В Казани компаний по доставке еды несколько лет назад фактически не существовало. Но теперь в этой сфере царит сверхконкуренция, утверждает в интервью "БИЗНЕС Online" один из пионеров этого бизнеса владелец ООО «Экспресс Фуд» Олег Саушин.
Олег Саушин работает под брендом «Мастер Пицца» |
«РЫНОК ДОСТАВКИ БУКВАЛЬНО ВАЛЯЛСЯ ПОД НОГАМИ»
- Олег Викторович, с чего вдруг вы решили заниматься пиццей и ее доставкой?
- Сразу после окончания университета я попал на работу в «Макдоналдс», прошел там большой отбор и оказался в первой группе из четырех человек, которая открывала первый ресторан в Казани. Нас обучали в Нижнем Новгороде и в Москве - мы работали там в ресторанах, потом приехали в Казань и здесь открывали «Макдоналдс» на улице Баумана, а потом как менеджеры занимались набором молодого состава и готовили их. Где-то примерно через месяц после открытия я ушел, потому что не сложились отношения с одним вышестоящим руководителем - в «Макдоналдсе» надо очень много прогибаться. Но это дало хорошую практику по работе в общепите. А потом в марте 2004 года мы с моим хорошим товарищем Рустемом Салаховым взяли первый кредит - 300 тысяч рублей (сумасшедшие деньги для меня тогда были) - и открыли фирму. Нашли небольшое помещение на улице Комарова, сделали маленький цех (без кафе). На кредитные деньги закупили оборудование в Москве. В Казани же тогда вообще ничего не было. А первую доставку пиццы мы сделали 27 мая 2004 года.
- Получается, вы были первыми, кто стал доставлять пиццу на дом?
- Еще до того, как мы открыли свою фирму, мне в руки попало рекламное предложение о доставке пиццы - появилась какая-то фирмочка, хотя долго она не просуществовала. Но эта мысль, как зацепка, осталась у меня в голове. Все складывалось – и опыт в общепите, и пустующий рынок… Когда создаешь бизнес, ищешь нишу, которая не занята, а на тот момент ниша доставки пиццы и еды была свободна и буквально валялась под ногами. Тем более знаешь, что в Москве и других крупных городах это давно работает, почему бы не попробовать? Может быть, доставка чего-то там была. Еду из ресторанов всегда доставляли еще с советских времен – с таксистами. А вот такая коммерческая доставка, городская – ее не было. Так что можно сказать, что мы первыми были.
- Как определялись с рецептами?
- Вроде бы пицца – ничего особенного. Но нужны хорошие руки, хорошие продукты и хороший рецепт. Ну и печка, конечно. Мы брали самые разные варианты итальянских пицц, перерабатывали их немного. Потому что пицца – это народная еда, идея в этом. Каждый ее делает по-своему. Может быть, поэтому люди-то и любят нашу пиццу. Мы не используем какие-то экзотические ингредиенты. Когда мы открылись, у нас было всего семь или восемь пицц в ассортименте. Сейчас их штук 30. Потихоньку что-то добавляем, расширяем.
Олег Саушин: «Вроде бы пицца – ничего особенного. Но нужны хорошие руки, хорошие продукты и хороший рецепт» |
«Я ОДИН РАБОТАЛ И ЗА ГРУЗЧИКА, И ЗА ЭКСПЕДИТОРА, И ЗА ДИСПЕТЧЕРА, И ЗА ВОДИТЕЛЯ»
- Как начинали продвигать свое дело на рынке?
- Естественно, денег на рекламу никаких не было, но надо же было до людей как-то донести информацию о нас. С первой рекламой, как помню, мы пошли по не совсем правильному, с юридической точки зрения, варианту – начали вешать объявления на столбах. Наняли бригаду ребят. И, в принципе, это эффект-то дало, люди увидели и заказы пошли.
- Когда окупились первые вложения?
- Как по графику я должен был оплачивать кредит три года, так я его и заплатил. Сколько потом было кредитов, я уже сосчитать не сумею, «Окушки», на которых доставляли пиццу, например, покупал в кредит. Знаете, под какие проценты давали деньги? Под 25 - 27 процентов! Одновременно в нескольких банках. Приходил в очередной банк, меня спрашивали: «Есть кредиты другие?». Я говорю: «Нет». А на самом деле уже сбился со счета, сколько этих кредитов было. Ну, слава Богу, я со всеми рассчитался, не было такого, чтобы я банки обманул.
- Как быстро удалось раскрутиться?
- Первые полгода было совсем трудно, приходилось работать по 16 часов в день. Я один и за грузчика, и за экспедитора, и за диспетчера, и за водителя был, со мной еще жена работала – она пекла пиццы. Потом я стал вкладывать в рекламу все свободные деньги, и дела пошли лучше, заказы стали прибавляться. Еще через год работы, в декабре 2005 года я открыл уже полноценное кафе в «Савиново», отсюда же сейчас идет доставка пиццы. Тогда этот торговый комплекс только открылся после реконструкции, мы сидели в углу, никто к нам не заходил. Но опять-таки выручала доставка, и за счет этого какой-то оборот существовал. Пару-тройку месяцев мы раскачивались, а потом потихоньку дела стали налаживаться. А год назад я открыл кафе в «Бахетле» на Ямашева и еще детское кафе «Лукоморье» на втором этаже в «Савиново».
- А почему название - «Лукоморье», почему не раскручиваете дальше свой бренд «Мастер Пицца»?
- «Лукоморье» - заведение совсем другого формата. Это детское кафе, где продают блины, пирожки, мороженое, есть детский уголок.
Производство пиццы - доходный бизнес, особенно когда правильно организована торговая точка |
«СУШИ-РОЛЛЫ? ВСЕ РАВНО ЛЮДИ ИДУТ «НА ПИЦЦУ»!»
- Доставка или кафе – что больше дает выручки?
- Кафе все равно больше приносит, но и доставка тем не менее себя оправдывает, так как получается «два в одном»: на одной площади, на одних расходах «сидят» два бизнеса, так выгоднее.
- А сколько сегодня в Казани компаний по доставке пиццы?
- Честно говоря, я уже не считаю. Первое время я очень переживал, но после пятого конкурента я плюнул. В принципе, мы заняли определенную нишу.
- Как сами считаете, какую долю на рынке занимаете?
- Если брать сектор доставки пиццы, наверное, процентов 20. У нас плюс в чем - практически все меню кафе идет в доставку, и люди об этом знают. Кто-то бизнес-ланчи заказывает, кто-то просто еду, кто-то суши-роллы и пиццу. Большинство фирм по доставке возят только что-то одно. А я вот постепенно пришел к тому, что нужно все возить. В принципе, это себя оправдывает: чем шире ассортимент, тем лучше.
- Какую часть занимает пицца, а какую суши-роллы и прочая еда?
- Ну, пицца занимает процентов 60 - 70. Все равно люди идут «на пиццу». Суши появились года два назад, свою нишу в продажах они тоже заняли, но небольшую, поскольку пока нет места для их производства. Из кафе «Лукоморье» мы организовали доставку суши, совершенно под другим брендом, называть который я бы сейчас не хотел.
- Не было желания стать франчайзи какой-нибудь известной сети?
- Такого желания нет, честно говоря, не вижу в этом смысла на данный момент.
- А создать франчайзинг свой сети «Мастер Пицца» не думаете?
- Пока нет, сейчас у меня другие цели. Есть планы открыть еще одно-два кафе «Мастер Пицца».
ЖАРА – В РУКУ
- Недавно ушел с рынка один из ваших известных конкурентов по доставке еды - «Мир суши». Как вы сами можете это объяснить, есть какие-то предпосылки на рынке?
- В кризис 2008 года грохнулись очень многие компании, рестораны позакрывались. У меня тоже фирма очень сильно «просела» в феврале-марте 2008 года. Но то, что у меня бизнес «два в одном», позволило удержаться. А после 2008 года снова пошел подъем. 2009 - 2010 годы – новая волна, на каждой улице появилось по два-три автосуши. Суши ведь буквально «на коленке» можно делать – нужны только руки и рисоварка. Так что если вы спрашиваете про «Мир суши», может быть, какие-то другие, неэкономические причины были. Казань не тот город, из которого нужно уходить.
- То есть вы не чувствуете спада?
- У нас все стабильно идет. Я анализирую все выручки-продажи за последние пять-шесть лет. Необычайный рост был летом и осенью 2010 года, я связываю его с аномальной жарой летом прошлого года. Обычно она действует угнетающе и люди не едят, но тогда жара была настолько угнетающей, что люди, наоборот, шли в какие-то здания, в кафе, чтобы посидеть под кондиционером, или заказывали еду домой, чтобы не готовить. У нас был какой-то необычный рост, который выбивался из обычной тенденции. В этом году – нет, все вернулось на свой круг. И сейчас я практически знаю, в какой месяц какая у меня будет выручка.
- Какие-то альянсы, взаимовыручка с конкурентами существует, или наоборот, конфликты, вытеснения?
- Да, нет, альянсов никто не предлагает, конфликтовать особо не с кем. Конкурируем больше в плане рекламы. Особенно запомнилось, как два года назад пришла компания «Два берега». Какие-то сумасшедшие деньги они потратили на рекламу и, как я думаю, вытеснили других, но я удержался. Первое время выручка уменьшилась, но потом я все вернул. Наверняка, люди попробовали их пиццу, сравнили… Может быть, кто-то стал заказывать и тут и там. У нас есть определенный сегмент покупателей, которые заказывают пиццу только у нас. Людям нравится определенный вкус. Например, у нас есть пицца «Мясной удар», у нее специфический вкус, присущий только этой пицце. Назвать ее можно как угодно – "мясной удар", "взрыв", "бум", но именно такого сочетания у конкурентов нет, хоть тресни.
РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТЕ – ДЕШЕВО И ЭФФЕКТИВНО
- Каким образом еще продвигаетесь на рынке?
- Года два уже работает наш сайт, на нем можно посмотреть ассортимент и сделать заказ на доставку. В поисковой системе в интернете он стабильно стоит на второй позиции при запросе «доставка пиццы».
- Сколько заказов приходит из интернета?
- Процентов 20 - 30 заказов у нас уже приходит онлайн, то есть человек сам заполняет заказ, он приходит к нам, мы выполняем.
- Насколько эффективна, на ваш взгляд, реклама в интернете?
- Самая эффективная на данный момент по соотношению цена-эффективность. Реклама на ТВ и радио уже себя не оправдывает. Поэтому сейчас больше занимаюсь продвижением своего сайта в интернете. Сайт приносит конкретные заказы.
- Сколько тратите на рекламу?
- До этого года тратил на рекламу очень много - 50 - 70 тысяч рублей в месяц, сейчас гораздо меньше, потому что реклама в интернете значительно дешевле обходится.
- Кто основной покупатель?
- Ну, в основном это люди за 20 - 30 лет, кто работает, может позволить себе недешевое удовольствие – потратить порядка 500 рублей на пиццу или какую-то другую еду.
- Сколько пицц продаете в день?
- Не хотелось бы говорить, это такая информация деликатная… Какую-то нишу мы занимаем, она держится, есть сезонные колебания – зимой растет, летом падает, зима-весна – самое хорошее время.
- Бывают какие-то нестандартные пожелания? Например, может человек заказать пиццу по своему рецепту?
- У нас предусмотрен такой вариант. Человек может сам создать пиццу, указав, какие именно ему нужны ингредиенты, назвать ее по-своему, тоже самое при заказе онлайн. Но это редко бывает. А нестандартные заказы? Квадратные пиццы не заказывали (улыбается). Каких-то экзотических ингредиентов тоже не припомню. Мы не претендуем на какую-то элитарность, ориентированы на обычных людей с обычным вкусом, которые являются, на самом-то деле, основными потребителями с максимальным охватом.
«В ДОСТАВКЕ ЕДЫ ГЛАВНОЕ – ЭТО ДОСТАВКА»
- Поговорим о транспортной составляющей бизнеса. Как осуществляется доставка?
- Доставка - это половина дела, можно что угодно фантастическое создать, но если ты это не доставишь вовремя, то ничего не получишь. Доставка – это большой «геморрой». В самом начале я купил в кредит две «Окушки», но в течение нескольких месяцев они были обе разбиты, одну я восстановил, вторая полностью ушла в небытие. После этого я понял, что покупать собственный транспорт бесполезно. И сейчас мы работаем с наемными водителями на их машинах. Их достаточно много, но в день работает двое, трое, четверо человек.
- Какой срок доставки?
- Cрок доставки у нас формально один час, но в этот срок мы не всегда укладываемся, так что обычно говорим клиентам: «Час – час двадцать». Если и в это время не укладываемся, то делаем скидку.
- В случае опоздания кто несет расходы – водители или фирма?
- Если водитель нормально работает, он ни при чем, с нашими сумасшедшими дорогами, особенно зимой, это практически нереально.
- С какими районами особенно много проблем?
- От нас трудно бывает добраться в центр и на Горки.
- А бывает, что отказываете?
- Да, мы не возим, например, в Юдино, на Жилплощадку. Это очень отдаленные районы. Но проблемы с доставкой бывают. Самое главное в службе доставки – это сама доставка. Хорошо, что сейчас появились электронные карты, они есть у диспетчера, водители смотрят, это им помогает, конечно. Но здесь основная хитрость - как стимулировать водителей. Мы практикуем сдельную оплату, которая зависит от дальности заказа, определенные бонусы есть ежедневные, но с момента начала работы стоимость доставки в стоимости пиццы выросла значительно.
- И сколько она составляет? Половину стоимости, больше?
- Ну, нет, не больше, тогда бы вообще не было смысла работать (смеется – ред.).
- Часто из-за пробок случаются опоздания?
- Честно – часто. Это у всех так. Кто скажет: «У нас все идеально вовремя», - не поверю. Семь лет я работаю, и самое главное, как я понял, - это доставка. Свой парк содержать нереально: и дорого, и неэффективно. Если бы была возможность, как в южных странах, на мотороллерах пиццы развозить, но у нас этого не будет из-за погодных условий.
- Есть какие-то интересные разновидности этого бизнеса за рубежом?
- Что касается доставки – нет. Мотороллеры - понятно, что это нереально, поэтому чего тут фантазировать. А вот, например, печи. У нас обычные, а есть печи конвейерные: пицца печется во время прохождения по ленте. Такая печь больше места занимает, и процесс технологический другой, но плюс в том, что за время прохождения пиццы по конвейеру при определенной температуре достигается идеальная прожарка, что на обычной печке сложнее. Вот об этом я мечтаю.
Олег Саушин: «Когда мы открылись, у нас было всего семь или восемь пицц в ассортименте. Сейчас их штук 30. Потихоньку что-то добавляем, расширяем» |
«В МАЛОМ БИЗНЕСЕ ПРИХОДИТСЯ ЗАНИМАТЬСЯ НЕ САМИМ БИЗНЕСОМ, А ЕГО ПРИКРЫТИЕМ»
- За эти годы менялись ваши подходы к ведению бизнеса?
- Начинаешь на все смотреть философски, задумываться о том, что всех денег не заработаешь. Особенно когда нет какой-то сумасшедшей финансовой подпитки, а каждый рубль приходится отрабатывать и с процентами отдавать банку.
- На что тратите свободные деньги и вообще любите тратить?
- Лишних трат стараюсь не совершать, все свободные средства уходят на поддержание бизнеса, личное - на втором плане.
- Свою пиццу сами кушаете?
- Конечно.
- Каждый день?
- По необходимости. Иногда что-то пробую, иногда, когда дома есть нечего, беру с собой.
- А своих проверяете? Делаете заказы инкогнито?
- Ну, нет, они же знают, что это я! И потом на сайте, в кафе есть книги жалоб, иногда знакомые что-то говорят.
- Тот же «Макдоналдс» периодически «тайного посетителя» практикует.
- В одно время мне это было интересно, но я проверял не доставку. «Тайный посетитель» приходил в кафе. Но человек беспристрастно все равно не может оценить. Вот он идет и настроен все равно по-своему – кто-то скептически, кто-то, наоборот, слишком лояльно.
- Как походит ваш день?
- Большую часть времени приходится заниматься внешней стороной бизнеса – налоговая, пенсионный, соцстрахи, проверки. Реально половину времени занимают контакты со всеми этими структурами. С вывесками нас сейчас допекают. В малом предприятии приходится заниматься не самим бизнесом, а его прикрытием, чтобы к нему не могли подкопаться. Это в крупном бизнесе – сидит директор в офисе, у него там на каждую работу есть определенный человек, который может заниматься планированием, анализом, отчетами. А тут половину времени и даже больше приходится решать вопросы, которые мешают существованию бизнеса. Слава Богу, ввели электронную отчетность в налоговой, но давление не ослабевает, все время придумывают что-то новое.
Клиент может сам придумать пиццу, указав любые сочетания ингредиентов, даже назвать ее по-своему |
«КАМЕНЬ» В ПИЦЦЕ
- Бывают казусы с покупателями?
- Жалобы, естественно, бывают, и при доставке их больше. В основном – на скорость доставки. Если мы действительно виноваты, то или деньги возвращаем, или бесплатно привозим. А полгода назад был такой случай - будете смеяться, но после такого можно и веру в людей потерять. Звонит женщина и говорит: «Я зуб сломала, в вашей пицце был камень». Мы подумали: ну, все может быть, как-то с мукой проскочил. Мы ее попросили принести. Притаскивает вот такой «кирпич» (показывает – ред.) и свой зуб несчастный. У нас сразу недоверие возникло, но я ее отправил к знакомому стоматологу. Врач - молодец, в ходе беседы она выяснила, что зуб женщина сломала в четверг, а пиццу заказала в субботу. И вот так решила за наш счет починить зубки. Но потом, видимо, поняла, что проболталась, и больше не приходила. Я слышал, что многие люди подкладывают стекло, насекомых, волосы. Это тоже возможно. Но на самом деле больше половины жалоб чисто психологические, ничем не обусловленные. Кто-то просто приходит в кафе поскандалить, настроение плохое, хочется выместить свою злобу.
- Вы сами решаете конфликтные ситуации?
- Нет, у меня есть два опытных администратора. Еще иногда звонят, говорят: «Мы поели вашу пиццу, и нам стало плохо». Начинаем выяснять, что ели они в два часа дня, а плохо стало ночью. Спрашиваем: «Неужели ничего больше не ели за весь день?». Говорят: «Нет». Но такого же не бывает. Для общепита самое неприятное – это качество. Но мы принципиально покупаем только качественные продукты. Есть предложения купить просроченные товары задешево, но мы никогда не идем на это. Можно сэкономить рубль, но потерять намного больше.
- А где закупаете продукты?
- Овощи - на рынках, у нас под боком магазин «Перекресток» - какие-то мелочи покупаем там.
- В какую сторону будет развиваться рынок доставки в будущем?
- Если готовить об авто-суши, то они идут по пути увеличения количества таких заведений, этот бизнес не требует больших вложений и много места - открывай и работай. Пиццерия – это сложнее, здесь нужно оборудование, создание полноценного кафе. Рынок доставки пиццы поделен, есть несколько игроков, которые на нем стабильно работают. Так что, думаю, развитие здесь будет идти в сторону количественного роста и качественного улучшения работы. Не исключаю, кстати, что может появиться доставка пирогов. В Москве популярна доставка под брендом «Осетинские пироги». Доставка продуктов питания у нас очень слабо развита. Еще в Москве набирает обороты кейтеринг, когда хоть в лесу, хоть на берегу реки компания берется подготовить полноценный ресторанный обед. Привозится все – от еды до вилок и хрустальных бокалов. В Казани такие компании также начали появляться.
- Почему в городе нет доставки татарской национальной еды, выпечки?
- Думаю, причина в том, что татарские хозяйки сами умеют хорошо готовить, зачем им заказывать треугольники или губадью?
- Как вы думаете, что должно произойти в обществе, чтобы люди перестали готовить дома, а стали бы заказывать еду по телефону?
- Все зависит от количества состоятельных людей. У нас их пока недостаточно. И потом у татар в менталитете заложено готовить дома, и я ничего плохого в этом не вижу. А вот в Москве «офисная» часть людей давно питается в кафе, ресторанах и заказывает готовую еду домой.
Визитная карточка руководителя Саушин Олег Викторович Родился в 1972 году. Должность: директор ООО «Экспресс Фуд», работает под брендом «Мастер Пицца». Образование: незаконченное артиллерийское училище, высшее – КГУ, экономический факультет, специальность «финансовый менеджмент». Карьера: менеджер в «Макдоналдсе», коммерческий директор ООО «Гарантия качества», директор ООО "Экспресс Фуд". Семья: женат вторым браком, четверо детей. Визитная карточка компании Дата создания: 2004 год. Направление: производство и доставка пиццы, выпечки, суши, горячей еды, закусок. Кафе «Мастер Пицца» в ТК «Савиново» и ТК «Бахетле» (проспект Ямашева), кафе «Лукоморье» в ТЦ «Савиново». Количество сотрудников: 25 человек. Средний размер чека: 500 рублей. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.