Несмотря на пандемию COVID-19, жизнь в разных уголках планеты продолжается. Журналистка из Набережных Челнов Анастасия Леонтьева еще до начала всеобщих запретов и ограничений оказалась в Индии, где живет и по сей день, как и сотни других наших соотечественников. В своем материале на «БИЗНЕС Online» она рассказывает о поездке в Гокарну — один из главных паломнических центров индуистов. О том, чем эти места привлекают швейцарского монаха и экс-бухгалтера Сбербанка, — в материале нашего автора.
«Живя в Индии, так или иначе начинаешь принимать во внимание все эти загадочные движения небесных тел, лунные и солнечные календари. Что самое интересное — многое из этого как будто работает»
ДОРОГА К ШИВЕ
Арендованный Honda Navi ждет во дворе, рюкзак на 70 л и палатка плотно привязаны к пассажирскому сиденью. Владельцы скутера еще не знают, что скоро ему предстоит путешествие из Гоа в Карнатаку, в священный город Гокарну.
«Отчаянно ты…» — говорит мой сосед Андрей, с явным одобрением покачивая головой. Он не любит Гокарну, но обожает риск и рискующих. Много раз он рассказывал о своей жизни, и это всегда напоминало какой-то киноальманах, где эпизоды никак не связаны друг с другом. Помню только, что у него когда-то была своя крупная строительная фирма, что он управлял клубом, долгое время жил в Швеции, был неудачно женат и имел двоих сыновей, одного из которых уже нет в живых. Сейчас ему 50, весь прошлый сезон он жил на крыше одного из гест-хаусов Арамболя, всегда питался в одном и том же кафе, где заказывал одно и то же блюдо. Это помогало ему не забивать голову вопросами каждодневного выбора — всегда только чикен-кари. Занимается Андрей тем, что изготавливает кахоны (ударный музыкальный инструмент, — прим. ред.), организует музыкальные джемы (что вызывает неоднозначную реакцию у соседей), слушает аудиокниги Виктора Пелевина и тренируется на барабанах. Неудивительно, что Гокарна ему не понравилась — туда едут за обретением душевного равновесия, умиротворения, того самого состояния «шанти». Некоторые люди просто не созданы для спокойствия и тишины.
«Ну давай. Пусть все ненужное уйдет, а нужное придет», — по-отечески напутствует он.
От Арамболя до Гокарны 185 км, в основном по раскаленной индийской трассе. Ясно, что выезжать лучше рано утром, чтобы к вечеру добраться до места. Но я никуда не тороплюсь и по пути делаю остановку в Анджуне, где живет моя тетя Аля и ее индийский муж Риши. Он музыкант и продюсер, она бухгалтер на «удаленке», но помогает ему в творческих проектах. Познакомились они в Москве, затем какое-то время жили в Мумбаи, где Аля чуть не сошла с ума от шума, грязи и количества людей. Сейчас у них домик на одном из самых популярных курортов южного Гоа. Он пишет музыку, снимает клипы и фильмы. Она работает на нескольких онлайн-площадках. Оба любят кофе, табачные самокрутки и книги Джо Диспенза.
«Хочешь мое мнение — не езжай сейчас в Гокарну, — говорит мне Риши. — Границу между Гоа и Карнатакой могут закрыть ближе к Новому году, не успеешь вернуться. Да и вообще, белая девушка, одна, на байке… Небезопасно».
«Коридор затмений, а сразу за ним великое соединение Сатурна и Юпитера, — добавляет тетя. — В такое время лучше вообще никуда не дергаться, не строить планов и ничего резкого не предпринимать».
Я киваю головой. Живя в Индии, так или иначе начинаешь принимать во внимание все эти загадочные движения небесных тел, лунные и солнечные календари. Что самое интересное — многое из этого как будто работает. Но не в данном случае. Вопреки всем предостережениям дорога была гладкой: ни один полицейский не остановил, ни один пограничник даже не проверил документы. Разве что проезжавшие мимо индусы сигналили и приветственно кричали вслед, видя гоанские номера.
«Маршрут Гоа – Гокарна известен своим контрастом: всего четыре часа пути, и ты оказываешься в совершенно иной атмосфере»
ПЯТЬ ПЛЯЖЕЙ
Маршрут Гоа – Гокарна известен своим контрастом: всего четыре часа пути, и ты оказываешься в совершенно иной атмосфере. Женщины в традиционных сари, тихие улицы, плохой английский, строгость и почитание во всем. Это один из 7 паломнических центров индуистов, древний город храмов. В переводе с санскрита «гокарна» означает «коровье ухо» — согласно легенде, здесь Шива явился из уха земной богини Притхиви, принявшей образ коровы. Это Shiva-place, и энергия здесь преобладает мужская, «браминская». На бытовом уровне это выражается примерно так: если тебе нужно решить какой-то вопрос, всегда обращайся к мужчине. В то время как в Гоа все наоборот: даже если кажется, что мужчина главный, рулит зачастую женщина, шакти, матаджи.
По прибытии в Гокарну встречаю гоанского знакомого Сергея, который приехал на пару дней раньше. Ему пришлось изрядно побродить по пляжу в поисках комнаты или бунгало, т. к. никто не хотел сдавать ему жилье. «Местные все еще паранойят из-за „короны“, — говорит он. — Им почему-то кажется, что мы, белые, только что прилетели из-за границы. Я им говорю, что уже год в Индии, а они ни в какую».
Сергей — дизайнер на «удаленке». За неделю до отъезда его уволили из компании, с которой он сотрудничал пять лет. Еще он преподает йогу и даже пробовал предложить свои услуги в отелях Гокарны, но тщетно — оказалось, что приезжим это не нужно. Точнее, у них просто нет на подобное времени. Ведь если ты не паломник, приехавший почтить Шиву, то, скорее всего, ты индийский турист «выходного дня», которому явно не до йоги — успеть бы обойти все пляжи и достопримечательности.
Оставшись без заработка, Сергей не отчаивается. «Ом намо, все само», — произносит он известную русско-индийскую поговорку, вольный перевод которой звучит как «не стоит беспокоиться, все как-нибудь само разрешится, надо только быть открытым миру и доверить решение проблемы высшей силе».
Туристическое жилье в Гокарне — это небольшие пляжные домики и бунгало, тянущиеся вдоль всего побережья. Условия более чем скромные: за 200–300 рупий (1 индийская рупия примерно равна 1 рублю — прим. ред.) можно получить крошечную комнату с кроватью, вентилятором и тумбочкой/полкой. Душ и туалет во дворе, что навевает неожиданные ассоциации с российской дачей. Более или менее комфортное жилье начинается от 500–700 рупий в сутки — за эту же сумму предоставят комнату в гестхаусе с общей кухней, но дальше от моря. Впрочем, если останавливаться в городе храмов на несколько месяцев, разумнее снять домик или апартамент за 5–6 тыс. в месяц — местные лендлорды охотно согласятся на такие условия.
Всего в Гокарне пять пляжей — главный или Мэйн, Кудли, Ом, Халф-мун и Парадайс. Они пролегают один за другим по степени уменьшения доступности и количества туристов — чем ближе к Парадайсу, тем сложнее добраться, зато тишина и спокойствие. Цены за жилье и условия мало отличаются — на Парадайсе вовсе нет съемных домиков, но можно поставить палатку и заночевать на песке под звездным небом.
В прибрежном кафе знакомлюсь с Дэвидом — монахом швейцарского происхождения, живущим в Индии уже 6-й год. Услышав мое имя, он понимающе кивает и вспоминает книгу «Анастасия» Владимира Мегре.
«Я много времени провел в Керале. Мы жили в джунглях, практиковали, медитировали, искали единения с природой, прямо как Анастасия, — рассказывает он. — Но коронавирус все изменил — местные жители стали слишком мнительными, невозможно показаться на улице без маски. Поэтому и переехал в Гокарну».
К нам подсаживается Рита — общительная молодая индианка из Бангалора. Она давно путешествует одна — Ришикеш, Гоа и вот теперь Карнатака. Спрашиваю, как родители относятся к ее образу жизни, учитывая традиционную ментальность и то, что она единственный ребенок в семье.
«До 30 лет мне много чего говорили, а после уже смирились», — улыбается она.
«Меню в местных кафе с непривычки разочаровывает своим однообразием — впрочем, это компенсируется относительно невысокими ценами»
АТМОСФЕРА СВЯЩЕННОГО ГОРОДА
Несмотря на множество туристов из разных уголков Индии, Гокарну едва ли можно назвать «туристической зоной» в привычном понимании слова. По городу лучше гулять в закрытой одежде, алкоголь продается только в паре магазинов и по высокой цене, увеселительные заведения отсутствуют от слова «совсем». Меню в местных кафе с непривычки разочаровывает своим однообразием — впрочем, это компенсируется относительно невысокими ценами. Можно поесть и бесплатно: в храме на главной улице 2 раза в день подают прасад — рис с различными подливами.
Что касается воды, то здесь ее принято набирать из источника возле Рама-темпл или покупать в магазине по 20–30 рупий за бутылку. Поскольку Гокарна — маленький город, где для передвижения не нужен даже байк, многие приезжие предпочитают прогуляться — храм находится на возвышении, откуда открывается вид на море и главный пляж. Здесь хорошо встречать закат, попивая только что набранную воду, которая отчего-то имеет приятный сладковатый привкус.
В Гокарне расположено множество храмов, важнейший из которых — Махабалешвара возрастом в 1,5 тыс. лет. Здесь покоится одна из самых могущественных святынь шиваитов — атма-лингам. По легенде, демон и царь Шри-Ланки Равана однажды похитил его у Шивы, но тут вмешался Ганеша — божество со слоновьей головой, воплощающее мудрость и благополучие. Он принял образ послушника и предложил Раване подержать атма-лингам, пока тот будет совершать вечернюю пуджу на берегу океана. Как только святыня попала в руки Ганеши, он тут же поставил ее на землю и она наполнилась «тяжестью трех миров». Завершив пуджу, Равана больше не смог сдвинуть лингам с места. Здесь он и стоит по сей день. К слову, храм хитрого бога Ганеши расположен неподалеку — всего в двух минутах ходьбы от Махабалешвара.
Говоря о святых местах Гокарны, нельзя не упомянуть пещеру «Ухо Шивы» — по легенде, именно в ней на свет появилось великое божество. Здесь царит густая тишина, располагающая к медитативной практике. Дневной свет пробивается сквозь отверстие в своде главного пещерного зала, слабо освещая шива-лингам. Но долго находиться внутри невозможно — воздух здесь сырой и тяжелый, а в стенах живут летучие мыши, которых не видно в полумраке. На закате можно наблюдать, как стая покидает свое убежище, вылетая через главный вход, — зрелище по-своему завораживающее.
«Здесь царит густая тишина, располагающая к медитативной практике»
«НЕ ХОЧУ ОСТАВАТЬСЯ В СТРАНЕ, ГДЕ ДО ТАКОЙ СТЕПЕНИ НЕ УВАЖАЮТ СВОБОДУ ЧЕЛОВЕКА»
«Сегодня я впервые за долгое время подумала покинуть Индию», — соседка Ольга закуривает очередную биди и зачитывает свежие новости из местного телеграм-канала. 22-летняя индийская женщина была отправлена в приют после того, как ее мужа арестовали в соответствии с новым законом о «любовном джихаде» в штате Уттар-Прадеш. Она утверждает, что сотрудники приюта отвезли ее в больницу, где с помощью инъекции врач вызвал у нее выкидыш.
Чтобы понять масштаб назревающей проблемы, необходимо углубиться в современную индийскую политику. Есть такой человек — Йоги Адитьянатх, главный министр штата Уттар Прадеш, «премьер-монах Индии», как его называют некоторые критически настроенные СМИ (он верховный священнослужитель индуистского культа Горакнатх Матх). Адитьянатх — очень влиятельный политик, рьяно защищающий интересы хинду и явно не симпатизирующий мусульманам. В своем штате он продвинул закон о так называемом любовном джихаде. «Предполагается, что коварные мусульманские юноши прельщают наивных индуисток, влюбляют в себя и склоняют к замужеству с целью заставить их сменить религию на ислам. Потом они их заставляют рожать детей (естественно, будущих мусульман) и таким образом наносят сильнейший удар по индийской демографии», — поясняют в телеграм-канале «Индия сегодня».
Вслед за Уттар Прадешем противоречивый закон подхватил Мадья Прадеш — 10 лет тюремного срока за межрелигиозный брак плюс наказание для священнослужителя, который проведет такой обряд. Позже присоединился Химачал Прадеш — 7 лет тюрьмы за брак с целью смены религии. Политики Ассама, Карнатоки и Бихара тоже одобрительно качают головами. А 21 декабря стало известно о первых иностранцах, пострадавших от этих нововведений, — четырех людей, включая гражданку Южной Кореи, арестовали все в том же Уттар Прадеше за «провоцирование местных жителей к смене религии».
«Я не хочу оставаться в стране, где до такой степени не уважают свободу человека, — говорит Ольга. — У каждого должно быть право выбирать, с кем вступать в брак. А ведь это только начало… Пока мир оправляется от коронавируса, под шумок проводят самые безумные законы». Ольга уже несколько лет путешествует по Индии вместе с дочкой Соней — сейчас девочке 8 лет. Предлагаю им перебраться в Гоа и сама иду собирать чемоданы — кто знает, вдруг слухи о закрытии границ между штатами окажутся правдой.
По пути встречаю другого соседа — Володю, мужчину под 50, бывшего бухгалтера Сбербанка, решившего однажды кардинально поменять образ жизни. Теперь он живет на 10 тыс. рупий в месяц, медитирует в скалах, не курит и имеет неординарный взгляд на вещи. Одно из его умозаключений: многие вещи, которые на первый взгляд имеют духовную природу, при ближайшем рассмотрении вполне материальны. «Вот, например, любовь, — рассуждал он как-то. — Кажется, что это высокодуховное чувство. А по факту ты привыкаешь к человеку как к любимой вещи — ты бережешь ее, боишься потерять или сломать, а когда она пропадает, ты начинаешь ее искать, волноваться, тебе неудобно без нее. По сути, любовь — это чеплашка», — заключает он, указывая на стоящую рядом посуду. Покойный дедушка Володи был родом из Бугульмы, потому он уверен, что «чеплашка» — это татарское слово.
Спрашиваю соседа, не собирается ли он на Гоа. «Да куда мне, я уж тут… — отвечает он с ухмылкой. — Гоа — это рай для среднего класса, а Гокарна — рай для бедных. Но не духом».
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.