ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В РТ НАКРОЕТ ЭЛЕКТРОННЫМ «ОБЛАКОМ», ПЛЮС У НАС ПОЯВЯТСЯ БЕЗБУМАЖНЫЕ БОЛЬНИЦЫ

Сегодня в IT-парке состоялось давно анонсируемое событие: два ведомства - министерства здравоохранения и информатизации и связи дали старт проекту «Электронное здравоохранение». Его цена - полмиллиарда рублей. Как узнал побывавший на презентации проекта в IT-парке корреспондент "БИЗНЕС Online", в следующем году планируется оснастить рабочее место каждого врача компьютером - «тонким клиентом», обеспечить доступ граждан к электронной записи на прием, а также перевести четверть всех амбулаторных карт в электронный вид.

10 ТЫС. КОМПЬЮТЕРОВ ДО КОНЦА ГОДА

В IT-парке с раннего утра было многолюдно: на совместную коллегию двух ведомств съехались главные врачи со всех районов республики. В ожидании премьер-министра Ильдара Халикова с видимым волнением на лицах прохаживались Айрат Фаррахов и Николай Никифоров. По сути, было из-за чего переживать – им предстояло впервые публично рассказать о проекте «Электронное здравоохранение», которое до сего момента для широкой публики существовало лишь только в теории.

Под презентационный зал был приспособлен холл IT-парка, в котором разместились участники коллегии.

Когда презентация началась (ее проводил Никифоров), многочисленные представители СМИ, приглашенные для освещения судьбоносного проекта, насторожились – звук с микрофона выступающего совершенно не «ложился» на камеры и диктофоны – он то фонил, то улетал под стильную крышу помещения, то вообще периодически пропадал, так что не оставалось никаких сомнений: записывать выступление министра просто бесполезно. И если журналисты имели возможность подойти ближе к президиуму, то сидевшим в задних рядах врачам пришлось еще сложнее.

Ситуацию спас демонстрационный ряд изображений, который хоть как-то прояснял о сути презентации (отметим, весьма интересной). Так, судя по слайдам, внедрение единой информационной системы предполагается в течение двух лет – в 2011 - 2012. За это время планируется полностью оснастить рабочие места каждого врача компьютерами, обеспечить доступ граждан к электронной записи на прием, а также перевести четверть всех амбулаторных карт в электронный вид. Напомним, что минздрав РТ сумел успешно войти в путинский проект модернизации здравоохранения, в рамках которого и получил финансирование, в том числе и на создание информационной системы.

Как следовало из презентации, в нынешнем году на данное направление республика получит из федерального бюджета - 195,5 млн. рублей, в следующем – 200,1 млн. рублей. Вклад РТ: 93,1 млн. рублей в 2011-м, и 64,9 млн. рублей – на следующий год. Таким образом «Электронное здравоохранение» оценено более чем в полмиллиарда рублей.

Никифоров продемонстрировал, как будет выглядеть рабочее место врача. Компьютер – так называемый «тонкий клиент» без жесткого диска, монитор 19 дюймов, считыватель смарт-карт, принтер. Всем этим и предполагается оборудовать кабинеты докторов уже к концу года. Как сообщил Никифоров, аукцион на поставку данного оборудования ведомство уже объявило. А вот на следующий год предстоят собственно монтаж локальных сетей, работы по информационной безопасности, установка терминалов для записи на прием.

КТО ЗАПЛАТИТ ЗА ТРАФИК?

Еще один важный момент, который всегда возникает во время решения глобальных вопросов – а за чей счет будет содержаться и поддерживаться в рабочем режиме эта система? У ведомства Никифорова свое предложение: внести IT-составляющую в здравоохранении в тариф на оказание медицинских услуг. Минимальная цена – 9 рублей за одну услугу.

Презентационную эстафету подхватил Фаррахов, который рассказал, как уже действуют существующие электронные ресурсы (удаленные записи в ведущие клиники республики, электронные рецепты и т.д.). Он также отметил и сдерживающие факторы реализации проекта: недооснащенность медучреждений, отсутствие средств на содержание оборудования и колл-центров и т.д. А еще напомнил главным врачам о необходимости круглосуточно находиться в онлайн -режиме: «Электронная почта должна работать в ваших коммуникаторах круглосуточно!».

Халиков с видимым интересом выслушавший докладчиков, неожиданно поинтересовался у зала: «Здесь есть кто-нибудь, кто впервые находится в IT-парке?».

Видимо, минимальное количество (хотя это само по себе удивительно: может, поскромничали?) поднятых рук удовлетворило премьера, и он, сообщив, что «доклады порадовали», заговорил о том, как актуальны сегодня информационные технологии, как необходимо развиваться здравоохранению в ногу со временем, насколько важно избавить врачей от бумажной работы: «К сожалению, профессия врача самая бумажная, до 20 процентов времени занимает!».

И порекомендовал создателям проекта внедрять систему по типу обратной связи с врачами и пациентами, чтобы «потом к разработчикам претензий не было».

«ОБЛАКО» ОБЕСПЕЧИТ БЕЗОПАСНОСТЬ

По окончании коллегии министры ответили на вопросы корреспондента «БИЗНЕС Online».

– Расскажите подробнее о применении облачных вычислений, что это за принцип, какой эффект от него?

Никифоров:

– Если говорить об облачных вычислениях, то действительно «Электронное здравоохранение» в РТ будет создаваться по самой современной модели, когда, оптимизируя затраты на местах, в каждой больнице мы устанавливаем лишь компьютер для отображения информации, а сами данные будут сосредоточены в вычислительных центрах (один из них в айти парке). Это позволяет снизить затраты, обеспечить защищенность персональных данных, сведения медицинского характера, а это самая чувствительная информация, возможная для злоупотребления, – такая модель централизованных вычислений. Этот проект сложный даже не технически, а организационно. Мы получаем большое количество отзывов от жителей, что даже где заработала электронная очередь, идет несоблюдение четкого регламента работы учреждений, и другие оргмоменты. И самое главное - предстоит обучать персонал, учиться работать с новыми технологиями самих жителей. Этот проект не быстрый, в течение двух лет будет происходить поэтапное оснащение всех медцентров, поликлиник, внедрение самих систем, обучение персонала. Сегодня реально говорить о том, что нам надо выйти на 2013 год к совершенно новым принципам работы здравоохранения.

- Какие компании будут задействованы в реализации этого проекта?

-Очень много компаний – там много составляющих: Барс Групп, КИР, Вита-карта, Таттехмедфарм, Интерфейс, Управление информационными проектами... Но самое главное – впереди: все, что было сделано ранее, будет интегрировано в единое целое.

Фаррахов:

– То, что сегодня вы увидели, – это проект так называемой безбумажной больницы, это важнейший раздел, и второй раздел – каким образом не стоять в очередях, то есть реализовать все возможности, которые предоставляет сегодня интернет. Это решает проблемы и пациента, и рабочего времени врача и учреждения. Прежде чем приступить к разработке проекта, мы изучили опыт Франции, Израиля - они 5 - 6 лет занимаются этими проектами на уровне правительства.

– Сегодня говорилось о возможности внесения в тариф на медуслуги айти-составляющую. Это уже решенный вопрос?

Фаррахов:

– На него мы сегодня пытались ответить, мы понимаем, что кампанейщины здесь быть не может, мы войдем в айти, а выйти уже не сможем, потому что тогда вся работа встанет. Но важно понять – техподдержка, трафик и так далее – за все это нужно платить. И мы сейчас рассматриваем, что в тарифе оказания медпомощи, помимо лекарств, зарплаты врача, питания пациента, коммунальных услуг, хотя бы минимум должен появиться на айти. Потому что эта работа обеспечивает качество услуги. Мы сейчас рассматриваем эти вопросы, и они для нас ключевые.

«ЭТУ ПРОГРАММУ НЕЛЬЗЯ ПЕРЕОЦЕНИТЬ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили очередной IT-проект.

Альмир Абашев - главный врач Республиканской клинической больницы №3:

- Данная программа позволит значительно повысить производительность труда и снизить издержки. Это является своего рода прорывом в области здравоохранения. Однако здесь важно то, что уровень первичной информатизации в медицинских учреждениях республики низок. Кроме того, персонал в больницах не очень восприимчив к нововведениям и поэтому должна быть проведена соответствующая разъяснительная работа.

Однако вопрос информатизации крайне актуален для современного здравоохранения. Идею информатизации сложно переоценить. Можно сравнить ее со значимостью открытия антибиотиков для медицины.

Необходимо обратить внимание на внутренние медицинские информационные системы в медучреждениях. Они позволяют упорядочить внутреннюю структуру, снизить издержки, экономить материальный и временной ресурс при производстве медицинской услуги.

Вероятно, что, учитывая все глобальные изменения, которые внесет новая программа, результат окажет влияние на качество и себестоимость оказываемых медицинских услуг.

Поможет ли новая программа справиться с очередями в больницах? И сейчас есть электронные очереди, по которым население записывается на первый прием к врачу. Бывает, что человек не приходит в указанное время, и тогда время врача пропадает впустую. Во избежание этого опять-таки нужны внутренние регламенты в медучреждениях, как занять врача в это время, чем он должен заниматься в этих промежутках.

Кроме того, остается неясным то, будет ли параллельно с информатизацией всей системы здравоохранения обращено внимание на совершенствование внутренних информационных систем в медучреждениях.

По поводу утечки данных в такой единой программе могу сказать, что есть различные системы сохранности данных. И бумажные носители тоже небезупречны. С новой программой будет выше скорость, увеличится производительность, а это нивелирует все другие возможные недостатки программы.

Василий Юзенчук - вице-президент по маркетингу группы IT-компаний «ФИКС»:

- Безусловно, эта программа поможет упорядочить всю систему здравоохранения, если все будет сделано толково. Вариантов, как за счет современных технологий оптимизировать работу медучреждений, снизить нагрузку на персонал, упорядочить документооборот и прочее множество.

Но есть критические факторы успеха: один из них – выбор подрядчика. Важно, чтобы компания или компании, которые получат подряд на разработку, действовали в соответствии со всеми современными трендами разработки, привлекали для консультаций специалистов и представителей общественности для обеспечения максимальной прозрачности процесса.

В идеале, будущая платформа должна быть максимально простой, с открытым кодом, предполагающим возможность сторонних доработок, без использования дорогих закрытых лицензий. Нередко разработчики сложных и дорогих продуктов намеренно усложняют код, вводят, например, особые специфические шифрованные форматы передачи данных с единственной целью – запутать и сделать невозможным сопровождение и дополнение продукта кем-либо, кроме разработчика. То есть, по сути, "подсаживают на иглу".

Еще один вариант, когда продукт делается на государственные деньги, а все права на разработку компания-разработчик оставляет за собой. И в том, и в другом случае сложно гарантировать развитие проекта. Гораздо более правильно делать продукт на базе открытых технологий и давать возможность всем желающим его адаптировать и улучшать.

По возможной утечке данных из такой единой программы – универсальных систем нет. К тому же, везде, где присутствует человеческий фактор, эта утечка возможна. Но современные технологии позволяют максимально обезопасить подобные решения от внешних атак. Вопрос, опять же, в квалификации разработчика.

Фарид Зиганшин - главный врач ГАУЗ "Республиканская клиническая психиатрическая больница имени академика Владимира Бехтерева":

- Данная программа определенно здорово поможет упорядочить всю систему здравоохранения в Татарстане. По поводу уменьшения очередей в больницах ничего не могу сказать, так как в психиатрии очередей не бывает.

Повлияет ли информатизация на цены медицинских услуг – сложно сказать однозначно. Ведь все мы знаем, что качество зависит в первую очередь от квалификации докторов.