«В рапортах не указано, кто именно публиковал эти посты и призывал людей выйти на улицу», — заявила накануне защита координатора штаба Навального в Казани. Юристы Олега Емельянова ссылались на решение ЕСПЧ по аналогичному делу в Венгрии, но молодому человеку все равно назначили 10 суток ареста. О том, на что жалуются другие задержанные и их адвокаты, — в репортаже «БИЗНЕС Online» из коридора Вахитовского райсуда.
«Если они хотят заявить, что тысяча человек ЯВЛЯЛИСЬ организаторами, — пожалуйста»
Накануне Вахитовский районный суд вынес решение по административному делу главы штаба Навального в Казани Олега Емельянова. Его задержали 23 января на пути к улице Баумана, где должно было начаться шествие в поддержку Алексея Навального. У гостиницы «Биляр», где примерно в это время, к слову, заседал ВТОЦ, молодого человека остановили сотрудники полиции. По его словам, они пытались отнять телефон, применили грубую физическую силу, посадили в машину «практически на коленях головой вниз». В отношении оппозиционера составили протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 20.2 КоАП («Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления»).
В протоколе указано, что Емельянов причастен к организации несанкционированного митинга, так как возглавляет штаб, является администратором страниц в соцсетях, где публиковалась информация о предстоящем событии, чата на данную тему в «Телеграме» и т. д.
«Администратором групп я являюсь, но в то же время посты не публикую. Кто этим занимается — мне неизвестно. На акцию я пошел как участник», — открестился от митинга подозреваемый на заседании суда.
Судья Самат Каримов показал ролик с информацией о митинге, опубликованный на канале казанского штаба в YouTube. Задержанный неуверенно предположил, что его размещением занимался федеральный штаб.
— То есть они для каждого региона делают [видеоролики]? — уточнил судья.
— Вероятно, я не знаю. Мы таким не занимаемся, — ответил глава штаба.
Позже в беседе с «БИЗНЕС Online» защита добавила, что, исходя из логики полицейских, можно всех распространителей информации сделать организаторами публичного мероприятия. «Это стало стихийным мероприятием, быстрая реакция людей на политическое событие. Здесь организаторов, по сути, быть не может», — объяснил позицию защиты юрист Данил Нургалеев. «Все люди писали о данной акции. Если они хотят заявить, что тысяча человек являлись организаторами, — пожалуйста», — отметил Емельянов.
«Это стало стихийным мероприятием, быстрая реакция людей на политическое событие. Здесь организаторов, по сути, быть не может»
На заседании Нургалеев попытался оспорить и саму незаконность прошедшего митинга. Он заявил, что закон гарантирует право каждого гражданина на свободу слова и в этом деле недопустимо использовать формальный подход. Правозащитник сослался на решение Европейского суда по правам человека от 2007 года по делу «Букта и другие против Венгрии». «Дело касалось того, что участников публичного мероприятия привлекали к ответственности формально за то, что была нарушена процедура уведомления органов публичной власти, в данном случае это исполком Казани. Европейский суд говорит, что нельзя исключать ситуации, когда граждане могут собираться и реагировать на какое-то политическое событие. Потому привлечение к ответственности лишь за то, что была формально нарушена процедура уведомления, незаконно и необоснованно», — аргументировал Нургалеев.
Доводы защиты судья рассматривал больше часа. Сам Емельянов не питал иллюзий относительно решения, его защитник, однако, указывал на профессионализм Каримова. «Он хорошо ведет процесс, слушает и вникает в суть. Остальные судьи так не делают», — поделился юрист, добавив, что этот судья летом оправдал участницу акции солидарности с протестующими в Хабаровске.
В ожидании решения Емельянов оценил прошедший митинг. «Я первый раз видел в Казани такое огромное количество людей и такую жестокость со стороны силовых структур, я шокирован этим», — рассказал глава штаба корреспонденту «БИЗНЕС Online» и добавил, что не знает о повторных митингах в столице РТ в эти выходные, о чем ранее заявлял ФБК (признан в РФ НКО, выполняющей функции иноагента, — прим. ред.). «Пока не видел ничего такого, три дня был вне новостной повестки, не в курсе», — заметил оппозиционер.
В итоге судья вынес решение — 10 суток ареста, из которых двое Емельянов уже отсидел. Его защита будет обжаловать решение, сообщил «БИЗНЕС Online» Нургалеев.
Олег Емельянов: «Я первый раз видел в Казани такое огромное количество людей и такую жестокость со стороны силовых структур, я шокирован этим»
«Давали пощечины, били в живот»
Одновременно в Вахитовском суде вчера продолжили рассматривать дела простых участников акции протеста. Бо́льшая часть из них указывали на то, что оказались в тот день в центре города случайно: хотели попасть на спектакль в театре, ходили на встречу к продавцу забрать телефон. Впрочем, опрошенные нашим корреспондентом в суде юристы указывают, что такие уловки на решение суда не влияют, проще говорить правду.
До вечера судьи продолжали «штамповать» решения о штрафах по 10 тыс. рублей, а задержанные, которые провели две ночи в КПЗ, не возражали, только хотели скорее отправиться домой. К 5 часам вечера обстановка в здании накалилась — родственников не пускали на заседания, они столпились у лестницы на первом этаже, временами вступая в стычки с сотрудниками суда.
«Подошел администратор, начал выгонять всех. Выключили свет, вообще такое хамское отношение к людям. У меня брат [ждет суда]. На процесс не пускают в связи с пандемией», — возмущался Дмитрий Демидов.
«Я жду свою сестру. Ее задержали более 48 часов назад, в протоколе написаны абсолютно неправильные данные о местонахождении, времени, когда ее задержали, о том, что она делала и говорила и что якобы состояла в группах в интернете, в которых она не состояла. Ее в ужасных условиях держали 48 часов», — рассказал нашему изданию Михаил Ильюта.
Для поиска родственников в «Телеграме» даже создали специальный чат, где волонтеры и юристы делились полученной информацией. Сейчас в нем состоят 208 человек
Для поиска родственников в «Телеграме» даже создали специальный чат, где волонтеры и юристы делились полученной информацией. Сейчас в нем состоят 208 человек. Впрочем, есть информация, что вчера к вечеру, после истечения 48 часов после задержания, практически все задержанные оказались на свободе. Даже те, кого не успели прогнать через суд, — вызов на заседание они, по всей видимости, получат по повестке.
Правозащитники жалуются, что суд и полиция не всегда допускали их до слушаний. «Мы подзащитным раздали ходатайства о том, чтобы нас привлекли в качестве адвокатов, сотрудники полиции отобрали у них эти бумаги, они немного растерялись и не заявляли требования», — рассказала «БИЗНЕС Online» юрист Эльза Нисанбекова. Три года назад она появилась в публичной повестке в качестве главы предвыборного штаба Ксении Собчак в Казани. Она также известна как юрист «Открытого права» (подразделения «Открытой России», признанной в стране нежелательной организацией).
«Я считаю, задерживать людей не возникало необходимости, они не представляли опасности для общественности, составить протокол можно было на месте, как делают ГИБДД. Случались жесткие задержания. Есть люди, обратившиеся в скорую помощь с вывихами плеча, есть те, к которым применялась сила в отделении полиции — давали пощечины, били в живот, но это все не оставило следов и не имеет дальнейшей перспективы рассмотрения, к сожалению», — добавила Нисанбекова.
Необоснованная сила применялась примерно при 10% задержаний, оценила юрист. Правозащитники будут настаивать, чтобы люди, у которых есть зафиксированные телесные повреждения, «не спускали на тормозах» эти факты и писали жалобы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 370
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.