«Новый год — единственный период, когда российское пренебрежение опасностями взяло верх, что не раз выручало нашу державу», — объясняют аналитики возврат покупателей в торговые центры в разгар пандемии. Впрочем, продлится это недолго. О том, как одним из самых популярных товаров стали презервативы и закрепятся ли в онлайне 10 млн покупателей, — в материале «БИЗНЕС Online».
Декабрьский рост активности покупателей наметился сразу после выплаты семьям 21 декабря «новогодних» 5 тыс. рублей на одного ребенка до 7 лет
В ТРЕНДЕ — ПУЛЬСОКСИМЕТРЫ И LEGO
«После 25 декабря у нас начинается ад — фиксируем трехкратный рост заказов, потому что остальные маркетплейсы не берут уже на остаток года доставки. Мы остаемся единственными, кто продолжает до конца года доставлять товар, причем в течение суток», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» о последних днях 2020 года основатель KazanExpress Линар Хуснуллин.
Вторая категория покупателей — те, кто «просыпается» для покупки подарков в последний момент. «28 декабря у нас, например, было 40 тысяч заказов, 29-го — уже 53 тысячи», — объяснил основатель KazanExpress.
Любопытны и источники средств для покупки подарков. По наблюдениям собеседника нашего издания, они коррелируют с путинскими выплатами на детей. Например, декабрьский рост активности покупателей наметился сразу после выплаты семьям 21 декабря «новогодних» 5 тыс. рублей на одного ребенка до 7 лет. «Это всплеск заказов, в прошлый раз такой был в июле, когда выплатили 10 тысяч рублей, — заметил Хуснуллин. — Мы не были готовы к такому, просто — бах! — и два дня утроенные продажи». В эти дни детских товаров было сильно больше, но видно, что и [взрослые] подарки покупали. Условно, 50 на 50 детские товары и все остальные».
Не поменялась и «подарочная корзинка»: в 2020-м татарстанцы, как и в прошлом году, покупают в подарок электронику, мелкую бытовую технику, игрушки. Любопытно другое: несмотря на пандемию, падение доходов населения, сокращение зарплат, количество покупок в некоторых категориях выросло за год почти в 2 раза. Так, например, продажи электроники (наушники, игровые приставки, фитнес-браслеты и даже телевизоры) на Ozon в Татарстане в декабре удвоились относительно декабря 2019 года, а средний чек в декабре на электронику по республике вырос на 37%.
Продажи детских игрушек в декабре этого года увеличились почти в 2 раза, на некоторые категории — в 3 раза. Популярностью, по данным «Яндекс.Маркета», в РТ пользовались конструкторы LEGO и игра «Дженга», на них в среднем тратили около 2,1 тыс. рублей
«Еще одна категория, пользующаяся спросом в качестве новогоднего подарка, — мелкая бытовая техника. Спрос на нее в декабре вырос на 82 процента год к году», — прокомментировали в Ozon. В топе оказалась и портативная техника — умные колонки и беспроводные наушники. По данным «Яндекс.Маркета», на них татарстанцы потратили в декабре этого года в среднем почти 5 тыс. рублей.
Вырос спрос и на детские игрушки: их продажи в декабре этого года увеличились почти в 2 раза, на некоторые категории (например на куклы Barbie) — в 3 раза. Популярностью, по данным «Яндекс.Маркета», в РТ пользовались конструкторы LEGO и игра «Дженга», на них в среднем тратили около 2,1 тыс. рублей.
Но если электроника, бытовая техника и игрушки — товар «на все времена», то пульсоксиметры (приборы для неинвазивного измерения количества кислорода в крови) — примета именно «ковидного» года. «Пульсоксиметры у нас стали лидерами продаж в декабре этого года. Маски, антисептики тоже. Еще стало много продаваться товаров для красоты — лаки, накладные ресницы. В топ продаваемых товаров вошли презервативы, как ни странно», — улыбается Хуснуллин.
«Еще одна категория, пользующаяся спросом в качестве новогоднего подарка, — мелкая бытовая техника. Спрос на нее в декабре вырос на 82 процента год к году», — прокомментировали в Ozon. В топе оказалась и портативная техника — умные колонки и беспроводные наушники
Летом этого года онлайн-площадкам предрекали небывалый рост числа покупателей благодаря режиму самоизоляции. К июлю, по данным отчета Data Insight, который цитирует РБК, режим самоизоляции привел в российскую онлайн-торговлю не менее 10 млн покупателей, а в долгосрочной перспективе новые потребительские привычки должны были ускорить рост интернет-торговли с прежних среднегодовых 28% до 33%. Но новогодняя лихорадка – 2020 показала, что, несмотря на самоизоляцию и новые привычки, от привычного офлайна татарстанцы не отказываются. Специалисты «М.Видео» пояснили «БИЗНЕС Online», что, несмотря на двукратный рост числа интернет-заказов по сравнению с прошлым годом, бо́льшая часть покупателей все равно приходят в розничный магазин.
«Магазины остаются важной точкой притяжения для покупателей, поскольку именно здесь они могут посмотреть и лично протестировать товар перед покупкой, получить персонализированную консультацию или быстро забрать заказ. Примерно две трети клиентов предпочитают получить товар именно в магазине», — заметили в компании и добавили, что в рознице действует ряд бесконтактных сервисов и большинство операций можно совершить онлайн.
«Пульсоксиметры у нас стали лидерами продаж в декабре этого года. Маски, антисептики тоже»
«Новый год — единственный период, когда российское пренебрежение опасностями взяло вверх»
Посещаемость торговых центров Казани в выходные дни перед праздничной неделей выросла на 6,7% по сравнению с предыдущей, рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель отдела консалтинга Watcom Михаил Васильев. В пресс-службе ТЦ «Кольцо» и ГУМа отметили, что прирост потока в последнюю неделю декабря к ноябрю в этом году гораздо больше, чем год назад и соизмерим с декабрями прошлых лет. В ТЦ «Горки Парк» по сравнению с предыдущим месяцем прирост составил целых 15%. Нашему изданию в ТЦ сообщили: постоянные посетители стали ходить в ТЦ чаще, но уменьшился средний чек покупок. В то же время трафик предновогоднего сезона в «Горки Парк» даже выше прошлогодних значений на 5%.
Однако аналитики не столь оптимистичны. Итоги новогодних покупок еще только предстоит посчитать, однако в динамике за прошлую неделю данные пока не внушают оптимизма и явно не озолотят годовые потери ТЦ: спад посещаемости на конец декабря — 35% относительно аналогичного предновогоднего периода, рассказала «БИЗНЕС Online» старший аналитик центра «Альпари» Анна Бодрова. За три недели с начала этого месяца трафик в казанских «храмах торговли» упал на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным Shopping Index, системы показателей посещаемости торговых центров и магазинов (она отражает число покупателей на 1 тыс. кв. м торговых площадей), в Москве спад покупательского трафика составил 26,4%, в Санкт-Петербурге — 29,2%. Средний бюджет на новогодние подарки в этом году сократился примерно на 20%, констатируют в «Альпари». Аналитики связывают это с падением доходов населения, сложной ситуацией с рынком занятости и прогнозируемыми финансами. «Сказать, что ретейл в коллапсе и обмороке, нельзя, потому что потребитель худо-бедно, но тратит. Однако вариантов для оптимистичных прогнозов тут очень мало, в январе и феврале ожидается жесткая просадка по показателям продаж», — добавила Бодрова. По ее словам, россияне продолжают ходить по магазинам, но численность торговых точек и ассортимент стали несколько меньше.
«Сказать, что ретейл в коллапсе и обмороке, нельзя, потому что потребитель худо-бедно, но тратит. Однако вариантов для оптимистичных прогнозов тут очень мало, в январе и феврале ожидается жесткая просадка по показателям продаж»
За время пандемии россияне успели «распробовать» удобство удаленных покупок и электронной коммерции — подарки, включая продукты, заказывают либо через интернет, либо через сервисы, относящиеся к офлайн-ретейлу, но предполагающие удаленную оплату и доставку заказа «до двери». Эксперты полагают, даже после того как пандемия коронавируса будет побеждена, данная привычка в значительной степени останется — это удобно конечному потребителю, снижает издержки у ретейла, удобно банкам и т. д.
Однако именно предновогодних покупок это не касается — зачастую они сопровождаются личным посещением магазина, говорят аналитики. «Предновогодние дни характеризуются тем, что значительная часть наших сограждан, надев, как полагается, маски, все же пошли в магазины выбирать продукты к столу и подарки близким лично. Я не заметил, чтобы посещаемость ТЦ заметно снизилась по сравнению с предыдущими годами. Косвенно это можно проверить на сервисе „Яндекс. Пробки“ — как стояла вся Москва перед Новым годом, так и стоит. Как было не пробиться к кассе, так и осталось, — говорит аналитик ГК „ФИНАМ“ Алексей Коренев. — Пожалуй, Новый год — единственный период в уходящем году, когда российское пренебрежение опасностями взяло верх, что не раз выручало нашу державу. Мы опять плечом к плечу стоим в очереди на кассу с полной тележкой, полагая, что уже через два дня все самое плохое останется в прошлом, а Новый год принесет нам только хорошее».
Что ж, Казань не отстает от столицы — накануне наш город также стоял в 10-балльных пробках.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 71
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.