В Объединенных Арабских Эмиратах на днях отменили наказание для тех, кто употребляет спиртное и проживает совместно без официальной регистрации брака, а также за попытку самоубийства. Соответствующие поправки к законодательству утвердил президент ОАЭ Халифа бен Зейд Аль Нахайян. Известный казанский востоковед и исламовед Азат Ахунов объясняет, что же означают все эти нововведения.
«Поправки к местному законодательству утвердил президент ОАЭ Халифа бен Зейд Аль Нахайян: теперь распитие алкоголя больше не является уголовным преступлением, спиртное можно употреблять лицам старше 21 года в частном порядке»
РАСПИТИЕ АЛКОГОЛЯ БОЛЬШЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ УГОЛОВНЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЕМ
Эмираты в последнее время стали главным «ньюсмейкером» в арабском мире. Еще недавно все обсуждали поистине историческое событие — установление дипломатических отношений с Израилем, и вот очередная сенсационная новость. В Объединенных Арабских Эмиратах отменили наказание для тех, кто употребляет спиртное и проживает совместно без официальной регистрации брака, а также за попытку самоубийства.
Соответствующие поправки к местному законодательству неделю назад утвердил президент ОАЭ Халифа бен Зейд Аль Нахайян. Теперь распитие алкоголя больше не является уголовным преступлением, спиртное можно употреблять лицам старше 21 года в частном порядке или в определенных общественных местах. Ранее делать это могли только туристы или иностранцы старше 21 года, не являющиеся мусульманами. Также утвержденные поправки отменяют привлечение к уголовной ответственности за попытку суицида или проживание пар вне брака без регистрации отношений. Помимо этого, в стране ужесточат наказания за домогательства к женщинам.
Объединенные Арабские Эмираты — мусульманское государство, и ислам, согласно ст. 7 Конституции, является государственной религией. Мусульман в стране практически 100% (сунниты — 85%, шииты — 15%). Около двух третей жителей исповедуют суннизм ханбалитского толка с уклоном в ваххабизм. Не запрещено исповедовать другие религии. По данным миграционных служб Эмиратов, примерно 55% иммигрантов — также мусульмане, 25% — индуисты, 10% — христиане, 5% — буддисты. В 2011 году был построен первый в истории христианства православный храмовый комплекс на территории Арабских Эмиратов — святого апостола Филиппа в Шардже.
«Закон шариата касается всех аспектов жизни, таких как банковское дело, финансовые контракты, политика, семейные и социальные вопросы, и он представляет собой дополнительный источник права»
ЛИМИТ ТРАТ НА «ОГНЕННУЮ ВОДУ» БЫЛ УСТАНОВЛЕН В РАЗМЕРЕ 10% ОТ ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ДОХОДА
Как было раньше? Согласно той же ст. 7 Конституции ОАЭ, шариат является официальным источником законодательства государства. Сами Эмираты построены по федеральному принципу. Это значит, что в каждом эмирате параллельно действует и светское законодательство, построенное на основе британских правовых традиций. Закон шариата касается всех аспектов жизни, таких как банковское дело, финансовые контракты, политика, семейные и социальные вопросы, и он представляет собой дополнительный источник права. Если судья не находит соответствующих положений в Гражданском кодексе, он должен вынести решение в соответствии с законами шариата. В каждом эмирате существует система шариатских судов.
Но на практике суды уполномочены применять нормы шариата лишь за убийство, прелюбодеяние, изнасилование, гомосексуализм и кражу. Например, в шариате предусмотрено наказание за употребление спиртных напитков мусульманином, но ничего не сказано насчет его появления в общественном месте в нетрезвом состоянии. За первое предусмотрена санкция в виде телесного наказания (от 40 до 80 ударов плетью), а за второе ничего нет. В таком случае применяются статьи из светских законов. При этом надо учитывать, что в каждом эмирате действуют свои локальные акты. В спорных случаях окончательное решение выносит федеральный Верховный суд.
Де-факто употребление и продажа алкоголя в ОАЭ уже давно стали нормой, но в отношении немусульман. Алкоголь в Дубае и Аджмане был доступен во всех барах, клубах, гостиницах и официальных магазинах при предъявлении специальной алкогольной лицензии. Ее мог получить человек, достигший 21-летнего возраста, не исповедующий мусульманскую религию, независимо от гражданства. Чтобы получить лицензию, надо было собрать серьезный пакет документов и иметь ежемесячный доход не менее 3 тыс. дирхамов (около 65 тыс. рублей). Лимит трат на «огненную воду» был установлен в размере 10% от ежемесячного дохода. В других эмиратах также можно было неофициально отовариться, за исключением Шарджы, где действовал полный запрет по типу иранского или саудийского.
В отношении экспатов и туристов власти старались закрывать глаза в случае правонарушений. Ведь туризм и инвестиции — это основа основ Объединенных Арабских Эмиратов. Не отказывали себе в земных радостях и исконные местные жители, а также гости из соседних государств Залива. Но старались особо не афишировать свои грехи, собираясь на многочисленных закрытых вечеринках для избранных.
Что касается внебрачных отношений, то с этим обстояло до сих пор крайне строго. Категорически было запрещено даже близко приближаться к местным дамам, не говоря о том, чтобы спросить дорогу или что-то подобное. Мало того, нельзя было пристально смотреть в их сторону или фотографировать. За все это можно было загреметь в тюрьму на немалый срок. В общественных местах нельзя было целоваться или обниматься даже женатым парам. С большим подозрением смотрели на мужчин, которые в целях экономии селились вдвоем в одном номере. Их могли запросто заподозрить в гомосексуализме и отправить «на исправление» в места не столь отдаленные. Опять же в Эмиратах строгость законов компенсировалась необязательностью их исполнения. Но было и немало случаев, когда россияне получали реальные сроки за, казалось бы, мелкие у нас прегрешения или то, что считается нормой.
Окруженные вниманием и защитой государства эмиратские женщины явно заскучали. В прошлом году весь арабский мир обсуждал забавную лав-стори. В Объединенных Арабских Эмиратах женщина подала на развод из-за того, что муж «любит ее слишком сильно». Женщина подала иск в шариатский суд эмирата Эл-Фуджайра. Она заявила судье, что чувствует себя «задушенной его любовью». «Он никогда не кричал на меня, ни в чем мне не отказывал», — призналась жительница ОАЭ. По ее словам, супруг иногда готовил для нее и делал уборку в доме. Однако больше всего женщину раздражало, что муж ни разу не перечил ей за год брака: «Я нуждаюсь в спорах, даже в ссорах, а не в безбедной жизни в послушании. Я так хочу хотя бы один раз поспорить, но это невозможно с моим романтичным супругом. Он вечно прощает меня и осыпает подарками». Она посетовала, что муж «превратил ее жизнь в ад».
«Что касается добрачных или внебрачных отношений, категорически запрещенных всеми правовыми школами ислама, арабами придумано немало лазеек, чтобы обойти их»
ФЕТВА ПОРОДИЛА БУРНЫЕ ДЕБАТЫ, РАСКОЛОВ МУСУЛЬМАНСКИЕ УЧЕНЫЕ КРУГИ НА ЕЕ СТОРОННИКОВ И ПРОТИВНИКОВ
Что касается добрачных или внебрачных отношений, категорически запрещенных всеми правовыми школами ислама, арабами придумано немало лазеек, чтобы обойти их. Например, в богатых кругах и среди творческой интеллигенции Египта получил широкое распространение неофициальный брак по согласию, так называемый орфи, что переводится на русский язык как «частный», «условный», «неофициальный». Согласно нормам мусульманского права, «орфи» означает, что жених и невеста подписывают брачный контракт в присутствии двух свидетелей, однако без регистрации «мазуна» — нотариуса, который уполномочен заключать и расторгать браки. Такой неофициальный брак не дает никаких патримониальных или гражданских прав и не признается судами, но запрета на него нет.
В условиях быстро меняющегося мира и глобализации общества в арабской среде разрабатываются и другие формы «облегченного» брака. Например, известный йеменский мусульманский ученый и интеллектуал шейх Абдулмаджид аз-Зиндани издал фетву о новой форме брачных отношений, названной им «френд мерридж» («дружеский брак»). Эта фетва породила бурные дебаты, расколов мусульманские ученые круги на ее сторонников и противников. «Френд мерридж» — форма брака, основанная на обязательстве между молодым человеком и девушкой, возникающем из договора, который не требует их совместного проживания после свадьбы. После очередной встречи каждый из супругов может возвращаться в родительский дом. Такая форма отношений, по мнению аз-Зиндани, имеет целью облегчить брак для молодых людей, избежать моральных искушений и не нарушать религиозного закона.
В этой связи в середине 90-х годов прошлого века властями Ливана активно дискутировался вопрос о внесении изменения в брачное законодательство. Согласно существующему, будущие супруги имеют возможность заключить религиозный брак. У каждой из ливанских конфессий имеется свое брачное законодательство. В результате в противовес религиозному браку возникла идея светского (гражданского) брака. Вопрос был поставлен на обсуждение в 1998 году президентом Ильясом Храуи. Свое предложение президент мотивировал тем, что гражданский брак мог бы консолидировать ливанских граждан – приверженцев разных конфессий. Храуи отметил, что большинство ливанцев, особенно молодое поколение, приветствовали бы практику гражданского бракосочетания. Президент заявил, что 20% граждан Ливана, среди которых есть министры и депутаты, состоят в гражданском браке, который был заключен на территории иностранных государств. Поначалу предложение о светском браке было одобрено большинством голосов в правительстве. Но в дальнейшем религиозные лидеры отвергли его, поскольку введение гражданского брака ослабило бы влияние религиозных институтов на социально-экономическую и политическую жизнь Ливана.
Временные браки между арабами и иностранками, которые, по сути, являются одной из форм легализации сожительства, имеют место в таких «европеизированных» арабских странах, как, например, Египет. Они широко распространены на международных курортах и неофициально называются «женитьбой на одну ночь». Такие «браки» в случае формального принятия ислама иностранкой заключаются в считанные часы и дают возможность арабу находиться с иностранкой в одном номере гостиницы. Например, в Хургаде адвокат оформляет брачный контракт в течение двух часов, после чего «брачующиеся» платят деньги и получают контракт в двух экземплярах. На нем должны стоять подписи будущих супругов, а также подписи двух мужчин. Подпись одного мужчины может быть заменена подписью двух женщин. «Молодые» дают обязательство, что ни разу еще не были женаты. К слову сказать, в Каире или других районах Египта, где традиции сильны, такой «брак» невозможен.
«Власти ОАЭ отменили статью, смягчающую наказание за так называемые убийства во имя чести — убийство, совершенное членами семьи мужского пола против членов семьи женского пола, «опозоривших» семью»
«ИЗ ТВЕРДОЙ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ОАЭ ДЕЛУ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЖЕНЩИН И ПРИНЦИПА ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА»
Вернемся к эмиратским нововведениям. Какова их цель? Власти объясняют, что расширение личных свобод отражает меняющийся облик страны, которая хочет заявить о себе как о комфортном месте для туристов, инвесторов и бизнесменов, несмотря на свой исламский правовой статус. Реформы направлены на улучшение экономического и социального положения государства и «укрепление принципов терпимости в ОАЭ», сообщило государственное информационное агентство WAM.
Из-за пандемии экономика ОАЭ испытывает большие трудности. На октябрь была запланирована всемирная выставка Expo 2020. Абу-Даби рассчитывал на 25 млн туристов, новые инвестиции и контракты. Разочарование от отмены, возможно, вынудило искать новые нетривиальные решения ради повышения благосостояния страны.
Во всех 7 эмиратах будет декриминализована продажа алкоголя, а также потребление и хранение спиртосодержащих напитков лицами старше 21 года. Реформа также позволит «сожительство парам, не состоящим в браке». Самоубийство и покушение на самоубийство будут декриминализованы. До сих пор тот, кто пытался покончить с собой, но выжил, мог быть привлечен к уголовной ответственности, хотя такие случаи были редкими. Власти обеспечат психологическую поддержку уязвимым людям. Кроме того, теперь будут защищены и «добрые самаритяне». Согласно давнему, но редко используемому положению, если кто-то помог пострадавшему — сделал искусственное дыхание, оказал первую медпомощь, — в случае его смерти или травмы мог получить тюремный срок.
Кроме того, власти ОАЭ отменили статью, смягчающую наказание за так называемые убийства во имя чести — убийство, совершенное членами семьи мужского пола против членов семьи женского пола, «опозоривших» семью. В тексте поправки, касающейся «убийства чести», говорится, что изменения были внесены «из твердой приверженности ОАЭ делу защиты прав женщин и принципа верховенства закона».
Все эти поправки вступают в законную силу немедленно. Возникает много вопросов, на которые пока нет точного ответа. В целом возникает ощущение, что нововведения распространяются на всех граждан и жителей ОАЭ, невзирая на их конфессиональную принадлежность. Но одновременно с этим они явно нарушают основные исламские принципы. Тем более что государство позиционирует себя как исламское, а не светское. Политический ландшафт Эмиратов меняется так быстро, что трудно поспеть за всеми новациями. Как это будет реализовано в реальной жизни, станет ясно уже скоро.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 86
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.