«Вы смотрели на нас как на банк, а мы пытались показать, что хотим попасть в другую лигу», — заявил накануне руководитель Сбера Герман Греф в ходе стратегической сессии. Он рассказал о том, как ему удалось превратить банк в «технологическую экосистему сервисов», и о причинах провала Сбера на рынке электронной коммерции. О том, для чего банк «принимает на работу» искусственный интеллект и во что планирует превратить сеть физических отделений, — в материале «БИЗНЕС Online».
Президент и председатель правления Сбера Герман Греф, его заместитель Лев Хасис и другие топ-менеджеры банка подвели итоги предыдущих трех лет работы и рассказали о стратегии развития Сбера до 2023 года
Греф — в синем пиджаке и белых тапочках
Сбер накануне провел стратегическую сессию в формате Investor Day. Президент и председатель правления Герман Греф, его заместитель Лев Хасис и другие топ-менеджеры банка подвели итоги предыдущих трех лет работы и рассказали о стратегии развития Сбера до 2023 года, а также в очередной раз попытались доказать, что «Сбер — это не просто банк».
По форме презентация стала очередной попыткой Германа Оскаровича «поиграть в Стива Джобса». Однако, в отличие от сентябрьского опыта, когда руководители банка рассказывали и наглядно показывали новые сервисы приглашенным гостям — актерам Михаилу Боярскому, Кристине Асмус и даже школьнице Саше Зайцевой — в виде серии дружеских посиделок на диване или за чашечкой кофе, то на этот раз была выбрана более строгая (и, надо сказать, более скучная) форма стендапа.
Для выступления Герман Оскарович снова выбрал демократичный лук с белой футболкой, синим пиджаком и джинсами. Выбеленные на коленях брюки заставляли невольно присматриваться, нет ли на них модных ныне прорех (но нет, не оказалось). Выбор фасона обуви на этот раз также выглядел спорно — белые ботинки отсылали не к спорту и фитнесу, а скорее к белым тапочкам медицинских работников.
Главный упор в презентации сделали на красивые сменяющие друг друга виртуальные картинки, которые служили декорациями — то это был суперсовременный офисный центр, то завораживающий вид на сверкающие в ночи небоскребы, то нежная зеленая травка. Единственное, что хоть как-то дополняло слова выступающих, — графики, сообщающие о планах по росту прибыли и прочих показателей, но — вот незадача — выполнены они оказались на английском языке.
Многочисленные новые сервисы Сбера, названиями которых спикеры кидались со скоростью пулемета, практически никак не визуализировались на экране. Зрителю, не знакомому в деталях со всеми новыми продуктами банка, оставалось только догадываться, что же это такое — очередной «СберПрайм» или «СберЗвук».
Что касается весьма смелых планов Сбера на будущее, ведущая сессии — управляющий директор по работе с инвесторами Анастасия Белянина — сразу предупредила, что все «прогнозы подвержены влиянию известных и неизвестных нам рисков», так что они «могут существенно отличаться от фактических результатов».
«Вы смотрели на нас как на банк, а мы пытались показать, что хотим попасть в другую лигу»
не просто банк, а экосистема сервисов
«Добрый день, наши дорогие акционеры, в последний раз мы в таком составе встречались три года назад, но это было очно, в Лондоне, и в этот раз, учитывая особую эпидемиологическую ситуацию в мире, мы общаемся с вами исключительно в виртуальном режиме», — начал Герман Оскарович свое выступление.
Подводя итоги предыдущей трехлетки («Стратегия-2020»), Греф напомнил, что главной целью банк тогда ставил выйти на уровень конкурентоспособности с технологическими компаниями, «оставаясь при этом лучшим банком для населения и бизнеса».
«Вы смотрели на нас как на банк, а мы пытались показать, что хотим попасть в другую лигу», — вспоминал Греф, и, как он считает, цель была достигнута. Из «просто банка» Сбер превратился в «технологическую экосистему сервисов». Около 30 млн человек открывают приложения банка каждый день, 70% потребительских и почти треть ипотечных кредитов сегодня продаются банком в режиме онлайн. Сервисами Сбера люди пользуются ежедневно, например, чтобы вызвать такси, заказать еду или записаться к врачу. Нефинансовый бизнес банка стал такой же регулярной деятельностью наряду с финансовой, объяснял Греф акционерам Сбера, а инвестиции в технологии уже сегодня приносят около 20% прибыли.
Особую гордость у «не просто банкира» вызывает облачная платформа SberCloud (облачный сервис), семейство виртуальных ассистентов «Салют» (каждый из трех героев-помощников обладает своим характером), умные устройства — смарт-ТВ-приставка SberBox, смарт-дисплей SberPortal, а также магазин умных приложений SmartMarket. То, что случилось со Сбером за эти годы, его глава без лишней скромности назвал «одним из самых масштабных эджайл-преобразований в мире», а сам банк — «компанией новой экономики». Апофеозом данных преобразований стало эпичное преобразование «Сбербанка» в «Сбер». В результате таких масштабных «инвестиций в будущее» расходы банка росли несколько быстрее, чем того ожидали держатели акций.
«При этом мы контролируем уровень наших расходов», — постарался заверить Греф акционеров, которые наверняка уже начали беспокоиться: за чей счет банкет? Количество традиционных банковских работников было сокращено, зато набрана армия IT-специалистов, которые активно внедряют во все процессы чудеса искусственного интеллекта.
Дошло дело и до финансовых результатов. В 2018 и в 2019 годах Сбер рос уверенно, но «пандемия внесла свои коррективы». Уровень рентабельности с 21–23%, которые банк демонстрировал в предыдущие годы, по итогам 9 месяцев 2020-го скатился до 16%. Но, конечно, на фоне общей ситуации в экономике это вовсе не мало. Средняя стоимость риска за три года составила 1,3%. В 2020 году данный показатель у Сбера поднялся до 2,2%, это кризисный уровень, признают в компании и прогнозируют, что в последующие годы стоимость риска снизится до 1,4–1,6%, а в дальнейшем, после восстановления экономики, упадет до 1%. В целом число активных клиентов Сбера за три года выросло с 89,7 млн до 98,2 млн человек.
Но, несмотря на кризис и пандемию, банку удалось нарастить достаточность капитала, что позволило «выполнить все обещания по дивидендам» — за три года Сбер выплатил их на сумму около 1 трлн рублей, продолжал успокаивать акционеров Герман Оскарович.
«Наша стратегия была проверена кризисом, и мы убедились в правильности выбранного курса, наши инвестиции в цифровизацию оказались выигрышными, пандемия продемонстрировала, что цифровизация потребления становится неотъемлемой частью нашей жизни», — уверенно заявил Греф.
С явной болью в голосе Греф рассказал про разделение активов с «Яндексом», с которым Сбер три года создавал игрока в электронной коммерции — «Яндекс.Маркет»
провал по электронной коммерции
С явной болью в голосе Греф рассказал про разделение активов с «Яндексом», с которым Сбер три года создавал игрока в электронной коммерции — «Яндекс.Маркет». «В определенный момент мы поняли, что конкурируем с „Яндексом“ в большинстве других направлений, и нам обоим стало сложно создавать лидирующего игрока в одной из ключевых индустрий, поэтому мы приняли решение, что каждому из нас стоит сконцентрироваться на развитии своего собственного сервиса», — пояснил Греф.
Речь идет про сделку, в результате которой летом 2020 года «Яндекс» выкупил за 42 млрд рублей долю банка в «Яндекс.Маркете» (включая маркетплейс «Беру»), в обмен Сбер стал единственным владельцем платежной системы «Яндекс.Деньги».
Тот факт, что Сбер в разгар пандемии остался без флагмана электронной коммерции, явно угнетает Германа Оскаровича. Солидарен с ним первый зампредправления Сбера Хасис, который заявил в ходе сессии, что «самым болезненным примером того, что что-то пошло не так, стала попытка построить значимый бизнес в области электронной коммерции». «Все три наши попытки закончились неудачей», — сокрушался он. Впрочем, создание совместно с «Яндексом» платформы «Яндекс.Маркет» Хасис провалом не считает, но «цивилизованного диалога по разрешению разногласий» с «Яндексом» у Сбера не вышло. «И хотя по итогу мы заработали хорошую прибыль, стратегической цели — создания ведущего игрока в этой важнейшей индустрии — мы пока так и не достигли», — заявил первый зампредправления.
Каким же образом банк планирует вернуться в обойму рынка e-commerce? Как заявил Хасис, на 2021 год запланирован запуск универсального кросс-категорийного 3P-маркетплейса (third-party — маркетплейсы «третьей стороны», которые не содержат товарно-материальных запасов, а лишь связывают клиентов со сторонними продавцами), которому предстоит завоевание лидерства в таких ключевых категориях, как электроника и бытовая техника, одежда и обувь, продукты и товары повседневного спроса, красота и здоровье.
При этом Хасис дал понять — банк не намерен раскручивать сервис с нуля. Во-первых, Сбер получил бесценный опыт за годы развития «Яндекс.Маркета», но теперь ставка будет сделана на уже имеющийся у банка сервис доставки «СберМаркет». «Мы приняли решение приобрести мажоритарную долю в „СберМаркете“, остальные останутся у основателей, менеджмента и нескольких миноритарных акционеров», — заявил спикер, уточняя, что сумма инвестиций в развитие сервиса составит порядка 12 млрд рублей. Основная часть средств пойдет на развитие бизнеса.
По словам Хасиса, «СберМаркет» уже представлен в 147 городах России, его оборот в ноябре 2020 года составлял более 3 млрд рублей, что более чем в 10 раз выше, чем в том же месяце 2019-го. Первый зампред Сбера не уточнил, что имел в виду под двумя другими неудачными попытками Сбербанка зайти на рынок e-commerce. Вероятно, речь идет о нереализованных намерениях приобрести около 30% онлайн-ретейлера Ozon, а также неудавшееся партнерство с Alibaba.
По словам Грефа, к концу 2023 года банк должен войти в тройку лидеров на рынке e-commerce в РФ. Главными конкурентами Сбера на этом рынке глава видит «иностранные экосистемы», Сбер готовится противопоставить им всю свою мощь — накопленные годами массивы данных о клиентах, уникальную банковскую инфраструктуру, ну и, разумеется, команду с собственными цифровыми достижениями. Вообще, нефинансовые цифровые услуги Грефу видятся неким новым «голубым океаном», они обещают расти по 30–100% в год. Хештеги «продай на Сбере» и «купи на Сбере» должны стать такими же популярными, как «переведи на Сбер», считают в компании.
Хасис также подробно рассказал о тех нефинансовых услугах, которые Сбер уже успел успешно вывести на рынок. «Наш онлайн-кинотеатр Okko — один из безусловных лидеров индустрии и уже имеет около 1 миллиона 700 тысяч только платящих пользователей, наши цифровые медийные ресурсы („Чемпионат“, Gazeta.ru, Lenta.ru) — ведущие в стране с ежемесячной аудиторией более 64 миллионов уникальных пользователей. Наше совместное предприятие с Mail.ru Group — безусловный лидер в растущей индустрии Foodtech — с самым популярным в стране сервисом доставки еды Delivery Club, а „Ситимобил“ — второй (пока второй) игрок на рынке такси с растущей рыночной долей. Уже стали лидерами на рынке доставки еды из магазинов „СберМаркет“ и „Самокат“», — перечислял истории успеха Хасис.
Также он отметил такие проекты, как 2ГИС (геолокация), BI.ZONE (услуги кибербезопасности), «СберЗдоровье» (медицинские сервисы) и др. В целом нефинансовые услуги Сбера выполнили план по сбору выручки более 70 млрд рублей за 2020 год.
Основные финансовые цели Сбера до конца 2023 года — это рентабельность выше 17%, уровень дивидендных выплат — 50% прибыли, рост бизнеса на нефинансовых рынках — 100% ежегодно
цели до 2023 года: рентабельность выше 17%, уровень дивидендных выплат — 50%
Говоря о будущем, Греф дал понять — пик кризиса пройден, но будущее мировой экономики все равно видится весьма турбулентным. Тем не менее российская экономика продолжит свое восстановление на фоне «мягкой кредитно-денежной политики и оживления внешнего спроса». После спада ВВП в 2020 году экономика страны выйдет из пике и вновь продемонстрирует подъем — по 2–3% в год, считают в банке. Драйверами станут ипотека и страхование. В перспективе до 2030 года финансовые рынки замедлят свой рост (снижение маржинальности, насыщенность рынка банковских услуг), повысится конкуренция со стороны технологических и финтехкомпаний.
Основные финансовые цели Сбера до конца 2023 года — это рентабельность выше 17%, уровень дивидендных выплат — 50% прибыли, рост бизнеса на нефинансовых рынках — 100% ежегодно. К концу очередной трехлетки доля нефинансовых услуг должна достичь 5% от всего бизнеса Сбера с перспективой к 2030 году подняться до 20–30%.
Такая нацеленность на нефинансовые услуги объясняется еще и тем, что они помогают расти и основному, банковскому бизнесу Сбера. Это такая золотая жила новых клиентов. Очень часто молодые люди, попробовав новый интересный сервис, потом гораздо охотнее «подсаживаются» на традиционные банковские услуги.
Первый заместитель председателя правления Александр Ведяхин рассказал, что целью Сбера станет построение вокруг банка целой экосистемы сервисов, так сказать, «постоянное ненавязчивое присутствие» рядом с клиентом.
В пример он привел платежи без использования пластиковых карт, в том числе цифровыми банковскими. Клиенту — удобство, для банка — экономия на «тоннах пластика», для экологии также очевидная выгода. Также зампред Сбера прорекламировал новую систему платежей SberPay (аналог популярного сервиса GooglePay), которая стала доступна для пользователей приложения «Сбербанк Онлайн». О популярности последнего Ведяхин даже попытался (почти успешно) пошутить: «Приложением пользуются моя мама и теща, а это, поверьте, дорогого стоит!»
В планах создание платежных решений для транспорта, ЖКХ и других отраслей. «В наших планах дать возможность оплачивать транспорт безналично для всех жителей страны», — заявил Ведяхин. Еще одна цель — создание рынка массовых инвестиций («череда кризисов у многих отбила интерес к инвестированию»), а также развитие сферы страхования рисков.
Что касается кредитования, то, по словам Ведяхина, банк вводит такое понятие, как кредитный потенциал клиента, чтобы последний сразу мог узнать, на какую сумму он может рассчитывать и на каких условиях. Также заметно упростится процедура заполнения анкет для получения средств (за старых клиентов банк заполнит все сам). В перспективе трех лет кредитный портфель организации может вырасти на 30%, большие надежды в связи с этим здесь связывают с сервисом «ДомКлик», которым ежемесячно уже пользуются более 10 млн человек.
Число корпоративных клиентов Сбер планирует увеличить за три предстоящих года с 2,7 млн до 3 миллионов. К 2023-му Ведяхин обещает выдавать 90% всех займов с участием искусственного интеллекта, что существенно увеличит скорость принятия решений, которая и сегодня порой космическая — от заявки на кредит до оформления документации в некоторых случаях проходит всего 7 минут. Только за 2020 год эффект от внедрения искусственного интеллекта Сбер оценивает в 60 млрд рублей.
Новинкой стала экологическая ESG-повестка банка, о которой твердили буквально все спикеры конференции. Во-первых, это постепенный уход от использования бумаги, увеличение доли закупки зеленой энергии. В дальнейшем Сбер планирует начать не только рассчитывать свой углеродный след (у банка-то он небольшой), но и агитировать к его снижению своих клиентов.
«Что же будет с традиционной сетью банковских отделений?» — задал логичный вопрос Ведяхин. И сам же на него ответил: физической сети предстоит оптимизация — изменение форматов и создание партнерских схем дистрибуции. К 2023 году в стране появится 1 тыс. офисов нового типа. И снова главная цель здесь — завлечь в банк молодое поколение, для которого придуманы различные «сбердевайсы» и кофе, а также система доставки посылок «СберЛогистика».
Сегодня Сбер продолжит трансляцию своей стратегической сессии.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.