Нефтяники безжалостно режут затраты на нефтесервис, из-за чего отрасль оказалась в глубоком кризисе — таков был лейтмотив круглого стола на нефтегазовом форуме, который прошел вчера на «Казанской ярмарке». «ТаграС-Холдинг» уже заявил о снижении в 2020 году объемов работ на 20–30%, и это притом, что ему оказывает поддержку «Татнефть», а у коллег по цеху ситуация гораздо хуже. О перспективах российского нефтесервиса — в материале «БИЗНЕС Online».
Круглый стол под названием «Новые подходы к межотраслевому взаимодействию в нефтяной отрасли: Добыча. Сервис. Машиностроение. Финансы» состоялся накануне на «Казанской ярмарке» в рамках бизнес-форума «Промнавигатор»
«снижение рынка нефтесервисных услуг может составить 50% от уровня 2019 года»
Круглый стол под названием «Новые подходы к межотраслевому взаимодействию в нефтяной отрасли: Добыча. Сервис. Машиностроение. Финансы» состоялся накануне на «Казанской ярмарке» в рамках бизнес-форума «Промнавигатор». Соорганизаторами выступили Минпромторг РТ, Союз нефтегазопромышленников России, нефтесервисный «ТаграС-Холдинг» и АО «Татнефтехиминвест-холдинг». За большим столом в зале разместились представители органов власти, нефтедобывающих и нефтесервисных компаний, отраслевых ассоциаций и союзов, производителей нефтегазохимического оборудования, банков. Перед каждым участником организаторы заботливо поставили по маленькой баночке антисептического средства — безопасность превыше всего. Учитывая коронавирусную ситуацию, часть участников подключились в режиме онлайн.
В приветственном слове вице-премьер РТ, министр промышленности и торговли Альберт Каримов отметил, что предпринятые правительством меры по борьбе с коронавирусом, а также ограничения по добыче нефти затронули всю цепочку компаний нефтегазохимической отрасли. «По оценкам, снижение рынка нефтесервисных услуг в этом году и на следующий может составить половину от уровня 2019-го», — заявил министр.
Альберт Каримов: «По оценкам, снижение рынка нефтесервисных услуг в этом году и на следующий может составить половину от уровня 2019-го»
Сокращение добычи нефти привело к остановке порядка 30–40% добывающих скважин в стране. Это негативно сказалось на объемах заказов для нефтесервисных и машиностроительных предприятий. В целом объем отечественного рынка нефтесервисных услуг оценивается в 1,5 трлн рублей в год. В нефтесервисе в общей сложности заняты более 300 тыс. человек.
О ситуации на рынке нефтесервисных услуг подробнее высказался генеральный директор ООО «ТаграС-Холдинг» Ленар Назипов. Нефтесервис, по его словам, переживает сегодня непростые времена.
«Мировая пандемия, ограничения добычи нефти по соглашению ОПЕК+, последующий экономический кризис отрицательным образом сказались на производственной деятельности нашего холдинга. Ключевые заказчики начали существенно снижать объемы нефтесервисных услуг, оптимизировать эксплуатационные затраты, сокращать инвестиции», — сообщил Назипов.
Нефтяные компании начали останавливать действующие фонды скважин, сокращать объемы бурения и капитального ремонта скважин, транспортных услуг. По оценкам холдинга, ожидаемое снижение объемов работ в 2020 году составит 20%, а по отдельным дивизионам — на 30% и более.
Ленар Назипов: «Мировая пандемия, ограничения добычи нефти по соглашению ОПЕК+, последующий экономический кризис отрицательным образом сказались на производственной деятельности нашего холдинга»
«Какую угрозу для здоровья персонала несут различные цвета футболок?»
«В самом начале прогнозировалось высвобождение более 7 тысяч человек, но в этой непростой ситуации нам оказала поддержку компания „Татнефть“, — отметил Назипов, — Даже несмотря на то, что по некоторым видам деятельности „Татнефть“ не имеет потребности в наших услугах, в целом загрузку персонала они обеспечили. Огромное им спасибо».
Это позволило холдингу провести щадящую оптимизацию кадрового состава и сохранить рабочие места для 30 тысяч человек. Однако без проблем все равно не обходится: по целому ряду проектов «ТаграС-Холдинг» вынужден выполнять работы на условиях отсрочки платежа до 365 дней — по принципу «сегодня сделали — через год оплатили». Это вынуждает компанию влезать в кредиты.
Однако требования подрядчиков от этого не только не снижаются, а порой даже ужесточаются. Назипов привел примеры абсурдных штрафов, например за отставание сроков бурения скважин.
Нефтяные компании начали останавливать действующие фонды скважин, сокращать объемы бурения и капитального ремонта скважин, транспортных услуг
«Это объяснимо при темпах наращивания добычи, но в момент ограничений [добычи нефти] при бурении скважин, которые вообще не вводятся в эксплуатацию, подобное вызывает логичный вопрос: зачем?» — недоумевал гендиректор «ТаграС-Холдинг». Другой заказчик — из Оренбургской области — не допускал на объект работников в спецовках разных расцветок.
«Какую угрозу для здоровья персонала несут различные цвета футболок? Но это условие могло грозить штрафными санкциями, пришлось затратить ресурсы, в первую очередь временные, чтобы удовлетворить требование заказчика!» — делился наболевшим глава нефтесервисной компании.
Назипов внес предложение ввести на период действия ограничений временный мораторий на применение пени и неустоек со стороны заказчиков по избыточным требованиям. Также он считает необходимым включить нефтесервисные компании в число наиболее пострадавших отраслей, чтобы они смогли претендовать на меры поддержки от государства.
«Да, мы входим в перечень системообразующих предприятий. Появилась избыточная бюрократизация, выраженная в большом количестве запросов, отчетов, стресс-тестов, а в реальности льготами мы воспользоваться не можем», — заявил глава холдинга.
Модератор встречи, замминистра промышленности и торговли РТ Алексей Савельчев заметил, что банкротство российского нефтесервиса в случае ухудшения ситуации может привести к захвату рынка иностранными нефтесервисными компаниями
«Если мы потеряем НЕФТЕсервис, мы его быстро не восстановим»
Замгендиректора по логистике и техническому развитию ПАО «Татнефть» Ренат Нугайбеков поддержал докладчика. Он сообщил, что, несмотря на большой объем законсервированных скважин, «Татнефть» не стала отворачиваться от нефтесервисных компаний. «Если мы потеряем нефтесервис, мы его быстро не восстановим», — уверен замгендиректора. В компании удалось выйти на диалог с подрядчиками с тем, чтобы формировать прибыль как в нефтедобыче, так и в нефтесервисе и нефтегазохимии.
Модератор встречи, замминистра промышленности и торговли РТ Алексей Савельчев заметил, что банкротство российского нефтесервиса в случае ухудшения ситуации может привести к захвату рынка иностранными нефтесервисными компаниями: в области технологичных услуг они могут занять до 100% рынка, а в сфере нетехнологичных — до 50–60%. Замминистра считает, что для поддержки отечественного бизнеса необходимо повышать долю «российскости» при закупке нефтесервисных услуг со стороны компаний с госучастием.
Но пока дело обстоит не лучшим образом. В настоящий момент, по данным Минэнерго РФ, нефтесервисный рынок на 46% представлен российскими независимыми предприятиями, 18% занимают нефтесервисные подразделения ВИНКов, 36% — иностранные корпорации. Уровень импортозамещения на рынке нефтегазового машиностроения в 2019 году составил 55%, об этом сообщал в ходе XI Тюменского нефтегазового форума замминистра промышленности и торговли РФ Михаил Иванов. Глава Союза нефтегазопромышленников РФ Геннадий Шмаль также считает, что машиностроители в стране пока отстают — например, горизонтальные скважины по большей части бурятся с использованием иностранных технологий. Замдиректора департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга РФ Алексей Дубинин заверил, что работа со стороны российских машиностроителей все же ведется — он анонсировал, что в скором времени в РФ появится собственный полноценный флот для проведения гидроразрыва пласта.
«Если не окажется принято срочных мер по спасению отрасли, то выполнить обязательства по добыче нефти, которые появятся (будем надеяться) после снятия ограничений, наши компании просто не смогут»
«Крупные компании еще выживают, а мелкие многие уже закрылись»
Президент Национальной ассоциации нефтегазового сервиса (НАНГС) Виктор Хайков назвал ситуацию в нефтесервисе критической. «Падение идет в разы. Крупные компании еще выживают, а многие мелкие уже закрылись, — говорил он. — Если не окажется принято срочных мер по спасению отрасли, то выполнить обязательства по добыче нефти, которые появятся (будем надеяться) после снятия ограничений, наши компании просто не смогут».
По словам президента НАНГС, если «ТаграС-Холдингу» удалось сохранить бо́льшую часть штата, то это скорее исключение из правила, так как многие компании сегодня идут на очень крупные сокращения.
Хайков поддержал предложение Назипова о том, что нужно внести нефтесервис в перечень наиболее пострадавших отраслей экономики, поскольку многие сектора «пострадали несколько месяцев», но сейчас получили возможность вновь работать, а кризис в нефтесервисе может затянуться на ближайшие года два.
Президент НАНГС отметил, что «за нефтесервис по большому счету никто не отвечает», так что для лоббирования интересов отрасли он предложил передать функции по развитию данной сферы в Министерство энергетики РФ и даже создать там соответствующий отдел. Кроме того, спикер считает, что нужно активнее внедрять меры государственной поддержки отрасли.
Дубинин отметил, что все компании нефтегаза снизили в этом году свои инвестиционные программы на 20–30%. В этих условиях задача правительства — не допустить снижения загрузки российских производителей товаров и услуг для данной отрасли. В числе новых мер поддержки Дубинин озвучил новую программу субсидирования нефтесервисных и нефтедобывающих компаний при покупке новых буровых установок российского производства. Размер субсидии может составлять до 20% от стоимости. Заявки от желающих еще принимаются. Всего в этом году планируется распределить в виде субсидий порядка 600 млн рублей: до 50 млн на мобильную буровую установку, до 100 млн на обычную стационарную установку и до 150 млн поддержки на инновационную буровую.
Савельчев быстро подсчитал, что средств программы хватит лишь на 12 мобильных буровых установок или всего 4 инновационных. Не много для целой страны. Дубинин обещал, что на следующий год Минпромторг РФ будет выступать с инициативой об увеличении финансирования. К слову, предприятия от Татарстана уже заявились для участия в конкурсе.
Председатель ТПП РТ Шамиль Агеев считает, что у предприятий нефтяной отрасли РФ высокая нагрузка на фонд оплаты труда и сложные отношения с банковской сферой
«появились заявления о том, что эра нефти закончилась, все — коллапс»
С предложением принять Постановление правительства РФ о поддержке нефтесервисных компаний выступил Шмаль. В своем докладе он обозначил общие проблемы нефтяного комплекса РФ, но начал с жизнеутверждающего заявления о том, что, «несмотря на происки наших врагов и заклятых друзей, нефтяной комплекс не умер». «В последние годы появились заявления о том, что эра нефти закончилась, все — коллапс, — заявил президент Союза нефтегазопромышленников РФ и сам же ответил скептикам: — Во всяком случае до конца века нефть, газ и уголь будут главными источниками энергии».
Вместе с тем Шмаль призвал не смотреть на деятельность отечественного нефтегаза «только глазами принимаемого парад», мол, положение дел в комплексе следует оценивать как сложное или даже кризисное. Проблем накопилось немало: это сокращение объема геологоразведочных работ, снижение средних извлекаемых запасов вновь открываемых месторождений в главной «нефтяной житнице» — Сибири, нерентабельность более 30% извлекаемых нефтяных запасов, высокий износ оборудования, импортозависимость и пр.
Шмаль внес ряд предложений, которые могут послужить для решения обозначенных проблем. Во-первых, необходимо принять постановление правительства РФ о поддержке малых компаний в нефтегазовом комплексе, о поддержке нефтесервисных компаний, написать закон об освоении Арктики и создавать технологические полигоны для испытания новых технологии и техники.
Председатель ТПП РТ Шамиль Агеев считает, что у предприятий нефтяной отрасли РФ высокая нагрузка на фонд оплаты труда и сложные отношения с банковской сферой. «Фактически мы все работаем на банки», — сожалеет Агеев. Он отметил неоднозначное влияние на нефтяную отрасль принимаемых правительством РФ решений: это и налоговый маневр, и недавняя отмена льгот добытчикам сверхвязкой нефти, и пр. «Это выбьет в первую очередь кадры, попробуйте хорошего бурильщика найти!» — восклицал спикер.
Депутат Госдумы от Татарстана Альфия Когогина, подключившаяся к работе по Zoom, напомнила собравшимся слова президента РФ Владимира Путина на недавнем совещании в Тобольске о необходимости развития российской нефтегазохимии в рамках соответствующей стратегии, главными целями которой являются обеспечение социально-экономического развития страны, реализация экспортного потенциала России и сохранение ее лидерства на мировом рынке энергетических ресурсов. По словам Когогиной, в этом году Госдумой было принято два важных для отрасли закона: первый касается определения зоны безопасности объектов ТЭК, второй предполагает введение обратного акциза на этан и сжиженные углеводородные газы.
Все идеи и предложения, которые высказали участники круглого стола, были аккумулированы в виде коллективного обращения
В финале встречи представитель ООО «ТаграС-Транс-Сервис» рассказал об успешном опыте компании по участию в нацпроекте по повышению производительности труда. Участие в нем позволило представителям компании обнаружить свои слабые места, обозначить перспективы для роста, а также получить существенную финансовую экономию.
Все идеи и предложения, которые высказали участники круглого стола, были аккумулированы в виде коллективного обращения. В ближайшее время они окажутся направлены в правительство РФ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.