«Совещательный орган, состоящий из высококвалифицированных мусульманских специалистов», — так характеризует структуру совета улемов ДУМ РТ его ученый секретарь Рустам Нургалеев. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал, как в год пандемии приходилось выбирать между «весьма желательным» и «крайне обязательным» в пользу сохранения жизни, что делать, когда принимаются противоречащие друг другу богословские решения, и какие фетвы выносит муфтий РТ.
Рустам Нургалеев: «Слово «улем» означает «богослов-ученый». Поэтому наша структура — это совещательный орган высококлассных шариатских специалистов, которые изучают актуальные вопросы мусульман Татарстана и выносят богословские заключения»
«Я СЧИТАЮ, ЧТО НАШ СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМ РТ ИСПЫТАНИЕ ВЫДЕРЖАЛ ДОСТОЙНО»
— Рустам хазрат, вы ученый секретарь совета улемов ДУМ РТ. За какие важные для мусульманской уммы Татарстана отвечает данная структура?
— Название «совет улемов» говорит само за себя — это собрание специалистов исламского богословия. Слово «улем» означает«богослов-ученый». Поэтому наша структура — это совещательный орган высококлассных шариатских специалистов, которые изучают актуальные вопросы мусульман Татарстана и выносят богословские заключения. Подобные совещательные органы исламского богословия присутствуют практически во всех мусульманских странах, они бывают региональными, как, например, наш совет улемов, государственными, как, скажем, Египетский дом фетв, международными, как, к примеру, Международная исламская академия фикха в городе Джидда, или иногда они бывают связаны с какими-то научно-образовательными исламскими центрами, как совет великих ученых Университета аль-Азхар. Даже если они имеют разные названия, смысл деятельности они преследуют один и тот же. Совет улемов ДУМ РТ возглавляет муфтий республики Камиль хазрат Самигуллин.
— Настоящим звездным часом совета улемов ДУМ РТ, по сути, стало время пандемии, когда его решения оказались у всех на слуху.
— Да, во время пандемии интенсивность вынесения различных богословских заключений значительно увеличилась, связано это было с тем, что пришлось отвечать на животрепещущие вопросы, связанные с мусульманским поклонением. Пандемия нас заставила пересмотреть определенные правила жизни, такие как участие в массовых мероприятиях, социальная дистанция и так далее. Так получилось, что мусульманское богослужение носит преимущественно массовый характер, с большим количеством людей в мечетях. Именно из-за этого нам пришлось досконально изучать данный вопрос, обращаться к богословским книгам ханафитского мазхаба и находить в них ответы, помогающие правильно найти грань между сохранением здоровья и жизни людей и защитой их религиозных прав и свобод. Я считаю, что наш совет улемов ДУМ РТ испытание выдержал достойно. В этом году ДУМ РТ вынесло 73 фетвы, 6 из них касались непосредственно коронавируса. Например, была выпущена фетва о том, что праздничный намаз, то есть гает-намаз, можно не совершать и в таком оставлении намаза не будет нарушения предписания нашей религии, что, естественно, дает нам право надеяться на отсутствие греховности за такое оставление праздничной молитвы. Также стоит отметить, что во время пандемии в рамках разъяснения проведения правил богослужения был выпущен комментарий, гласящий, что совершение джума-намаза в онлайн-режиме непозволительно, а лица, не совершившие джума-намаз, должны выполнить полуденный намаз зухр, заменяющий обязательность джума-намаза. Помимо этого, были фетвы, разъясняющие правила проведения дженаза-намаза над покойными, умершими от коронавируса, и позволительность применения спиртосодержащих дезинфицирующих средств и по прочим вопросам. Одним из самых важных вопросов, который рассматривался на заседаниях совета улемов, было закрытие мечетей для совершения пятикратных молитв и совершения пятничного джума-намаза.
«Как правило, на заседаниях обсуждаются вопросы, по которым в последующем большинством голосов принимаются решения»
«МЫ НЕ ПРИНИМАЕМ РЕШЕНИЙ ПО СВОДКАМ НОВОСТЕЙ»
— В мечетях, кстати, было много недовольных тем, что нужно соблюдать социальную дистанцию, говорили, мол, нарушаются хадисы, где сказано, что во время намаза нужно прижиматься друг к другу... Хотя подобные решения принимали по всему миру…
— Вы очень правильно заметили, что это не только наш опыт, мусульмане и в других странах принимали похожие решения. Понимаете, в чем сложность подобного вопроса для совета улемов ДУМ РТ: мы, рассматривая опыт богословских органов наших коллег за рубежом, тем не менее пересматриваем все источники самостоятельно. Да, конечно, мы мониторили международные СМИ и знакомились с некоторыми решениями наших арабских коллег, но мы не принимаем решения по сводкам новостей и решения коллег пересматриваем через призму нашего богословского наследия! Наши решения выносятся по результату изучения ханафитских богословских источников. В результате таких исследований совет улемов ДУМ РТ пришел к выводу, что вопросы сближения между людьми во время совершения молитвы — это вопрос из квалификации «весьма желательно». Согласно исламскому праву, вопросы категории «весьма желательно» отходят на второй план по сравнению с вопросами категории «крайне необходимо сохранить жизнь людей», когда есть вероятность заражения смертельной болезнью. Это касается практически всех норм, принятых советом улемов ДУМ РТ.
Не поддаваясь панике и неподтвержденным околонаучным выводам, распространяемым преимущественно социальными сетями, мы долго не выносили решения о закрытии мечетей до тех пор, пока компетентные госорганы, такие как Роспотребнадзор, не спустили четкие профессиональные рекомендации и предписания. И только после таких разъяснений совет улемов вынес решение о непосещении мечетей на некоторый период.
— Кто у нас выносит фетвы? Муфтий Татарстана (ведь даже слово «муфтий» переводится с арабского как «человек, выносящий богословские решения, фетвы») или все-таки совет улемов ДУМ РТ?
— Абсолютно правильно, «муфтий» — это слово арабского происхождения, дословно переводится как «человек, который дает богословский ответ, то есть фетву». А совет улемов — это совещательный орган, который содействует муфтию в эффективном осуществлении своих полномочий. Члены совета улемов избираются пленумом ДУМ РТ по предложению муфтия в составе 15 человек сроком на 4 года, у каждого из них в рамках своих компетенций есть мнение и аргументы, основанные на глубоких знаниях и многолетнем опыте работы. Как правило, на заседаниях обсуждаются вопросы, по которым в последующем большинством голосов принимаются решения. Впрочем, даже в случае, если даже один человек против, но при этом у него есть сильный богословский довод, вопрос может быть отложен для повторного рассмотрения.
Таким образом, 15 высококлассных специалиста изучают отдельно взятый вопрос с разных точек зрения и предлагают свои решения муфтию. В нашем духовном управлении муфтий в лице Камиля хазрата — очень образованный, авторитетный человек. Члены совета улемов считают его ответственным и искренним мусульманским деятелем. При всем этом он имеет знания и компетенции, дающие ему право самостоятельно выносить фетву, не опираясь на совет улемов. Он коран-хафиз, обладатель 14 иджаз, то есть официальных свидетельств о возможности преподавания шариатских наук. Другими словами, учителя его учителей учились у самого пророка Мухаммада. Эта цепочка преемственности знаний. Для исламского ученого это крайне важно! При этом Камиль хазрат уважительно относится к исследованиям всех членов совета улемов и в большинстве случаев поддерживает их предложения.
«Вопрос о недопустимости совершения коллективных намазов в мечети в связи с эпидемиологической ситуацией — это ведь не вопрос только одного мусульманина как индивидуума, а обязательная норма для исполнения всеми членами структуры ДУМ РТ»
«ЕГО, КОНЕЧНО, РУГАТЬ НЕ СТАНУТ, НО ПОПРОСЯТ СООТВЕТСТВОВАТЬ ОБЩЕМУ ДЖАМААТУ»
— Является ли обязательным исполнение решения совета улемов ДУМ РТ для рядовых членов уммы?
— Есть разного рода фетвы. Те, что носят рекомендательный характер, например, обозначают размеры закята, саадака фитр — минимальный размер милостыни по окончании месяца рамадан. Мы в данном случае для мусульманина являемся добрыми консультантами. Таких фетв очень много, потому что вопросы поклонения — это личное дело члена уммы.
Но есть и другие фетвы, которые имеют статус обязательных к исполнению. Как правило, это фетвы, касающиеся всей структуры ДУМ РТ. Поэтому вопрос о недопустимости совершения коллективных намазов в мечети в связи с эпидемиологической ситуацией — это ведь не вопрос только одного мусульманина как индивидуума, а обязательная норма для исполнения всеми членами структуры ДУМ РТ.
— Есть ли отличия в деятельности совета улемов ДУМ РТ от других подобных органов?
— Например, совет алимов муфтията Республики Дагестан работает в рамках шафиитского мазхаба. А в уставе ДУМ РТ прописано, что наше духовное управление опирается на традицию ханафитской богословской школы, то есть традиционного для татар ислама. И фетвы выносятся тоже в ханафитских рамках. Нет проблем, если ты шафиит и у себя дома молишься по-шафиитски, или если ты придерживаешься ханбалитского мазхаба, или ты вообще не придерживаешься никаких богословских школ и молишься иначе. То есть это личное дело каждого, по каким правилам ты совершаешь намаз у себя дома. Но если человек участвует в наших коллективных богослужениях в татарстанских мечетях, которые входят в юрисдикцию ДУМ РТ, и при этом отклоняешься от ханафитской традиции и тем самым вносишь определенного рода разногласия, смуту в рядах мусульман, то мы можем несколько ограничить духовно-религиозную свободу такого человека, сказав: «Будь любезен, соблюдай принятые здесь правила».
Многие мусульмане, наверное, наблюдали, что у нас в Татарстане во время совершения намазов после чтения первой суры Корана не произносят громко вслух слово «Амин». Это соответствует нашему ханафитскому мазхабу. Есть и другая богословская точка зрения, вполне справедливая, достойная, не ошибочная. Но не ханафитская! И если человек в ходе коллективного намаза громко произносит «Амин», то он тем самым косвенно заявляет: «Я не такой как все и делаю все правильно, а все остальные — нет». Это и вносит некую смуту. Его, конечно, ругать не станут, но попросят соответствовать общему джамаату.
«Сегодня все члены совета улемов — это авторитетные татарские богословы, в том числе эксперты, признанные на международном уровне, Коран-хафизы, доктора исламских наук, теологи со светскими учеными степенями, преподаватели исламских вузов, имамы. Очень важно и то, что все они не только обладают знаниями теории, но и живут исламом!»
«МОЖЕТ, ИНОГДА О НАС НУЖНО БОЛЬШЕ ГОВОРИТЬ, ЧТОБЫ МУСУЛЬМАНЕ ЗНАЛИ, КУДА ОБРАТИТЬСЯ»
— Вы сказали, что в совете улемов ДУМ РТ 15 человек. По какому критерию они избираются?
— Критерии менялись, там работали разные люди, порой были и светские специалисты, с точки зрения образования. Таков был в свое время запрос уммы. Но сейчас практикующие мусульмане стали высокообразованными, они очень хорошо разбираются в мазхабах, богословских положениях, прекрасно знают оригинальные богословские книги. Более того, сейчас в Казани начали появляться магазины с арабской литературой, то есть мусульмане столицы РТ читают богословские книги на языке оригинала.
Сегодня все члены совета улемов — это авторитетные татарские богословы, в том числе эксперты, признанные на международном уровне, Коран-хафизы, доктора исламских наук, теологи со светскими учеными степенями, полноценно владеющие наукой «Фикх», преподаватели исламских вузов, имамы. Очень важно и то, что все они не только обладают знаниями теории, но и живут исламом!
— Что делать простым мусульманам в случае вынесения противоречивых фетв?
— Это нормально. Такое бывает, когда различные мусульманские структуры выносят противоречащие друг другу решения, например авторитетные советы улемов у муфтиятов Дагестана и Чеченской Республики. Но наши фетвы могут отличаться от них хотя бы потому, что у нас разные богословские школы: мы придерживаемся ханафитского мазхаба, мусульмане Северного Кавказа — шафиитского. То есть мусульманам нашей республики правильно было бы следовать фетвам, изданным в Татарстане, а мусульманам Дагестана — дагестанским фетвам. С точки зрения исламского богословия, приемлемы также и региональные различия фетв: например, в рамках ханафитского мазхаба муфтии разных регионов тоже могут принять разные решения. Потому что существует правило, что заключения должны выноситься с учетом конкретного места, времени и обстоятельств. И фетва, принятая в одном регионе, не отменяет фетву другого региона. А когда в одном регионе или в одном городе несколько спорящих друг с другом фетв, вот тогда мусульмане могут растеряться… Но это проблема решается только путем централизации духовного управления на уровне региона. Хвала Всевышнему, в Татарстане действует единый и единственный муфтият. И я со своей стороны рекомендую мусульманам из других регионов в случае вынесения противоречивых фетв обращаться в кол-центр ДУМ РТ «Даруль-ифта». Это пока единственный в России мусульманский кол-центр с бесплатным федеральным номером. В кол-центре работают очень грамотные специалисты, они отвечают на вопросы на нескольких языках, что значительно облегчает коммуникацию с многонациональным населением России и Татарстана.
— То есть для российских мусульман невозможно вынести единую фетву по тому или иному вопросу?
— Фетву издает муфтий, который должен жить и работать в определенной местности. И поэтому вполне логично, что у нас в стране много муфтиев. Муфтий должен знать и учитывать обстановку и обстоятельства, вынося фетву. Даже самый большой ученый мира, приехав в нашу страну, не сможет дать фетву по многим вопросам, потому что не знает обстоятельств данной местности. Проблема в том, что в отдельно взятых регионах России муфтиев бывает несколько. Но и здесь нужно понимать, что председатель духовного управления — это не то же самое, что муфтий. Возникает вполне резонный вопрос: сколько среди председателей различных ДУМ в России богословов, которые имеют иджазу и знают методологию вынесения фетв?
— Какие вопросы в основном отражают фетвы ДУМ РТ? Почему такие вопросы, как исламские финансы, многоженство и прочее, до сих пор не имеют решения в российских реалиях?
— Это не совсем так. К примеру, были рассмотрены нашим советом улемов вопросы, которые касались фармацевтики. Мы принимали решение о дозволенности определенного лекарства для ослабленных новорожденных, в котором применялись запрещенные в исламе ингредиенты. Мы долго изучали, искали некие аналоги, советовались с нашими коллегами в Сирии и в различных регионах России, после чего вынесли решении о дозволенности этого конкретного препарата.
Вопросы исламской экономики тоже не раз поднимались у нас в совете, более года работает проект исламского финансирования при одной из управляющих компаний в Татарстане. На данный момент мы работаем над запуском программы, условно говоря, «халяльной ипотеки» — возможности приобретения жилья в рассрочку. У нас работает халяльный лизинг. Мы чувствуем, что нужны исламской умме Татарстана, может, иногда о нас нужно больше говорить, чтобы мусульмане знали, куда обратиться.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.