Сегодня в ТАГТОиБ им. Джалиля большая премьера национального спектакля — мюзикла Эльмира Низамова «Алтын Казан» в постановке Михаила Панджавидзе. Среди солистов цвет современной татарской эстрады: Эльмира Калимуллина, Филюс Кагиров, Алина Шарипжанова. Постановка создана в рамках очередного сезона фестиваля «Ветер перемен», а его музыкальный руководитель Вадим Эйленкриг выступил в аналогичной роли и на «Алтын Казан». О том, чего ждать публике, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня в ТАГТОиБ им. Джалиля большая премьера национального спектакля — мюзикла Эльмира Низамова «Алтын Казан» в постановке Михаила Панджавидзе.
«В КАЗАНИ СЕЙЧАС НЕГДЕ ПОСМОТРЕТЬ КАЧЕСТВЕННУЮ ОПЕРЕТТУ ИЛИ МЮЗИКЛ»
«В Казани сейчас негде посмотреть качественную оперетту или мюзикл, — сетовал почти шесть лет назад в интервью „БИЗНЕС Online“ молодой композитор Эльмир Низамов. — Скажем, мой „Алтын Казан“ не вписывается ни в один из существующих театров. Потому что мюзикл. Для оперного это не тот жанр. А в драматических театрах нет супермузыкальной составляющей — певцов, инструменталистов. Нет и подходящей технической оснащенности. Если на сцене все тускло, если декорации не меняются, свет неактивен, это уже не мюзикл».
И вот спустя годы уже сегодня Низамов, которому в конце декабря должно исполниться 34 года, увидит свое детище, воплощенное в спектакле на сцене ТАГТОиБ им. Джалиля. Событие по-своему историческое, ведь в XXI веке из ныне живущих татарских композиторов в казанской опере ставили только Резеду Ахиярову (оперы «Любовь поэта» и «Сююмбике», балет «Золотая Орда»), если не считать балет профессора Казанской консерватории Леонида Любовского «Сказание о Йусуфе».
Произведение появилось еще в 2011 году, оно было дипломной работой композитора в Казанской консерватории и позиционировалось как рок-опера
И вот теперь пришел черед Низамова, хотя статус его «Алтын Казана» не до конца понятен. Все-таки это не спектакль, созданный в рамках репертуара оперного театра, а проект пятого сезона музыкального фестиваля «Yзгәреш җиле». Напомним, это инициатива президента Татарстана, решившего вдохнуть новую жизнь в татарскую эстраду и предложившего этим заняться всесильному директору ТАГТОиБ им. Джалиля Рауфалю Мухаметзянову. Последний вспомнил о своей еще юношеской любви к джазу и сделал ставку на известного столичного трубача и шоумена Вадима Эйленкрига, который заинтересовался любопытным проектом, к тому же подкрепленным серьезным финансированием. За четыре прошедших года музыкальный «Ветер перемен» успел поначалу здорово расколоть национальную культурную интеллигенцию, не принявшую новых аранжировок татарской классики, которые можно было услышать на фестивале. Дальше «Yзгәреш җиле» потихоньку стал просто частью культурного ландшафта республики, а в начале года татарские джаз и босанову услышали в Карнеги-холле в Нью-Йорке. На этом проект вроде бы пора было закрывать. Но нет…
И вот на пятый год на «Yзгәреш җиле» наконец-то занялись тем, о чем говорили критики мероприятия все эти годы, — созданием нового продукта от современных авторов, а не придания временами сомнительного лоска шедеврам Сайдашева или Яхина. Повезло Низамову — выбор пал на его мюзикл «Алтын Казан» на либретто Рената Хариса. Произведение появилось еще в 2011 году, оно было дипломной работой композитора в Казанской консерватории и позиционировалось как рок-опера. Через три года 30 августа у «Чаши» показали новую редакцию «Алтын Казан», причем тогда уже над показом работал опытный оперный режиссер Михаил Панджавидзе, а также появилось обозначение «мюзикл». Кроме того, главные партии в том спектакле исполняли Эльмира Калимуллина, Филюс Кагиров, Алина Шарипжанова, Артур Исламов и Айдар Сулейманов. Они же перекочевали и в новый проект, но с совершенно другим бюджетом и амбициями.
«Это будет полноценный мюзикл — с декорациями, постановкой, танцами. Иными словами, это спектакль с привлечением музыкальной составляющей „Yзгәреш җиле“», — рассказывал летом сам композитор, когда репетиции в Москве и Казани, несмотря на пандемию, были в разгаре. Не обошлось и без Эйленкрига, ставшего музыкальным руководителем постановки.
Эльмир Низамов: «Мы все силы прилагаем — авторы, постановщики и, конечно, все артисты, — чтобы получилось все так, как мы задумали»
«ТАКОЙ МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЙ ПРОДУКТ В ВЫСОКОМ ПОНИМАНИИ ЭТОГО СЛОВА»
За несколько дней до премьеры «БИЗНЕС Online» поговорил с композитором «Алтын Казан» Низамовым.
— Эльмир, все ли готово к премьере «Алтын Казан»? Каков ваш настрой, может ли быть какой-то другой исход этого предприятия, кроме зрительского триумфа?
— Автору всегда очень трудно загадывать. Я, конечно, надеюсь, что будет все так, как мы запланировали, мы очень сильно готовимся, ощутимо переживаем, естественно. Спектакль — это дело такое: до самого последнего момента что-то создается, что-то репетируется… Посмотрим, но мы все силы прилагаем — авторы, постановщики и, конечно, все артисты, — чтобы получилось все так, как мы задумали.
— Коронавирус внес какой-то сумбур в подготовку спектакля? Не приходится ли со страхом мерить температуру каждый день основным солистам, которым, как мы понимаем, нет замены?
— Такого сумбура нет, но летом мы репетировали в масках, тогда было очень волнительно репетировать. А сейчас нет, как-то даже все забыли про коронавирус. Просто работаем, отдаемся полностью нашему делу. При этом наши скрипачи в оркестре сидят все в масках, у них такая специфика.
— Вообще, как бы вы охарактеризовали спектакль, который получается у композитора Низамова и режиссера Панджавидзе?
— Для меня это национальный мюзикл. С одной стороны, я держал в голове премьеры мировых мюзиклов, которые нам известны, все-таки какие-то традиции заложены за полвека существования этого жанра. Но хотелось это сделать на национальной основе, чтобы было интересно татарам с точки зрения национального, широкому слушателю с точки зрения современных ритмов, чтобы это был такой мультикультурный продукт в высоком понимании этого слова.
Я делаю это средствами музыки, оркестра, певцов, голосов, а режиссер — театральной постановки, танцев. Отдельно надо сказать о Сергее Мандрике, нашем хореографе, потому что мюзикл — это жанр, который предполагает, что все передается через танец. Танцев очень много, они весьма сложные, и приходится попотеть, потому что одно дело петь, но другое — петь и танцевать. Солисты, конечно, работают над этим.
— Нет ли у вас опасений, что жизнь спектакля может ограничиться двумя показами в декабре на фестивале «Yзгәреш җиле»? Ведь собирать специально всех певцов и особенно музыкантов оркестра Вадима Эйленкрига — штука довольно затратная во всех смыслах. Обсуждали уже будущее постановки?
— Во-первых, очень многое зависит от того, как спектакль в принципе примут, потому что театр тоже на это смотрит. Спектакль должен быть интересен публике, чтобы она всегда заполняла зал. Я надеюсь, что у «Алтын Казан» будет долгая жизнь. Пока еще не разговаривали на тему того, какими силами и как это будет. Я честно говоря не знаю, не могу сказать.
— Есть ли в планах показать работу экспертам «Золотой маски»? В номинациях «оперетта/мюзикл» там, кажется, могли бы быть неплохие шансы.
— Я бы очень хотел, конечно, показать. Думаю, такая возможность еще будет, посмотрим, я уже дважды номинант «Золотой маски». Кто его знает.
С ЗОЛОТЫМ КАЗАНОМ НА СЦЕНЕ
Пожалуй, неуверенность в будущем данной постановки — главный вопрос накануне премьеры «Алтын Казан». В оперном театре традиционно не жалуют национальные спектакли, поскольку на «Травиату» и «Кармен» легче продать билеты, тем не менее на «Yзгәреш җиле» не принято сильно экономить, так что публика увидит настоящий полноценный и дорогой спектакль. На сайте госзакупок мы нашли как минимум четыре приобретения, связанных только с декорационным оформлением мюзикла, в сумме это 14 млн рублей. Если верить «Инстаграму» Низамова, на сцене будет присутствовать и сам золотой казан внушительных размеров.
Приятно, что на этот раз не обидели наших местных артистов и музыкантов. Напомним, что в прошлые годы мы сетовали на то, что внушительные гонорары в основном доставались «легионерам». Но на этот раз только Низамов заключил контракт более чем на 3,5 млн рублей «за написание музыки к мюзиклу „Алтын Казан“ с предоставлением нотного материала». Трудно припомнить, чтобы такие суммы получали татарстанские композиторы. «Ура, Эльмир закроет ипотеку!» — так отреагировал один из друзей Низамова, услышав от корреспондента «БИЗНЕС Online» эту новость. Не обидели и постоянного соавтора талантливого композитора, либреттиста Рената Хариса, получившего без малого 1,5 миллиона. Кстати, если кто-то удивится таким деньгам за произведение, сочиненное еще в 2011 году, то заметим, что в субботу и воскресенье зрители увидят уже другой «Алтын Казан» со множеством новых номеров, мюзикл даже стал двухактным.
Конечно, не обидели и Эйленкрига. Статусный российский джазмен получит 1,83 млн за свое личное участие в проекте
Конечно, не обидели и Эйленкрига. Статусный российский джазмен получит 1,83 млн за свое личное участие в проекте. Кроме того, в 5,9 млн организаторам обойдется участие в репетициях и двух спектаклях артистов его симфо-джазового оркестра. За передачу исключительного права на фонограммы аранжированных музыкальных номеров мюзикла «Алтын Казан» оперный театр заплатил директору Эйленкрига почти 2 млн рублей. Кстати, звукорежиссер казанского спектакля Владимир Овчинников (гонорар 602 тыс.) когда-то сводил первые альбомы Земфиры.
Интересное открытие ждало, когда мы добрались до гонораров самих солистов. В «Алтын Казан» будут петь как завсегдатаи «Yзгәреш җиле» — Шарипжанова, Сулейманова и штатный солист ТАГТОиБ им. Джалиля Исламов, — так и «дебютанты»: Калимуллина и Кагиров. Причем гонорар в 774 тыс. рублей (в данную сумму входит участие во всем репетиционном цикле и двух спектаклях) для Калимуллиной отправится «ИП Ксенофонтова Эльмира». О том, что финалистка первого «Голоса» вышла замуж и живет на два города, Казань и Москву, было известно, хотя не особо афишировалось и не сильно обсуждалось. Ее супруг — хореограф и танцовщик, участник шоу «Танцы на ТНТ» Евгений Ксенофонтов, который снимался, например, в клипе Калимуллиной на песню «Будда».
В «Алтын Казан» будут петь как завсегдатаи «Yзгәреш җиле» — Шарипжанова, Сулейманова и штатный солист ТАГТОиБ им. Джалиля Исламов, — так и «дебютанты»: Калимуллина (на фото) и Кагиров
Возвращаясь же к гонорарам, добавьте сюда еще Сергея Мандрика (хореограф-постановщик) — 3,51 млн, Панджавидзе (режиссер-постановщик) — 2,16 млн и Гарри Гуммеля (сценограф, художник по костюмам) — 1,86 миллиона. Казан и вправду окажется золотым...
«Сазаган взмывает в небо, превращается в Зиланта и застывает, повторяя очертания герба современной Казани», — гласит либретто татарского мюзикла «Алтын Казан». «Взмоет ли в небо» сам спектакль мы узнаем уже скоро.
Инфографика: «БИЗНЕС Online»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 131
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.