«Я тут столько наговорила, что можно составить превратное представление о профессии», — признается героиня нашей рубрики «Инсайдер», актриса одного из московских театров. Во время пандемии она и ее коллеги переживают непростые времена, даже артисты с именем остаются без работы или вынуждены идти в доставку. Наша героиня поделилась тайнами закулисной жизни, рассказала, как преуспеть в профессии, и объяснила, почему «ходить по домам Снегурочкой» — это стремно, хотя костюм уже приготовлен…
Нашей героине 25 лет, она живет в Москве и через год оканчивает театральный вуз, но уже успела нюхнуть закулисного пороху
Об инсайдере
Нашей героине 25 лет, она живет в Москве и через год оканчивает театральный вуз, но уже успела сыграть в нескольких проектах, нюхнуть закулисного пороху и сменить несколько наставников. Сегодня она играет в небольшом частном театре, который не выдержал пандемии, пришлось отменить все спектакли и освободить помещения. Так что впереди — неизвестность.
Худрук вел себя недвусмысленно — предлагал переночевать в театре
- Стоит сразу начать с отношений между худруками и актрисами, выходящих за рамки профессиональных. Да, все так, девушкам предлагают отношения, часто они соглашаются. Как вы думаете, почему в театрах так много актрис, играющих главные роли, которые им совсем не подходят, или откуда эти горбоносые Золушки без голоса в мюзиклах? Все это есть, о таком все знают, но открыто не обсуждают. Преподаватели открыто ходят за ручку со студентками, а потом берут их в свои театры. Но такие отношения недолговечны, все равно в итоге все решает талант, останется ли человек в труппе или на это место придет другая.
- Я всегда понимала, что отношения между студенткой и ее мастером в вузе, актрисой и главным режиссером театра — это то, чего стоит избегать, но и у меня уже было несколько историй на данной почве. Сначала я поступила в хороший вуз на курс при театре — есть такая практика, что ты учишься заочно и все пять лет (заочное обучение длится на год дольше) служишь в театре. Отличное решение для многих студентов, но в моем случае все было немного иначе. Я живу довольно далеко от театра и, как только поступила, решила снять комнату поближе, ведь театральная учеба требует полного погружения. Риелтор задерживался, и, пока я ждала его, решила зайти в тот двор, где находился театр. Было темно, но в окнах горел свет, и я захотела посмотреть, что там происходит, возможно, идет репетиция… Там сидел худрук со своим другом, они пили и смотрели «Генералов песчаных карьеров». Мой шеф вел себя очень недвусмысленно, предлагал остаться переночевать в театре, и мне стоило больших усилий извиниться и уйти смотреть квартиру, потому что в театре существует некая субординация, прямо послать его было бы очень неловко. Конечно, в театр в тот вечер я не вернулась, но он еще полночи мне писал сообщения. Когда понял, что я его «прокатила», а тогда как раз началась учеба, он стал меня травить, говорить гадости, выводить из себя при однокурсниках… Честно говоря, я потом сталкивалась и с более агрессивной травлей в театральном коллективе и ушла тогда все-таки по другой причине. Однажды мы пришли утром на занятие по сцендвижению, проходит 20 минут, никого нет. Мы решили посмотреть в других помещениях, зашли в малый зал… Там, прямо на полу, на мате, свернувшись, спал голый худрук, до сих пор помню его огромное волосатое тело, и меня начинает тошнить. Я просто взяла свои вещи и ушла. Честно говоря, до сих пор жалею, что у меня нет корочки того вуза, но сейчас оканчиваю другой, менее именитый, зато у хороших мастеров, и счастлива, что ушла тогда.
- Еще одна история из личного опыта — я подрабатывала помощником продюсера, сработалась и подружилась с одним режиссером, ведь бывает, что люди в рабочем процессе сходятся и начинают много общаться, поддерживать друг друга по жизни. И не представляете, сколько грязи на меня вылилось от коллег — актеров и актрис! Все, конечно, считали, что я с ним сплю, от меня отвернулись знакомые, меня напрямую спрашивали о наших отношениях, особенно после того, как он стал приглашать меня играть небольшие роли. Я думаю, что это нанесло серьезный ущерб моей репутации, но правда в том, что он вообще девушками не интересуется.
- Кстати, недавно говорила с руководителем одного не московского театра, он честно ответил на вопрос о том, стоит ли молодой актрисе соглашаться на недвусмысленные предложения от руководителя театра. Он извинился за поведение своих коллег и сказал, что ни в коем случае, поскольку это ничего всерьез не даст в плане карьеры. Только пустые обещания и испорченная репутация. Между прочим подобные предложения бывают не только в адрес девушек.
- Я довольно долго общаюсь в актерской среде. Если говорить о серьезных отношениях, мне кажется, союзы между артистами редко бывают крепкими — каждый любит говорить только о себе, даже если вы планируете выпить кофе с актером, закладывайте лишние полтора часа на просмотр его шоурилов, отрывков из фильмов, выслушивание историй. Меня это начало утомлять, мне, как актрисе, хочется, наверное, чтобы кто-то восхищался мной. Очень много актерских пар, в которых один из партнеров пожертвовал карьерой, — чаще женщина. Вот перед глазами один пример. Актриса точно талантливее и тоньше своего мужа, она внимательно и детально разбирает любую роль, но сейчас в очередном декрете с четвертым или пятым ребенком. Муж стал режиссером. И что вы думаете, она хоть раз выходила на сцену в его спектаклях? Мне кажется, это очень обидно.
- Хорошие примеры крепких отношений — это брак с режиссером, продюсером. Одна знакомая певица уехала в США с продюсером, который в Москве вел проект киноакадемии для звезд и людей с Рублевки, он американец. Теперь продюсирует только ее проекты. На мой взгляд, очень гармоничный пример брака Андрея Кончаловского с Юлией Высоцкой, люди занимаются совместным творчеством и делают крутые проекты.
гвозди или стекло в балетки не подсыпали
- Травля в актерской среде — дело обычное. Многие уходят из-за этого из лучших вузов, не выдерживают, кто-то сходит с ума. Я как-то подвизалась заниматься организаторской деятельностью за бесплатно, думала, это поможет мне стать актрисой. Многое делала для людей бескорыстно, из лучших побуждений, но столкнулась с такой дикой ненавистью и непониманием… Любой промах этого коллектива сваливался на меня, а косяков там было много. Меня ставили как пример безвкусной актерской игры, при расставании в качестве «благодарности» режиссер мне сказал, что у меня нет обаяния и я бездарная актриса. Мне понадобилось несколько лет, чтобы прийти в себя, сразу после этого разговора уехала в Европу в турпоездку, ходила по каким-то дворцам, и гулким эхом от стен отражались его слова. Но я справилась, хотя все равно до сих пор обидно, а кто-то и вовсе ломается.
- Вообще, в актерской среде фигура мастера очень важна, это может быть твой человек, а может и не твой, тогда данные отношения разрушительны и непродуктивны. Это как любовь, общность энергетики, родство душ…
- Что касается отношений между режиссером и актерами, с одной стороны, на площадке стопроцентная субординация, актер должен выслушивать все замечания на ногах, не имеет права ответить режиссеру на разборе спектакля, если только его специально не спросили. Это все воспитывается и прививается в процессе обучения. С другой стороны, актеры — люди самодостаточные. Надо стараться держать себя на равных со всеми, секрет в сосредоточенности на себе, не нужно искренне ждать похвалы или оценки со стороны окружающих, тогда некая самодостаточность придет сама собой. Поначалу для меня это было сложно.
- Хороший тон в общении актеров между собой — находиться в шутливом прекрасном настроении, быть бодрым, не ныть. Часто отношения нормальные, кто-то дружит, но в некоторых проектах между собой у актеров отношения бывают натянутые. Меня не любили, бывало такое, мы ругались, но гвозди или стекло в балетки не подсыпали, хотя подруги такое рассказывали. Из неприятного — про меня точно говорили гадости директору площадки, а однажды, кстати, мой реквизит подложили на стол режиссеру, это было скорее смешно. Мы вместе закричали. Я: «Где мои цветы?!» Он: «Что это за цветы на моем столе?!» Потом посмотрели друг на друга и все поняли. Пытались подставить несколько раз, но я стараюсь выстраивать доверительные отношения с начальством, поэтому подставы не выходили. Хотя были и те, которые помогали. Но в этой среде не любят людей, которые помогают бескорыстно, их не понимают и часто просто используют.
актер имеет право только умереть
- Самое неприятное в актерской профессии — травмы. Несколько лет назад я участвовала в постановке с режиссером, который считается профессионалом, его имя довольно известно, а также с полупрофессиональным хореографом (она актриса, окончила хороший вуз и какое-то время бегала в массовке одного столичного театра) и непрофессиональными актерами. У этого режиссера была такая особенность, что он не сильно переживал по поводу монтажных склеек между сценами, просто в полном затемнении должны быть убраны декорации и поставлены новые, делайте это как хотите. Я один раз засветилась на перестановке, вы не представляете, какой был скандал, как орала хореограф! В тот спектакль мы вводили новую актрису и сузили круг, после которого должно было быть полное затемнение, за 3–5 секунд в полной темноте на бешеной скорости со сцены убегают одни актеры и в свете оказываются другие. Так вот, режиссер и хореограф просили сузить круг, соответственно, менялась траектория, я попросила отрепетировать перестановку, но меня не услышали (сейчас понимаю, что надо было требовать и даже ругаться до последнего). И вот на спектакле затемнение, после того как «засветилась» на перестановке, т. е. не успела в прошлый раз, бегу со всех ног и врезаюсь в другого актера (я чуть пониже, и он не пострадал), у него только разбились очки. Вечером после спектакля мне стало плохо, утром положили в больницу, где я почти без сознания пролежала несколько недель с сотрясением. Потом мне было трудно даже читать слова, полгода я являлась недееспособной, а в это время надо было поступать (я поступила в то лето во второй вуз), платить за квартиру… Тот режиссер так и не позвонил мне и не поинтересовался, как у меня дела. И хореограф тоже. Тогда мне пришлось взять кредит, из которого я не могу выбраться до сих пор: отдавать по 10 тыс. в месяц тоже не очень приятно, особенно в пандемию. Кстати, на таком же затемнении у этого режиссера поломался мой друг — раздробил плечо.
- Я эту историю никому не рассказывала — в актерском мире не принято рассказывать о травмах, «актер неуязвим», как говорит мой мастер. Если ты получил травму, то недостаточно готов к трюку, это твой непрофессионализм, как в цирке. А если рядом непрофессионалы, зачем рассказывать о таком опыте? Нужно выходить на новый уровень… Но психологическая потребность высказаться все равно есть, и я благодарна такой возможности сейчас. Почти у каждого актера или актрисы есть такая история. Если актеры известные, то и истории более на слуху. Например, Людмила Гурченко в фильме «Мама» получила во время съемок перелом шейки бедра, она совершенно не могла ходить и садилась на мужа, а он ползал на четвереньках с одной мизансцены на другую. Том Круз делает трюки в фильмах сам, но никто не знает, сколько у него переломов… Да, это опасная профессия, ты выходишь на площадку с переломами (со мной играли не раз в спектакле актеры, которые танцевали с переломами и кололи за кулисами львиные дозы обезболивающих), ты будешь играть и петь с температурой 40 градусов, актер имеет право только умереть.
- А еще за кулисами постоянно можно услышать мат — здесь как на войне, в экстренном состоянии работают другие механизмы психики, что ли. И люди, которые в жизни и слова грубого не скажут, могут так тебя осадить… Лучше не проситесь за кулисы, это место не для слабонервных.
целеустремленные актрисы из провинции очень быстро выходят замуж — иначе не выжить
- Актер театра — профессия неденежная, даже в столицах, если речь не идет о каких-то больших звездах. Не надо думать, что тебе как-то исключительно повезет и будут доставаться первые роли в крупных проектах или ведущие роли в театрах. Такое бывает, но это очень многоходовая история, и, даже если повезло, что почти невероятно, нужно не просто соответствовать, но быть лучше всех. Стандартная зарплата актера театра — 25 тыс. рублей в месяц (это если сильно повезет и вы попадете в штат, но такие истории рассказывают как сказки).
- Спасают съемки — за линейную роль в одном сериале можно скопить несколько миллионов и купить квартиру. Многие выживают на озвучке, если сидеть в студии днями и ночами, то можно иметь неплохой доход, но, чтобы попасть в хорошие проекты, нужно наработать надежные связи, многим это так и не удается.
- Здорово, если занятия театром поддерживает семья — муж, жена или родители, тогда отдавать время и силы театральному делу гораздо проще. Обычно самые целеустремленные актрисы из провинции очень быстро выходят замуж — иначе не выжить. Ходит такой анекдот: «Кто ты по профессии?» — «Актер». — «Нет, чем ты зарабатываешь?» Заработать сложно, но все как-то выживают, хотя в итоге часто люди уходят из профессии.
- Многие стремятся получить место преподавателя актерского мастерства в вузе или частной школе, видела, как со своим резюме по вузам ходил сын одного очень известного режиссера. Конечно, подготовка в театральный институт — золотая жила. Кто-то совмещает актерскую деятельность с бизнесом, это тоже хороший вариант, правда, часто в бизнесе люди и остаются. Но, мне кажется, бизнес и актерская среда близки по своему азарту… С интеллектуальной и офисной работой хуже, надо полностью переключаться, это сложно, удачных примеров такого совмещения у меня меньше.
- Если вы работаете в постановках небольших негосударственных театров, то рассчитывайте, что несколько месяцев репетиций могут быть бесплатными, притом они отнимают все время, часто прогоны идут ночью, а проект в итоге может закрыться. За спектакль можно получить от 3 тыс. до 10 тыс., если у тебя нет имени, обычно это не способ хорошо заработать. Другое дело — есть пройти кастинг в большой мюзикл.
- Про работу в коронавирус я вообще молчу, многие работают в такси, медийные актеры сидят без работы и ноют в своих «Фейсбуках». Мне повезло, я люблю работать с детьми, на этом выживаю. Но хочу вернуться на сцену, сама играть!
- Время заработка для всех — это елки! Многие зарабатывали на год вперед. Кажется, в Москве сейчас полегче, чем в Питере, пока не все мероприятия отменены. Самый неприятный вид заработка — ходить по домам Снегурочкой, я боюсь. Хотя уже приготовила костюм…
- Настоящих фанатов своего дела все это не останавливает. Когда один мой друг начинал работать в своем первом театре у известного режиссера, который почти не платил денег, он около месяца ночевал на вокзале. Человек приехал из Сибири, и сейчас его имя известно на всю Россию, но он так много работает… Буквально месяцами не спит на выпуске сериалов. Когда у него была своя студия в Останкино, он жил в своем кабинете — поспит три часа, и за монтаж. Я не скажу, что он богат, но очень счастлив. Когда-то он рассказывал, что попал в сильнейшую аварию, его буквально собирали по частям, и последней мыслью, перед тем как у него отключилось сознание, было, что он счастливый человек — говорит, что умирать тогда было не страшно.
«Можно услышать много историй про пробившихся непрофессиональных актеров, но поверьте, это исключение. Диплом — ваш входной билет, без него только в массовке»
Если хочешь стать востребованным актером кино, нужно научиться проходить кастинги
- Кастинги в мюзиклы дают возможность получить работу на сезон. Для того чтобы туда попасть, нужно пройти многоступенчатый отбор и потом, в разгар сезона, играть по несколько спектаклей в день. Если это международные проекты, то нужно идеально точно выполнять прописанный рисунок, нельзя добавить ничего своего, это как машина. И если в театрах есть некий культурный уровень, то тут собираются все подряд, сложно выстраивать отношения в такой разношерстной труппе, но все зависит от человека, может быть, только мне это сложно.
- Если хочешь стать востребованным актером кино, нужно научиться проходить кастинги! Вот вы помните, как устраивалась на работу? На собеседовании спрашивали, не собирались ли вы увеличить грудь, отбелить зубы, готова ли подстричься для этой работы или набрать 15 килограммов? Актеры кино проходят иногда по 5–7 таких кастингов в день, это с непривычки большой стресс, поэтому многие предпочитают играть в театре, в зоне комфорта, так скажем. И еще кастинг-директора часто стебутся — тебе надо рыдать в кадре, а тебе дают очень смешного плюшевого медведя, а сами сидят и ржут. Обычно ты приходишь на кастинг, тебе дают одну-две страницы текста, и у тебя есть около 10 минут, чтобы все запомнить, есть специальные техники, но это все равно сложно, главное — запомнить имена и термины, все детали. У меня характер, наверное, такой, что во мне живет этот огонь, азарт, мне нравятся подобные задачи.
- Поначалу нужно быть аккуратнее в выборе проектов. У меня есть подруга-актриса из очень хорошей семьи, она пришла на кастинг на телеканал, там была роль танцовщицы в шоу, ее пригласили, а потом вышла сцена с ее участием в реалити-шоу и ее подписали как проститутку! С ней перестал разговаривать отец, знакомые оборвали телефон… Они пытались судиться с каналом, но в договоре было прописано, что телеканал имеет право на использование отснятого материала на свое усмотрение. Я, кстати, тоже снималась в этом проекте, сама не разобралась тогда, что это за съемка и для чего, позвали — и здорово. Но, к счастью, мой фрагмент не включили в передачу, потому что моя партнерша опоздала и не выучила текст.
у них одна любовь на всю жизнь — театр
- Что открывает двери перед актером? Личное обаяние и большая вера в себя. Я знаю, например, одну девушку, мы вместе снимали квартиру, ее брали в Щуку (Театральный институт им. Щукина — прим. ред.) в 23 года, но она выбрала ВГИК, потому что там мастер после первого тура попросил ее никуда больше не ходить. Она окончила уже на тот момент технический вуз, несколько лет работала, имела свой бизнес, даже отучилась год у другого мастера — все как нельзя делать, она не ставила речь, тараторила, не умела петь и танцевать. Но у нее такое обаяние, такое счастье от нее исходит, что вся комната преображается, когда она находится рядом. Сейчас мастер, который ее взял, буквально на старости лет открыл театр-студию, в которой она играет одну из главных ролей.
- Еще пример. Одна девочка, мы с ней ходили на актерские курсы, но как-то не получались у нее этюды, она пыталась петь постоянно какие-то песенки под укулеле… И вдруг, когда занимались стихами, она взяла и так прочитала отрывок из Грибоедова, что мастер сказал: «Поступишь ты в свою Щуку». Она говорила очень искренне, каждое слово попадало в нас. Сейчас она оканчивает последний курс Щукинского училища.
- Есть и другие истории — одна девушка, тоже моя подруга, твердо решила, что пробьется. Она была на всех тусовках, ходила на все прослушивания, мастер-классы. У нее очень низкий красивый голос, но есть дефект речи: заикается. Она брала уроки у лучших педагогов, жила в общаге, во всем себе отказывала и очень в себя верила. И теперь она играет у Никиты Михалкова, у нее есть номинация на «Золотую маску», своя квартира в Москве, любимый муж и маленький сын. Все возможно.
- Думаю, искренность и откровение располагают. Но надо очень много работать и ставить профессию выше всего. Все актрисы выходят из декрета очень рано — снимаются через неделю, одна моя подруга на 8-м месяце беременности играла гейшу в театре. Дети часто растут с бабушкой, маму видят по праздникам. Многие актрисы делают аборты, потому что времени на детей нет, и вообще они не вступают в серьезные отношения. Есть много красивых одинокий людей в профессии, мне кажется, это оттого, что у них одна любовь на всю жизнь — театр.
- Наверное, мне везло, но я встречала очень чистых и преданных профессии людей. Не все такие, но есть актеры, которые даже сами доплачивают, чтобы читать где-то стихи, распространять русскую культуру, организуют творческие вечера в каких-то библиотеках, живут не хлебом единым.
Диплом — ваш входной билет, без него только в массовке
- Я уже говорила, что учусь не в топовом вузе, не в большой пятерке, как говорится. Да, имя вуза важно, если ты собираешься делать театральную карьеру. Если уж это так нужно, есть лазейки: заочка (там дешевле и критерии ниже), перевод в другой вуз (там освобождаются места, а театральные вузы жадные до денег, у меня знакомые так и на 4-м и 5-м курсах переводились) и магистратура или даже аспирантура.
- Стоит ли получать образование не в топовом вузе? Если вам нет 20, то учиться можно, но при поступлении в Щуку не надо говорить об этом. Они любят начинать с чистого листа. А если вы собираетесь сниматься в кино или участвовать в независимых проектах, то это может быть любой вуз. Да, можно услышать много историй про пробившихся непрофессиональных актеров, но поверьте, это исключение. Диплом — ваш входной билет, без него только в массовке. У актера при учебе в театральном вузе полностью меняется психовосприятие, прививаются навыки сцендвижения, речи, танца, без которых никак.
- И да, если вы хотите реализоваться на сцене, то должны профессионально петь, танцевать и иметь еще какие-то дополнительные навыки. Просто драматические актеры никому не интересны, вы всегда будете проигрывать на кастингах в спектакли, театры, мюзиклы.
«Девушка, почему вы такая счастливая?»
- Я тут столько всего наговорила, мне кажется, можно составить превратное представление о профессии. Зачем тогда я этим занимаюсь? Когда еду после удачного спектакля домой в метро с цветами в комнату, которую снимаю на окраине Москвы, ко мне иногда подходят люди и спрашивают: «Девушка, почему вы такая счастливая?» Мы сумасшедшие, но эта жизнь того стоит. Я оканчиваю учебу через год и однозначно хочу остаться в этой профессии. Потому что счастье — играть на сцене — того стоит!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 73
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.