Согласитесь, большая разница для селян: продать свою продукцию, выращенную трудом и потом, по 150 рублей за килограмм или по 700 рублей? Наверное, один этот пример исчерпывающе показывает преимущества кооперативов, которые работают сегодня во всех районах Татарстана. Кооперативы выпускают мясную, молочную и другую продукцию, причем настоящую, вкусную, экологически чистую…
Такую продукцию производят кооперативы
ВМЕСТЕ ВЫГОДНЕЕ
Ни для кого не секрет, что в Татарстане большое внимание уделяется развитию агропромышленного комплекса. Так что отнюдь не случайно в нашей республике в нынешнем году (а он, согласитесь, очень и очень непростой) собрали лучший за последние 12 лет урожай зерна — 5,45 млн тонн.
Хорошим подспорьем для работающих на селе татарстанцев давно стали гранты фермерам и сельхозкооперативам, субсидии личным подсобным хозяйствам. Минсельхозпрод РТ не первый год продолжает программу поддержки начинающих сельхозобъединений. Селяне хорошо знают, что кооперация — очень действенный инструмент, если хочешь расширить свое хозяйство, увеличить продуктивность его производства, надежно обеспечить свою семью. За такое дело берутся, как правило, мужчины, которые крепко стоят на ногах. И они понимают, что все-таки в одиночку получится реализовать далеко не все замыслы, а вот в складчину, объединившись, можно и самое современное оборудование купить, и, скажем, корма приобрести оптом по куда более выгодной цене… Выйдет даже эффективно решить самую, наверное, сложную проблему сельхозпроизводителей — сбыт своей продукции. Не зря у предпринимателей есть присказка: сделать-то я сделаю, а вот попробуй-ка продай!
Газета «БИЗНЕС Online» решила выяснить, как работает в разных районах Татарстана система сельхозкооперации и какова поддержка со стороны государства в рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Зампредседателя правления кооперативов «Нижнекамский» Евгений Абрамов
ПРОДАТЬ ПО 150 РУБЛЕЙ ЗА КИЛОГРАММ ИЛИ ПО 700 РУБЛЕЙ — РАЗНИЦА БОЛЬШАЯ
В Нижнекамском районе созданы и слаженно работают два кооператива с одним названием — «Нижнекамский». Почему два, нам рассказал заместитель председателя правления обоих кооперативов Евгений Абрамов: «Первый наш кооператив — потребительский, второй — сельскохозяйственный. Чем они отличаются? Потребительский желает купить дешевле, а сельскохозяйственный, наоборот, хочет продать дороже. Соответственно, и в том, и в другом случае пайщики, члены наших кооперативов получают выгоду. Например, в потребительском товары можно приобрести в складчину — больше и по более низкой цене, чем если бы ты покупал один. А в сельскохозяйственном ты можешь свою продукцию — скотоводческую или ту, которую вырастил на земле, — продать подороже».
Продукция кооператива «Умырзая»
Евгений Алексеевич пояснил это на конкретном примере: «Так, наш СПК „Нижнекамский“ выиграл грант Минсельхозпрода РТ на строительство мясозабойного цеха. И наши пайщики от этого выиграли. Например, мы сами решаем, коров какой породы закупать и где. При этом, если ты будешь покупать одного теленка, он обойдется тебе, условно говоря, в 30 тысяч рублей. А кооператив приобретает в каком-либо племенном фермерском хозяйстве, допустим, сразу 100 телят. Подобное позволяет снизить, уронить закупочную цену, например купить по 25 тысяч. То же самое с кормами. То есть наши пайщики экономят на закупке и телят, и кормов… А потом свою продукцию могут благодаря кооперативу реализовать гораздо выгоднее. Потому что продавать будут не просто живым весом, а через кооператив, где после забоя отдельно предлагают покупателям полутуши, отдельно язык, отдельно внутренние органы и так далее. Поэтому стоимость окажется выше той, которую можно получить, если продаешь живым весом. Грубо говоря, если живцом ты продаешь по 150 рублей за килограмм, то в разделанном виде цена может доходить до 700 рублей за килограмм. Разница большая. И такие преимущества предоставляет для своих членов кооператив».
Еще один пример от Евгения Алексеевича касается молочного направления: «Допустим, в одном личном подсобном хозяйстве 5 коров, в другом только 2, в третьем 10… Но любое ЛПХ вряд ли сможет купить танк-контейнер, чтобы собирать и хранить молоко, потому что он стоит дорого. И возить молоко от 2 или даже от 10 коров на молокозавод тоже невыгодно. А объединившись в кооператив, несколько ЛПХ может купить сборочный танк-охладитель, машину-молоковоз, которая будет собирать молоко и возить на молокозавод. То есть в складчину это окажется выгодно. При этом еще благодаря поддержке Министерства сельского хозяйства Татарстана можно получить субсидии, гранты…»
Новый урожай – 2020
СЭКОНОМИТЬ ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ И ОПЕРАТИВНО ЗАХОДИТЬ НА РЫНОК
В Тукаевском районе работает кооператив «Якты Куль». Его председатель Ильмир Валиуллин рассказал, что создать кооперацию, объединить людей было непросто: «Но нам очень сильно посодействовали в Минсельхозпроде РТ и Центре компетенций по развитию сельхозкооперации. Они помогли и в целом с пониманием этого вопроса, и с анализом деталей, тонкостей кооперации, подсказывали, как правильно организовать такую работу. В нашем случае именно они оказали ключевое содействие. Так что нам удалось объединить в нашем кооперативе около трех десятков фермеров. Половина уже активно работают, остальные еще в процессе — кооператив подбирает им продукцию, а также рынок».
Ильмир Фаридович тоже на конкретном примере показал, как работает кооператив: «Например, мы продаем разделанную, переработанную продукцию. То есть берем тушку курицы, бройлера, разделываем ее, коптим и продаем. Но сами выращивать кур не можем — это отдельная работа, для нее нужна специальная фермерская команда, которая конкретно этим будет заниматься. Станет закупать цыплят, выращивать, кормить… Кооперация в нашем формате — это когда одни фермеры выращивают курицу, другие забивают, третьи — это как раз наше звено — перерабатывают и четвертые продают, реализацией тоже мы занимаемся. Это такой колоссальный цикл, где каждый этап самостоятельный, глубокий, сильный. Вот в чем преимущество кооператива — у одного человека просто не хватит денег, сил и времени, чтобы реализовать все четыре цикла. А кооперация позволяет распределить: кто-то делает одно, кто-то другое, кто-то третье… Подобное позволяет сэкономить время и деньги и оперативно заходить на рынок».
«Такая диверсификация, особенно в нынешнее непростое время, на практике очень эффективна, — говорит Ильмир Фаридович. — Потому что взяться за все сразу никаких сил не хватит. Это только со стороны может показаться, что все просто, но на самом деле в каждом процессе надо участвовать самому, вникать, анализировать… Само работать ничего не будет! А кооперация как раз дает преимущества, позволяет участникам и ассортимент своей продукции расширять, и об эффективности производства думать, и хорошие рынки сбыта искать. Результат — экономическая выгода для всех членов кооператива».
Председатель кооператива «Умырзая» Сабинского района Рамиль Гарипов
НИКОГДА НЕТ ТАКОГО, ЧТО «ИЗВИНИТЕ, МЫ СЕГОДНЯ НЕ РАБОТАЕМ, НЕ БЕРЕМ ВАШУ ПРОДУКЦИЮ»
О преимуществах объединения сельхозпроизводителей говорит и председатель перерабатывающего сбытового сельскохозяйственного потребительского кооператива (ПССПК) «Умырзая» Сабинского района Рамиль Гарипов: «Мы закупаем скот, забиваем и продаем мясо. У нас есть члены кооператива — товаропроизводители, которые выращивают скот, откармливают. Я, поскольку занимаюсь следующим звеном — убоем и реализацией мяса, — покупаю скот в первую очередь именно у них, причем на 5–10 рублей дороже. Конечно, членам кооператива подобное выгодно. Так что это первое преимущество кооператива. Кроме того, поставщики могут обратиться в любое время — и весной, и летом, и осенью, и зимой, и 31 декабря, и 1 января — и не знают отказа. Никогда нет такого, что „извините, мы сегодня не работаем, не берем вашу продукцию“. Второе преимущество: я расплачиваюсь со всеми своими поставщиками, и с крупными, и с мелкими производителями, сразу, безо всяких проволочек».
Рамиль Рашитович сообщил: «Раньше у нас был только убой и реализация мяса, говядины тушами и полутушами. А в этом году мы своими силами построили обвалочный цех и начали делать полуфабрикаты, брусковое мясо. Так что планируем даже еще повысить цену на живой скот от наших товаропроизводителей, потому что теперь появилась такая возможность. А еще мы за три года тоже своими силами приобрели нужную технику для перевозки живого скота, а также туш и мяса».
Рамиль Рашитович также не без гордости добавил: «Основной рынок у нас — Москва и Подмосковье. Так что мы вышли даже за пределы родной республики».
Продукция кооперативов продается в удобной упаковке
КООПЕРАТИВ РАЗВИВАЕТСЯ, ПЛАНЫ ГРАНДИОЗНЫЕ
Перерабатывающий сбытовой сельскохозяйственный потребительский кооператив «Фермер» работает в Мамадышском районе. Председатель кооператива Марс Юнусов рассказал «БИЗНЕС Online»: «Мы занимаемся сбором молока. И у членов нашего кооператива скупаем молоко по 22 рубля за литр. Им выгодно!»
Марс Мидхатович говорит и о проблемах: «Наш пример лишний раз показывает, что сельхозкооперативы нужны, полезны. Тем более что сегодня на селе проблем немало — не хватает механизаторов, доярок. Но, наверное, такие проблемы по всей России. Трудно сказать, как будет дальше, кто станет работать на полях. Показывают беспилотные комбайны, трактора, которые сами могут выехать в поле и сами там работать. Но пока это больше похоже на сказку. В нашем Мамадышском районе много холмов, это не как казахстанские или оренбургские бескрайние просторы. А еще наши поля пересекает федеральная трасса, комбайну приходится переезжать через нее. Как тут беспилотник справится?»
«Я производством занимаюсь уже 20 лет, опыт большой. В минсельхозе меня знают, огромное спасибо, помогают. Кооператив развивается, планы грандиозные, — с удовольствием поделился Марс Мидхатович. — В этом году мы выиграли грант Минсельхозпрода РТ и сегодня строим небольшой цех по мясопереработке, возводим двухэтажное здание. Если все пойдет нормально, на следующий год, надеюсь, запустим. Будем выпускать полуфабрикаты из вкусного, экологически чистого мяса. А то сейчас нередко продают те же пельмени якобы с мясом, а в нем чего только нет. Известно, что хорошее здоровье человека во многом зависит от здоровой пищи. Поэтому мы будем выпускать пельмени, котлеты и так далее из настоящего мяса».
К слову, тех, кто решился, но не знает куда и как, охотно проконсультируют в Министерстве и Центре компетенций по развитию сельхозкооперации по единому номеру 8-800-444-16-70. Могут помочь и с документами, и с бизнес-планом, есть даже готовые «коробочные» решения, и все абсолютно бесплатно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.