«Мы не должны бросать наших соплеменников в других российских регионах», — говорит Альфрид Бустанов, ставший одним из руководителей института истории им. Марджани. Работа с субъектами федерации, где компактно проживают татары, должно стать одним из направлений деятельности нового замдиректора. Кроме того, эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что данное назначение может дать толчок к развитию международных связей татарстанской гуманитарной науки, и вспоминают выигранный Бустановым грант на 1,5 млн евро.
С 13 января должность заместителя директора института истории им. Марджани занимает молодой, но уже известный историк и публицист 33-летний Альфрид Бустанов
«КОМУ, КАК Не АЛЬФРИДУ, ВОЗГЛАВИТЬ данную РАБОТУ»
О знаковом назначении в академическом мире Татарстана стало известно накануне. Как оказалось, уже с 13 января должность заместителя директора института истории им. Марджани занимает молодой, но уже известный историк и публицист 33-летний Альфрид Бустанов.
Эту информацию нашему корреспонденту подтвердил руководитель академического учреждения Радик Салихов. «Работа Альфрида Кашафовича как заместителя директора связана с расширением взаимодействия института с общественными и научными организациями в регионах. Также деятельность по особо значимым проектам, грантовая работа, популяризация исторической науки — это все на нем», — рассказал Салихов «БИЗНЕС Online».
«Это должно принести большую пользу учреждению, потому что Бустанов — известный ученый, авторитетный, активный, — характеризует своего нового зама директор института. — Для нас очень важно, что он специалист очень высокого класса в области мусульманского духовного наследия. Потому что данная тематика должна открыть второе дыхание, наш институт всегда считался научно признанным центром изучения татарского богословия, традиционного ислама. И в Казани много хранилищ, и музейных, и книжных, где мусульманское наследие лежит». Наш собеседник считает, что энергия Бустанова вкупе с профессионализмом научных сотрудников института дадут «кумулятивный эффект в деле возрождения изучения, учета этого наследия, введения его в научный оборот». По словам Салихова, мусульманская умма и общественность ждут наследия классиков татарской религиозной мысли и вообще средневековой татарской литературы. «Все то богатство, которое у нас сейчас лежит в музеях, архивах, должно быть изучено и передано людям. Мне кажется, кому, как не Альфриду, возглавить эту работу, ее координацию», — уверен директор института им. Марджани.
Напомним, что и сам 55-летний Салихов лишь осенью 2020 года официально стал руководителем академического учреждения. А этому предшествовали громкие события, когда институт едва не лишился самостоятельности, но в результате шумной реакции общественности сохранился в своем нынешнем виде, хотя его бессменный директор Рафаэль Хакимов и перешел на должность научного руководителя.
«Очевидно, что институт истории им. Марджани находится в авангарде гуманитарной науки в республике, поэтому для меня большая честь быть частью этого процесса»
«МЫ НЕ ДОЛЖНЫ БРОСАТЬ НАШИХ СОПЛЕМЕННИКОВ В ДРУГИХ РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ»
Сам новый заместитель директора института истории им. Марджани Бустанов рассказал «БИЗНЕС Online» о новой работе в академическом учреждении.
— Альфрид, определились ли вы уже с планами на новой должности?
— Очевидно, что институт истории им. Марджани находится в авангарде гуманитарной науки в республике, поэтому для меня большая честь быть частью этого процесса. Что касается планов, то задачи перед учреждением стоят и по празднованию 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией, и по изучению истории татар в регионах. То есть в разных направлениях мне всегда имелось и есть что сказать, поэтому я уверен, что от нашего сотрудничества будет только польза.
Что касается совмещения с моими европейскими проектами, то здесь никакого противоречия нет, потому что в любом случае я занимаюсь вопросами, связанными с историей письменности, исламской культуры в России. Поэтому формы, которые это принимает, вполне логичны и, можно сказать, естественны. В целом я с оптимизмом смотрю в будущее и надеюсь, что на этом месте могу принести пользу Татарстану.
— Но что-то можете выделить из первоочередных мер?
— Ближайшая задача — наладить работу с регионами, потому что, мне кажется, в области изучения истории и в образовательной сфере есть большое поле для того, чтобы улучшить взаимодействие. Потому что регионы смотрят на Казань, и это большая для нас ответственность. Мы не должны бросать наших соплеменников в других субъектах федерации, здесь много разных направлений и в области изучения истории на местах, и в области кооперации. У меня свои планы по данному поводу, есть и большая надежда, что мы друг друга в этом смысле будем обогащать — Татарстан — другие регионы, а те, в свою очередь, — РТ.
— Сейчас большинство сотрудников института им. Марджани находятся на «удаленке». В таких «ковидных» условиях можно выстраивать эффективную работу? К тому же вы продолжите свои проекты в Амстердаме.
— Сейчас все так работают, мир изменился, и в принципе неэффективно все время сидеть в кабинете. Гораздо продуктивнее быть в движении и разговаривать с людьми, находить общий язык, выходить на совместные проекты и что-то делать на обоюдную пользу, чем делать умный вид, сидя в кабинете, и говорить, что мы чем-то важным занимаемся. Я же полевик, вот, сейчас еду в машине.
— Но работу в архивах со старыми татарскими рукописями вы продолжите?
— От этого никуда не уйдешь, подобное часть моей жизни, вне зависимости от того, где бы я ни работал, безусловно, буду продолжать.
О Бустанове также вспоминали в связи с грантом на 1,5 млн евро сроком на пять лет, который он получил в Европе. «Мы будем изучать разные традиции в мусульманской культуре России», — говорил Альфрид летом 2019 года
УЧЕНИК КЕМПЕРА И БЫВШИЙ «ПРОФЕССОР ТАИФ»
Сам новоиспеченный заместитель директора института им. Марджани родился в Омске, с отличием окончил факультет истории Омского государственного университета им. Достоевского в 2009 году и аспирантуру на кафедре восточноевропейских исследований Амстердамского университета в 2013-м, где учился у известного исламоведа Михаэля Кемпера. Там же, в Амстердаме, он защитил диссертацию, получив степень PhD по истории.
С 2013 по 2014 год Бустанов работал библиографом восточного сектора отдела рукописей и редких книг научной библиотеки КФУ. Тогда о молодом историке с европейским образованием, работающем за символические деньги в библиотеке университета, узнали в Казани, а сам наш герой стал активно принимать участие в мероприятиях всемирного форума татарской молодежи, который тогда активно заявил о себе под руководством Табриса Яруллина.
С 2014 по 2019 год Бустанов был профессором Европейского университета в Санкт-Петербурге, причем часть этого времени он числился «профессором группы компаний „ТАИФ“ по истории исламских народов в России», так ГК поддерживала молодых ученых. С 2019-го — ассистент-профессор амстердамского университета (Нидерланды). Летом 2019-го он признавался в интервью «БИЗНЕС Online», что живет на два города — Амстердам и Казань: «Так получилось, что именно в столице РТ у меня больше всего друзей, и мне тут комфортно, поэтому не хочется покидать республику».
Все последние годы специалисту по истории мусульманского наследия в России прочили солидные должности в Татарстане. Пожалуй, самая громкая история относится к 2016 году, когда ученый, которому не исполнилось и 30, мог стать ректором Болгарской исламской академии. Интересно, что в качестве одной из причин, почему назначение не состоялось, называли тот факт, что историк из Амстердама практически неизвестен мусульманской умме. Похожие претензии высказывались и по отношению к социологу из Уфы Данияру Абдрахманову, недавно покинувшему пост ректора БИА. Бустанов же в этом направлении сделал несколько весомых шагов, когда, к примеру, инициировал издание перевода Корана на татарский язык, выполненный муфтием Габделбари Исаевым, а также стал автором «Библиотеки Зайнап Максудовой», увековечив труд советской учительницы, составившей подробный справочник всего когда-либо написанного татарами.
О Бустанове также вспоминали в связи с грантом на 1,5 млн евро сроком на пять лет, который он получил в Европе. «Мы будем изучать разные традиции в мусульманской культуре России», — говорил Альфрид об этом летом 2019-го. Также в 2019–2020 годах наш герой опубликовал ряд концептуальных статей, посвященных татарской истории, на «БИЗНЕС Online» в частности, касающихся богатого национального рукописного наследия и его судьбы. А еще сам историк рассказывал, что множество его идей были использованы в документе «Татары: стратегия действия», принятом в августе 2020-го в качестве стратегии развития татарского народа на ближайшие годы. (Подобное, конечно, немного удивляет, т. к., на взгляд многих интеллектуалов, сама 10-страничная
„стратегия татар“ оказалась продукцией очень низкого уровня и фактически не отвечает поставленным задачам и самой сути идеи).
Дамир Исхаков: «Если Бустанов станет заниматься исламским наследием, то это направление достаточно важное, потому что в институте раньше был целый отдел, который курировал „мусульманские дела“, но в последнее время как-то зачах»
«ВРЕДА НЕ БУДЕТ, А ПОЛЬЗА возможна»
Эксперты «БИЗНЕС Online» в целом положительно отнеслись к назначению Бустанова, хотя, к примеру, один из собеседников газеты на условиях анонимности предположил, что историку с европейским опытом будет непросто и при столкновении с российской бюрократией и прочими прелестями нашей жизни его ждет разочарование.
Историк и этнолог Дамир Исхаков, который полтора года назад дискутировал на страницах нашего издания о путях развития татарской нации в XXI веке, считает, что молодого коллегу можно поздравить с новой должностью. По его информации, назначение готовилось давно. «Если Бустанов станет заниматься исламским наследием, то это направление достаточно важное, потому что в институте раньше был целый отдел, который курировал „мусульманские дела“, но в последнее время как-то зачах. — рассказал Исхаков нашему корреспонденту. — Может быть, он как новый человек оживит данную структуру и займется исламским наследием». По словам члена «Милли шуры», Бустанова пока нельзя назвать уникальным ученым кадром: «Но он специалист по рукописной книжной культуре мусульманской, а такой человек, в принципе, необходим институту. Вреда не будет, а польза возможна».
Наш собеседник также заметил, что Бустанову поручена грантовая деятельность. «В грантовых делах самое важное — умение найти средства. По моим наблюдениям, Альфрид не отличается большим умением находить деньги, кроме как самому себе. — отмечает Исхаков. — Сейчас он отрабатывает какой-то большой европейский грант, через институт может получить работников, чтобы трудиться заодно и над ним, в чем мы ему пожелаем удачи».
Приветствует кадровое назначение депутат Госдумы РФ, автор исторических книг Фатих Сибагатуллин: «Это очень хорошо, Салихов и Бустанов — весьма достойные люди, молодые, я считаю, подобное мудрое решение. И парню, чем где-то шляться, лучше здесь работать, Альфрид — большой специалист по религии. Институт истории и раньше являлся авторитетным научным учреждением, за что спасибо Рафаэлю Сибгатовичу Хакимову, он выпустил семитомник истории татар, которого нет ни у одного народа, сейчас будет еще лучше. Бустанову хочу пожелать больших творческих успехов. Сам пишу исторические книги, опираясь на научные открытия наших ученых, я с ними сотрудничал, надеюсь, с Альфридом тоже станем работать совместно. Если такие люди, как Салихов и Бустанов, будут там, то это окажется очень полезно для татар в науке».
«Я всегда сторонник того, чтобы дать шанс человеку показать все свои возможности и таланты, потому что много же уже говорилось и „назначали“ его на самые различные должности в интернете, а сейчас действительно появилась реальная возможность проявить себя, — говорит исламовед и востоковед Азат Ахунов. — Конечно же, я как представитель научного сообщества желаю, чтобы гуманитарная наука развивалась и в том числе выходила на мировой уровень. Поэтому всячески приветствую назначение, и, надеюсь, это даст какой-то толчок к развитию именно международных связей татарстанской гуманитарной науки. А новый замдиректора института истории им. Марджани должен стать здесь своеобразным посредником».
«Это человек, который много работает, занимается различными сферами, интересуется разными областями гуманитарной науки, не только исламоведением, но и историей, здесь мы видим такой многопрофильный подход, который называют сейчас очень популярным словом „междисциплинарность“. И подобное я тоже считаю плюсом. Поскольку многие вещи, которые мы изучали до сих пор в узком разрезе, нужно сопоставлять в комплексе, тогда и создается реальная картина прошлого татарского народа и республики, она становится более четкой, понятной и достоверной», — считает Ахунов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 70
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.