Презентованные на «Казаньоргсинтезе» с большой помпой два года назад печи пиролиза стоимостью 3,5 млрд рублей до сих пор официально не запущены. Все это время завод судится в арбитраже с Ростехнадзором, пытаясь получить ЗОС и ввести наконец в строй оборудование. Проверяющие не обнаружили в проектной документации схему трубопроводов, питающих печи взрывоопасным газом, и усомнились в безопасности объекта. Как развивается очередная схватка нефтехимиков и надзорного органа, узнал «БИЗНЕС Online».
Больше года ПАО «Казаньоргсинтез» не может официально ввести в строй четыре новых печи пиролиза на заводе этилена (на комплексе Э-200)
«сердце завода» и мечты о «пропановой схеме»
Больше года ПАО «Казаньоргсинтез» не может официально ввести в строй четыре новые печи пиролиза на заводе этилена (на комплексе Э-200). Современные печи производства компании Technip Benelux B.V. из Нидерландов стоимостью порядка 3,5 млрд рублей, которые после запуска призваны были заменить 10 устаревших печей, повысить производительность установок получения этилена, безопасность технологического процесса, а также снизить расходы на производство продукции, до сих пор не получили официального одобрения властей. Запустить печи мешает бумажная волокита — Ростехнадзор (РТН) отказал предприятию в выдаче заключения о соответствии (ЗОС) построенного объекта, поскольку углядел ошибки в проектной документации. Корреспондент «БИЗНЕС Online» на днях побывала на одном из заседаний.
Но для начала немного предыстории. Морозным ноябрьским утром 2018 года на казанский завод-этиленник пожаловала внушительная правительственная делегация. В честь 60-летия со дня основания «Казаньоргсинтеза» предприятие презентовало четыре новые печи пиролиза. Символический пуск печей состоялся в присутствие премьер-министра Республики Татарстан Алексея Песошина, мэра Казани Ильсура Метшина, генерального директора АО «ТАИФ» Альберта Шигабутдинова, председателя совета директоров ПАО «Казаньоргсинтез» Руслана Шигабутдинова и генерального директора ПАО «Казаньоргсинтез» Фарида Минигулова. На фото запечатлены замерзшие, но счастливые лица генералитета — Минигулов и Шигабутдинов-старший жмут на символическую кнопку, Шигабутдинов-младший довольно поднимает вверх большой палец правой руки.
«Завод этилена — это ключевой элемент „Казаньоргсинтеза“, а печи пиролиза — это фактически его сердце. На новый печной блок придется практически половина выработки нашего этилена. Объект серьезный, дорогостоящий, потребовал значительных инвестиций, но печь осталась бы грудой металла, если бы не было нашей команды. Наши сотрудники есть самый ценный актив „Казаньоргсинтеза“», — заявил Руслан Шигабутдинов с праздничной трибуны. «Новые печи пиролиза будут работать гораздо эффективнее, обеспечат более устойчивую работу и соответствуют всем экологическим стандартам», — добавил Минигулов. Торжества по случаю юбилея продолжились в КРК «Пирамида», были вручены государственные награды.
Символический пуск печей состоялся в присутствии Алексея Песошина, Ильсура Метшина, Альберта Шигабутдинова, Руслана Шигабутдинова и Фарида Минигулова
Строительство новых печей проводилось с мая 2017 года. Разработчиком базового проекта и поставщиком оборудования выступила компания из Нидерландов — Technip Benelux B.V. Новые печи имеют производительность 72 т этилена в час. Для сравнения: суммарная мощность 10 старых печей, которые отработали на заводе почти 40 лет, составляла только 66 т в час.
Таким образом, ввод новых мощностей должен был увеличить выход этилена до 19 тыс. т в год с учетом прежних объемов сырья. Но, что еще более важно, новые печи позволяют увеличить объемы переработки этан-пропанового сырья. Это принципиально важный момент для КОСа. Многие годы завод испытывает трудности из-за дефицита этана, который ему поставляет «Газпром». В этой связи было принято решение «о пропановой схеме», т. е. нужно было дефицитный этан заменить на пропан-бутановую фракцию: стоит она дороже, но зато в ней нет дефицита. Стоимость замены печей пиролиза компания прямо никогда не озвучивала, но есть информация о том, что проводимая модернизация позволит «окупить вложенные 3,45 миллиарда рублей за 4,5 года». Вероятно, это и есть стоимость переоборудования печей.
Планировалось, что после ввода новых печей в эксплуатацию 8 старых будет выведено из работы и демонтировано, а две продолжат работу. Как ранее писали СМИ, окончательно объект был готов к 17 июля 2019 года. В отчете предприятия за 2019-й также сообщается, что четыре новые высокоселективные печи пиролиза, спроектированные и поставленные компанией Technip Benelux B.V., уже «введены в эксплуатацию».
Как это возможно без получения ЗОС? Очень просто: как и в случае с КГПТО на ТАИФ-НК, печи работают под соусом «режима пуско-наладки», который формально возможен и без документа надзорного органа. Источник на предприятии, знакомый с ситуацией, подтвердил, что печи пиролиза на «Казаньоргсинтезе» действительно работают в формате комплексного опробования. Срок работы в таком режиме законодательно не очерчен, что позволяет предприятию эксплуатировать оборудование и без разрешительной документации. Также источник нас заверил, что печи работают исправно, никаких нареканий к ним не возникало. Случаи эти не уникальны — в советские годы (80-е прошлого века), например, третья очередь производства ПНД (полиэтилена низкого давления) на КОСе также работала в режиме комплексного опробования около 1,5 года.
«Наши сотрудники есть самый ценный актив «Казаньоргсинтеза», — заявил Руслан Шигабутдинов с праздничной трибуны
«То есть на протяжении 10 проверок этих замечаний у Ростехнадзора не было?!»
А теперь отправимся в зал судебного разбирательства, где 1 октября 2020 года побывал наш корреспондент. Там в настоящее время идет очередной этап препирательства КОСа и Ростехнадзора по поводу невыдачи последним того самого ЗОС. На судебном заседании мы услышали следующую фабулу.
После завершения строительства печей в августе 2019 года КОС обратился в Ростехнадзор. Специалисты ведомства должны были оценить, соответствует ли завершенный строительством объект требованиям технического регламента и проектной документации. На этом этапе у контрольного органа замечаний не нашлось, что и было зафиксировано в акте проверки от 30 августа 2019 года. С этим документом 9 сентября 2019-го «Казаньоргсинтез» обратился в контрольное ведомство, чтобы получить тот самый ЗОС. Ждать, согласно законодательству, нужно было недолго — 10 дней.
Однако дело застопорилось: ни через 10, ни через 20 дней документа компания так не получила. 24 октября КОС с удивлением для себя узнает, что «положительный» приказ от 30 августа отменен. Позже на предприятии станет известно, что Ростехнадзор — без повторного выезда на предприятие — 25 октября 2019 года выписал новый акт проверки, в котором уже содержится ряд замечаний и предписаний. На КОСе такие новости самой собой восприняли в штыки.
После завершения строительства печей в августе 2019 года КОС обратился в Ростехнадзор
«Эти замечания не были выявлены на протяжении всего периода строительства! — удивлялась в суде представлявшая КОС Ольга Черенкова. — Об этих замечаниях мы услышали впервые, а эта проверка была 11-й по счету! То есть на протяжении 10 проверок этих замечаний у Ростехнадзора не было?!»
Что же такого нашел Ростехнадзор? Выдержки из второго «отрицательного» акта проверки есть в материалах на сайте арбитража. Основные претензии контрольного органа заключаются в том, что в проектной документации подробно говорится о конструкции самих печей, а вот про трубопроводы, по которым к этим печам будет подаваться газ и другие продукты, нет практически ничего. К примеру, на участке подачи этана в проектной документации указана только точка подключения, диаметр трубопровода и материал, из которого выполнен трубопровод. Однако не выполнен расчет прочности трубопровода, не указана толщина стенки трубопровода, не представлена схема прокладки трубопровода этана до точки подключения. Схожие претензии у проверяющих возникли и по другим трубопроводам, по которым к печам (или от печей) идет пар, питательная котловая вода, топливный газ, пирогаз, азот. Т. е. печи оказались сами по себе, а трубы — тоже, как бы повисли в воздухе.
«На бумаге, в проекте этих трубопроводов нет. Ни расчетов, ни общей схемы линейных объектов, ни геометрии — как они проходят, ни расчетов толщины стенок, ничего нет, есть только точки подключения трубопровода. Но ведь это опасный производственный объект!» — удивлялась в суде начальник правового отдела Ростехнадзора Анна Пуряева. Она уверена, что и печи, и трубы должны присутствовать в проектной документации единым объектом. Безопасность объектов, которые будут построены по такому проекту, должны были оценить в Главгосэкспертизе, но по факту в проект попали только печи.
Такой факт: в положительном заключении Главгосэкспертизы перечислены объекты, которые предстоит построить в рамках проекта. Из того, что относится к трубопроводам, там можно найти только «технологические эстакады». «„Технологические эстакады“ — это только палочки, штативы, на которых эти трубы (а она не одна, их много), размещаются», — аргументировала Пуряева. — Приволжское управление Ростехнадзора увидело, что нужно отменять, положительный акт не соответствует действительности. Мы увидели, что в проектной документации есть не все то, что построено».
Борис Петров сразу разглядел промах и велел срочно отменить первоначальный акт проверки (от 30 августа) и составить новый — с претензиями
ворох исков
Черенкова пояснила суду, что этих данных, согласно позиции завода, и не должно находиться в проектной документации. «Все эти расчеты имелись, и в проектной документации они содержаться просто не должны, они есть в рабочей документации, были приобщены к материалам дела, — заявила представительница КОСа. — Во-вторых, есть письмо, которое написала Главгосэкспертиза, что наша позиция правильная, эти расчеты ими были проверены и они не должны содержаться в проектной документации. А если бы им дополнительно понадобилось их проверить, то они бы их запросили, но они в них не нуждались!»
Однако в Ростехнадзоре уверены в обратном (ссылка на ст. 48 Градостроительного кодекса РФ) — столь важные сведения о трубопроводах, несущих взрывоопасные вещества, обязательно должны присутствовать именно в проектной документации.
Как сообщил «БИЗНЕС Online» источник, знакомый с ситуацией, изначально рядовые сотрудники РТН упустили этот момент, но, когда бумаги попали на стол к тогдашнему руководителю Ростехнадзора Борису Петрову, он сразу разглядел промах и велел срочно отменить первоначальный акт проверки (от 30 августа) и составить новый — с претензиями. Источник пояснил, что второй акт писали в большой спешке, кое-где формулировки приказа вышли «корявыми».
25 октября Ростехнадзор написал уже второй акт по той же самой проверке, не выезжая на предприятие. КОС также потребовал через АС РТ признать недействительными результаты этой заочной проверки. Завязалось еще одно арбитражное дело. Судья Наталья Бредихина встала на сторону КОСа, в июне 2020 года она вынесла решение: признать результаты второй «отрицательной» проверки Ростехнадзора от 25 октября 2019 года недействительными. Вместе с тем решение Петрова об отмене первого «положительного» акта проверки от 30 августа 2019-го судья отменять не стала. Мол, руководитель приказ издал — сам же его и отменил, имеет право, нарушения здесь никакого нет.
9 сентября 2020 года 11-й арбитражный апелляционный суд оставил решение Бредихиной без изменения. Это еще больше запутало ситуацию — оба акта проверок оказались отменены, а ЗОС, как говорится, и ныне там. Представители КОСа на заседании суда дали понять, что намерены обжаловать это решение в Арбитражном суде Поволжского округа, но на момент публикации жалоба на сайте суда не отразилась.
В ходе заседания также стало известно, что КОС даже обращался в прокуратуру с тем, чтобы обязать контрольный орган выдать им ЗОС, но желаемого не получил. Напротив, 24 апреля 2020 года Петров демонстративно выписал решение об отказе в выдаче ЗОС. Это в свою очередь также стало поводом для адвокатов КОСа, чтобы настрочить новые заявления в арбитраж.
Вот уже больше года стороны обивают пороги арбитражных судов, но воз, т. е., простите, печи, и ныне там
«Оспорено было все»
Таким образом, татарстанская Фемида сейчас рассматривает сразу несколько исков. «Оспорено было все: и приказ, и действие по изданию приказа, и акт, и действие по изданию акта, и предписание, и действие по изданию предписания. В итоге отменили предписание, акт не подлежит оспариванию», — описывала Пуряева масштаб битвы. Юрист РТН предложила объединить дела, поскольку все они об одном и том же. Но пока все ждут, что же решат судьи в кассации.
Юрист РТН Пуряева уверена, что КОСу все равно придется дорабатывать документацию, представлять ее в Главгосэкспертизу, а уже потом (если все будет в порядке) снова обращаться в Ростехнадзор за получением ЗОС.
— Чтобы ни Ростехнадзор, ни судьи не несли ответственность за то, что там [на заводе] пойдет что-то не так, — пояснила представитель контрольного органа.
Она заверила участников заседания, что независимо от решения кассационной инстанции при нынешнем раскладе дел Ростехнадзор не намерен выдавать ЗОС, а может только выдать предписание в новой редакции.
В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» глава правового отдела РТН пояснила, что, хотя ключевые решения по этому делу принимались еще во времена правления Петрова, нынешний и. о. руководителя ведомства Родион Карпов придерживается по этому вопросу того же мнения. Более того, непримиримую позицию поддерживают и в Москве, на уровне федерального Ростехнадзора.
Пуряева считает, что КОС при желании давно мог бы решить проблему — быстро и «бескровно», обратившись в Главгосэкспертизу и внеся коррективы в документацию. Но нефтехимический гигант по какой-то необъяснимой причине решил пойти по пути наибольшего сопротивления — вот уже больше года стороны обивают пороги арбитражных судов, но воз, т. е., простите, печи, и ныне там.
«БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 152
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.