В ИВС провел эту ночь Олег Степущенко, заместитель главы МЧС Татарстана. Вечером в среду его задержали сотрудники ФСБ и СКР. В кабинете и дома у Степущенко проведены обыски. По данным источников «БИЗНЕС Online», замминистра подозревают в растрате 56,7 млн рублей на установке систем громкоговорителей в Казани на случай ЧС. Часть из них будто бы не работает. Более того, ФСБ якобы давно охотилась на Степущенко и даже заблокировала его назначение в Ростехнадзор вместо Бориса Петрова.
В ИВС провел эту ночь Олег Степущенко, заместитель главы МЧС Татарстана. Вечером в среду его задержали сотрудники ФСБ и СКР
Обыски в кабинете и дома, ночь в изоляторе
Ничем не отличалась от других будней рабочая среда заместителя министра по чрезвычайным ситуациям Татарстана Олега Степущенко. Утром он приехал в здание главного управления МЧС по РТ на улице Губкина. Однако в обед все перевернулось. В кабинет высокого начальника постучали сотрудники ФСБ и следователь СКР по Татарстану. Как рассказывают источники «БИЗНЕС Online», заместитель министра долго и нервно перебирал в руках врученный ему листок бумаги — постановление о возбуждении в отношении него уголовного дела. Оперативники же тем временем пригласили понятых и начали обыск.
Параллельно следственно-оперативная группа поехала в Высокогорский район, где обыскали и просторный дом Степущенко. А ближе к вечеру его доставили в следственный комитет. По нашим данным, делом занимается 4-й отдел по расследованию особо важных дел СКР по Татарстану, который неделю назад задерживал бывшего шефа Ростехнадзора по Поволжью Бориса Петрова. А еще ровно год назад — другого заместителя главы республиканского МЧС Ильхама Насибуллина.
В кабинете следователя Степущенко узнал, что вернуться домой ему пока не суждено: представитель СКР объявил о задержании. Примерно в 10 часов вечера заместителя министра доставили в изолятор временного содержания, где он и провел минувшую ночь.
СКР: казанскую систему оповещения на случай ЧС «распилили»
В чем подозревают зама Рафиса Хабибуллина? Фабулу раскрыли в следственном комитете по Татарстану. Как оказалось, ФСБ и СКР заинтересовались экстренными сиренами, установленными на улицах Казани. Официально сирены называются системой экстренного оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
С 2013 по 2019 год по заказу МЧС Татарстана их устанавливали две компании — ООО «Спецлаб-Казань» и ООО «Территория безопасности». За 7 лет республиканское МЧС заплатило этим фирмам в сумме 56,7 млн рублей. И силовики уверены: деньги уплачены зря.
Как оказалось, ФСБ и СКР заинтересовались экстренными сиренами, установленными на улицах Казани
«Неустановленные представители вышеназванных ООО по сговору с подозреваемым (Степущенко — прим. ред.) не исполнили условия контрактов, произведя работы в нарушение технических заданий», — так пространно сообщает пресс-служба следственного комитета, не раскрывая деталей нарушений. Наш источник в правоохранительных органах поясняет: «Часть оповещателей просто не работала».
Кстати, убедились в этом силовики совсем недавно. 3 марта по всей стране прошли масштабные учения МЧС, в ходе которых проверяли работу электросистем и громкоговорителей. Очередные учения состоятся 6 октября.
По версии следкома, принимал эти некачественные работы именно Степущенко и еще ряд пока «неустановленных сотрудников МЧС РТ». «В результате не была обеспечена готовность и исправность комплексной системы экстренного оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций в республике, а денежные средства растрачены и присвоены», — указано в релизе следкома.
Степущенко подозревают сразу по двум статьям — 285 и 160 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями» и «Растрата в особо крупном размере»). Наказание по первой статье — до 6 лет лишения свободы. По второй — до 10.
Куда ушли деньги: фирма, устанавливавшая сирены на «Трудовых резервах» и камеры в Высшей школе экономики…
Компания «Спецлаб-Казань», которая получила часть денег за монтаж оповещателей, зарегистрирована в столице Татарстана в 2009 году. По данным «Контур.Фокуса», в ноябре 2020-го она прекратила свое существование. Кто стоит за компанией? Ничего не говорящие широкому кругу читателей лица: гендиректором указана некая Олеся Казаченко. Она же единственный учредитель фирмы, хотя до 2010 года ею владел некто Ильдус Субаев.
Самые свежие финансовые показатели компании опубликованы за 2016-й, тогда «Спецлаб-Казань» оказал услуги на 34,3 млн рублей, показав чистую прибыль в 267 тыс. рублей.
В открытых источниках указано, что «Спецлаб-Казань» активно участвовал в конкурсах, выиграл 34 конкурса на общую сумму в 87 млн рублей. Последний контракт, к примеру, заключен как раз с МЧС РТ. Тендер назывался так: «оказание услуг по эксплуатационно-техническому обслуживанию оборудования оповещения „Комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан“». Контракт на сумму в 1,4 млн рублей заключен в ноябре 2018 года. Почти такую же сумму фирма получила за установку оповещателей на стадионе «Трудовые резервы» в Казани в 2015-м.
Есть в списке госконтрактов фирмы договоры на установку видеокамер в общежитии КГЭУ на 1,4 млн рублей. И за пределами Татарстана — в Балашихе — для АО «Научно-исследовательский инженерный институт». Например, контракт на 8,9 млн рублей, полученных за исправления проектной документации реконструкции и технического перевооружения вспомогательного производства НИИ.
А еще раньше, в 2013 году, фирма за 1,3 млн рублей установила систему уличного наблюдения в Высшей школе экономики в Москве.
ООО «Территория безопасности» — создатели известной системы «Безопасный город», которая монтирует в Казани и других городах Татарстана огромные сети из видеокамер
…и «любимчики» силовиков, создавшие систему «Безопасный город»
Вторая фирма, которая фигурирует в материалах дела, интереснее. ООО «Территория безопасности» — создатели известной системы «Безопасный город», которая монтирует в Казани и других городах Татарстана огромные сети из видеокамер, за трансляциями с которых в режиме реального времени следят полицейские. Так следует из информации на сайте компании, которая, как заявляет она сама, отвечала за внедрение комплексной системы «управления силами и средствами МВД масштаба региона в Республике Татарстан». Подробный список проектов компании для силовых структур указан отдельным списком.
Гендиректор компании — некто Станислав Катин, репосты которого легко можно найти в соцсетях предыдущей компании «Спецлаб-Казань». Юрлицо, образованное в 2017 году (хотя история компании на их сайте ведется с середины нулевых), показало в 2019-м выручку в 47,4 млн рублей при чистой прибыли в 1,1 миллиона. Учредители компании в равных долях — гендиректор Катин, а также два родных брата Петр и Георгий Петровы.
За три года компания получила 11 госконтрактов. Последний — в ноябре 2020 года — заключен с МЧС РТ на ремонт аккумуляторов для системы экстренного оповещения в Казани. За это «Территория безопасности» получила 2,44 млн рублей. Забавно, что конкурентом по данному тендеру у компании стал ее соучредитель — Георгий Петров, на которого зарегистрировано еще и ИП.
Вообще, все госконтракты компании (а это 35 млн рублей) заключены были с МЧС Татарстана. Кроме двух — 9,3 млн рублей компания заработала на КГЭУ.
Отметим, что никто из бизнесменов – подрядчиков МЧС пока не задержан. В деле они указаны как «неустановленные лица».
Еще один замминистра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, но уже бывший, Насибуллин, сидит в московском СИЗО «Матросская тишина». Он находился под прицелом силовиков с марта прошлого года. Тогда в здании министерства прошли обыски, а после них Насибуллина вывезли на допрос в следственный комитет и задержали по делу о мошенничестве в особо крупном размере и злоупотреблении полномочиями (ч. 4 ст. 159 и ч. 3 ст. 285 УК РФ).
Фигуранта обвиняют в том, что еще в далеком 2013 году он создал фирму «ОДС РТ». Она копировала все функции спасательной службы МЧС РТ, которой также руководил Насибуллин. Контракты заключались именно на коммерческую фирму, а на ЧС выезжали спасатели министерства. Следствие уверено, что подозреваемый принуждал фирмы и крупные промышленные предприятия заключать контракты именно с ОДС. Во время учений он якобы специально занижал оценку степени готовности юрлиц, оказывающих услуги по профилактике, защите, обеспечению готовности сил и средств на опасных производственных объектах.
Осенью 2020 года уголовное дело Насибуллина внезапно забрали в центральный аппарат следкома России.
Еще один фигурант дела Ленур Зиннатуллин этапирован в московский СИЗО-4 «Медведь». В деле есть и третий обвиняемый — зам Зиннатуллина Ильнур Гимадеев, сейчас он под домашним арестом.
За 7 лет работы фирмы, по версии силовиков, Насибуллин, Зиннатуллин и Гимадеев увели контракты на сумму 161,8 млн рублей.
Как бывший шеф штаба МВД едва не возглавил Ростехнадзор, но его «забраковала» ФСБ
Позиция задержанного Степущенко неизвестна. По данным источников, утром сотрудники ФСБ доставят его на допрос в следственный комитет. Адвокат заместителя министра по ЧС пока не ответил на вопросы нашего корреспондента.
По словам нескольких собеседников в погонах, о готовящемся уголовном преследовании Степущенко знал или как минимум догадывался. Впервые его фамилия начала фигурировать в разговорах силовиков в мае прошлого года. Тогда карьера чиновника могла совершить крутой поворот.
Фамилия Степущенко многочисленными собеседниками называлась основной в числе кандидатов на освободившееся кресло руководителя поволжского Ростехнадзора Бориса Петрова
52-летний уроженец Москвы всю свою сознательную жизнь провел в погонах. Он выпускник Казанского высшего военного командно-инженерного училища ракетных войск, там получил специальность инженера-электромеханика. Первое место работы — Высокогорское РОВД, где он стал экспертом-криминалистом. А чуть позже возглавил это отделение. Затем стал заместителем начальника всего Высокогорского РОВД. А еще параллельно учился в КЮИ на юриста, диплом которого получил в 1998 году.
В 2003 году Степущенко получил первое серьезное назначение: он возглавил экспертно-криминалистический центр МВД Татарстана, которым руководил 6 лет. Позже перешел на административную работу, с 2009-го по 2011-й руководил штабом министра внутренних дел по РТ. Эту должность наши высокопоставленные собеседники в погонах неофициально называют так: «ближе к телу, чем первый замминистра».
Затем два года был в должности замначальника республиканской полиции, а в 2012-м перешел за должность зама в МЧС РТ, где и служил до последних дней.
Так что произошло в прошлом мае? Фамилия Степущенко многочисленными собеседниками называлась основной в числе кандидатов на освободившееся кресло руководителя поволжского Ростехнадзора Петрова. По словам нескольких источников, документы на согласование претендента даже направлялись в Москву. Однако назначение так и не состоялось.
«Степущенко забраковала „контора“», — так кратко описывали отказ в согласовании наши собеседники, намекая на негативный отзыв о нем, пришедший из республиканского ФСБ.
Затем фамилия Степущенко «гуляла» по силовым кулуарам в ноябре, когда стало известно о том, что ФСБ активно шерстит всю подноготную ведомства Хабибуллина. А накалилось напряжение вокруг новоиспеченного подозреваемого в январе. Тогда «чекисты» задержали одного из ключевых подрядчиков МЧС РТ, отвечавшего за ремонт пожарной техники. Однако подрядчика неожиданно отпустил суд (кстати, не с этим ли связан экстренный ночной релиз СКР о задержании Степущенко?). А расследование, по нашим данным, заглохло. Тогда ряд собеседников отмечали, что атака на МЧС не завершена и продолжится уже с другого фланга. Так и вышло: «флангом» оказался Степущенко.
Следственный комитет уже заявил, что обратится в суд с требованием об избрании меры пресечения для замминистра. Но вот какой — будет зависеть от того, что задержанный скажет на допросе.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 298
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.