Сразу для трех городов — Челнов, Альметьевска и Нижнекамска — Госкомитет РТ по тарифам установил новые цены на проезд в общественном транспорте. Теперь билеты на все его виды — автобус, трамвай, троллейбус — будут стоить 25 рублей Сразу для трех городов — Челнов, Альметьевска и Нижнекамска — госкомитет РТ по тарифам установил новые цены на проезд в общественном транспорте. Теперь билеты на все его виды — автобус, трамвай, троллейбус — будут стоить 25 рублей

«Тариф по городу не менялся года три-четыре»

Сразу для трех городов — Челнов, Альметьевска и Нижнекамска — госкомитет РТ по тарифам установил новые предельные цены на проезд в общественном транспорте. Теперь билеты на все его виды — автобус, трамвай, троллейбус — будут стоить 25 рублей, а разовую поездку по проездным билетам рекомендовано установить на уровне 20 рублей. Как отмечается в постановлении, которое было подписано 14 октября, новые правила вступают в силу по истечении 10 дней после официального опубликования.

Напомним, что последний раз проезд в Челнах повышался в мае 2017-го — тогда с 20 рублей его подняли до 22. При этом за полгода до этого транспортники направляли в госкомитет по тарифам пакеты документов, обосновывающие необходимость повышения стоимости до 23 рублей. Однако тогда согласительная комиссия госкомитета не приняла доводы транспортников.

Совладелец челнинского ООО «Пассажирские перевозки» Николай Тятюшкин считает, что и нынешнее подорожание уже сильно запоздало, хотя сразу оговаривает, что рост цен не зависит от предприятий, оказывающих транспортные услуги. «Обосновывает цены исполком, а не мы, — сказал Тятюшкин. — Я вообще от прессы второй раз слышу, что стоимость поднимается. Я не видел еще постановления. Нам его на электронную почту не присылали, а значит, пока нет причин поднимать. И потом, тарифный комитет только рекомендует поднять до 25 рублей. Это же необязательно, любой из перевозчиков может оставить тариф на прежнем уровне 22 рублей, если сочтет нужным, а может поднять до 23–24, но не выше 25 рублей».

Глава челнинских автоперевозчиков Николай Тятюшкин считает, что и нынешнее подорожание уже сильно запоздало, хотя сразу оговаривает, что рост цен не зависит от предприятий, оказывающих транспортные услуги Глава челнинских автоперевозчиков Николай Тятюшкин считает, что и нынешнее подорожание уже сильно запоздало, хотя сразу оговаривает, что рост цен не зависит от предприятий, оказывающих транспортные услуги

Впрочем, поводов не поднимать цену проезда почти нет. Не самым лучшим образом сказалась на перевозчиках ситуация с карантином, во время которого пассажиропоток сильно упал. Так, в Челнах в июне в сравнении с периодом до пандемии поток упал на 55% на трамваях и на 32% на автобусах. Сейчас, можно сказать, он восстановился до «коронавирусных» времен благодаря началу учебного года. Но транспортники не исключают, что при введении новых ограничений, массовом переводе на «удаленку» поток опять просядет. Согласно приведенным Тятюшкиным ценникам, сегодня литр горючего стоит 46,70 рубля. К зиме на заправки завезут дизтопливо с более высокой плотностью и, соответственно, стоимостью, которая будет рубля на 4 выше. «В 2018 году топливо стоило 27 рублей, а сейчас 46,70, — приводит пример перевозчик. — Исходя из этого, мы видим, насколько все поднялось».

Впрочем, по его мнению, в ситуации, когда многие горожане испытывают финансовые проблемы, тратить теперь на дорогу каждый день на 6 рублей больше — это все равно что резать по живому. «Да, я говорил все эти годы, что нужно добиваться поднятия цены, но речь больше шла о субсидировании проезда. Мы сегодня возим льготников за 12 рублей. Его дотируют до 15 рублей. Учитывая, что все валидаторы работают через ГЛОНАСС, они за свою услугу просят деньги, „Социальная карта“ — оператор по Татарстану — тоже хочет деньги. У нас остается 12 рублей от 22-рублевого проезда. Даже трамвайщикам до 18 дотируют, в Казани — до 20. А у нас нет — за 15 ездите. Вот на что нужно обращать внимание и давить! Но не в наших силах это», — сокрушается Тятюшкин.

С коллегой согласен и директор ООО «Нижнекамское ПАТП» Юрий Иванов, считающий, что изменения назревали давно. «Тариф по городу не менялся года три-четыре (в Нижнекамске он составлял также 22 рубля — прим. ред.). Менялась только стоимость социального проездного билета. Обещали, что с 1 ноября вырастет цена. После повышения больше будет выручки, но кардинально вопрос не решится. Потому что тариф низкий, он меньше уровня себестоимости. Но мы давно этого добивались, подавали документы. Гадать, как увеличится выручка, трудно из-за ограничений по поездкам. В городе практически не осталось автобусов, которые работают по маршрутам. Мы обслуживаем 8 из 10 маршрутов на 15 автобусах, 2 маршрута обслуживает челнинская компания „Альбатрос“», — обрисовал ситуацию Иванов.

В челнинском ООО «Электротранспорт» сразу признали, что с 1 ноября поднимают проезд до 25 рублей. «Сложная экономическая ситуация, все дорожает, нужно зарплату поднимать людям. Представляете, что значит три года зарплату не поднимать? Электроэнергия дорожает. Мы стали миллионов на 10 больше платить за нее, чем три года назад», — прикинул директор предприятия Рашид Шамсудинов.

Рашид Шамсудинов: «Сложная экономическая ситуация, все дорожает, нужно зарплату поднимать людям. Представляете, что значит — три года зарплату не поднимать?» Рашид Шамсудинов: «Сложная экономическая ситуация, все дорожает, нужно зарплату поднимать людям. Представляете, что значит три года зарплату не поднимать?»

Решат Тазетдинов, и. о. директора Альметьевского троллейбусного управления, не исключает, что после повышения на первом этапе будет некоторый спад пассажиропотока, но в дальнейшим он вернется. «Мы все прекрасно понимаем, что повышается абсолютно все: от стоимости горюче-смазочных материалов, заканчивая продуктами питания, услугами. Чтобы наше предприятие функционировало и двигалось дальше, мы вышли с предложением об увеличении тарифа. Ничто на месте не стоит, некая индексация должна происходить. В последний раз было повышение в прошлом году, тогда тариф поднялся до 22 рублей. Но тогда по безналичному расчету билет стоил дешевле — 20 рублей. С ноября безналичный и наличный расчет приравняют к 25 рублям», — прокомментировал Тазетдинов.

По словам собеседника, об увеличении выручки в связи с повышением тарифа речи даже и не идет, а лишь о сокращении убытков. Предприятие ежемесячно их несет. Заведомо понятно, что внутригородские пассажирские перевозки — это убыточное мероприятие. Впрочем, в Альметьевске параллельно запускается проект по единому проездному билету. Стоимость для физических лиц составит 1,3 тыс. рублей, безлимитный — 1,9 тыс. рублей. Это внутригородской проект в сотрудничестве с автобусным перевозчиком «АПОПАТ». Пассажир, вышедший на одной остановке, может пересесть в другой транспорт в течение определенного времени бесплатно. Если приобретать такой проездной с учетом 65 поездок, стоимость его будет составлять примерно 21,5 рубля. Гораздо выгоднее, чем покупать за наличный и безналичный расчет. Это инициатива главы района Тимура Нагуманова, которую вместе с АПОПАТ разработали троллейбусники.

Заместитель гендиректора «Альметьевского ПОПАТ» по экономике Диана Рашитова объясняет логику тарифного комитета тем, что стоимость повышают по фактическим затратам на ГСМ и на увеличение заработной платы водителям и кондукторам. «Мы ожидаем повышение тарифа за перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городе Альметьевске. Повышение тарифа связано с ежегодной инфляцией. Последнее повышение было в 2018-м. Больше ни на что рассчитывать не приходится», — говорит Рашитова.

В ПОПАТ также в ближайшем будущем планируют максимально уходить от наличности. «Планируем введение проездных билетов (лимитированных и безлимитных) для юридических и физических лиц.  В чем наш интерес? Повышение привлекательности общественного транспорта», — считает экономист предприятия.

В Нижнекамском ПАТП ситуация плачевная и напряженная: и автопарк требует ремонта, и количество автобусов пришлось сократить, пассажиры порой ждут автобус по часу В Нижнекамском ПАТП ситуация плачевная и напряженная: и автопарк требует ремонта, и количество автобусов пришлось сократить, пассажиры порой ждут автобус по часу

 «В ЗАКАМЬЕ МОНОПОЛИСТЫ, ТАМ НЕТ БОЛЬШЕ НИКОГО. ЕСЛИ БЫ БЫЛО, КАК В КАЗАНИ — ПО ТРИ-ЧЕТЫРЕ ПЕРЕВОЗЧИКА НА МАРШРУТЕ…»

Казанские транспортники, глядя на ситуацию со стороны, считают, что их коллеги в Закамье уже давно живут на грани. Председатель ассоциация АТП РТ Сергей Темляков заметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что в Закамье еще в прошлом году должны были поднять тарифы. «В прошлом году перевозчики Казани и Нижнекамска подавали обращения в комитет по тарифам [с просьбой поднять стоимость проезда]. Но наш комитет по тарифам во главе с уважаемым Александром Груничевым имеет свое мнение, и городским перевозчикам тогда показали фигу. Тем самым вынудили Нижнекамское ПАТП, обслуживающее городские маршруты, находиться на грани выживания. Там ситуация плачевная и напряженная: и автопарк требует ремонта, и количество автобусов пришлось сократить, пассажиры порой ждут по часу. Одним словом, предприятие не живет — выживает».

Закроет ли поднятие тарифа до 25 рублей потребности Нижнекамского ПАТП? Кардинально нет, полагает Темляков. «Тариф низкий, он меньше уровня себестоимости, — говорит он. — Нынешнее повышение — давно ожидаемый шаг. Бюджет не хочет компенсировать затраты перевозчиков, единственный источник дохода у перевозчиков —  это тарифы, то есть деньги, которые за билет платят пассажиры».

В Казани ситуация не лучше, заявил глава ассоциации АТП РТ. «Если соответствовать приказам минтранса РФ и рассчитывать транспортную работу по контракту брутто, то в отрасли до нормативной работы (в том числе зарплат) не хватает еще около 5 миллиардов рублей, — подчеркнул он. — Либо тариф должен быть больше 50 рублей! Перевозчики понимают, что поднятие тарифа бременем ложится на пассажиров, поэтому перевозчики в том году и просили поддержку из бюджета! Сейчас же нам платят 20 рублей за перевозку льготников, каждый третий пассажир в автобусах — это льготник. Было бы замечательно, если бы бюджет за  перевозку льготника платил не 20 рублей как сейчас, а 30 рублей. Как платит за проезд обычный пассажир».

Генеральный директор ОАО «Казанское пассажирское автотранспортное предприятие №1» Леонид Наумов называет несколько причин повышения стоимости проезда в Закамье. В первую очередь сыграло свою роль снижение пассажиропотока. «Второй фактор — дорожают электроресурсы: топливо, запасные части. Да и зарплаты у водителей мизерные, все же разбегаются», — говорит он.

Рассказывая о работе своего предприятия, Наумов заметил, что, напротив, выступает даже за снижение тарифов. «Очень много перевозчиков, и есть те, кто лезет на уже отработанный маршрут. Например, существует маршрут Казань – Шали, который мы обслуживаем уже 40 лет. И вдруг сейчас появился перевозчик „Вокзал Восточный“, который ставит расписание раньше нашего на 10 минут. Мы раньше собирали 10 тысяч, а сейчас — тысячу рублей. И я ставлю вопрос: раз идут перевозчики, вместо того чтобы ездить пустыми, лучше снизить цену на 30 процентов, — говорит Наумов. — Просто в Закамье монополисты, там нет больше никого. Если бы было, как в Казани — по три-четыре перевозчика на каждом маршруте…»

По мнению собеседника, повышение стоимости проезда сейчас ни к чему не приведет, а только будет на руку так называемым неорганизованным перевозчикам.

Наиль Магдеев: «Месяц-полтора, и первая партия автобусов появится на городских маршрутах. Полумиллионный город должен иметь хорошее транспортное обеспечение» Наиль Магдеев: «Месяц-полтора, и первая партия автобусов появится на городских маршрутах. Полумиллионный город должен иметь хорошее транспортное обеспечение»

БЕСКОНЕЧНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛАПС

Отметим, что повышение цен накладывается на серьезные транспортные проблемы во всех трех закамских городах. Ситуация с большими автобусами в Челнах уже набила оскомину. С февраля город пересел с вместительных «НЕФАЗов» на маршрутки, т. к. 190 автобусов город вынужден был вернуть КАМАЗу, не потянув финансовую нагрузку. И теперь ситуация напоминает известный фельетон: если раньше были большие автобусы, но по 22 рубля, то теперь маленькие и по 25. Ситуация по транспорту в городе не улучшилась ни на йоту, хотя поначалу прорабатывалось несколько вариантов приобретения большеформатного транспорта. Рассматривались и минские «МАЗы», и ульяновские Simaz, и китайско-челнинский Lotos, и подмосковные LIAZ. На первом заседании горсовета автограда мэр Наиль Магдеев пообещал, что через месяц-полтора проблема будет решена.

«Уже собрана финансовая модель, которая в период эпидемии не могла быть реализована. Пассажиропоток упал до 30 процентов от обычного. На прошлой неделе и вчера состоялись беседы с руководством крупного автопроизводителя. Месяц-полтора, и первая партия автобусов появится на городских маршрутах. Полумиллионный город должен иметь хорошее транспортное обеспечение», — заверял мэр.

Однако перевозчики пока о пополнении парка даже не заикаются. «Пока нет приемлемых госпрограмм, цены на машины очень велики. Самое дешевое — это „ГАЗель Next City“, три штуки которых мы взяли. 2,7 миллиона она стоит. Потом идет „ПАЗ Вектор NEXT“ — 4,3 миллиона. „МАЗ“ на сегодня можно купить за 6,35 миллиона, а „НЕФАЗы“ — за 12 миллионов. И это цены на сегодняшний день. А наступит 2021 год, автоматически все цены процента на 2 взлетят», — приводит расчеты Тятюшкин. Поэтому пока челнинцам лишь приходится смотреть вслед уезжающим «НЕФАЗам», которые КАМАЗ продал с торгов. Так, партия из 10 автобусов ушла в Зеленодольск.

В Нижнекамске уже третий год пытаются реформировать систему общественного транспорта, но пока успехов не видно, о чем говорят постоянные жалобы горожан на длительные ожидания транспорта на остановках В Нижнекамске уже третий год пытаются реформировать систему общественного транспорта, но пока успехов не видно, о чем говорят постоянные жалобы горожан на длительные ожидания транспорта на остановках

В Нижнекамске уже третий год пытаются реформировать систему общественного транспорта, но пока успехов не видно, о чем говорят постоянные жалобы горожан на длительные ожидания транспорта на остановках. Власти Нижнекамска проводили опросы среди жителей, прибегали к помощи экспертов из Санкт-Петербурга, чтобы те составили план транспортной реформы в городе, однако все упиралось в суровую реальность, где автобусы ждут по часу, а перевозчик постоянно жалуется на убытки и отсутствие рентабельности. Впрочем, недавно в Нижнекамск пришел новый перевозчик из Челнов, до этого жителей города с горем пополам единолично возило ООО «Нижнекамское ПАТП».

В этом году транспортная проблема коснулась и Альметьевска. С началом эпидемии единственный автобусный перевозчик города прекратил обслуживание всех 7 маршрутов общественного транспорта, объясняя это потерей 70% пассажиропотока и 40% выручки. В образовавшиеся дыры исполком бросил муниципальные троллейбусы, но они оказались не в силах перевезти всех желающих. Теперь в Альметьевске обсуждают стартап — создание площадки для сборки троллейбусов для всего транспортного парка Татарстана.