От чего зависело освещение для 110 тысяч казанцев во время празднования 1000-летия Казани, как делались уникальные фасады академии тенниса и театра кукол, «БИЗНЕС Online» рассказал владелец компании «Неон-Арт» Алексей Мамаков. Часть 2-я.

mamakov2.jpg

Алексей Мамаков: «Прежде всего, я себя чувствую архитектором…»

НАМ В КАЗАНИ ДОСТАЕТСЯ РАБОТА, ЗА КОТОРУЮ НЕ КАЖДЫЙ ВОЗЬМЕТСЯ

- Алексей Николаевич, сколько вывесок в год изготавливает «Неон-Арт»?

- Сколько в год - сложно сказать. Но вот за 18 лет, по-моему, изготовили больше десяти тысяч самых различных конструкций, Знаете, что касается рынка вывесок, то в Москве те, кто ими занимался, сейчас уже их не делают, - именно крупные, серьезные агентства. Они просто печатают баннеры. Потому что вывески - это очень сложно, проще и выгоднее заниматься стандартной продукцией, либо купить печатный станок и печатать баннеры, нежели держать целый штат высококвалифицированных дизайнеров, конструкторов, технологов, специалистов…

- Вывески очень разные. Есть стандартные, а есть, наверное, и уникальные… Какие у вас были самые сложные проекты?

- Академия тенниса. Эта работа повод для гордости не только для нас, но и для всей Казани. В сентябре 2011 года в Москве проводился 7-й международный конкурс наружной рекламы «Знак». Мы регулярно участвуем в этом конкурсе и неоднократно получали призовые места. Но Знак-2011 принес нам самый богатый урожай призовых мест за все годы существования конкурса. Наша работа «Комплексное оформление фасадов Казанской академии тенниса получила первое место в самой сложной номинации «Оформление фасадов. Корпоративные вывески». И по решению жюри конкурса «Академия тенниса» стала обложкой каталога «Реклама и дизайн на улицах России 2012»

- Но это уже не вывеска, а в целом лицо академии…

- Это и есть комплексное оформление объекта: все фасады, со всех четырех сторон… Академия тенниса - это вообще был заказ, уникальный для России. И по техническим решениям и по срокам выполнения работы. Нам поставили задачу сделать центральную часть за 90 дней. И мы сделали. Кому сейчас рассказываешь - никто не верит! Но есть фотоотчет о ходе работ, с календарем, со всеми датами…

Изначально идея фасада академии тенниса была разработана Татинвестгражданпроектом, фасадные конструкции представляли собой изделия из бетона. Даже ракетка - тоже из бетона, стальная сетка с шагом метр на метр из трубы квадратного сечения 100 на 100 мм. То есть такое, очень внушительное сооружение… И когда генподрядчик приступил к работе, он понял, что сделать это физически очень сложно, почти невозможно. Тогда обратились к нам.

Вообще, нам в Казани достается работа, которую кроме нас никто больше не может сделать. Если есть сверхсложная задача и минимальные сроки, то зовут «Неон-Арт».

Так мы пришли и на академию тенниса. Посмотрели проект - и предложили: а давайте сделаем все это световым. В ответ я услышал: нам бы это вообще сделать, а ты тут предлагаешь световым! Я говорю: ну, это можно сделать из формованного пластика, но тогда нужно сделать пресс-формы. И делать это из пластика без подсветки - все просто потеряет смысл. Подготовили проект, сделали расчеты - и мне удалось убедить заказчика в нашей правоте.

- А какая цена?

- В наш контракт с заказчиком включено условие о конфиденциальности, без согласия заказчика говорить об этом, я думаю, было бы неправильно.

- Десятки миллионов, наверное…

- Цена немалая и для республики, и для города, но и объем работ колоссальный.

Академия-монтаж-фасада.jpg

«Академия тенниса - это был уникальный заказ. И по техническим решениям и по срокам выполнения работы»

РЕШЕНИЙ ТАКОГО МАСШТАБА В РОССИИ ЕЩЕ НЕ БЫЛО

- Когда вы получили этот заказ?

- 22 июля 2009 года. И дальше уже приступили к работе - в наших цехах, на нашем производстве… Например, колонны: они сваривались из стальной трубы диаметром метр двадцать. По теннисному мячу была идея такая - он делается из металла, но будет световым. Вроде бы - как так может быть: металл, но световой? Придумали, сделали перфорацию, тоже в форме мячиков, а внутрь каркаса поставили светодиоды. Сделали раскрой - каждая долька, как на апельсине, и все были пронумерованы. Потом была сборка. В чем еще была сложность центрального фасада, и почему нельзя было просто отлить из бетона формы, дело в том, что они все двоякой кривизны. Поэтому мы решили делать формованные элементы.

Мы сделали формы из композитного материала, и потом по ним формуется пластик. Все это маркируется, раскладывается на сборочной площадке, потом выполняется контрольная сборка… Например, контрольная сборка ракетки: она вся полностью собиралась в цеху … Это очень сложная кропотливая работа. Заказчик не раз приезжал к нам на производство, наблюдал, как идет процесс.

И к тому же, мы ведь любим усложнять себе задачу. Перфорация на фасаде сделана в виде мячиков - и каждый мячик индивидуален, он как бы в движении. Все это мы и запроектировали, и сделали.

- Это ваше ноу-хау?

- Не совсем ноу-хау - просто мы использовали современные технологии. Наверное, где-то есть такие решения, но в таком масштабе - в России нет. Я сам лично, вместе с главным инженером, размечал ответственные узлы…

- То есть вы вникаете в технические стороны проекты?

- Полностью.

- Не только за финансы отвечаете и за продажи?

- Мало того - я веду все производство. В семь тридцать у меня каждый день планерка на производстве. И в субботу тоже. А по-другому никак.

- А во сколько у вас заканчивается рабочий день?

- Когда как. В семь - если официально. Но… Каждый день надо выдавать продукцию на гора, каждый день надо принимать решения. Тут вот что досадно - самим бизнесом занимаешься где-то пять-семь процентов рабочего времени, а все остальное время решаешь внешние проблемы, чтобы защитить бизнес от внешней среды.…

- Наверняка, у вас на академии тенниса - еще и при таких темпах - были сложные ситуации?

- Когда шел монтаж, кран должен был поднять конструкцию быстрее, но он поднимал ее чуть медленнее - и она помяла теннисный мяч, уже подготовленный к монтажу. Пришлось снять алюминиевые панели с мяча, - их отстучали с обратной стороны и восстановили. А что касается конструкции, было очень показательно, насколько надежно там закреплены листы - они выдержали удар. А механические повреждения мы устранили. Зато следующие, самые ответственные конструкции, колонны в 23 метра высотой с облицовкой пластиком, смонтировали очень четко. При монтаже ракетки, например, при подъеме конструкции краном, по бокам оставались минимальные зазоры в 50 сантиметров, и все это при достаточно сильном ветре. Сложнейшая работа, требующая ювелирной точности. И все в жесточайшие сроки. Работали и днем, и ночью.

Академия-ночной-монтаж.jpg

«Делать из пластика и без подсветки - все потеряет смысл. Мне удалось убедить заказчика в нашей правоте»

- А почему такие сжатые сроки:

- Потому что 23 октября в Казань должен был приехать президент России Дмитрий Медведев. Заказчик нервничал: 9 октября - фасад не готов. Говорит: все убирай, оставим, что есть, ракетку, колонны и мячик. Я в ответ: мы же договорились - 15 октября, вот 15-го и примете решение. Тогда все мы были на нервах… А 15-го уже этот вопрос не поднимался - уже было видно, что все идет по графику: каркас выставлен, монтаж идет полным ходом. Но мало собрать - еще нужно скоммутировать, а там тысячи проводов, все надо соединить, запустить, протестировать и включить. Нам тогда очень повезло с погодой - на протяжении этих 90 дней не было ни одного дождя.

- Специально для вас!

- В последнюю ночь мы все включили, и как подарок для заказчика сделали анимацию – светодинамический подъем татарстанского и российского флагов. Всем очень понравилось. Для властей республики академия тенниса была очень важна, как лицо Универсиады. И все гости тогда, в самом деле, были поражены масштабом и уровнем работы. А уже после визита президента Медведева мы завершили боковые и задний фасады.

Но вот проблема - любую конструкцию нужно обслуживать, нужно чистить, мыть. Это как машина - во дворе ее поставьте, посмотрим, что с ней будет через неделю, месяц, год… К сожалению, договора на обслуживание нет. Первый год мы все это обслуживали за свой счет. Но…

- У академии тенниса это в целом проблема - его содержание. У нас на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» был Марат Сафин, и он рассказывал, как хотел этот объект взять под свое руководство. Но не взял, когда узнал, какие там платежи за коммуналку, - миллион долларов в год.

ЧТО БЫЛО В НАЧАЛЕ?

- Академия тенниса - ваш первый объект такой сложности?

- Каждая наша работа – этапная по степени сложности. Это можно сравнить с восхождением. До академии было архитектурное и функциональное освещение на Булаке. К тысячелетию Казани мы установили там все опоры освещения, неоновые украшения, смонтировали 21 фонтан и подсветку для них. Работу выполнили меньше чем за два месяца. Заказчик торопил: быстрей, еще быстрей! Тогда я положил перед ним листок бумаги: нарисуй 21 кружочек. - Да ладно тебе! - Нарисуй, пожалуйста… Он начал рисовать: один, два… Прошло три минуты, пока дорисовал последний. Я говорю: ты три минуты только кружочки рисовал, а мне каждый из 21 фонтана надо смонтировать, подключить кабель, проверить и настроить динамику.

Тогда мы проложили 18 километров кабельных трасс и подключили их к пяти трансформаторным подстанциям… Не знаю, кто бы еще справился с таким объемом работ и в такой срок? А были еще и совершенно непредвиденные моменты: ночные кражи уложенного и подключенного днем кабеля. Его перерезали даже под напряжением и сдавали медь на металлолом в ближайший пункт приема. Приходилось обращаться в милицию. А испорченную работу выполнять заново.

Ближе к концу мы работали в три смены круглосуточно. Последние дни вообще не уходили с объекта, было и так, что я за сутки спал всего минут тридцать, прямо на Булаке в машине.

- А как вы получили этот заказ?

- Все началось с того, что Егоров Денис Геннадьевич, в то время начальник департамента внешнего благоустройства, как-то в беседе сказал, что департамент собирается ставить на Булаке граненые опоры для троллейбусной линии. Я удивился: что вы, это испортит Булак! - А ты что предлагаешь? Нарисуй!

Ну и нарисовал. Всем понравилось, и мне говорят: теперь, давай, делай. Я ахнул: какое - делай, мы так не договаривались! До тысячелетия осталось меньше трех месяцев… Нет, - говорят, руководству уже показали, и сказали, что будешь делать ты… Вот и пришлось делать.

На Булак были отпущены немалые деньги, но с такими сроками за эту работу уже никто не хотел браться. К тому же президент Путин приехал не 30 августа, как ожидалось, а 26-го… Вот представьте, служба охраны уже перекрыла все улицы, а мне надо пройти к ТП и включить установку. Пришлось на ходу решать и этот вопрос.

В последний день, буквально в последний момент, в одном месте произошло короткое замыкание - «коротыш», искали его все утро. Нашли, исправили, включили - и решили уже не выключать, неизвестно, потом включится - не включится. При таких сроках мы ведь даже не могли поставить оборудование на прогон. А тут сам Путин приехал, и с ним сто мэров ста городов. Я решил не выключать, пусть горит! Слышал тогда разговоры: вот, к приезду Путина даже днем свет включили!..

А что было вечером 30 августа? Мне звонит Егоров: знаешь, по сводкам МВД сейчас на площади Тысячелетия собралось 110 тысяч. Освещение там идет только за счет твоих установок. Если что, ты представляешь, что будет? Я говорю: Денис Геннадьевич, вообще, надо предупреждать заранее… Но, слава Богу, все прошло хорошо, в штатном режиме: несмотря на горящие сроки, о качестве мы все равно не забывали. И потом все включалось и выключалось нормально.

- Вашей компании есть, чем гордиться…

- У нас есть для этого объективные причины. «Неон-Арт» уже много сделал для города. И очень много специалистов, которые сейчас работают в других фирмах, прошли через школу «Неон-Арта», они многому учились именно у нас. Когда есть такой локомотив, как наше предприятие, он вытягивают всю отрасль, и в целом задает высокие стандарты.

Театр-кукол-монтаж.jpg

«Театр кукол. И опять сроки - кратчайшие, сначала вообще ставили задачу - к 30 августа, но теперь срок сдачи ближе к Новому году»

ТЕАТР КУКОЛ: ДЛЯ РЕКЛАМЩИКА ТАКОЙ ЗАКАЗ – МЕЧТА?

- Еще один объект, который делает «Неон-Арт», - театр кукол. И опять же сроки - кратчайшие, сначала вообще ставили задачу - к 30 августа, но теперь срок сдачи ближе к Новому году.

- Вы тендер выиграли или вас пригласили?

- Был тендер, и наша цена там была выше. Но в результате все равно поручили работу нам. Я не думаю, что кто-то еще в республике обладает достаточными для такого заказа мощностями, творческими и техническими возможностями. Когда люди видят, как это было сделано, - повторить, наверное, можно. А когда нужно это с нуля разрабатывать и делать, – это задача повышенной сложности.

Я приведу пример. Скажем, жар-птица на фасаде - она изначально была совершенно простая. Мы придумали, как ее доработать, и сделали по-настоящему сказочную жар-птицу. То же самое с башнями, с коронами… В контракте у нас была очень простая корона. Это было хорошее архитектурное решение, но для такого объекта нужно больше. И мы решили облицевать корону нержавейкой, сделали гидроабразивную резку материала, облицовку. Теперь корона выглядит совершенно по-другому. На монтаже у нас работал 160-тонный кран - это тоже дает представление о масштабе и сложности работ…

Театр-кукол-фасад.jpg

«На монтаже у нас работал 160-тонный кран - это тоже дает представление о масштабе и сложности работ»

- То есть у вас уже далеко не только вывески… Фасадные, дизайнерские решения…

- В Москве на конкурсе «Знак-2011», о котором я говорил, жюри, анализируя наши работы, было удивлено нашим уровнем. Мы объяснили, что наше предприятие таким было всегда, просто раньше у нас не было возможности проявить весь свой потенциал. А сейчас мы можем решать именно уникальные задачи. Это и академия тенниса, и театр кукол… Для рекламщика любой такой заказ - это мечта. Можно реализовать себя в полной мере, сделать по максимуму то, на что ты способен. Это и технологии, и сложная задача, и сроки, и объект не на один день… Единственно, хотелось бы, чтобы объекты регулярно обслуживались, поддерживались на должном уровне, и чтобы на это выделялись деньги. Потом, через пять лет, за один день в порядок не приведешь, этим нужно заниматься постоянно.

Гранд-отель.jpg

«Хотелось бы, чтобы объекты регулярно обслуживались. Потом, лет через пять, за один день все в порядок не приведешь»

- Надо сказать, такая ваша работа далеко уходит за рамки традиционного понимания рекламного бизнеса… Это уже архитектура, дизайн, строительство. А вы себя чувствуете рекламщиком?

- Прежде всего, я себя чувствую архитектором. Но вы совершенно правы: в привычном понимании рекламная фирма - это три-пять человек, которые в гараже делают небольшие вывески. Но если заниматься рекламой профессионально и заниматься с полной отдачей, ставить сложные задачи и не отвлекаться ни на что другое, то в результате можно построить такое предприятие, которому любые задачи будут по плечу…

КУРС НА МОСКВУ?

- Получается, у вас настоящее производство. Что оно из себя представляет?

- Это завод. 250 человек. Офис - 1200 квадратных метров, производственные цеха - пять тысяч квадратных метров. Два гектара земли. Оборудование - гибочное, гильотина, углопросечной станок, вальцы, вальцы с ЧПУ, гидроабразивная резка, плазменная резка, четыре станка полноцветной печати, фрезерно-гравировальный станок, ламинатор и так далее. Это не просто оборудование – это тщательно продуманная технологическая линия по производству рекламной продукции.

- А где вы специалистов на такое оборудование находите?

- Мы их воспитываем, готовим сами. С кадрами везде проблема.

- У вас есть конкуренты на этом рынке?

- Конечно, есть, но такого масштаба - нет. Наши конкуренты говорят: мы самые первые, мы самые лучшие, а «Неон-Арт» - это уже другое, это другой уровень…

- То есть, по сути, вы монополист на рынке фасадных решений…

- Тут нельзя сказать, что мы монополисты, на этом рынке работает немало сильных компаний, но вот самые сложные решения - это как и есть наше конкурентное преимущество. Даже в Москве мало кто мог бы реализовать и сделать такой проект, как академия тенниса.

- А вы имеете заказы за пределами Татарстана?

- Да, сейчас у нас заказ - дворец водных видов спорта в Саранске. Там такое же непростое техническое решение, как и на академии тенниса. Поменьше объем, но организация работ сложнее из-за удаленности. В Москве есть заказы, но более стандартные, не такие масштабные. Наши конкуренты говорят: все понятно, скоро вам в Казани станет тесно и вы придете на этот рынок в Москву… Да, наверное, мы когда-нибудь к этому придем, но пока в связи с Универсиадой, мы и здесь загружены. Честно говоря, даже голову некогда поднять…

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

- Расскажите о себе, пожалуйста.

- Я родился в Казани, учился в 123 школе - французский язык со второго класса. Художественная школа с четвертого класса. Потом подготовительные курсы и архитектурный институт. После второго курса в 1993 году я организовал «Неон-Арт». Это было 15 ноября 1993 года. Самое близкое и доступное, что можно было делать архитектору, - это что-то прикладное, связанное с рекламой. В отличие от проектирования и строительства зданий, реклама - сфера очень динамичная, от проекта до его реализации срок достаточно короткий. В поисках первого заказа я месяц бегал по городу. И нашел людей, которые мне поверили, в академкниге. Они заказали достаточно большую вывеску, которую мы сделали за месяц. Вот так все и началось.

- А когда занялись щитами?

- С 1996 года.

- То есть когда уже накопили жирок…

- Нельзя сказать, что за первые три года мы накопили какой-то жирок, даже минимальный. Это сейчас бизнес открывается так: инвестиции, вложения, начинаем работать, через год уже жирок, через три года еще больше… А мы начинали вообще без вложений… Что-то потратить на себя стало возможно только через десять лет интенсивной, напряженной работы.

- А как пришли к созданию своего завода?

- А без него нам просто было нельзя, он начинался сразу, с появления фирмы. Мы располагались на Карла Маркса, дом один. Потом нам стало тесно, мы арендовали помещения в КНИИР на улице Журналистов, потом на «Свияге». Потом стало понятно, что надо покупать свое. Искали долго. И купили цеха на улице Набережной. Тоже не все сразу, сначала один корпус, потом другой, потом третий.

ТРАВА ЧЕРЕЗ БЕТОН

- Получается, что в России, в Казани можно с нуля начать бизнес… И добиться серьезных успехов…

- Вы знаете, я то же самое говорю своим друзьям. Они отвечают: ладно, но покажи кого-нибудь еще… Есть люди, есть примеры. Но нельзя сказать, что это благодаря условиям среды.

- То есть это все-таки трава через бетон?

- В том-то и дело. Для бизнеса должны быть комфортные условия. Ему на самом деле не надо помогать, - ему надо не мешать. У нас условия не самые лучшие. Потому что у нас основные доходы, 50 процентов бюджета, - сырьевые. Когда будет по-другому, тогда и условия для бизнеса будут совершенно другие.

- Что сегодня мешает активно работать и развиваться?

- Бюрократия и коррупция. В принципе, чиновник нужен для того, чтобы упрощать и упорядочивать жизнь, а не усложнять и не чинить препятствия. Взять хотя бы такой простой вопрос – согласование вывески.

Бирхаус.jpg

«Чтобы оформить бумаги на вывеску, нужно потратить два месяца на согласование…»

- Сколько времени уходит на согласование?

- Два месяца на процедуру. Хотя на самом деле это вопрос трех дней. Клиент снял помещение в аренду, сделал ремонт, ему надо как можно скорее открываться и работать, иначе он прогорит. Но, оказывается, чтобы оформить бумагу на вывеску, нужно потратить столько же времени, сколько и на ремонт. И начинается бег по кругу, а на фасаде появляется наскоро напечатанный баннер на скотче.

Я согласен, что порядок нужен, и сейчас стало больше порядка. Но вот что касается комфортных условий…

Когда мы начинали - первые три года были очень комфортные условия для бизнеса. Мы платили налоги, но они не были налоговым бременем. А с 2000-го с каждым годом все сложнее и сложнее. И со стороны федеральных властей, и со стороны местных.

- В республике сейчас готовится съезд предпринимателей. Конечно, от наших властей мало что зависит, но, тем не менее, что можно городу и республике сделать, чтобы условия для бизнеса были более комфортными?

- Я бы как сделал: есть жалобы от предпринимателей - уволил чиновника. Да, может это крайность, но основные проблемы предпринимателя - именно проблемы с чиновничьим аппаратом. У нас все больше бюрократии, а нам нужно бизнес-государство. Если чиновник не решает проблемы, его нужно увольнять. Или понижать в должности, или отстранять на время. Для этого должен быть инструмент, механизм. Я считаю, что это просто жалоба. Если есть десять жалоб на одного чиновника - уволить.

И потом - сроки рассмотрения даже простейших вопросов - везде месяц. Поставьте пять дней! Даже визу в другое государство можно оформить за один день. А почему рассмотрение паспорта на вывеску занимает два месяца? И мне еще надо сбегать туда, туда и туда - это не одно окно, о котором столько говорили, но так и не сделали…

У НАС СЕМЕЙНАЯ ФИРМА

- Кто в «Неон-Арте» главный дизайнер, идеолог?

- Я. Но всегда подчеркиваю: я работаю не один, это работа целого коллектива. А направляю, координирую я. Для меня это ежедневная работа, ежедневный контроль на месте, например, сейчас - на театре кукол…

- То есть, как олигарху, управлять компанией по телефону, по айпаду не получается?

- А олигархи так управляют? В нашем случае без личного управления невозможно… Это только кажется, что можно найти человека, который будет за тебя все делать. Но за тебя никто ничего не сделает. Свою работу ты должен делать сам…

Но со мной работают мои близкие. Фактически у нас семейная фирма. Каждый ведет свой участок, и очень серьезно, но общая координация и управление - на моих плечах.

Кстати, у меня первое образование - архитектор, второе - экономист, третье - юрист, это уже КГУ. Второе и третье образование, они чем интересны, - учеба шла параллельно с работой, и учеба уже была более прикладной, я уже знал, что мне надо. И у меня практический опыт был больше, чем у некоторых преподавателей. Даже когда на архитектурном факультете я защищал диплом - «Реклама и облик города», к тому времени у меня уже было немалое количество реализованных объектов.

- У вас есть дети?

- Двое. Старшему восемь лет, младшему пять с половиной. Они рисуют хорошо, в изостудию ходят, и английский учат, и картингом занимаются…

- А кем хотят стать?

- Мы еще не задавали им этот вопрос. Но они видят, как родители работают, и через наш пример, думаю, вырастут трудолюбивыми. Это самое главное. Не важно, чем ты занимаешься, - если ты трудолюбив и немножко талантлив, у тебя все получится.

ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ДЕРЖАТЬ ОСАНКУ И ДЕРЖАТЬ УДАР?

- Ваши три совета, три выстраданных правила жизни, которых вы сами придерживаетесь, и которые рекомендуете молодым предпринимателям?

- Вообще-то я тоже задавал подобный вопрос нескольким людям - в качестве обучения для себя: вот у вас серьезный опыт, скажите, как действовать? Разные были ответы, с чем-то можно согласиться, с чем-то поспорить.

Первое правило: не надо ничего бояться. Мы сами ставим себе многие барьеры, выдумываем многие шоры. Не надо бояться - надо все время двигаться вперед. А нас немножко по-другому воспитывали, за нас решали…

- «Не надо думать - с нами тот, кто все за нас решит»?…

- Да, как действовать - вам скажут. И как себя вести, тоже скажут. Так проще. Но можно перекладывать решения на других, а можно решать самому.

Второе правило - надо научиться работать. Как ни парадоксально, работать по-настоящему меня научили на первых двух курсах. Архитектура - специальность сложная, приучает работать с полной отдачей. Все это помогает в бизнесе. Если ты работаешь и можешь управлять этим процессом, результат обязательно должен прийти.

Третье правило: надо быть честным по отношению к самому себе. Это очень важное качество. Это относится и к налогам, и к людям, и к бизнес-сообществу, и к власти… И дает уверенность в себе, это как раз позволяет держать и осанку, и удар.

«НЕОН-АРТ»

Год создания – 1993

Число работников в начале деятельности и сегодня – 2 и 250

Характеристики производства - 1200 кв. метров офис, 5000 кв. метров производственные цеха, два гектара земли, сложнейшее оборудование.

Основные объекты – архитектурное и функциональное освещение Булака к 1000-летию Казани, фасады академии тенниса и театра кукол.

Алексей Мамаков

Год и место рождения - 1 октября 1974 года, Казань

Образование – три высших образования: архитектурное (КИСИ), экономическое (КГУ), юридическое (КГУ)

Основные моменты карьеры: директор фирмы «Неон-Арт» со студенческой скамьи - уже 18 лет.

Член рабочей группы Общественной палаты Республики Татарстан

Часть 1-я: Алексей Мамаков, «Неон-Арт»: «Транснациональные компании вытесняют казанских игроков на рынке рекламы»