Вчера на заседаниях двух комитетов в Госсовете РТ обсудили принятие бюджета республики на ближайшую трехлетку. Предстоит жесткая экономия, тем не менее социалку обещают не ужимать. О том, как Марат Ахметов сомневался в светлом будущем сельского хозяйства и интересовался судьбой работников с низкими зарплатами, почему вспоминали Егора Гайдара и как Марат Галеев просил отреагировать на публикацию нашего издания о КАЗе, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Ключевой темой Мидхат Шагиахметов (на фото с Аллой Анфимовой) назвал повышение занятости. Число безработных с начала года выросло на 68 тыс. человек — в сентябре эта цифра составила 78,6 тысячи
БЕЗРАБОТНЫХ В 2 РАЗА БОЛЬШЕ, ЧЕМ РАБОЧИХ МЕСТ
На прошедшем вчера в Госсовете РТ заседании комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству депутаты обсудили проект закона «О бюджете Республики Татарстан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». С основным докладом выступил министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов.
Темп роста ВРП Татарстана в 2021-м прогнозируется на уровне 3,9%, отметил спикер. Росту экономической активности в ближайшие три года должно способствовать увеличение объемов промпроизводства и торговли, обеспечивающих более половины прироста ВРП в 2021-м. В числе основных факторов спикер назвал постепенное увеличение нефтедобычи в рамках соглашения ОПЕК.
Министр отметил, что в указанный период ожидается рост потребительской активности: темпы роста оборота розничной торговли прогнозируются на уровне 2,1–2,5%. Увеличивается и доля электронной торговли, чему способствует открытие в республике новых логистических хабов.
В числе работающих инструментов по привлечению инвестиций и созданию рабочих мест министр назвал территории опережающего развития, функционирующие в пяти моногородах. В рамках предстоящей трехлетки в рамках ТОСЭРов планируется создание более 6 тыс. новых рабочих мест и привлечение более 22 млрд рублей инвестиций. Новыми резидентами должна прирасти и ОЭЗ «Алабуга»: к концу 2023 года их число должно вырасти до 66, объем осуществленных инвестиций — на уровне 155 миллиардов. Объем средств на создание и развитие индустриальных парков и промплощадок на территории РТ составит 9,3 миллиарда. На поддержку туристической деятельности планируется направить 71,3 млн рублей, детей первых трех лет жизни специальными продуктами детского питания — 158,2 млн рублей.
Дополнительным вкладом в экономику РТ должна обернуться и реализация нацпроектов. По прогнозу, к 2023 году оборот малых и средних предприятий должен вырасти до 1,7 трлн рублей (против 1,5 трлн в 2019-м).
Поддержке МСП спикер уделил особое внимание: в 2021 году на эти цели будет направлено 1,2 млрд рублей, из них 200 миллионов — за счет субсидий из федерального бюджета. И это неудивительно: в сфере малого и среднего бизнеса работает треть занятого населения республики — более 532 тыс. человек.
Ключевой темой министр назвал и повышение занятости. Число безработных с начала года выросло на 68 тыс. человек — в сентябре эта цифра составила 78,6 тысячи. Количество вакансий при этом в 2 раза ниже: их около 40 тысяч. К концу года число безработных, впрочем, должно снизиться — таков прогноз министерства труда.
Лутфулла Шафигуллин сослался на оценку минэкономразвития РФ, согласно которой кризис текущего года на федеральном уровне не приобрел системного характера
СПАД СОСРЕДОТОЧЕН В СЕКТОРЕ МСБ
Заместитель министра финансов РТ Алла Анфимова прошлась по основным показателям бюджета на 2021-й и на плановые 2022–2023 годы. По словам Анфимовой, при формировании бюджета на ближайшие годы была проведена оптимизация непервоочередных расходов. Но выплата зарплат, обеспечение медикаментами и другие первоочередные социально значимые мероприятия, по ее словам, сокращаться не будут. Сценарные условия формирования доходной части бюджета на 2021 год следующие: цена на нефть — $43,3 за баррель, курс доллара — 78 рублей, инфляция — 4%.
«Сначала хотела остановиться на текущем исполнении бюджета. За 9 месяцев 2020 года, по отчетным данным, налоговые и неналоговые доходы поступили в консолидированный бюджет республики в объеме 171,9 миллиарда рублей, в том числе в бюджет республики — 140,3 миллиарда рублей», — отметила выступающая.
Цифры, впрочем, звучали серьезные: относительно аналогичного периода 2019 года снижение составило 33,9 млрд рублей, или 16%. Основная причина снижения — волатильность цен на нефть, курс доллара и пандемия. С учетом федеральных средств общий объем доходов консолидированного бюджета республики за 9 месяцев составил 222 млрд рублей. С учетом только республиканских — 191,6 миллиарда.
Выступавшей досталась порция критики от депутата Романа Мугермана и других коллег. Мол, зачем нам эти сухие миллиарды, вы объясните значение этих цифр? Или слайды покажите. Действительно, уловить на слух безоценочное перечисление сухой и не сопровожденной слайдами статистики было делом непростым.
Председатель комитета Лутфулла Шафигуллин сослался на оценку минэкономразвития РФ, согласно которой кризис текущего года на федеральном уровне не приобрел системного характера. Экономический спад в большей степени сосредоточился в секторе малого и среднего бизнеса и не распространился на системообразующие отрасли, отметил он, поинтересовавшись у министра, схожая ли ситуация наблюдается в РТ.
Ответ был положительным. Шагиахметов напомнил, что системообразующие предприятия РТ могли получить льготные кредиты, был введен мораторий на банкротство и приняты многие другие меры, благодаря которым системного кризиса удалось избежать. На помощь остальным предприятиям, по его словам, направлен второй пакет мер поддержки.
Пользуясь случаем, после заседания корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у министра судьбой письма, которое предприниматели из ТПП РТ написали в адрес Шагиахметова (а в дальнейшем планировали довести и до президента республики). В нем они просили предусмотреть для малого и среднего бизнеса пакет мер, облегчающий им отмену «вмененки» — единого налога на вмененный доход, а именно: снизить ставки режима УСН. Министр ответил, что вопрос прорабатывается, и в качестве альтернативы назвал патентную систему. Закон о патентах, по его словам, сейчас рассматривается и уже рассмотрен в первом чтении: он предусматривает расширение перечня субъектов МСБ, которые могут пользоваться этим режимом.
«Это практически будет соответствовать той категории, которая сегодня работает на „вмененку“. Увеличиваются торговые площади, площадь зала. Поэтому такая работа у нас сейчас ведется. Я думаю, что в ближайшее время мы еще раз окончательно с бизнесом соберемся и отработаем дальнейшие шаги», — добавил глава минэкономики РТ.
Кто-то из зала попытался было пожаловаться на плохие озимые, но Марат Ахметов возразил: «Нет, пока неплохие»
«РЕЗКОЕ СНИЖЕНИЕ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ БАЗЫ»
Сидевший в президиуме экс-министр сельского хозяйства Марат Ахметов адресовал коллеге сразу два вопроса.
«Мидхат Рафкатович, к вам. В начале года Рустам Нургалиевич (Минниханов — прим. ред.) обращал внимание отраслевых министерств на наличие предприятий, имеющих среднюю заработную плату ниже минимальной оплаты труда, — напомнил он. — Мы в течение вот этого ушедшего периода имеем еще хуже состояние или какое-то улучшение?»
Шагиахметов, впрочем, был осторожен, отметив, что «резкого изменения нет». Зато есть, по его словам, сильное снижение налогооблагаемой базы. «И мы сейчас активно эту работу проводим с каждым предприятием. Действительно, здесь должен быть индивидуальный подход. Потому что даже в одной отрасли предприятия имеют разные совершенно показатели эффективности», — заметил спикер. Пандемия, по его словам, оказывает на эту работу «негативное влияние».
Второй вопрос Ахметова касался оптимистичного прогноза по сельскому хозяйству. «Вы прогноз 102 процента (по отношению) к 2020-му рассчитываете на следующий год. Имея 5,5 миллиона тонн зерна и неплохой урожай сахарной свеклы. Дальше возможно будет расти республике, если еще более идеальных не станет погодных условий по прополке зерна и технических культур? Минсельхоз подтверждает эти цифры?» — поинтересовался он.
«Подтверждает», — ответствовал глава минэкономики.
Кто-то из зала здесь попытался было пожаловаться на плохие озимые, но Ахметов ему возразил: «Нет, пока неплохие».
Марат Галеев: «Самое ценное в этом деле — квалификация кадров. Если мы начнем их терять, назад будет вернуться сложно. Если сейчас развернутого ответа не получим, хотелось бы на сессии»
«АВИАЦИОННАЯ ОТРАСЛЬ С 90-Х ГОДОВ ТАК И НЕ ВСТАЛА НА НОГИ»
Сразу несколько вопросов поднял депутат Марат Галеев. Первый достался минпромторгу.
«Тимур Ильгизович! — обратился он к замминистра промышленности РТ Тимуру Саматову. — Я хотел сказать, что облик нашего высокотехнологичного машиностроения республики и Казани особенно формирует наличие авиационного комплекса. Это целый комплекс предприятий. Но есть такие, которые выпускают финишную продукцию. Поэтому остальные [от них] сильно зависят. Но эта отрасль у нас с 90-х годов так и не встала на ноги, на уровень хорошей рентабельности для работы, за исключением нескольких лет».
Галеев добавил, что ситуация складывается достаточно тревожная, связав это с тем, что авиационные предприятия не работают на свободный рынок — они зависят от заказа. Но имеющиеся штучные производства, по его словам, не могут дать предприятиям рентабельную работу. «Равно как и вертолетный завод имеет сокращения серьезные по сравнению с лучшими годами… Тем более на днях поступила в информационное поле информация о том, что сокращения планируют… Как-то это надо прокомментировать с точки зрения перспектив», — предложил он. Вероятно, речь шла о статье «БИЗНЕС Online»: буквально позавчера наше издание опубликовало материал о затруднительном положении казанского авиазавода. По сведениям нашего издания, работникам объявили об увольнении каждого 10-го. Сам авиазавод все отрицает.
«БИЗНЕС Online» опубликовал материал о затруднительном положении казанского авиазавода. Работникам объявили об увольнении каждого 10-го. Сам авиазавод все отрицает
«Потому что самое ценное в этом деле — квалификация кадров. Если мы начнем их терять, назад будет вернуться сложно. Это вопрос обширный, если сейчас развернутого ответа не получим, хотелось бы на сессии», — подытожил депутат.
О СХОДСТВЕ С 1991 ГОДОМ
Вторую серию вопросов-пожеланий Галеев адресовал заместителю министра финансов.
«Алла Леонидовна, вам по бюджету у меня пожелание. Я прекрасно знаю, что бюджетный процесс — это достаточно долгий, многомесячный марафон. И там очень трудно маневрировать по меняющейся ситуации. А она менялась. Вот перечисляли акцизы — неслучайно вы не назвали акцизы на табак. Они выросли очень сильно на днях с будущего года», — обратил он внимание.
Не учтен в бюджете и потенциальный возврат налогов на сверхвязкую нефть.
«По ним предполагается принципиальное решение (президент России подписал) — возврат частичных налогов. Но я прекрасно отдаю себе отчет в том, что это не учтено в бюджете и не могло быть, так как недавно все произошло. Поэтому на сессии все-таки с учетом подобного надо актуализировать информацию по бюджету, — наставлял выступающий. — Мы все же должны выходить на состояние сегодняшнего дня. А так, конечно, фактор неопределенности будущего года может быть сопоставим с 1991-м».
Тут Галеев сделал отсылку к тому, как при планировании бюджета на 1992 год министр экономики страны Егор Гайдар прогнозировал пятикратный рост цен: это было максимальным показателем. «Мы сделали несколько вариантов, заложили 15-кратный, он нам сказал: „Дурака не валяйте, больше пяти не будет“. По факту получилось 26. Это насколько была некорректная прогнозная оценка, видение федерального руководства тех лет! Ну тут ничего удивительного нет, это была, по сути, революционная перестройка», — вспоминал Галеев. Но и 2020 год с его сюрпризами, по мнению спикера, вполне способен продолжить нас удивлять.
Депутаты уже собирались расходиться, но напоследок прозвучало еще одно пожелание. Кто-то из представителей Общественной палаты предложил в случае ввода новых ограничений в связи с распространением второй волны более лояльно отнестись к малому бизнесу. Закрытие этой осенью малых предприятий для половины из них может стать причиной окончательного ухода с рынка, уверен спикер. В качестве одной из мер он, в частности, предложил разрешить работу предприятий общепита «с минимизированным посещением» — например около 10 человек в день.
Азат Хамаев посоветовал Алле Анфимовой приготовить презентацию, т. к. такой объем информации очень сложно воспринимать на слух
ЭКСПОРТ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СЫРЬЯ УВЕЛИЧИЛСЯ ПОЧТИ В 2 РАЗА
Следом прошло заседание комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике. Бо́льшую часть времени собравшиеся выслушивали и обсуждали как раз вопрос по поводу бюджета республики на следующий год. Первым слово взял заместитель министра экономики Олег Пелевин. Он повторил цифры, озвученные на предыдущем комитете Шагиахметовым. Пелевин особо отметил агропромышленный комплекс. Так, объем продукции сельского хозяйства в 2020-м должен составить 268,5 млрд рублей, а производства пищевой продукции — 197,9 млрд рублей, что почти на 20 млрд рублей больше, чем в прошлом году. Ожидается, что к 2023-му оба этих показателя увеличатся почти на 50 млрд рублей.
Экспорт же продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья по сравнению с прошлым годом увеличился почти на $70 млн — с 137 млн до 204 миллионов. Такой резкий скачок, как указано в докладе Пелевина, был связан с существенно возросшим уровнем продаж продукции масложировой отрасли, т. е. «Нэфис» помог. Если на 14 октября 2019 года Татарстан продал ее на $79 млн, то на 14 октября 2020-го — на 140 миллионов.
Отдельно Пелевин упомянул о халяльной продукции. Сейчас такой товар в республике выпускают более 70 производителей, а общий доход превышает 7 млрд рублей. Часть продукции уходит на экспорт, в основном в Казахстан, и татарстанские организации на этом заработали $1,5 миллиона. Сумма небольшая, но Пелевин отметил, что к 2024 году эти доходы должны вырасти до $5 миллионов.
Далее выступила Анфимова. Она сообщила, что в бюджете республики на следующий год предусмотрены существенные расходы и в сферах, курируемых комитетом. Так, на раздел «Охрана окружающей среды» будет выделено 975,5 млн рублей, из них больше половины — 544,7 млн — направят на реализацию федерального проекта «Оздоровление Волги». На раздел «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в следующем году из бюджета поступит 1,185 млрд рублей. На развитие сельского хозяйства будет выделено 13 млрд рублей, а еще около 2 млрд рублей пойдет на поддержку малых форм хозяйствования, таких как ЛПХ, КФХ.
Как и на предыдущем комитете, выступление Анфимовой, судя по выражению собравшихся, депутатам не сильно понравилось — председатель комитета Азат Хамаев посоветовал ей приготовить презентацию, т. к. такой объем информации очень сложно воспринимать на слух.
После один из депутатов спросил у Анфимовой, сколько же средств выделят на нацпроект «Экология». Замминистра ответила, что предусмотрены средства в размере 1,045 млрд рублей.
Депутат также поинтересовался, почему на следующий год в бюджете исключена финансовая поддержка организаций, работающих с бездомными животными. «Из-за новизны методики у нас пока нет отчетности по количеству животных, находящихся в приютах. Она должна быть сформирована не позднее 15 января, и тогда же и будет определен нормативный объем средств. Это не значит, что мы сняли с себя данные полномочия — после определения объема все будет исполняться на уровне республики за счет дополнительных источников финансирования», — пообещала Анфимова.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 46
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.