Татарстан находится на втором уровне цифровой зрелости из пяти. Чтобы это исправить, через три года в республике будет оцифровано 365 видов госуслуг, а сами процедуры оптимизируют в разы — такую картинку представитель минцифры нарисовал депутатам Госсовета. Кроме того, обсудили проблемы 110 тыс. самозанятых, которым банки не выдают кредиты и до сих пор считают «физиками», блокируя счета контрагентов. Как минэкономики признало и проблемы патентщиков, выслушал «БИЗНЕС Online».
Марата Ахметова (слева) интересовало, для чего нужно было рассматривать концепцию, которая только что начала работать
Перескочить со второго уровня цифровой зрелости на пятый
Сегодня в Госсовете прошло совместное заседание комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству и экспертного совета комитета. В центре внимания оказались вопросы, касающиеся цифровой трансформации республики, а также поддержки малого и среднего бизнеса РТ. Предвещая доклад, председатель комитета Лутфулла Шафигуллин сообщил, что 29 января 2021-го концепция цифровой трансформации Татарстана на 2021–2024 годы утверждена кабмином, теперь она дорабатывается с участием представителей бизнеса, после чего будет внесена на обсуждение депутатов Госсовета. Шафигуллин отметил, что концепция основывается на федеральной национальной программе «Цифровая экономика РФ», расписанной до 2030-го. Первый заместитель министра цифрового развития РТ Илья Начвин с гордостью сообщил, что принятая в республике концепция — первая в России. Ее разработчики провели оценку цифровой зрелости региона — в органах исполнительной власти и в разрезе муниципальных районов РТ. «Согласно мировой методологии Татарстан находится на втором этапе — „развернутый“ уровень», — заявил Начвин.
Позже замминистра пояснил, что конечной целью региона является переход на «пятый оптимизированный» уровень цифровой зрелости. Можно сказать, что по пятибалльной шкале цифровой зрелости Татарстан пока получил двойку. В подробности методологии чиновник не вдавался, но на слайдах было показано, по каким критериям оценивался цифровой профиль цифрового общества РТ в разрезе районов. Это доступ к интернету (87,8% респондентов), использование услуг электронного правительства (44%), использование гаджетов (у 87,6% есть смартфон), частота выхода в интернет (77,4% выходят в сеть каждый день), а также совершение онлайн-покупок (32% респондентов) и использование компьютерных устройств (у 47,5% есть персональный компьютер). Одной из главных целей концепции Начвин назвал «развитие цифрового государственного управления». Во-первых, в 2021 году в «цифру» переведут 101 социально значимую услугу (пока оцифровано только 12 таких услуг). Из слайдов стало понятно, что больше всего работы предстоит минтруду, исполнительным комитетам районов, а также минобразования и ЗАГСам, которые оказывают наибольшее количество социально значимых услуг. Также до 2024 года в электронный вид будет переведено 264 региональные и муниципальные услуги. Итого — через три года в республике все 365 государственных и муниципальных услуг должны стать доступны в режиме онлайн.
Илья Начвин с гордостью сообщил, что принятая в РТ концепция — первая в России. Ее разработчики провели оценку цифровой зрелости республики — в органах исполнительной власти и в разрезе муниципальных районов Татарстана
«Почему мы так уверены, что жители будут пользоваться электронными услугами? — обратился докладчик к залу с вопросом и сам же на него ответил. — Во-первых, на слайдах видно, что за последние 10 лет объем потребляемого интернет-контента у нас возрос в 40 раз! Во-вторых, мы видим значительный рост использования портала госуслуг — по итогам 2020 года было 300 миллионов транзакций (еще в 2014-м таких транзакций было менее 100 млн — прим. ред.)».
Но речь идет не только об оцифровке госуслуг, но и о их «бережливом производстве», оптимизации. Так, сроки оказания услуг должны сократится кратно — в 5–10 раз. В качестве примера Начвин привел платформу «Мои субсидии, разработанную для минсельхозпрода РТ. Это такой единый каталог мер поддержки предпринимателей на селе. «В платформе фермер или ЛПХ может проактивно узнать о положенной ему субсидии и онлайн оформить ее получение», — рассказал первый замминистра.
Пилотный проект отрабатывается на базе Балтасинского района РТ. Пока в него включено только 6 услуг, но в 2021 году их должно стать 63. Совместно с минстроем создано сразу две цифровые платформы. В Альметьевском и Сабинском районах в режиме «пилота» отрабатывается платформа «Я строю» (подача уведомлений о начале и окончании строительства, получение ордера на земляные работы, получение разрешений на строительство, заказ техусловий на подключение газа и прочее.). Платформа «Локоло» предназначена для УК и жителей МКД, ее уже начали тестировать жители, которых обслуживают УК ЖКХ Московского района и УК «Уютный дом» (электронная доска объявлений, подача инициатив, голосование жителей и др.). В 2021 году доступ к платформам получат все татарстанцы, сообщил он.
База штрафов ГИБДД, технологии 5G и место Татарстана на цифровой карте страны
Шафигуллин поинтересовался, почему одни районы более активно входят в мир цифровой трансформации, а другие — менее. Начвин пояснил, что все зависит от уровня цифровой зрелости района. На сам рейтинг районов на обозрение депутатов предоставлен, увы, не был.
Депутата Марата Галеева волновал вопрос штрафов ГИБДД. «Выезжаешь за пределы республики, и все штрафы, которые там получаешь, [на госуслугах] не высвечиваются абсолютно, но на самом деле они есть», — рассказал Галеев, сетуя на межрегиональную разобщенность. Было видно, что в минцифры с проблемой знакомы, но пока простого решения не придумано. «Мы с коллегами из Башкортостана поработали, задача непростая, необходимо объединять базы данных, и далее разработка программного продукта — это уже вторая часть вопроса», — заявил представитель министерства.
Вице-спикера Госсовета РТ Марата Ахметова интересовало, для чего нужно было рассматривать концепцию, которая только что начала работать. «Мы смотрим стартовую площадку, да, где мы находимся?» — уточнил он. «Совершенно верно, Марат Готович, мы оценили, где мы находимся, — отозвался Начвин. — Мы находимся на втором уровне и, соответственно, будем составлять план, как станем достигать пятого, „оптимизированного“ уровня». «Мы экономическую составляющую к завершению реализации концепции, в деньгах какую-то цифру имеем?» — задал практичный вопрос Ахметов. «Сейчас цифру назвать тяжело, но в принципе экономическая модель будет», — пообещал Начвин.
«Лотфулла Нурисламович говорил, что мы лидеры в стране по вопросам цифровизации, а у вас был слайд, вроде мы средние по стране?» — продолжал сыпать вопросами вице-спикер. «Среди лидеров, — поправил сам себя Шафигуллин и добавил: — Там Москва просто очень сильно работает». «Разницы-то нет большой», — настаивал Ахметов, разглядывая слайд, сравнивающий цифровую зрелость РТ и РФ. «Кардинальной разницы нет, — признался Начвин. — Мы совместно с компаниями, предприятиями нашими наметили план работы, который [выведет нас] ближе к пятибалльной шкале».
Марата Готовича также интересовало, какое влияние на реализацию концепции окажет внедрение технологии 5G. «Без сомнения, окажет, — здесь уже взялся ответить сам Шафигуллин, в прошлом глава „Таттелекома“, — но пока по 5G нет ни частот, ни толком оборудования, это больной вопрос, связанный с военными. Дело времени».
Фарид Абдулганиев сообщил, что коронавирус удесятерил число обращений в его адрес — более 17,7 тыс. раз бизнесмены писали или лично обращались к уполномоченному со своими проблемами (в 2019 году 1,8 тыс. раз). Вал звонков и письменных обращений достигал на пике 650 в сутки!
«Не буду сейчас называть глав районов, которые на несколько дней полностью остановили въезд и выезд из района»
Далее с докладом выступил бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев. 18 марта его планируется заслушать на заседании сессии, а пока случилась «предзащита». Надо сказать, что выступление явно понравилось депутатам, оно было насыщено и статистикой, и конкретными проблемами, народные избранники охотно давали советы правозащитнику.
Для начала Абдулганиев сообщил, что коронавирус удесятерил число обращений в его адрес — более 17,7 тыс. раз бизнесмены писали или лично обращались к уполномоченному со своими проблемами (в 2019 году 1,8 тыс. раз). Вал звонков и письменных обращений достигал на пике 650 в сутки! В начале пандемии предприниматели просили разъяснить порядок соблюдения запретов и ограничений, а также получения мер господдержки. С апреля бизнесмены начали жаловаться на банки — пришлось подключить президента РТ Рустама Минниханова, который в ручном режиме (еженедельные совещания) начал решать вопросы кредитования бизнеса в условиях пандемии. В первые недели тотального локаута пошли жалобы на чиновников — в связи с тем, что «каждый глава по-своему мог интерпретировать те ограничения, которые накладывались».
«Не буду сейчас называть глав районов, которые на несколько дней полностью остановили въезд и выезд из района, несмотря на то что район имеет транзитный характер», — вспоминал те непростые дни Абдулганиев. В апреле – июне начался поток жалоб на проблемы, связанные с арендными отношениями. Примерно в то же время возник вопрос ОКВЭДов, из-за которых многие предприниматели не смогли получить финансовую помощь от государства, а многие, даже далекие от бизнеса люди, выучили эту сложную аббревиатуру, улыбнулся Фарид Султанович. Всплывали вопросы с платой за ТКО (норматив в разы превышает объем реально вывозимых отходов).
Нередко бизнесмены просили уполномоченного защитить их бизнес от необоснованного уголовного преследования. Здесь Абдулганиев похвастался, что за год число таких уголовных дел резко сократилось с 45 в 2019-м до 11 в 2020-м. «Это лучший показатель среди всех регионов ПФО», — радовался омбудсмен. А уже на днях, по словам спикера, будет протестирована возможность его участия в судебных заседаниях по защищенной видео-конференц-связи (до сих пор приходилось лично ездить по всей республике). В апреле 2020 года создан институт общественных представителей уполномоченного — выбирали тех, кто лично вхож к руководителям местных исполкомов и сможет оперативно решать проблемы бизнеса, раскрывал некоторые секретики своей работы докладчик.
Марат Галеев рекомендовал для решения вопроса с банками обратиться сначала в Центробанк, поскольку именно там пишут методики для банков
Банки не «видят» самозанятых и отлучают бизнес от кредитов под 0%
Далее докладчик перешел к насущным проблемам. Самозанятые жалуются на трудности с получением заемных средств. Фактически для банков самозанятые так и остались физлицами, и доступ к обещанным преференциям им ограничен. «Только у четырех банков в Татарстане самозанятые появились в поле зрения как какой-то субъект предпринимательской деятельности, банки свои методики, алгоритмы не настроили, и это в республике, где 110 тысяч самозанятых. И это в Татарстане, который первым принял участие в данном проекте!» — удивлялся спикер. Другая проблема — участились проверки юрлиц по факту перевода денежных средств физлицам. Причина в том, что система банка не отличает самозанятого от физического лица — наемного работника. «Когда предприниматель перечисляет сумму на счет самозанятого, его счет блокируются, потому что Росфинмониторинг считает, что он перечислил эту сумму физлицу. Предприниматель затратит 10 дней, разблокирует этот счет, мало того, что репутацию потеряет, но еще в следующий раз подумает, стоит ли связываться с самозанятым. Если три раза с самозанятым связаться, месяц можно спокойно отдыхать, счет будет заморожен», — резюмировал омбудсмен. В то же время самозанятых в РТ уже более 100 тыс. человек.
Обозначилась и еще одна проблема — банки, которые выдают кредиты под 0% и под 2%, начали в одностороннем порядке исключать бизнес из программы и переводить на кредит под 15% «с превентивным принудительным взысканием средств». В качестве решения проблемы Абдулганиев предлагает банкам «до принятия решения об исключении из программы и увеличения процентной ставки запрашивать сведения о помесячной численности сотрудников компании у ПФР по РТ напрямую, без участия предпринимателей».
Говоря о переходе предпринимателей с ЕНВД на патенты, омбудсмен подчеркнул, что в РТ сделано все возможное, чтобы сгладить этот неприятный момент. «Цифры говорят сами за себя: если в начале 2020 года в Татарстане было выдано 3,4 тысячи патентов, то сейчас — более 19 тысяч», — сообщил докладчик. Говоря о росте объемов электронной коммерции, Абдулганиев отметил, что выстроиться в эту систему пытаются и татарстанские производители. Свои товары на интернет-площадках сейчас предлагают уже более 5 тыс. татарстанских поставщиков, их выручка за 2020 год приблизилась к 5 млрд рублей. Но успехи на рынке e-Com Фарида Султановича все равно не удовлетворяют, поскольку в 2020-м республике не удалось добиться значительного отрыва от других активных регионов, а доля татарстанских продавцов на крупнейших площадках за год выросла незначительно.
Комментируя доклад, Галеев рекомендовал для решения вопроса с банками обратиться сначала в Центробанк, поскольку именно там пишут методики для банков. Абдулганиев ответил, что соответствующие обращения уже подготовлены. Также Марат Гадыевич попросил четче обрисовать судьбу тех предпринимателей, которые оказались недовольны переходом на патенты. Ахметов, в свою очередь, порекомендовал подкрепить доклад статистикой о том, сколько предприятий пришло на рынок и ушло с него за минувший коронавирусный год.
Рустем Сибгатуллин признал, что «по итогам опроса бизнесменов по вопросам патентного налогообложения было установлено, что для предпринимателей, ранее применявших ЕНВД, по таким видам деятельности, как торговля и общепит, налоговая нагрузка увеличилась»
Бывшим плательщикам ЕНВД посулили налоговые послабления
Первый заместитель министра экономики РТ — директор департамента развития предпринимательства и конкуренции Рустем Сибгатуллин рассказал о том, что в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в прошлом году республика получила 1,5 млрд рублей. В 2021-м пока запланировано финансирование на сумму 1,2 млрд рублей. «Средства будут направлены на действующие финансовые инструменты — микрозаймы, поручительства, субсидирование процентной ставки по кредитам, субсидирование стоимости доставки продуктов питания и еды, льготный лизинг», — сообщил спикер.
Также он сказал, что министерством сформирован ряд законодательных инициатив. В частности, речь идет о предоставлении новых налоговых преференций резидентам промышленных парков. В подробности Сибгатуллин вдаваться не стал, отметил лишь, что сейчас эти инициативы проходят согласования в органах власти.
Некоторые налоговые послабления могут ждать и бывшие плательщики ЕНВД, выброшенные на рифы патентного налогообложения. Сибгатуллин признал, что «по итогам опроса бизнесменов по вопросам патентного налогообложения было установлено, что для предпринимателей, ранее применявших ЕНВД, по таким видам деятельности, как торговля и общепит, налоговая нагрузка увеличилась». Законопроект находится в разработке, представитель министерства пока лишь кратко анонсировал, что после его принятия расчет налога, вероятно, начнет производиться исходя не из общей площади объекта стационарной торговли или общепита, а объекта с привязкой к площади торгового зала. Насколько именно это снизит налоговые платежи для предпринимателей, не уточнялось.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 80
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.