КОМЕДИЯ ГОДА

«Глубже!» (16+)

Смело можно считать, что «Глубже!» — это драма про муки художника-творца, свято верующего в классику и традиционные методы (система Станиславского, например) Смело можно считать, что «Глубже!» — это драма про муки художника-творца, свято верующего в классику и традиционные методы (система Станиславского, например) Фото: © Алексей Куденко, РИА «Новости»

Это эксцентричная комедия одного из самых любопытных и недооцененных российских авторов. Несколько лет назад Михаил Сегал выпустил сдержанную и искреннюю картину «Слоны могут играть в футбол», а в этот раз решил поэкспериментировать в новом стиле, сняв остроумную и абсурдную комедию о том, как глубокому театральному режиссеру приходится снимать фильмы для взрослых. Более того, ему удалось пройти по тонкой грани между пошлостью и пикантностью темы и сделать смешное, острое кино, к тому же с акцентом на особенности российского менталитета. Главного героя сыграл Александр Паль. Кроме него — Антон Лапенко, Любовь Аксенова, Владимир Стеклов, Сергей Бурунов и Игорь Угольников. 

Да, «Глубже!» напоминает отечественный аналог голливудских историй о нелепых неудачниках, непрофессионалах, снимающих порно. Правда, источником смешного у Сегала служит не череда неловких, пикантных ситуаций, а извечная классическая российская тоска по глубине чувств, идейной содержательности и высокому уровню вкуса. Режиссер доводит сюжетную ситуацию до крайности и абсолютного сюра и к финалу картина из абсурдистской комедии выворачивается в неглупое высказывание о природе искусства. Так что смело можно считать, что «Глубже!» — это драма про муки художника-творца, свято верующего в классику и традиционные методы (система Станиславского, например), но которому среди звезд современного театра и кино с их стремлением шокировать зрителя, увы, негде приткнуться.

РАЗОЧАРОВАНИЕ ГОДА

Сериал «Чики» (18+)

«Чики» —  абсолютно продюсерский проект, который был очень правильно выпущен: во время закрытия кинотеатров и дефицита качественного кинопродукта (конечно, так проще привлечь зрителей) и с участием медийных звезд «Чики» —  абсолютно продюсерский проект, который был очень правильно выпущен: во время закрытия кинотеатров и дефицита качественного кинопродукта (конечно, так проще привлечь зрителей) и с участием медийных звезд Фото: © Екатерина Чеснокова, РИА «Новости»

Отечественный хайповый сериал «Чики» поймал зрителей на стандартные крючки, используя дешевые приемы мыльных опер. И первое, что расстраивает в безудержном восторге всех и каждого — это податливость и всеядность нашей аудитории. А еще отсутствие адекватности восприятия. «Чики» —  абсолютно продюсерский проект, который был очень правильно выпущен: во время закрытия кинотеатров и дефицита качественного кинопродукта (конечно, так проще привлечь зрителей) и с участием медийных звезд. Антон Лапенко и Ирина Горбачева уже гарантируют стаю поклонников. Плюс проект был грамотно раскручен в СМИ, а также через блогеров. С первой серии «Чики» заявляются как трагифарсовая, жесткая, трешовая и хлесткая жанровая история про провинциальных проституток с претензией на честность и некую правдоподобность. Но уже на второй серии повествование превращается в абсолютно нелогичную сентиментальную мелодраму и оказывается не оправдано ни по форме, ни по сюжетной фабуле. А главные героини отказываются от своего продажного прошлого на дороге для дальнобойщиков и обнаруживают в себе чистую, практически святую душу и ангельское стремление к праведной жизни: бизнесу, семье и религии. И в этом кроется самая большая проблема сериала: отказ от заявленной смелой и дерзкой черной комедии в пользу банальной третьесортной мелодрамы, а совсем не драмеди, как указано создателями. Зачем было рисковать, ведь российский зритель любит фильмы канала  «Русский роман». Но создатели решили замаскировать мелодраматичных «Чик» в хайповый формат и добавить мата и голых тел (это сейчас модно и понравится мужской аудитории), немного секса и насилия (тоже актуально), церковь (оплот нравственности должен быть обязательно), а еще аутентичной натуры милого городка. И все! Зритель это «съест». До дикости наивная романтизация жизни, поданная как чистая правда и тщательно замаскированная под трендовый формат (бразильский сериал на современный российский лад). Увы. А ведь проект так хорошо начинался и заявка была действительно любопытная.  

ДЕБЮТАНТ ГОДА

Дмитрий Рудаков, «Сентенция» (12+)

Одним из призеров 24-го Таллинского фестиваля «Темные ночи» стал фильм молодого российского режиссера Дмитрия Рудакова, ученика Алексея Учителя. Тему для дебюта постановщик выбрал непростую: «Сентенция» посвящена автору «Колымских рассказов» Варламу Шаламову. Рудаков очень точно отображает в своей картине то, как тело Шаламова стало его тюрьмой. Таким образом, фильм не становится патриотическим блокбастером о великом человеке (тем более, что это противоречит судьбе писателя). Режиссера интересует то, как сильный дух прорывается сквозь дряхлеющую плоть, как сопротивляется ему, и он мастерски соединяет художественную и документальную составляющую. Эта черно-белая, камерная и аскетичная картина пример того, как форма идеально соответствует содержанию. Абсолютная редкость для дебютанта!

ПРОРЫВ ГОДА

Повторный прокат от компании «Иное кино»

Компания-прокатчик «Иное кино» продолжило в 2020 году возвращать классику мирового кинематографа на большие экраны Компания-прокатчик «Иное кино» продолжило в 2020 году возвращать классику мирового кинематографа на большие экраны Фото: pixabay.com

Компания-прокатчик «Иное кино» продолжило в 2020 году возвращать классику мирового кинематографа на большие экраны. Начав несколько лет назад с единичных показов в Санкт-Петербурге, сегодня проект представляет общепризнанные хиты авторского и зрительского кино XX века в кинотеатрах 100 городов России. Все фильмы демонстрируются в кинотеатральном формате DCP и всегда в последней версии реставрации изображения и ремастеринга звука, строго на языке оригинала с русскими субтитрами. Но миссия компании заключается не только в демонстрации фильмов в максимально возможном качестве, но и в развитии культуры кинопоказа и кинопросмотра. Поэтому многие встречи сопровождались лекциями киноведов и кинокритиков.

Репертуар проекта — фильмы-обладатели премии «Оскар», Золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля, лидеры кассовых сборов и продаж на видеоносителях. В этом году в широкий российский прокат с успехом вышли фильмы Федерико Феллини («8 ½» и «Сладкая жизнь»), Ридли Скотта («Бегущий по лезвию»), Стэнли Кубрика («Сияние»), Роберта Земекиса («Форрест Гамп», «Назад в будущее»), Альфреда Хичкока («Психо») и др. К слову, в год пандемии именно проект «ИНОЕКИНО» стал невероятно востребован в России, и, как следствие, коммерчески успешным.  

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ ГОДА 

«Сокровенный человек» (16+)


Новый документальный фильм режиссера Ромы Либерова («Сохрани мою речь навсегда», «Написано Сергеем Довлатовым» и др.) «Сокровенный человек» посвящен памяти замечательного писателя Андрея Платонова. И в нем его биография подается не так, как это обычно бывает в биографических документальных фильмах. Это не история необыкновенного человека с уникальным талантом и точно не история успеха. Наоборот, Платонов — обыкновенный человек с обыкновенной семьей. Фокус сделан на драме умного, талантливого человека в полурелигиозной тоталитарной системе.

В этой картине, создававшейся пять лет, факты биографии гонимого и неоцененного при жизни литератора переплетаются с цитатами из его записных книжек и сценами из его произведений «Котлован» и «Чевенгур». Здесь есть натурные и павильонные съемки, ручная мультипликация, театр теней, а также советские композиции в исполнении лидера Shortparis Николая Комягина и бывшей солистки Jack Wood Александры Кутман, а также песни «Гражданской обороны».

АКТЕРСКИЙ АНСАМБЛЬ ГОДА

«Доктор Лиза» (16+)


У картины при всех недостатках есть главное и безусловное достоинство — актерская работа Чулпан Хаматовой и ее коллег по площадке. А «Доктор Лиза», несомненно, актерское кино (иногда даже слишком). Заметно, как актрисе интересно играть эту роль, и как она увлечена характером своей героини. Она удивительно точно нашла ракурс, сделав так, что повседневный героизм доктора Лизы стал нормой для зрителя. И именно эта антипафосность Елизаветы Глинки в интерпретации Хаматовой не делает фильм пошлым плакатным байопиком про подвиг врача. Это скорее грустная и честная история про то, что у каждого свое призвание и страсть в жизни, и что в этом нет ничего удивительного.

Что касается других актерских работ, то нельзя не отметить отличную роль следователя Колесова в исполнении Андрея Бурковского. Уставший от жизни и разочарованный в ней сотрудник ФСКН иллюстрирует нам обычного среднестатистического человека, который делает свое дело, не особо задумываясь о морали. Но именно этот герой (кстати, единственный не документальный персонаж ленты) есть движущая сила сюжета и конфликта картины. А те метаморфозы, которые происходят с Колесовым, должны в идеале произойти и со зрителями к финалу. Отдельно хочется упомянуть про эпизоды с Тимофеем Трибунцевым, Еленой Кореневой и Татьяной Догилевой, которые и вовсе превращаются в отдельный мини-спектакль. Яркие, эффектные образы, трогательные, ироничные и нелепые, и как ни странно очень знакомые каждому жителю нашей страны. При этом радует, что такое количество звездных актеров (в фильме также снялись Константин Хабенский и Юлия Ауг) не превращают картину в перформанс и бенефис каждого из них.  

АКТЕР ГОДА

Владимир Онохов, «Китобой» (16+)


Для непрофессионального актера Владимира Онохова его персонаж в фильме «Китобой» — это в прямом смысле проживание роли от первого и до последнего кадра. И эту магию не хочется развеивать и разрушать. За этим практически документальным существованием следишь безотрывно и проникаешься к персонажу палитрой чувств. И это очень подкупает. Онохов, играющий юношу с Чукотки, влюбившегося в американскую модель из эротического чата (Кристина Асмус), органичнее, круче и выразительнее существует в кадре, чем, например, одинаковый во всех фильмах Александр Петров или нарочитый в своих образах Павел Прилучный. Он то уверенный в себе молодой мужчина (когда дело касается охоты или ухода за дедом), то эмоциональный ребенок (когда садится напротив монитора). И то недоверие, которое выражает лицо актера, когда он узнает о том, что его возлюбленная доступна каждому, у кого есть интернет, едва ли можно просто сыграть.  

Онохов — не глянцевый и предсказуемый актер с массой ремесленных навыков, а искренний артист с неподдельными эмоциями. И даже если это будет его единственная роль в кино, она является той планкой актерской правды, которую в последнее время не могут взять растиражированные профессиональные актеры.

АКТРИСА ГОДА

Юлия Высоцкая, «Дорогие товарищи» (16+)

«Если бы не Юлия Высоцкая, то я вряд ли бы снял фильм „Дорогие товарищи!“ «Если бы не Юлия Высоцкая, то я вряд ли бы снял фильм „Дорогие товарищи!“ Фото: © Татьяна Волобуева, РИА «Новости»

Юлия Высоцкая предстает в самой грандиозной, сложной и откровенной роли в своей актерской карьере. Она создает образ одновременно привлекательный и отталкивающий. Спорный. Сделанный ювелирно подробно и эмоционально точно. Актриса чувствует и передает атмосферу фильма, посвященному печально знаменитому Новочеркасскому расстрелу 1962 года, в каждом кадре. Из всех женских ролей этого года в российском кинематографе, по моему мнению, нет ни одной, кто взял бы такую высокую планку, как Высоцкая.

Андрей Кончаловский признался, что именно его супруга сыграла ключевую роль в решении о создании этого фильма. «Если бы не Юлия Высоцкая, то я вряд ли бы снял фильм „Дорогие товарищи!“, — отметил режиссер. — Замысел возник, когда я увидел, как Юля играет роль Антигоны в греческой трагедии Софокла. Я подумал, что эта актриса сможет передать всю глубину трагического характера, перенесенного на советскую почву». Для актрисы, по ее же словам, это было одним из самых трудных перевоплощений в ее жизни.

СЦЕНАРИЙ ГОДА

Александр Золотухин, «Мальчик русский» (12+)


Полнометражный дебют Александра Золотухина (еще один выпускник кабардино-балкарской мастерской Александра Сокурова) снят в типичной элегической манере мастера: туманное и зернистое изображение, нервная камера и рваный тревожный монтаж, имитирующие старую хронику (оператор Айрат Ямилов). Именно поэтому фильм так выделяется на фоне глянцевых и нарочито патетичных картин о войне российского производства. Да, «Мальчик русский» очень синефильское, максимально авторское арт-кино (как визуально, так и по сюжету), но этим оно и привлекательно. По крайней мере, для тех, кто устал от однотипных геройских российских военных лент с предсказуемым сюжетом и формой подачи.

Кстати, большинство актеров в фильме непрофессионалы (их искали в военных училищах и на заводах), благодаря чему на экране мы видим не типичные образы мужественных солдат, а самых обыкновенных людей, речь и манеры которых не оставляют сомнений, что действие и правда разворачивается в годы Первой Мировой войны. И хотя режиссер признается, что не ставил своей целью достоверно передать атмосферу эпохи, все же у него это получилось.

Главное открытие «Мальчика русского» — Владимир Королев, исполнивший роль слухача. Будущую звезду своего дебюта Золотухин нашел в детском доме. Его точный образ и удивительная органика стали центральным элементом картины. Так же одним из главных элементов фильма стала музыка Рахманинова, чей Третий концерт и «Симфонические танцы» звучат в картине. Лиричность этих произведений отражает хрупкий характер главного героя, который попадает в водоворот исторических событий и пытается этому сопротивляться. 

РЕЖИССЕР ГОДА

Филипп Юрьев, «Китобой» (16+)

Режиссер-дебютант Филипп Юрьев работал над своим проектом «Китобой» около восьми лет и даже отправился снимать его на Чукотку. Кстати, этот фильм, как и работа Кончаловского, был отмечен наградой на 77-м Венецианском кинофестивале Режиссер-дебютант Филипп Юрьев работал над своим проектом «Китобой» около восьми лет и даже отправился снимать его на Чукотку. Кстати, этот фильм, как и работа Кончаловского, был отмечен наградой на 77-м Венецианском кинофестивале Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

Режиссер-дебютант Филипп Юрьев работал над своим проектом «Китобой» около восьми лет и даже отправился снимать его на Чукотку. Кстати, этот фильм, как и работа Кончаловского, был отмечен наградой на 77-м Венецианском кинофестивале, где состоялась его премьера. Эротические сны труднодоступного региона России поразили Венецию настолько, что принесли ей главный приз секции «Дни Венеции». А на «Кинотавре» —  приз за лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль и приз гильдии киноведов и кинокритиков.

Юрьев снял нежную и драматичную картину о том, как первая любовь влияет на судьбу человека, внезапно меняя ее траекторию и сбивая привычный ритм жизни. В этом неординарном киноромане взросления, где сочетается трепетная нежность с грубостью северных реалий, много трогательного и живого. Режиссер умеет видеть и ценить красоту, у него есть чувство пространства и способность деликатно работать с актерами-непрофессионалами. А некоторые сцены так прекрасны, что вспоминаются шедевры мирового кино. Оператор Михаил Хурсевич сделал все возможное, чтобы визуальное оформление фильма также стало одной из сильнейших его сторон. «Китобой» — пример заметного и неординарного авторского кино, со своим киноязыком и стилем. Думаю, это то самое дебютное, выстраданное годами кино, когда режиссер растворяется в каждой сцене и транслирует личные идеи, без оглядки на прокат и зрительский успех. И такой результат не может оставить равнодушным. Поэтому такая свободная и нетривиальная режиссура Юрьева в моем личном топе года.

ФИЛЬМ ГОДА

«Дорогие товарищи» (16+)


На мой взгляд, фильм Кончаловского — идеальное по форме и точное по режиссерскому высказыванию злободневное кино. Более того, «Дорогие товарищи» — одна из самых смелых и ярких картин режиссера за весь период его творчества и лучший российский фильм этого года! Это необычайно мастерское, очень своевременное, честное, красивое и трагичное кино. Так что вполне понятно, почему на 77-м Венецианском кинофестивале киноработа Кончаловского вызвала оглушительные овации и получила Специальный приз жюри.

«Дорогие товарищи»  — это мощное кино о нашей тяжелой истории, а также о судьбах простых людей в рамках этой истории. И о том, что, увы, все в стране повторяется. В фильме советская среда ощущается во всем, погружая зрителя в атмосферу того периода. А как детально передан дух времени: черно-белая съемка, тщательная работа декораторов, музыкальное обрамление из воодушевляющих песен тех лет. Кстати, по словам режиссера, к актуальности он стремился менее всего. Кончаловский снимал античную трагедию, и главная героиня в фильме (в блестящем исполнении супруги режиссера Высоцкой) для него — собирательный драматический женский образ. Но, как часто бывает, события недавнего времени придали его картине новые смыслы. Прошлогодние московские протесты, массовые демонстрации в Хабаровске и всенародный революционный подъем в Беларуси — все это отзовется в сознании зрителя при просмотре данной лаконичной ленты.

При этом Кончаловскому удалось снять не плакатную агитационную ленту, а вневременную трагедию на основе нашей истории. Это объемное, жесткое, красивое авторское полотно, без очевидного желания угодить публике или киноэкспертам, а скорее личное и подробное переосмысление исторических событий. Именно поэтому это лучший российский фильм года для меня.