Заседания Совета по культуре и искусству при президенте РФ прошло в привычном нынче онлайн-формате. Путин был у себя в Ново-Огарево, а маститые деятели культуры распределились по различным локациям Заседание совета по культуре и искусству при президенте РФ прошло в привычном нынче онлайн-формате. Путин был у себя в Ново-Огарево, а маститые деятели культуры распределились по различным локациям Фото: kremlin.ru

«МЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ, ЧТО МЫ СТРАНА ПОБЕДИТЕЛЕЙ»

Накануне заседания совета по культуре и искусству при президенте РФ его состав едва не пополнился первым иностранным участником. Сам Пласидо Доминго, гала-концерт в честь которого состоялся в субботу в Большом театре, рассказал российским журналистам, что получил такое предложение от Владимира Путина, но отказался, поскольку из-за загруженности не смог бы принять участие во вчерашнем совещании. Злые языки сразу же напомнили, что некогда великий тенор, а сегодня баритон, стал в последнее время персоной нон грата в некоторых странах и престижных оперных домах из-за обвинений в сексуальных домогательствах. Но речь не о нашей стране, здесь 79-летнего певца обожают, а на его концерт в Большом театре мировых звезд в условиях отсутствия регулярного авиасообщения между Россией и большинством западных стран привозили на частных самолетах.

В общем, вторничное мероприятие лишилось «легионерской» поддержки, впрочем, имена членов президентского совета в любом случае по большому счету внушают уважение. Совещание прошло в привычном нынче онлайн-формате. Путин был у себя в Ново-Огарево, а маститые деятели культуры распределились по различным локациям. Кстати, как оказалось, технические трудности бывают даже на «Zoom-вечеринках» у президента. Во всяком случае, когда выходивший в эфир из Александринского театра в Питере писатель Евгений Водолазкин просил о поддержке литераторов и книжной отрасли, его выступление сопровождал раздражающий гул.

Ну а пока глава государства сказал несколько дежурных слов в качестве приветствия. «Прежде всего хотел бы еще раз поблагодарить деятелей культуры за огромную духовную, моральную поддержку граждан России в сегодняшнее непростое для всех нас время, — заявил Путин. — Невзирая на все сложности, вынужденные ограничения, с которыми из-за эпидемии столкнулись наши музеи, театры, кинематограф, библиотеки, вы активно работали, предлагали совершенно новые творческие форматы, своим искусством, талантом создавали и продолжаете создавать в обществе атмосферу единения, укрепляете уверенность, что, несмотря ни на что, все наладится, жизнь продолжается». Также президент пообещал обсудить основные проблемы культурной сферы, меры поддержки, а также «законодательное раскрытие новых норм Конституции, связанных в первую очередь с вопросами культуры и просвещения».

Заранее извинившись, что не все участники совета успеют высказаться, Путин дал слово Владимиру Машкову. Худрук Театра Олега Табакова содержательности предпочел актерский пафос: «Культура, как и вся страна, столкнулась с трудностями, но мы не сдались и не собираемся сдаваться. При первой же возможности приступили к репетициям, с воодушевлением встретились со зрителями. И вы знаете, даже сейчас, когда разрешенное количество зрителей — 50 процентов, своими искренними эмоциями публика заполняет эту пустоту и дает нам понимание, что чувствует и любит нас. За всю историю наш народ прошел много испытаний. Мне кажется, необходимо помнить, что Россия — страна победителей, как бы долго мы к этой победе ни шли». Интересно, что после своего спича Машков, судя по всему, покинул высокое собрание, как тот самый мавр, во всяком случае ни разу не засветившись на Zoom-экранах.

Владимир Машков: «Даже сейчас, когда разрешенное количество зрителей — 50 процентов, своими искренними эмоциями зрители заполняют эту пустоту и дают нам понимание, что они нас чувствуют и нас любят» Владимир Машков: «Даже сейчас, когда разрешенное количество зрителей — 50 процентов, своими искренними эмоциями публика заполняет эту пустоту и дает нам понимание, что чувствует и любит нас» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЧТО КАСАЕТСЯ ЦИРКА, ТО Я УСЛЫШАЛ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ОБРАТИМ НА ЭТО ВНИМАНИЕ»

Пожалуй, с реплики Путина в ответ на выступление звезды сериала «Ликвидация» и началась содержательная часть мероприятия, где обсуждались проблемы культурных учреждений. «Вы [Машков] упомянули о том, что заполняемость на 50 процентов. Я думаю, что коллеги с пониманием к этому относятся, нам нужно сделать так, чтобы не закрыться совсем. Вы посмотрите, что в некоторых странах сейчас происходит: в Испании ввели жесткие ограничения — до мая. Поэтому я помню свои дискуссии с вашими коллегами, и мы будем делать все для того, чтобы учреждения культуры работали», — фактически здесь президент сказал едва ли не главные слова, подтвердив, что власти не собираются вновь закрывать музеи, театры и концертные залы.

Этим обстоятельством был явно обрадован директор Большого театра Владимир Урин, который на радостях честно признался в непростой ситуации с коронавирусом в главном театральном учреждении страны. «Утро у меня началось со сводки, что в театре болеют на сегодня 124 человека, то есть три с лишним процента от работающих в Большом театре. Это немалое количество людей, причем разных профессий: артистов, технических цехов и так далее», — сказал Урин, но добавил, что при этом с начала сезона (а это почти два месяца) здесь отменили только один спектакль из-за болезни артиста. Правда, сразу вспомнилось, что речь шла о «Доне Карлосе», после которого в больницу с COVID-19 слегли Анна Нетребко и Ильдар Абдразаков.

Просьба от директора Большого театра была вполне предсказуема: на фоне выпадающих доходов и спада зрительского интереса («люди боятся идти в театр») необходимо продумать меры поддержки для учреждений. «Я в данном случае имею в виду, конечно, адресную поддержку, понимание ситуации и так далее, тем более что мы понимаем — вероятнее всего, в таких условиях мы будем жить по крайней мере бо́льшую часть 2021 года. Что такая адресная поддержка понадобится — безусловно», — сказал Урин, на что Путин ответил: «То, что вы сказали, абсолютно ожидаемо. Наверняка коллеги еще к этому вернутся. Естественно, мы думаем о том, что сделать дополнительно и для той сферы, работу которой сегодня обсуждаем».

Владимир Урин: «Утро у меня началось со сводки о том, что в театре болеют на сегодняшний день 124 человека, то есть это три с лишним процента от работающих в Большом театре» Владимир Урин: «Утро у меня началось со сводки о том, что в театре болеют на сегодня 124 человека, то есть три с лишним процента от работающих в Большом театре» Фото: «БИЗНЕС Online»

Далее взял слово советник по культуре президента РФ Владимир Толстой, показавший хорошее знание проблем отрасли. Так, по его словам, после карантина не открылось 15% отечественных кинотеатров, рентабельность театрально-концертной деятельности может обеспечить лишь 75–80-процентная заполняемость залов, а кроме того, в России осталось всего лишь 2 тыс. книжных магазинов. Но Путин откликнулся на следующий пассаж своего советника: «Хотелось бы обратить внимание и на наш цирк. Артисты циркового жанра, особенно номеров с животными, оказались практически без зарплаты, они застряли в тех городах, где их застиг конвейер, и вместе с животными находятся там, иногда даже на кормление животных деньги найти очень сложно. Знаю, что сейчас министерство культуры и аппарат правительства решают эту проблему, возможно, и к вам обратимся за помощью, и из резервного фонда президента можно будет как-то… Животные уж точно не виноваты, и их надо кормить».

Президент России сказал: «Что касается цирка, то я услышал, обязательно обратим на это внимание. Животные, конечно, не виноваты. А летучие мыши тоже ни в чем не виноваты? Ладно, шучу».

Шеф Эрмитажа Михаил Пиотровский обратил на себя внимание не только речью, но и книгами на столе, одна из которых называлась «Не верь глазам своим». Одна из проблем, которую он затронул, — начинающееся уничтожение «уникальной отечественной школы научной реставрации, прекрасной системы подготовки кадров реставрации». Чтобы остановить этот процесс, по мнению Пиотровского, необходимо повысить возможности министерства культуры по контролю: «Нужно в каком-то виде, наверное, восстановить Росохранкультуру, может быть, в составе министерства культуры, возродить упраздненные полномочия сохранившихся еще реставрационных институций. У них были большие полномочия, сейчас меньше. Схема очень простая: стройка и реконструкция — министерство строительства, реконструкция с реставрацией — надзор министерства культуры, реставрация и госохрана — министерство культуры. Вот подобная схема может работать».

Одна из проблем, на которую Михаил Пиотровский обратил внимание — это начинающееся уничтожение «уникальной отечественной школы научной реставрации, прекрасной системы подготовки кадров реставрации» Одна из проблем, на которую Михаил Пиотровский обратил внимание, — начинающееся уничтожение «уникальной отечественной школы научной реставрации, прекрасной системы подготовки кадров реставрации» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕСУТ В ЕВРОПАРЛАМЕНТЕ ВСЯКУЮ ФИГНЮ ПО ПОВОДУ ОДИНАКОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГИТЛЕРА И СТАЛИНА»

Но самыми яркими накануне были выступления прекрасных дам. И тон задала председатель комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская, вечный претендент на пост министра культуры РФ. Для начала она рассказала, как на отрасль повлияли изменения в Конституции. «Наши коллеги (Михаил Борисович [Пиотровский], Александр Александрович [Калягин], Денис Леонидович Мацуев) стали инициаторами и авторами замечательной поправки, особенно важной для всех сегодня здесь собравшихся: „Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа, она поддерживается и охраняется государством“. Такую декларацию прав культуры в Основном Законе страны действительно невозможно переоценить. Абсолютно согласна с коллегами и, конечно, с вами, Владимир Владимирович, в том, что отныне с этого краеугольного камня должно начинаться возведение всех законодательных норм, так или иначе касающихся нашей культурной сферы», — сообщила Ямпольская.

Культура, как и образование, работает на отложенный результат, уверена глава профильного комитета Госдумы, и этот задел на будущее важнее сиюминутной статистики. По словам Ямпольской, бюджетные средства, выделяемые сейчас в качестве субсидии на исполнение госзадания, покрывают необходимые статьи расходов культурных учреждений далеко не в полном объеме: «У меня тоже предложение на ваше рассмотрение, уважаемый Владимир Владимирович. Я предлагаю закрепить в нашем законодательстве иной правовой статус бюджетных и автономных учреждений культуры, при котором сохранение культурных ценностей в библиотеках, музеях, архивах, а также поддержание творческого потенциала в творческих коллективах будет гарантированно обеспечено государством».

Председатель комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская рассказала, как на отрасль повлияли изменения в Конституции Председатель комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская рассказала, как на отрасль повлияли изменения в Конституции Фото: «БИЗНЕС Online»

А еще она напомнила, что книготорговле, театру, кинематографу, музеям, библиотекам мешает абсурдная возрастная маркировка произведений литературы и искусства: «„Тихий Дон“ — „18 плюс“. Роман включен в школьную программу, но, если его продадут или выдадут ребенку моложе 18, последует наказание. Астафьев, Шукшин, Гранин — „16 плюс“. „Ромео и Джульетта“ — „16 плюс“, героев к этому возрасту два года как не было в живых, а нашим детям нельзя о них даже читать. Библия, Евангелие, Коран — „16 плюс“. „Блокада Ленинграда“ Ольги Берггольц — „16 плюс“. Обратите внимание — это не рекомендации, как было в нашем с вами детстве, а императивы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность».

«Пока мы охраняем детей от „Тихого Дона“, у нас с вполне щадящей маркировкой выходят, например, такие книги, — возмущенно сообщила Ямпольская.  — Цитата из первой: „На долю поляков выпало немало бедствий, изнасилований и убийств: сначала нацистами, затем советскими солдатами“. Цитата из второй: „Советы были похлеще нацистов“. Вы, Владимир Владимирович, в своем интервью однажды сказали, что люди, которые не умеют ни читать, ни писать, несут в Европарламенте всякую фигню по поводу одинаковой ответственности Гитлера и Сталина, чушь это собачья… Я считаю, что нужно внести в закон об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне норму, запрещающую в публичных высказываниях отождествлять цели, решения и действия советского руководства, командования и военнослужащих с целями, решениями и действиями нацистского руководства».

«Я согласен с вашими предложениями, нужно аккуратно, конечно, но сделать, — ответил Путин. — Если в некоторых странах за отрицание геноцида армян предусмотрено уголовное наказание, нам сам бог велел, наверное, включать соответствующие механизмы для защиты правды о совсем недавнем прошлом».

Пианистка Екатерина Мечетина, которая частенько дает концерты с ГСО РТ, рассказала о том, что под угрозой находится существующая еще с советских времен система детских школ искусств Пианистка Екатерина Мечетина, которая частенько дает концерты с ГСО РТ, рассказала о том, что под угрозой находится существующая еще с советских времен система детских школ искусств Фото: kremlin.ru

Далее пианистка Екатерина Мечетина, которая частенько дает концерты с ГСО РТ, рассказала о том, что под угрозой находится существующая еще с советских времен система детских школ искусств. «Но у нас сейчас есть одна главная проблема, которая требует срочного решения, а именно: внедрение системы ПФДО, то есть персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, — сообщила Мечетина. — По условиям системы каждому ребенку выдается именной сертификат, дающий право на получение дополнительного образования. Он имеет конкретную стоимость, в каждом регионе свою, и выдается сроком на 1 год. В данную систему вовлечена уже бо́льшая часть регионов, и список ширится. Но к детским школам искусств с их полноценными многолетними образовательными предпрофессиональными и общеразвивающими программами этот сертификат неприменим из-за его стоимости и срока действия, он покрывает стоимость только групповых несложных занятий по типу кружков…  Цена сертификата, например, в Калининградской области — 4,7 тысячи рублей в год, а полноценная предпрофессиональная программа в среднем стоит более 40 тысяч в год. Разница на порядок». В общем, все это угрожает тому, что наши музыкальные школы сведутся к банальным кружкам. Путин заметил, что уже не в первый раз слышит о подобной проблеме, и даже не вполне удовлетворился ответом министра культуры РФ Ольги Любимовой, которая сказала, что вместе с минпросвещения занимается данным вопросом.

Наконец, запомнилась замдиректора института экономики РАН Валентина Музычук, которая буквально наехала на финансовые власти страны: «С начала бюджетной реформы в России сократилось количество культурно-досуговых учреждений на 13 тысяч единиц (почти треть), общедоступных библиотек — на 12 тысяч (почти четверть), детских школ искусств — на тысячу (это пятая часть) при той же численности населения. С 2018 года у нас инициирован очередной „крестовый поход“ на культуру. Речь идет о новой волне сокращений, связанных с так называемой реализацией плана оптимизации бюджетных расходов субъектов Российской Федерации. В методических рекомендациях минфина регионам настойчиво предлагается несколько вариантов сокращения сети и численности занятых в сфере культуры».

Надо сказать, что Путин отнюдь не во всем поддержал пыл Музычук. А в конце этой части совещания случился блестящий обмен репликами. «Владимир Владимирович, убить дракона можете только вы!» — сказала замдиректора института экономики РАН. «Давайте мы вместе будем его лечить, он нам еще пригодится», — парировал глава государства, видимо, в этот момент вспомнив не пьесу Шварца или перестроечный фильм Захарова, а слова своего советника Толстого о проблемах животных в цирках.

Руководитель «Мосфильма» Карен Шахназаров предложил включить в школьную программу просмотр советской классики кино: «Там нет секса, что может быть тоже важно» Руководитель «Мосфильма» Карен Шахназаров предложил включить в школьную программу просмотр советской классики кино: «Там нет секса, что может быть тоже важно» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НО ЭТО ПЕРЕДОВИКИ — ЛИПЕЦК, КАЗАНЬ, МОСКВА»

Был еще целый ряд выступлений. Так, глава СТД РФ и любимый многими артист Александр Калягин попросил о срочной поддержке негосударственных театров, а руководитель «Мосфильма» Карен Шахназаров предложил включить в школьную программу просмотр советской классики кино: «Там нет секса, что может быть тоже важно».

Упомянули и нашу республику. Наталия Солженицына заострила внимание на серьезных проблемах российских библиотек, поскольку в большинстве регионов просто не происходит пополнения фондов, за исключением некоторых субъектов, где в год докупается литературы на 1–3% от общей численности книг в библиотеках: «Но это передовики — Липецк, Казань, Москва». Кстати, далее в одном из эпизодов, казалось, вновь без столицы Татарстана не обойдется. Президент союза архитекторов России Николай Шумаков раскритиковал градостроительную политику и заявил, что «критическое положение с архитектурой в России очевидно для всех». На что Путин мягко заметил: «Многие города за последние годы преобразились. И не без участия наших замечательных и талантливых архитекторов. Таких городов у нас немало». Обычно в этот момент чиновники самого высшего ранга вспоминают про Казань. Но президента отвлек какой-то сигнал слева от стола, где обычно стоят телефоны-вертушки, так что никаких примеров он так и не привел.