он приехал в Россию чуть больше месяца назад. Возможно, тут имеются особенности подсчета системой Instat, но игру «Рубина» в нападении не назвать комбинационной.
Одна из причин — тренер дает свободу лидерам. За 10 туров Кварацхелия, к примеру, сделал 168 обводок — это первое место в чемпионате с большим отрывом. За последние годы в российском чемпионате не было игрока, которые сделал бы больше 300 обводок за весь чемпионат, так что Хвича идет на рекорд. Почему Слуцкий позволяет ему делать столько обводок, понять довольно просто. После действий Кварацхелии «Рубин» забил 8 голов, он заработал множество пенальти, а желтых и красных карточек, которые получили соперники в защите против него, не сосчитать. Ограничивать такого игрока — значит, не реализовывать его талант. Еще при Романе Шаронове Хвича подобной свободы не чувствовал, поэтому и не показывал такого уровня игры, как сейчас.
Про Кварацхелию, Макарова или Ин Бома сказано и написано уже достаточно — это лица нового «Рубина», их уже воспринимают как лидеров и ждут особого вклада в игру
ИГРОКИ – ЛИДЕРЫ ВТОРОГО ЭШЕЛОНА
Про Кварацхелию, Макарова или Ин Бома сказано и написано уже достаточно — это лица нового «Рубина», их уже воспринимают как лидеров и ждут особого вклада в игру. Но при этом в команде есть и теневые герои, игроки второго плана, которые тоже выглядят на очень хорошем уровне.
В первую очередь надо отметить Оливера Абильдгора — датского опорника, который приехал в «Рубин» зимой в аренду, а после коронавирусной паузы клуб его выкупил и не пожалел. Абильдгор здорово вписался в состав как опорник-разрушитель. Датчанин — лидер РПЛ по выигранным единоборствам: 169 из 229 (74%). Также именно Оливер, а не Хвича, заработал на себе больше фолов. Грузин лишь на пятом месте в лиге. По возвратам (третье место в РПЛ), подборам (8-е место), отборам (8-е место) и перехватам (четвертое место) по лиге Абильдгор тоже один из лучших игроков. В борьбе на втором этаже лучше него в 10 турах не сыграл ни один игрок — 92 выигранных верховых единоборства из 117 (первое место в лиге).
Абильдгор здорово вписался в состав как опорник-разрушитель. Датчанин — лидер РПЛ по выигранным единоборствам: 169 из 229 (74%)
Защитник Старфельт, о котором уже говорилось выше, едва ли не самый прогрессирующий игрок «Рубина». Еще год назад он без шансов сидел в запасе под Константином Плиевым и Егором Сорокиным, а сегодня всегда играет в стартовом составе. Швед — лучший защитник РПЛ по проценту выигранных единоборств (78%) и точности передачи (95%). Постепенно начинает показывать качественную игру и Силвие Бегич, которого «Рубин» подписал больше года назад. Из-за травмы голеностопа хорват долго не мог заиграть, но в этом сезоне постепенно стал основным защитником. В отличие от Старфельта, Бегич лучше в качестве передач, отборах и подборах. И это самый опасный игрок «Рубина» на угловых: три из них закончились его ударами — больше, чем у других в команде казанцев.
В целом Слуцкому удалось создать баланс в составе, где есть и креативные игроки, и те, кто пашет и отрабатывает за себя и за них. Хотя проблемные зоны в «Рубине» имеются. Например, фланги защиты, где пока больше всего проблем. Меркулов, Александр Зуев, Илья Самошников и Уремович часто меняют друг друга — видно, что Слуцкий ищет более надежный вариант. Пока именно в этой зоне «Рубину» больше всего не хватает качества.
В команде буквально за полгода появились столько же ярких персоналий, сколько суммарно за предыдущие три-четыре года, а ко всем лидерам есть устойчивый интерес на рынке
ВЕРНЕТ ЛИ «РУБИН» ВНИМАНИЕ ТАИФА?
Несмотря на нынешнее место в таблице, эффект Слуцкого в Казани уже ощутим. Впервые за долгое время «Рубин» воспринимается как спортивная величина, которая требует особого отношения от соперников, в команде буквально за полгода появились столько же ярких персоналий, сколько суммарно за предыдущие три-четыре года, а ко всем лидерам есть устойчивый интерес на рынке.
В этом плане фактор Слуцкого действительно реализовался. Однако сегодняшний «Рубин», как проект, только начинает свое формирование, и тренер, даже такой титулованный, — лишь одно из его звеньев. Избавившись от всех проблем, клуб теперь должен сформировать некую новую идентичность. Удастся ли создать «Рубину» имидж клуба, который может послужить игрокам трамплином в Европу? Или же под гнетом обстоятельств все-таки придется сделать из команды Слуцкого донора для более богатых российских клубов? Будет ли задачи выйти в еврокубки, как и сейчас, просто витать в воздухе из-за самого факта работы в «Рубине» Слуцкого, или же ее станет официально заявлять руководство, а потом требовать объяснений в случае невыполнения?
И, пожалуй, главный вопрос — изменит ли фактор Слуцкого отношение к клубу главного спонсора, ТАИФа? Решив проблему выживания и столкнувшись с вопросом роста главному, тренер может почувствовать себя стесненным рамками нынешнего проекта, если ТАИФ выделяет энную сумму клубу, а любые дополнительные траты требуют длительных согласований. Вернув интерес футбольного сообщества и в некоторой степени зрителей, теперь «Рубин» должен нацелиться на внимание руководства компании, которое практически не появляется на матчах.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.