«Сегодня это радио номер один в AppStore», — похвастался накануне генеральный директор АО «Татмедиа» Шамиль Садыков десятком тысяч скачанных приложений нового радио «Китап», видимо, предлагая поверить ему на слово. Литературная радиостанция будет продавать рекламу, но ставить в эфир композиции за деньги не станет, чтобы не снижать планку. О бюджете нового детища «Татмедиа», принципах работы и планах охватить «горожан в третьем поколении» — в репортаже «БИЗНЕС Online».
В Казани на частоте 98,6 FM начало вещать новое татарское литературное радио «Китап»
«Этап насыщения эфира татарскими музыкальными радиостанциями уже пройден»
В Казани на частоте 98,6 FM начало вещать новое татарское литературное радио «Китап». О запуске проекта накануне сообщил в своем «Инстаграме» президент РТ Рустам Минниханов. «Друзья, есть радостная весть! „Китап“ теперь можно не только прочитать, но и послушать», — написал президент под презентационным роликом, в котором снялась финалистка второго сезона «Голос.Дети» Саида Мухаметзянова, ставшая лицом радиостанции.
Новую волну вчера презентовал руководитель республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям Айрат Салимгараев, генеральный директор АО «Татмедиа» и «Татар-информ» Шамиль Садыков и главный редактор «Китап», радиожурналист Алмаз Миргаязов. Салимгараев поблагодарил за инициативу и поддержку проекта президента республики, а также предыдущего руководителя агентства Айрата Зарипова (ныне депутата Госсовета РТ), ведь начинал работу по созданию радио именно он.
Хотя, когда осенью 2019-го татароязычное радио выиграло FM-частоту в Казани, с этим прежде всего поздравляли предшественника Садыкова в АО «Татмедиа» Андрея Кузьмина.
По словам Салимгараева, этап насыщения эфира татарскими музыкальными радиостанциями, «слава богу», уже пройден, теперь же есть запрос на разговорное, «смысловое» радио. «Я считаю, что это новый виток развития татарской культуры, и ожидания большие», — заявил руководитель агентства. Целевая аудитория радио — татары, уже несколько поколений проживающие в городе, подчеркнул Салимгараев. Организаторы рассчитывают, что радио окажет существенную поддержку татарской литературе, тиражи которой невелики: благодаря радио о произведениях татарских писателей смогут узнать больше людей.
«Китап» уже с 7 мая 2020 года можно слушать через мобильные приложения. Садыков назвал впечатляющие цифры: в AppStore и Google Market приложение скачали уже более 10 тыс. пользователей. «Сегодня это радио номер один в AppStore», — смело заявил он.
Задачу сделать сделать радио современным и интересным взял на себя Миргаязов.
«Наверное, есть те, кто уже слушает нас на частоте 98,6», — поинтересовался он у журналистов. Однако никто не откликнулся. «Никто не слышал? Журналисты, а сами не слышали», — пожурил коллег главный редактор. Он рассказал, что за последние 18 лет это первый случай, когда радиостанция с национальной концепцией выиграла частоту у федеральной конкурсной комиссии в Москве — «это большая победа руководства республики и „Татмедиа“».
Изначально заявлялось, что литературная доля эфирного времени будет доходить до 70%. Сейчас чтение произведений занимает около 45%, но к лету, «Алла бирса», достигнет изначально заявленных цифр. С 6 утра до 10 вечера, кроме музыки, транслируются короткие литературные жанры, а с 10 вечера до 6 утра — романы и повести.
Шамиль Садыков: «„Тартип“ имеет свою четкую аудиторию, мы же не просто так ее возродили, на нее очень большой спрос в аудитории 40+»
«Внимание народа в той или форме должно обращаться в доход»
Не совпадают ли целевая аудитория нового радио с аудиторией другого известного татарского радио в FM-диапазоне — «Тартип»? По словам Садыкова, не совпадают ни аудитории, ни контент радиостанций, так что они скорее дополняют друг друга. «„Тартип“ имеет свою четкую аудиторию, мы же не просто так ее возродили, на нее очень большой спрос в аудитории 40+», — пояснил Садыков, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online». «Тартип» ориентирован на традиции и религию, у него много информационно-аналитических программ, тогда как «Китап» сосредоточен на трансляции литературных произведений, объяснил гендиректор.
«Даже знающие люди, которые разбираются в форматах и аудиториях, когда им объясняешь, что за радио, невольно задают вопрос: „А, второй „Тартип“ что ли?“ Я говорю: „Нет, это не второй „Тартип“, — добавил Миргаязов. — „Китап“ — это узконаправленное нишевое радио, контент которого определяется словом „книга“». Радио метит в целевую аудиторию 35+, т. к. среди более молодых татар контент пока не востребован. «Каждая радиостанция заинтересована, чтобы возрастной ценз расширялся. Возможно, мы когда-то научим наших 18- или 25-летних молодых людей и девушек потреблять наш продукт», — понадеялся главный редактор.
Отвечая на вопрос нашей газеты о бюджете радиостанции, Садыков, как водится в таких случаях, сослался на коммерческую тайну. В штате радиостанции всего два человека — звукорежиссер и редактор литературных программ, но для записи литературных произведений приглашаются артисты, для которых предусмотрен гонорарный фонд. «Бюджет примерно равнозначен бюджету других редакций „Татмедиа“», — дал общую картину генеральный директор «Татар-информ». А Миргаязов добавил, что до конца года планирует набрать в штат около 10 человек, а затраты на радиостанцию начнут снижаться, т. к. основной материал уже будет записан.
Будет ли на литературном радио реклама? По словам Миргаязова, любая радиостанция на FM-волне должна приносить какие-то деньги, поэтому реклама появится: «Внимание народа в той или форме должно обращаться в доход». Но заверил, что коммерциализации радио не произойдет — у него другие приоритеты. Также редакция принципиально отказывается ставить музыкальные композиции за деньги.
«Ну слишком сильно уж не сопротивляйся, если деньги будут давать», — пошутил Салимгараев под смех аудитории.
«Некоторые прямо говорят: „Я дам вам деньги, поставьте мою песню“. Отвечаю: „Мне ваши деньги не нужны. Хорошая песня — поставим, а если нет — то нет“. К тому же ротация одних и тех же песен по 3–5 раз в день повлияет на качество радио», — уверен Миргаязов. Так что ни одна композиция не звучит на радио больше одного раза в день, и каждая из них отобрана главным редактором.
Марат Ибляминов: «Появление нового национального радио, конечно же, радует. Однако, учитывая ситуацию, которая сейчас складывается на радиорынке, этот проект опоздал лет на 15–20»
«С приходом широкополосного интернета эра FM-вещания уходит в небытие»
«БИЗНЕС Online» попросил оценить перспективы нового проекта известного в республике медиаменеджера, автора и создателя проекта «Тартип» Марата Ибляминова. «Появление нового национального радио, конечно же, радует. Однако, учитывая ситуацию, которая сейчас складывается на радиорынке, этот проект опоздал лет на 15–20, — считает экс-первый зам АО „Татмедиа“. — С приходом широкополосного интернета эра FM-вещания уходит в небытие. Доля потребления радиоконтента через FM с каждым днем сокращается, молодежь давно слушает все в интернете». По словам медиаменеджера, программу развития татарского языка и культуры нужно было создавать в 90-е, тогда сейчас в Татарстане было бы уже 7–8 национальных станций.
«Работая в „Татмедиа“, в 2013 году я написал концепцию развития электронных СМИ в республике, с этим проектом потом Ирек Джаудатович Миннахметов был у президента. По радио там заложил четыре национальных проекта: национально-культурное вещание, подобное симбиозу „Китап“ плюс „Тартип“, детское образовательное радио, современная национальная эстрада, и религиозно-просветительское вещание. Радует, что документ не затерялся и по нему ведется работа», — говорит медиаменежер.
По словам Ибляминова, для раскрутки любого радио необходимо от 2 до 5 лет, только тогда можно будет говорить о востребованности. Что касается контента и аудитории, то «Тартип» и «Китап», входящие в один холдинг «Татмедиа», действительно пересекаются.
«С учетом того, что обе станции существует на деньги государственного заказа, у ребят стоят сложные задачи: развести между собой аудиторию, избежать внутренней конкуренции и отвечать тем требованиям, которые к ним станет предъявлять республика. С интересом буду наблюдать, как это удастся сделать людям, которые в 2008 году критиковали меня после первого старта радио „Тартип“ и говорили, что от этого формата „пахнет нафталином“, — припомнил медиаменеджер. — В любом случае это еще один шаг к созданию языковой среды, продвижению культурного наследия, сохранению наших традиций. Ведь так много готового контента, песен, передач, радиопостановок и исторических интервью еще пылится в наших архивах, а татары всего мира до сих пор не имеют к ним доступа. Так что пожелаю им только удачи и творческих успехов».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 112
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.