10 номинаций на национальную театральную премию страны получили в этом году спектакли и артисты, имеющие непосредственное отношение к Татарстану. Спектакль на татарском языке из Альметьевска оказался практически во всех главных номинациях среди драматических театров, а лаборатория «Угол» на этот раз порадовала федеральных экспертов работой местных режиссеров и драматурга. Наконец, вишенкой на торте стало появление в списке номинантов Аиды Гарифуллиной за спектакль в Большом театре.
Сегодня экспертный совет театральной премии «Золотая маска» опубликовал шорт-лист кандидатов-2019−2020. Среди претендентов на «Золотую маску» — два спектакля из Татарстана
«ПОПАВШИЕ В СПИСОК СПЕКТАКЛИ ИЗ ТАТАРСТАНА ОЧЕНЬ ДОСТОЙНЫЕ»
«Королевство кривых» и «5 mm/h» — вот на эти названия в ближайшее время придется обратить внимание театралам Татарстана. Именно эти два спектакля оказались в числе номинантов «Золотой маски − 2021», список которых был объявлен сегодня. Вообще, в последние дни название национальной театральной премии России фигурировало в информационной повестке довольно часто. Это объясняется тем, что лауреатов «Золотой маски − 2020», вопреки традиции и из-за пандемии коронавируса, назвали не на торжественной церемонии весной, а без зрителей в пустом зале столичного театра им. Станиславского и Немировича-Данченко 12 ноября.
И вот спустя неделю с небольшим два экспертных совета — драматического театра и театра кукол (председатель — театральный критик Глеб Ситковский) и музыкального театра (председатель — театральный критик Илья Кухаренко) — назвали имена номинантов, из которых потом жюри, чей состав еще предстоит определить, назовет обладателей «Масок».
Национальная театральная премия страны в последние годы не обделяла вниманием татарстанские театры, то же можно сказать и о «Золотой маске − 2021». И, безусловно, прежде всего радует целых 6 номинаций Альметьевского татарского драматического театра за постановку московского режиссера Антона Федорова «Королевство кривых». Постановка на татарском языке может получить награду за спектакль большой формы, работу режиссера (Федоров), женскую роль (Ляйсан Загидуллина), женскую роль второго плана (Мадина Гайнуллина), мужскую роль второго плана (Раушан Мухаметзянов), работу драматурга (Арсений Фарятьев, Федоров).
Конечно, особенно стоит отметить, что «Королевство кривых» оказалось в шестерке работ, претендующих на «Маску» в номинации «спектакль большой формы». Работа из Альметьевска здесь будет соперничать с постановками самых больших звезд отечественной театральной режиссуры, Юрия Бутусова («Пер Гюнт», театр им. Вахтангова) и Андрея Могучего («Сказка о последнем ангеле», Театр Наций), а также со спектаклем «Петровы в гриппе» в «Гоголь-центре», который поставил… все тот же Федоров.
В свою очередь три номинации получил спектакль «5 mm/h», который на площадке казанской творческой лаборатории «Угол» поставили основатели камерного «Театр.Акт» Родион Сабиров и Ангелина Мигранова. «5 mm/h» номинирован в категориях «спектакль малой формы», «работа режиссера» (Мигранова и Сабиров), а также «работа драматурга» (Дина Сафина).
«Попавшие в список спектакли из Татарстана очень достойные, — рассказал „БИЗНЕС Online“ казанский театральный критик Нияз Игламов. — Год был сложным, надо, конечно, сказать спасибо экспертам вне зависимости от их решения — их работа продлилась дольше, чем это обычно бывает. И не все театры показали спектакли вживую, а по видео иногда бывает очень трудно судить. У экспертов этого года из-за пандемии поездок было раза в 4 меньше, чем, например, у нас в прошлом году, когда я тоже входил в совет».
«ДЛЯ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА ЭТО БОЛЬШАЯ ПОБЕДА»
Впрочем, успехи Альметьевской татдрамы всерьез могли удивить только тех, кто практически не следит за театральным процессом в республике. Театр под руководством директора Фариды Исмагиловой уже зарекомендовал себя не только в Татарстане, здесь в репертуаре умудряются сочетать кассовые хиты по произведениям Зифы Кадыровой с поиском новых театральных форм. Один из таких проектов — «Магазин» в постановке Эдуарда Шахова — пару лет назад прогремел на всю страну, получил несколько номинаций на «Золотую маску» и объехал лучшие фестивали в стране и за рубежом.
«Вы знаете, я человек такой, сейчас с таким рвением не ожидаю чего-то, думаю: „Будет — будет, не будет — не будет“, — поделилась сегодня своими эмоциями с „БИЗНЕС Online“ Исмагилова. — Мы знали, что экспертный совет станет рассматривать этот спектакль, потому что они приезжали к нам, мы в Бугульме показывали его, потому что свой театр был на ремонте. Нам пришлось трудно. Но три эксперта и потом сам Ситковский еще заранее посмотрел этот спектакль. Мы очень радуемся, счастливы, горды. Конечно, для провинциального национального театра это большая победа, успех, слов нет».
А вот что думает наша собеседница о «Королевстве кривых». «Это очень человечный спектакль. Во-первых, драматург [Фарятьев] написал его специально для нашего театра, по нашим идеям, так можно сказать, — рассказывает Исмагилова. — А вообще, идея была такая — „Королевство кривых зеркал“, эта сказка у меня была любимой книжкой. Я предложила Антону Федорову, московскому режиссеру, и он говорит: „Как это ставить детскую сказку? Не знаю“. Через неделю звонит: „Вы знаете, из этого может что-то получиться“. И вышла такая политическая сказка с животной пластикой, действительно очень интересно. Это весьма оригинально, круто, в общем, я рада за актеров, режиссера, хотя он сам с собой сейчас будет конкурировать, в „Гоголь-центре“ у него же тоже спектакль-номинант».
«Сказка о непримиримости и отчаянной борьбе простого человека с силами неискоренимого зла. Это сон-воспоминание главной героини Оли (уже пожилой женщины), где она пытается найти своего потерянного друга», — рассказывает о «Королевстве кривых» официальный сайт Альметьевской татдрамы.
Если татарский театр из нефтяной столицы РТ представил оригинальную интерпретацию хрестоматийной сказки, то творческая лаборатория «Угол», завсегдатай «Золотой маски», порадовал современной историей в спектакле «5 mm/h». «Это диалог двух людей, получивших возможность посмотреть на мир вокруг в изменившихся обстоятельствах, когда травма встраивается в опыт, а жизнь продолжается дальше», — сказано в аннотации к постановке.
Пожалуй, главная ценность трех номинаций «5 mm/h» заключается в том, что эта работа была целиком и полностью создана казанскими авторами — режиссерами Миграновой и Сабировым, а также драматургом Сафиной. «Мы поздравляем ребят, всех создателей, — сказала „БИЗНЕС Online“ директор „Угла“ Инна Яркова. — Особенно ценно для нас, что все авторы спектакля — это наша местная команда, для нас подобное предмет особой гордости, что постановочная команда, Ангелина с Родионом, из Казани, пьеса нашего драматурга и спектакль, понятно, у нас. Я поздравляю ребят, мне кажется, такие истории дают большую поддержку и силы, желание дальше работать».
А вот эмоции основателей «Театр.Акт». «Новость мы узнали от соучредителя фонда „Живой город“ Инны Ярковой. Она позвонила примерно в 12:05. Честно говоря, сначала не поверили и подумали, что это шутка. Потом начало приходить осознание, но, если честно, не верится до сих пор, — говорят Мигранова и Сабиров. — Наш творческий путь начался с 2010 года и продолжается сейчас. А номинация — приятный бонус и определенный кредит доверия. И мы понимаем, что путь продолжается, мы будем работать дальше. Нам радостно, что это совместная работа с творческой лабораторией „Угол“. Если первый спектакль [„Копеподы. Путь. Исследования“] в прошлом году попал в лонг-лист „Золотой маски“, то наш второй продукт — уже в номинацию. Наверное, самое радостное во всем этом событии то, что произошла наша связь с лабораторией „Угол“ и это дало такие плоды. Хочется идти дальше и не останавливаться».
Аида Гарифуллина может получить «Золотую маску» за лучшую женскую роль в опере Римского-Корсакова «Садко», которую поставил знаменитый режиссер Дмитрий Черняков
ЕЩЕ И ГАРИФУЛЛИНА
Еще одна, 10-я, «татарская» номинация — это Аида Гарифуллина, которая может получить «Золотую маску» за лучшую женскую роль в опере. О непростой работе в Большом театре над ролью Волховы в опере Римского-Корсакова «Садко», которую поставил знаменитый режиссер Дмитрий Черняков, Гарифуллина рассказывала в интервью «БИЗНЕС Online». «В итоге мы стали репетировать с 10 утра до 11 вечера без выходных вообще! Вы можете себе это представить? — вспоминала певица, выступающая на лучших оперных сценах мира. — Мы репетировали по 13 часов в день с маленькими перерывами. В конце концов у меня началась бессонница, я просто не спала по ночам. Это все из-за нервов и сумасшедшего волнения. Несколько раз возникало чувство, что мне надо все это оставить, нужно отказаться от партии Волховы. Но, естественно, не могла подобного сделать по многим причинам. Прежде всего потому, что не могу подводить людей. В общем, пришлось как-то пережить эти небольшие эмоциональные срывы. Так я еще ни одну премьеру не репетировала!»
Пожалуй, у сопрано из Казани есть два главных соперника — это партнерша по «Садко», звезда Мариинки Екатерина Семенчук (Любава Буслаевна), и… мужчина, британский контр-тенор Эндрю Уоттс, блеснувший в партии Бабы-Турка в «Похождении повесы» Стравинского в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Также стоит обратить внимание и на лонг-лист «Золотой маски», куда попадают спектакли, не вошедшие в число номинантов, но обратившие на себя внимание экспертов. Здесь немало названий из Татарстана: «Альфия» (театр кукол «Экият»), «Иранская конференция» (Буинский драматический театр), «Микулай» (Альметьевская татдрама), «Сказки Хикмета» (Татарский ТЮЗ им. Кариева), «Отукан» (творческие объединение «Калеб» и «Алиф»). «Радуют не только номинанты, но и лонг-лист — „Альфия“ театра кукол, буинская „Иранская конференция“, — соглашается критик Игламов. — В Татарстане еще были спектакли, которые в нормальных условиях смогли бы привлечь внимание экспертов, например „Угасшие звезды“ Фарида Бикчентаева. Отчасти смотрели тайно, показывали спектакли только своим сотрудникам, поэтому, наверное, что-то выпало».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.