Марата Айзатуллина давно называли готовым министром строительства РТ, но назначение все равно оказалось неожиданным. В истории проектов, которые он курировал в должности главы ГИСУ РТ, есть и уголовный скандал со взлетно-посадочной полосой на четверть миллиарда, и блестящий пример инфекционки, построенной за 100 дней… «БИЗНЕС Online» предлагает познакомиться с неожиданными деталями биографии нового министра и секретами его карьерного восхождения.
Говорят, Марат Айзатуллин всегда интересовался своими корнями, историей мишар, которые расселились довольно широко в Поволжье и на Урале
1. «СЕМЕЙНОЕ ДРЕВО»: ДЕД-ЛЕСНИК, ОТЕЦ, УЧИВШИЙСЯ ВМЕСТЕ С СУЛЬТЕЕВЫМ, И МАТЬ, РАБОТАВШАЯ ЗАВСКЛАДОМ САХАРНОГО ЗАВОДА
Что известно о 43-летнем министре строительства Марате Айзатуллине, довольно-таки неожиданно для всех назначенном 5 октября? Родился он в Буинске 15 декабря 1977 года в самой обычной семье. Буинск, как известно, мишарский край, так что семья Айзатуллиных мишари. Близко знающий семью собеседник «БИЗНЕС Online» вспоминает, что дед нового главы минстроя работал в лесничестве, так что, вероятно, министру было бы что обсудить с президентом РТ и помимо строительства. Нургали Минниханов, отец президента РТ Рустама Минниханова, как известно, всю жизнь отдал лесному хозяйству республики.
Отец Айзатуллина учился в школе чувашского села по соседству с лесным кордоном, благодаря чему говорит по-чувашски. Интересная деталь: в ту же школу ходил Рустем Сультеев, ныне заместитель председателя совета директоров ТАИФа и №98 в списке российских долларовых миллиардеров по версии Forbes.
Родители Марата Мансуровича из рабочей среды. Отец долгое время работал в системе газификации, мелиорации. А мама всю жизнь трудилась на сахарном заводе в Буинске — начинала обычным рабочим, вышла на пенсию с должности завскладом.
Говорят, Айзатуллин всегда интересовался своими корнями, историей мишар, которые расселились довольно широко в Поволжье и на Урале. Мишари в царской России были служилым сословием, однако история их происхождения теряется в глубине веков — есть разные версии происхождения этноса, отличающегося высокой пассионарностью.
Выходцев из Буинска и мишар хватает во властных коридорах республики. Например, родом из Буинского района министр финансов РТ Радик Гайзатуллин
2. БУИНСКОЕ землячество: ЧЕТЫРЕ МИНИСТРА И ИЗВЕСТНЫЕ СТРОИТЕЛИ
Почему мы уделяем происхождению нового министра строительства такое внимание? Все дело в том, что выходцев из Буинска и мишар хватает во властных коридорах республики. Например, родом из Буинского района министр финансов РТ Радик Гайзатуллин, а также умерший в 2015 году известный татарстанский врач Камиль Зыятдинов, руководивший минздравом РТ в 1994–2007 годах. Хоть и не родился там, но возглавлял Буинский район министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Зяббаров.
Добавим, что один из крупнейших строителей Татарстана, гендиректор «Домкора» Мунир Гайнуллов, родом из села Старый Студенец Буинского района, здесь же родилась, к слову, и мать нового шефа минстроя РТ. Есть и официальное буинское землячество — данное общественное объединение возглавляет шеф «Татагропромстроя» Ирек Закиров. Землячество организует встречи, праздники — скидываются, каждый вносит свою лепту. Например, тот же Сультеев может посодействовать с залом в КРК «Пирамида», кто-то еще приглашает артистов — так и получается большой концерт.
Люди из окружения Айзатуллина говорят, что он минимум два раза в месяц бывает у родителей на своей малой родине. Ну а земляки поддерживают своих — получил такую помощь в свое время и Марат Мансурович, но об этом поговорим чуть позже. А пока несколько слов об образовании нашего героя.
У Айзатуллина фактически три высших образования. Диплом по специальности «ПГС» в 1985-м получил, например, и бывший глава минстроя РТ, а ныне первый замминистра строительства России Ирек Файзуллин
3. ГОДЫ УЧЕБЫ: ПОСЛЕДНИЙ ДИПЛОМ КАК У ФАЙЗУЛЛИНА
У Айзатуллина фактически три высших образования. Первое он получил в юности, когда поступил в Казанский энергоуниверситет по специальности «электроснабжение промышленных предприятий, городов» в 2001-м. Через 10 лет, уже работая в структурах минтранса РТ, он оканчивает Казанский университет по специальности «юриспруденция». Ну и, наконец, в 2019-м проходит двухлетний курс Казанского архитектурно-строительного госуниверситета, став специалистом по промышленному и гражданскому строительству. Это профильная и, пожалуй, самая главная специальность Марата Мансуровича — диплом «ПГС» в 1985-м получил, например, и бывший глава минстроя РТ, а ныне первый замминистра строительства России Ирек Файзуллин.
Учеба в энергоуниверситете давалась Айзатуллину непросто: наступили тяжелые 90-е. Ему пришлось оставить очное отделение, найти работу и учиться на вечернем. Первым местом работы в официальной биографии указана должность главного механика РТО «Татводоканал» в 2000-м, за год до окончания Казанского энергетического университета. Но были и другие ступеньки. Первая запись в трудовой книжке — «водитель», чего он совершенно не стесняется. А на работу его позвал главный инженер «Татводоканала», тоже выходец из Буинска: вот так и сработало землячество!
Поработать за баранкой нашему герою пришлось примерно год, а затем молодой специалист получил диплом и стал главным механиком того же «Татводоканала». В 2003-м началась реорганизация госпредприятия, и Айзатуллин уходит — на сей раз в бизнес.
Пригласил его Ленар Сафин — он как раз пришел в данное ведомство в 2008 году заместителем директора по экономике и финансам. Сафин и Айзатуллин — дальние родственники: их жены — двоюродные сестры
4. ЭПОХА «ГЛАВТАТДОРТРАНСА»
Из базы «Контур.Фокус» видно, что с 2006 года будущий министр становится индивидуальным предпринимателем: с основным видом деятельности «Сдача внаем собственного недвижимого имущества» зарегистрирован ИП Айзатуллин — конечно же, в Буинске. Занимался и грузоперевозками, и деревообработкой, но близился новый этап в жизни. ИП он закрывает в 2010-м, но, видимо, года два оно уже «висело» без движения, поскольку в 2008-м Айзатуллин становится главным специалистом-энергетиком в «Главтатдортрансе».
Пригласил его Ленар Сафин, как раз пришедший в ведомство в 2008 году заместителем директора по экономике и финансам. Сафин и Айзатуллин — дальние родственники: их жены — двоюродные сестры, какие-то совместные проекты вели и до работы в одном ведомстве. Так что доверие было человеческим, профессиональным.
Напомним, что «Главтатдортранс» — это структура, отвечающая за строительство и содержание дорог в республике. Нетрудно догадаться, что на позиции главного энергетика Айзатуллин занимался в том числе освещением различных дорожных объектов: мостов и дорог.
Через какое-то время он поднимается на ступеньку выше в карьерной лестнице, заняв должность замначальника управления по ремонту и содержанию дорог и мостовых сооружений. В 2010-м, как только Сафин переходит с должности шефа «Главтатдортранса» на позицию транспортного министра РТ, Айзатуллин становится управделами минтранса. «Бэк-офис» — это все то хозяйство, которое обеспечивает работу ведомства. Но на носу была Универсиада, и Сафин, утвердив Айзатуллина в должности своего заместителя, отправляет его обустраивать воздушную гавань столицы РТ.
Аэропорт был одним из важнейших и самых дорогих объектов транспортной системы Татарстана последних лет. Модернизация обошлась бюджетам республики и России примерно в 22 млрд рублей
5. АЭРОПОРТ КАК ТОЧКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Аэропорт был одним из важнейших и самых дорогих объектов транспортной системы Татарстана последних лет. Модернизация обошлась бюджетам республики и России примерно в 22 млрд рублей, включая затраты на организацию интермодальных перевозок, а главное — на обустройство взлетно-посадочной полосы длиной 3 750 метров. Авиаторы тогда рассказывали «БИЗНЕС Online», что этого события в Казани ждали полтора десятилетия. Полоса в комплексе с другими плоскостными сооружениями и аэродромным оборудованием обошлась федеральному бюджету в 4,89 млрд рублей, и первый взлет с нее состоялся в июне 2013 года.
В минтрансе РТ рассказывают, что замминистра дневал и ночевал, да, собственно, буквально жил в аэропорту, контролируя ход работ на ВПП и перроне аэропорта. Наезжал с проверками и Ильдар Халиков, занимавший тогда пост премьера и порой споривший со строителями; держать удар приходилось и Айзатуллину — сдать объект было необходимо вовремя, что называется, кровь из носу. В переговорах и спорах он, видимо, и завоевал доверие в глазах премьера республики, что нашло отражение в дальнейшей карьере нашего героя. И многому он научился у Сафина: сенатор считается одним из самых сильных татарстанских лоббистов в московских кабинетах.
Да и потом, во время Универсиады, аэропорт был точкой ответственности Айзатуллина. Если вы помните, президент РФ Владимир Путин тогда осматривал терминал МАКа, а потом поприветствовал «Казань Арену» своим «исәнмесез». А Дмитрий Медведев, занимавший тогда кресло премьер-министра, пожелал всем «хаерле кич» на закрытии игр.
Менее чем через две недели после того, как транспортная прокуратура возбудила дело о хищении более четверти миллиарда рублей на строительстве аэропорта, Айзатуллин занял пост, практически равный министерскому
6. КАК НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ АЭРОПОРТа «ИСЧЕЗЛО» ЧЕТВЕРТЬ МИЛЛИАРДА РУБЛЕЙ
В истории с аэропортом есть и резонансный момент. Речь о скандале с рабочими одного из субподрядчиков, ООО «Волгоспецмонтаж», трудившимся как раз на строительстве взлетно-посадочной полосы.
Тогда выяснилось, что вместо обещанных комфортабельных условий волгоградцы жили в старом общежитии, зарплату им не выплачивали. 45 человек объявили голодовку, после чего на объекте, за который от республики отвечал Айзатуллин, начались проверки транспортной прокуратуры. Выяснилось, что рабочим задолжали 2 млн рублей зарплаты. Айзатуллину пришлось «закрывать» эти вопросы, хотя вся вина была на подрядчике. В итоге с людьми расплатились и отправили домой.
Затем выяснилось, что все тот же «Волгоспецмонтаж» умыкнул 257,8 млн рублей — так утверждали прокуроры. Хотя, по версии директора компании Ярослава Глущенко, эти сотни миллионов он вовсе не украл, а перечислил компании, аффилированной с основным подрядчиком — «Камдорстроем». Суд первой инстанции все равно осудил его на 4,5 года лишения свободы.
Понятно, что на стремительной карьере нашего героя данный неприятный инцидент никак не мог сказаться, однако научил работать в том числе с кризисными и резонансными ЧП. Менее чем через две недели после того, как транспортная прокуратура возбудила дело о хищении более четверти миллиарда рублей на строительстве аэропорта, Айзатуллин занял пост, практически равный министерскому — возглавил Главное инвестиционно-строительное управление (ГИСУ) РТ. Вот уж где могла пригодиться стрессоустойчивость, приобретенная на прежних проектах, так это здесь — в ГИСУ.
Назначение 36-летнего Айзатуллина (четвертый слева) в Главинвестстрой стало, мягко говоря, сюрпризом для всех игроков, связанных со стройотраслью республики
7. «МОЯ РЕАКЦИЯ — НЕПОНИМАНИЕ»: КАК В ОТРАСЛИ ВОСПРИНЯЛИ НОВОГО ШЕФА ГИСУ
Назначение 36-летнего Айзатуллина в Главинвестстрой стало, мягко говоря, сюрпризом для всех игроков, связанных со стройотраслью республики. «Айзатуллина я не знаю», — отметил тогда в разговоре с «БИЗНЕС Online» гендиректор «Татстроя» Алексей Дудов. «Моя реакция — непонимание этого назначения. Надеюсь, что, как и всегда, решения наших руководителей мудры, а значит, правильны», — заметил тогда же директор агентства госзаказа Яков Геллер.
О том, что соответствующее решение принято, нашему герою объявил премьер Халиков, и данный разговор, как признавался Айзатуллин в одной из бесед с друзьями, ознаменовал для него начало очень непростых времен. Ему пришлось срочно разбираться в том, как работает вся система главного заказчика стройкомплекса РТ, кто ответственный на том или ином этапе за принятие решений, как провести глубокую настройку структуры руководства «под себя». Плюс гнет ответственности за те десятки миллиардов, которые «прокачивает» ГИСУ, чтобы строительство шло бесперебойно. Как мы писали ранее, годовой бюджет, который проходит через управление, превышает 53 млрд рублей.
Говорят, вникнуть и реформировать систему Айзатуллину удалось не сразу. Вдобавок сфера ответственности продолжала расширяться, присоединялись новые направления: дирекция подземных сооружений, фонд реформирования ЖКХ вливались в 2014 году. Так что на окончательное формирование и отладку новой структуры ГИСУ ушло, наверное, около двух лет.
ГИСУ в этом году отмечает 60-летие — оно стало преемником управления капитального строительства при совмине ТАССР, которое занималось жильем, школами и больницами. Тогда численность персонала УКС не достигала и 30 человек
8. шеф ГИСУ: «Марат стал единственным человеком в строительной отрасли, знающим все и вся»
ГИСУ в этом году отмечает 60-летие — оно стало преемником управления капитального строительства при совмине ТАССР, которое занималось жильем, школами и больницами. Тогда численность персонала УКС не достигала и 30 человек. Теперь ГИСУ, учредителем которого является минстрой РТ, выполняет функции заказчика практически по всем объектам. Деньги, которые минстрой получает на реализацию тех или иных программ, связанных со строительством, уходят на счета ГИСУ РТ. Проведение конкурсов на проектирование и строительство, выбор подрядчиков, поставщиков, получение заключения госэкспертизы, контроль строительных работ и сдача в эксплуатацию готовых объектов — весь процесс строительства контролирует единый госзаказчик. Вторым государственным заказчиком в структуре минстроя является фонд газификации — он занимается вопросами сетевого хозяйства.
Как рассказывал в своем интервью «БИЗНЕС Online» Файзуллин, стоявший фактически в самом начале данного процесса, плюсы централизации строительства в РТ оценили в ходе подготовки к Универсиаде. «Рустам Нургалиевич увидел эффективность подобного подхода. Мы постепенно собрали весь госзаказ в области строительства и капитального ремонта, опережающего проектирования [в министерстве]», — говорил чиновник. На практике ГИСУ «впитал» в себя функции заказчика, заменив управления капитального строительства в городах и районах практически полностью, а также департаменты капстроительства республиканских ведомств.
Сейчас, кстати, по лекалам ГИСУ минстрой РФ делает российский аналог. Вместо госзаказчиков разных ведомств единый госзаказчик в сфере строительства может появиться 1 января 2021 года. Минстрой России уже внес проект соответствующего закона.
Сегодня в структуре ГИСУ РТ 6 территориальных подразделений, 30 отделов, более 300 человек персонала, 10 (!) замов плюс первый заместитель. Метро, дома Госжилфонда, капитальный ремонт; строительство школ, детсадов — все, от уникальных объектов вроде зоопарка до модульных фельдшерско-акушерских пунктов в любом уголке республики, проходит через ГИСУ. В результате под контролем управления в постоянном режиме приблизительно 4 тыс. объектов, четверть которых — новое строительство. А это значит, что в любой момент Марату Мансуровичу надо было знать положение дел на каждом объекте, общаться с поставщиками, а кроме того, проявить готовность ответить на любой вопрос, который может задать Рустам Нургалиевич не только на еженедельных строительных штабах у президента РТ, но и вообще в любое время и по любому поводу. Приходит глава на прием к президенту, просит поддержать с допфинансированием какого-либо проблемного или знакового объекта — и, говорят, мгновенно может последовать звонок в ГИСУ от президента: «Марат, что там с этим объектом?..»
Так что объем информации, который приходится держать в голове шефу ведомства, огромен. «Марат с уходом в Москву Ирека Энваровича реально стал единственным человеком в строительной отрасли, знающим все и вся, что касается объектов стройки», — говорит один из собеседников «БИЗНЕС Online». Другой наш источник отмечает, что президент республики, который традиционно считается главным строителем в Татарстане, склонен доверять Айзатуллину (собственно, иначе сейчас нам было бы нечего обсуждать). Марат Мансурович предпочитает не только вникать во все детали лично, но и не скрывать проблем, а это ценится президентом.
Пожалуй, наиболее ярким показателем эффективности работы стройкомплекса республики стал ввод в эксплуатацию нового корпуса Республиканской клинической инфекционной больницы
9. УНИКАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ: 100 ДНЕЙ ИНФЕКЦИОНКИ И СЛОЖНЕЙШИЙ ЗООПАРК
Пожалуй, наиболее ярким показателем эффективности работы стройкомплекса республики стал ввод в эксплуатацию нового корпуса Республиканской клинической инфекционной больницы. Главный «ковидный» корпус в четыре этажа площадью 15 тыс. кв. м построили за три месяца. И все из-за того, что COVID-19 полностью сломал порядок создания такого объекта — в рамках борьбы с эпидемией его упростили. В частности, появилась возможность обойтись без конкурсных процедур.
Как это должно было быть? Для начала разрабатывается и утверждается техзадание. Затем объявляется конкурс на разработку проекта, на его проведение требуется два месяца. Полгода уйдет на разработку самого проекта, еще месяц — на проведение госэкспертизы, полтора — на тендер по выполнению строительных работ. Наконец, нормативный срок строительства такого объекта — еще 18 месяцев. Получается, что по всем правилам построить инфекционку можно было никак не быстрее, чем за два года.
Как рассказывал «БИЗНЕС Online» главный врач РКИБ Марат Гатауллин, строители буквально жили на объекте. «Запараллелены» были все процессы — от финансирования и проектирования до экспертизы и строительства. Представители ведомств, в том числе и ГИСУ, постоянно находились на площадке. А на ней «Ак таш», сконцентрировав до 1,5–2 тыс. человек и поставив пять башенных кранов, гнал стройку со всех сторон. «Татгражданпроект» выполнил проектирование за 60 дней: главный инженер еще рисует, а прораб уже готов выхватить чертеж. Как говорят знакомые с объектом источники, даже бетон на стройку шел с присадками, которые в разы ускоряют его застывание, — обычно набор прочности идет 28 дней. В итоге все завершилось за 100 дней.
«Я думаю, это стоит делать примером, и у нас уже много таких примеров возникает в стране. Новые технологии строительства дают нам совершенно другие возможности», — дал свою оценку премьер РФ Михаил Мишустин, осматривая объект 9 июля.
Если инфекционка уникальна и она является примером всей стране по срокам, то Казанский зоопарк отличается сложностями с точки зрения своих обитателей. Каждый вольер вроде бы тоже отлит из бетона — можно было бы построить «Реку Замбези» гораздо быстрее. Но для каждого зверя проектировщикам и строителям приходилось буквально в ручном режиме продумывать среду обитания. Так что и ГИСУ здесь слило не одну бочку пота! «Жизненный путь», к примеру, слона эксперты и зоозащитники прописывали во всех подробностях: вот тут он спит, тут чешет спинку, а здесь у него «туалет». А учитывая уникальность и самих экспертов, и зверей, постоянный перенос сроков уже не удивляет. «Зоопарк — это такой объект, где самодеятельность не допускается. Если возникают вопросы, то надо их задать нам, нашим кураторам из ассоциаций зоопарков. Международные требования к содержанию животных в зоопарке очень строгие, и их надо соблюдать уже на стадии строительства. Иначе придется все переделывать», — объяснял «БИЗНЕС Online» директор зоопарка Фанис Нурмухаметов. В результате на устранение замечаний, выявленных в процессе эксплуатации, выделено еще 480 млн рублей.
Когда на посту главы минстроя был Фарит Ханифов, он и Айзатуллин довольно редко встречались на совещаниях, предпочитая делегировать вопросы своим заместителям
10. ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ: «С НИМ МОЖНО ДОГОВАРИВАТЬСЯ — НЕ «ОТСКОЧИТ», НЕ «ПЕРЕОБУЕТСЯ НА ХОДУ»
С какими вызовами придется столкнуться в минстрое РТ? Первый и главный очевиден: «план Путина». Напомним, что Татарстан, согласно национальному проекту, должен в течение пяти лет нарастить объемы строительства до 3,6 млн кв. м жилья ежегодно. План этого года — уже 3 миллиона. Все это должно учитывать и платежеспособность населения, и проблемы участков под новое строительство, и инфраструктуры. И со всем этим сейчас, мягко говоря, серьезные проблемы. Источники на рынке считают, что это и есть одна из главных причин рокировки в минстрое: мол, при прежнем руководстве, которое не смогло наладить конструктивных отношений с ключевыми игроками отрасли и не имело системного подхода к вышеназванным проблемам, была серьезная угроза не выйти на плановые цифры…
Из претензий, которые высказали в адрес отрасли, отметим всеобщую оптимизацию. «Скажите, что красивого построено в Казани на бюджетные средства? Все сокращают, упрощают, удешевляют, но так же нельзя. Понятно, что это их работа, но нужен какой-то баланс. Да и отдавать проектирование на откуп одному только „Татинвестгражданпроекту“ неправильно. Что, нет других проектировщиков, которые специализируются на каких-то направлениях? Нужна же конкуренция, а не монополия, от этого проигрывают все», — считает один из наших собеседников.
Отметим еще одно наблюдение наших инсайдеров: когда на посту главы минстроя был Фарит Ханифов, он и Айзатуллин довольно редко встречались на совещаниях, предпочитая делегировать вопросы своим заместителям. И это вполне может быть сигналом непростых отношений двух руководителей. В конце концов, при Файзуллине глава ГИСУ присутствовал на совещаниях в минстрое практически всегда.
Еще один штрих к портрету: Айзатуллина считают достаточно жестким руководителем (но иначе, пожалуй, на этом посту и невозможно). «Цепкий, всегда отвечает за свои слова, как говорится, за свой „базар“: скажет — значит, сделает, — говорит один из наших источников. — И вот хоть разругайся с ним, но никогда никакой подставы, обид, интриг: дело прежде всего. С ним можно договариваться и на него можно рассчитывать: не „отскочит“, не „переобуется на ходу“».
Наши собеседники высказали и ряд наказов новому министру. В среде девелоперов ждут от профильного министерства Айзатуллина поддержки по созданию в районах новостроек социальной инфраструктуры — детские сады, школы в строящихся жилых комплексах. С одной стороны, такие меры увеличивают привлекательность жилья, с другой — позволяют вводить больше квадратных метров. Это плюс с точки зрения реализации национального проекта «Жилье и городская среда» — региону проще выполнить «план Путина». Жизненно необходимо «расшивать» узкие места по сетям и дорогам. Есть запрос на продление действия программ льготной ипотеки, и хорошо бы еще повысить ее доступность — 6,5% годовых все равно дорого. Кроме того, застройщики обращают внимание на излишнюю «лютость» проверяющих — с 1 января 2021 года избавленных благодаря коронавирусу от штрафов строителей снова начнут «кошмарить». Но ведь всем понятно, что эти затраты лишь увеличивают расходы, вынуждают нести судебные издержки и прямо влияют на цену «квадрата». А с точки зрения проектирования и согласования проектов девелоперы ждут от нового министра более прозрачных правил игры.
***
Таким вышел портрет Марата Мансуровича у редакции «БИЗНЕС Online» и наших экспертов. Мы уже писали в начале недели при назначении Айзатуллина, что целый ряд отраслевых игроков и высокопоставленных чиновников (причем из разных, так сказать, команд) дали очень высокую оценку новому министру, вплоть до того, что они ожидают серьезного прорыва в строительной отрасли Татарстана. Дескать, Минниханов фактически 10 лет спустя получил на данном посту новую реинкарнацию Хуснуллина. Так это или нет, покажет время. Ну а читателям мы традиционно предлагаем высказаться в комментариях.
Марат Мансурович Айзатуллин родился 15 декабря 1977 года в городе Буинске Татарской АССР. В 2001-м окончил Казанский государственный энергетический университет по специальности «электроснабжение (промышленных предприятий, городов)». В 2011 году получил диплом КФУ по специальности «юриспруденция».
2000–2003 — главный механик РТО «Татводоканал».
2008–2010 — главный специалист – энергетик, заместитель начальника управления по ремонту и содержанию дорог и мостовых сооружений ГУ «Главтатдортранс».
2010–2013 — управляющий делами, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ.
С 2013 года — директор государственного казенного учреждения «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан».
С 2014 года — генеральный директор некоммерческой организации «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан».
С 5 октября 2020 года — министр строительства и ЖКХ РТ.
Награжден почетной грамотой министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, благодарностью министра транспорта РФ, почетной грамотой министерства транспорта РФ, почетной грамотой президента РФ.
Женат. Воспитывает двоих сыновей и дочь. Увлечения: хоккей, охота, рыбалка.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 238
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.