«Отмена льгот для нефтяников бьет по региональным бюджетам, но при этом решение о компенсации выпадающих доходов не принимается», — возмущались участники круглого стола, организованного в Госдуме комитетом по энергетике. В результате может произойти стагнация отрасли, возникнуть безработица и даже случиться экологическая катастрофа. Представители «Лукойла» и «Татнефти» просили перенастроить налоговые параметры не с 2024, а с 2022 года или, по крайней мере, как можно скорее внести ясность. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Нефтяники продолжают «крестовый поход» против минфина, который начали в конце февраля. Они просят снизить налоговую нагрузку на месторождениях с трудноизвлекаемой нефтью. В частности, со следующего года выделить в отдельную группу и месторождения сверхвязкой, и высоковязкой нефти с пониженным НДПИ
Нефтяная война продолжается
Сегодня утром в Госдуме, в комитете по энергетике, прошло заседание круглого стола, посвященного «дополнительной настройке» налогообложения для компаний, которые занимаются добычей высоковязкой и сверхвязкой нефти. Красной нитью сквозь совещание прошло наделавшее шума в отрасли совместное письмо президента Татарстана Рустама Минниханова и главы ХМАО Натальи Комаровой к президенту России Владимиру Путину с просьбой снизить налоговую нагрузку на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами нефти (ТрИЗ). Предложения регионов планировалось обсудить на совещании у вице-премьера Александра Новака 18 февраля. Об итогах встречи не сообщалось, но, судя по всему, сторонам не удалось достичь консенсуса. В марте глава «Лукойла» Вагит Алекперов обратился к Путину лично на совещании. «Наибольший негативный эффект пришелся на сверхвязкие и вязкие нефти, где налоговая нагрузка увеличилась почти в 25 раз», — отметил он, подчеркнув, что такие решения будут иметь негативные последствия и для инвестиционной активности, и для «такого сложного региона, как Коми». Путин обращение воспринял: «Я пометил для себя и попрошу и министра энергетики, и профильного вице-премьера поработать над этим и доложить отдельно», — заявил президент.
В материалах, подготовленных к круглому столу комитетом по энергетике, отмечается, что объем разведанных российских запасов сверхвязкой нефти составляет порядка 2 млрд т, а среди регионов, где ведется разработка таких запасов, лидируют Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ и Республика Коми. Также сделан небольшой экскурс в историю: в 2007 году для добычи сверхвязкой нефти были созданы стимулирующие условия в виде нулевой ставки НДПИ, а в 2012-м ввели льготную ставку по экспортной пошлине на сверхвязкую нефть с коэффициентом 0,1 на 10 лет. Однако в конце 2020 года в налоговое законодательство были внесены изменения, которые отменили все понижающие коэффициенты к НДПИ — и для сверхвязкой нефти, и для выработанных месторождений.
В минфине тогда подсчитали, что бюджету это принесет порядка 290 млрд рублей дополнительных доходов уже в 2021 году. Однако в нефтяной отрасли нововведение было расценено неоднозначно. В частности, гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов оценил потери компании от нововведений в астрономическую сумму 80 млрд рублей. «Те решения, которые приняты, не одобряем. И история покажет, что это ошибочное решение», — говорил Минниханов на пресс-конференции в декабре.
Похоже, первые подвижки в этом вопросе все же есть. 19 февраля на выездном совещании комитета по энергетике Госдумы в Ухте замминистра финансов Алексей Сазанов заявил, что минфин все же планирует разработать для сверхвязкой нефти особые параметры налогообложения. Но сделано это будет лишь до конца 2021 года, а ввести данные изменения планируется и вовсе в 2024-м.
Павел Завальный пытался донести свою позицию о том, что все месторождения разные, с разной экономикой и буквально для каждого из них нужна своя отдельная система налогообложения, иначе невозможно будет привлечь инвестиции в такие проекты
«После сделки ОПЕК+ ряд компаний стал поддерживать добычу на тех месторождениях, где максимальные льготы»
С мысли о негативных последствиях реформы начал вступительное слово глава комитета Павел Завальный. Он явно симпатизировал нефтяникам, приводя все новые и новые аргументы в пользу смягчения налоговых условий, и даже тонко иронизировал над минфином РФ, представители которого изначально даже не планировали выступать, но позже ненадолго подключились по ВКС.
«Это большое заблуждение — говорить о стабильности налоговой системы относительно нефтедобычи, потому что вся система нефтедобычи не просто какое-то озеро, из которого мы выкачиваем продукт. Это месторождения с разными характеристиками, условиями и регионами залегания, с техническими характеристиками нефти, пластов. По сути, каждое месторождение уникально и с точки зрения рентабельности разработки требует универсального подхода к налогообложению», — заявил Завальный.
Он отметил, что новая система НДД, которую планируется полномасштабно запустить в стране с 2024 года, отчасти может решить эти задачи, поскольку повышает инвестиционную привлекательность разработки месторождений на разной стадии разработки (пока данная система работает в стадии эксперимента на избранных месторождениях). Однако нынешние параметры этого налогового режима нефтяников не устраивают. («Если взять НДД, он адаптирован больше всего к тем месторождениям, которые новые для разработок. А у нас они старые», — объяснял, в частности, Минниханов.)
По словам Завального, принятые в 2020 году решения по отмене льгот уже приводят к нерентабельности разработки отдельных месторождений. «Есть проблемы с разработкой месторождений, находящихся на поздней стадии разработки в Западной Сибири, некоторые месторождения переходят в категорию нерентабельных, и надо смотреть, как менять систему налогообложения, здесь вопрос диалога и доверия между нефтегазовыми компаниями и государством. В частности, ответственным за налогообложение является минфин», — добавил глава комитета.
Впрочем, он дал понять, что понимает и логику финансистов. «Как себя вести так, чтобы и государство не теряло налоги? — задавался вопросом Завальный. — Потому что будет обратная реакция, как в прошлом году, когда в рамках снижения добычи и сделки ОПЕК+ ряд компаний стал поддерживать добычу на тех месторождениях, где максимальные льготы, в то же время там, где льгот не было, на эти месторождения пришлось снижение добычи. Компании ведут себя по своим интересам, в итоге вся система вышла из равновесия».
«Минфин сегодня не захотел выступить, оно и понятно»
Выступил директор департамента переработки нефти и газа минэнерго Антон Рубцов. Он отметил, что отмена льгот — всегда «болезненная история», но теперь это начало «создавать перекосы» в экономике. «Минфин сегодня не захотел выступить, оно и понятно, они больше любят комментировать четкие параметры», — заявил Рубцов и пояснил, что параметры перехода на НДД еще прорабатываются.
В то же время чиновник дал понять, что «у нас нет такой роскоши, чтобы настроить систему только на инвестиционные стимулы», а налоговая система — это «донор для решения инфраструктурных задач развития страны и в регионах».
В общем, нужно искать баланс интересов. Во-первых, надо сохранить дальнейшее развитие сферы добычи нефти в традиционных регионах, включая Республику Татарстан. Во-вторых, руками нефтяников поддержать социальную составляющую регионов, научный и образовательный потенциал.
По его словам, параметры применения НДД следует принять как можно раньше. «Звучал 2022 год, чтобы уже с 2024-го установить параметры НДД, чтобы компании могли продолжать работу с относительно понятных и стабильных условий», — заявил Рубцов. Он добавил, что различные сценарии применения налогов были просчитаны на примере одного из месторождений сверхвязкой нефти компании «Лукойл».
Завальный отметил, что с каждым годом качество запасов ухудшается. «С каждым годом увеличивается доля трудноизвлекаемых запасов. Возьмите Самотлор, там обводненность 95 процентов, то есть на тонну добытой нефти поднимается 20 тонн воды, и, если бы не имелось льгот по НДПИ, данное месторождение надо было бы остановить, а это потеря рабочих мест, добычи 20 миллионов тонн нефти», — аргументировал Завальный.
Он пытался донести свою позицию о том, что все месторождения разные, с разной экономикой и буквально для каждого из них нужна своя отдельная система налогообложения, иначе невозможно будет привлечь инвестиции в такие проекты. Все эти нюансы нефтедобычи, как надеются участники круглого стола, учтут при разработке параметров применения НДД.
Также глава комитета подчеркнул, что отмена льгот бьет по региональным бюджетам. «Налог на прибыль в ХМАО составляет треть доходной части бюджета, и, чтобы обеспечить социальную составляющую, нужно где-то брать деньги. А где? Принятое федеральное решение бьет по региональному бюджету, при этом не принимается решение о компенсации выпадающих доходов. А то, что это север и там дорог даже нет, надо их строить… В общем, нужен диалог», — отметил он.
Алексей Забозлаев: «Значительная часть месторождений находится на поздних стадиях разработки и требует инвестиций для поддержания уровня добычи»
«Вообще слово «льгота» забыть… Оно режет слух»
Замгубернатора Ханты-Мансийского автономного округа Алексей Забозлаев рассказал, что в регионе добывают 40% российской нефти и 5% — мировой. Добыча полезных ископаемых формирует 75% бюджета, в этой сфере работают 400 тыс. человек, а это половина работающего населения. «Вместе с тем значительная часть месторождений находится на поздних стадиях разработки и требует инвестиций для поддержания уровня добычи», — сообщил докладчик.
В год инвестиции в нефтедобычу составляют более 600 млрд рублей. В регионе 115 тыс. действующих скважин, но их дебет ежегодно снижается. «Около 45 тысяч скважин работает с дебетом менее 5 тонн в сутки», — сказал выступающий (этот уровень считается нерентабельным). Более 2 млрд т запасов в регионе готово к освоению, но они не вводятся в связи с экономической неэффективностью при нынешней системе налогообложения.
«Вступившие в 1 января изменения налогового законодательства существенно повлияют на социально-экономическое развитие основных сырьевых регионов страны, — отметил Забозлаев. — Имею в виду снижение инвестиционной привлекательности проектов, ориентированных на долгосрочную перспективу, сокращение геолого-разведочных работ, темпов воспроизводства минерально-сырьевой базы, остановку скважин и сокращение производственных программ. И самое негативное — это высвобождение персонала, чего нельзя ни в коем случае допускать».
Он напомнил о предложениях главы ХМАО и президента Татарстана, которые касаются «расширения периметра НДД и корректировки поправочных коэффициентов НДПИ в части стимулирования освоения малых месторождений и нерентабельных запасов». Причем сделать это представитель нефтяного региона просит уже в 2021 году, чтобы начать новый режим можно было уже с 2022-го.
Завальный поддержал инициативу, поясняя, что в отрасли и так «все оцифровано, прозрачно» и «муха не пролетит», мол, чего тянуть? Вместе с тем он выразил надежду, что компании будут вести себя корректно и не станут завышать затраты, используя механизм НДД для снижения налогообложения. «В режиме ЦРП мы постоянно бьемся за счастье народа, как говорится, когда они (нефтяники — прим. ред.) относят на данный режим все что угодно, включая Mercedes и офисы в Москве, пытаются отнести на затраты на шельфе на Сахалине, Счетная палата указывает на это», — подметил депутат Госдумы.
Также он добавил, что надо «говорить не о льготах, а о дифференциации». «Вообще слово „льгота“ забыть, это дифференциация системы налогообложения относительно конкретного месторождения. А то „льготы“ режут слух, типа того, что нефтяники и так хорошо живут, а тут еще льготы какие-то им дают!» — дал ценный совет Завальный.
Зампредседателя правительства Коми Ирина Бахтина рассказала, что в моногородах, завязанных на добычу нефти, может развернуться «депрессивный сценарий». Мол, нужно говорить не о цифрах, а о людях и о том, как поддержать рабочие места. Помимо снижения отчислений в бюджет, решение федерального правительства может аукнуться ростом безработицы и социальной напряженностью в республике. Также она отметила «потенциальную безвозвратную потерю части запасов» в случае сокращения добычи — из-за остывания пластов происходит нарушение гидрологических режимов. Возможны и тяжелые экологические последствия.
Азат Ягафаров напомнил, что позиция «Татнефти» не меняется и ждать до 2024 года, как предлагает минфин, нельзя
«Татнефть» попросила минфин ускориться…
Заместитель генерального директора – директор представительства ПАО «Татнефть» в Москве Азат Ягафаров подготовил к совещанию большую презентацию, чтобы «обрисовать картину», но увидеть ее в Госдуме не смогли.
«То, что мы обсуждаем сегодня, изменения в налогообложении с 1 января, в первую очередь коснулось и компании „Татнефть“, поскольку значительная часть добычи в стране сверхвязкой нефти как раз приходится на нашу компанию», — начал Ягафаров и попросил включить второй слайд.
«Мы слайдов не видим! Вот у вас вообще камера не работает, мы только слышим», — прервал его Завальный.
«Вот сейчас видно?» — спустя пару секунд поинтересовался Ягафаров и попросил кого-то за кадром выключить камеру, но манипуляции не помогли.
«Азат Фердинандович, мы это все знаем, такую статистику. Тут не надо, мне кажется, об этом, — после небольшой заминки попросил Завальный. — Вы главную суть скажите, что бы вы хотели».
На одном слайде, который корреспондент «БИЗНЕС Online» успел разглядеть, приводились не самые радужные цифры. Россия сейчас занимает 6-е место в мире по добыче тяжелой нефти (18 тыс. т в сутки), уступая Канаде (460 тыс.), Мексике (130 тыс.), Ираку (120 тыс.), Китаю (115 тыс.) и Венесуэле (90 тыс.).
Ягафаров напомнил, что позиция «Татнефти» не меняется — для того чтобы вернуться к рентабельной разработке сверхвязких нефтей, нужно выделить такие месторождения в отдельную группу в рамках НДД и создать специальные налоговые параметры. При этом ждать до 2024 года, как предлагает минфин, нельзя.
«В „нефтянке“ процесс инвестиционного планирования такой продолжительный, и в связи с этим необходимо было бы заранее, даже в этом году (сегодня прозвучали данные предложения со стороны регионов), выработать параметры, для того чтобы мы уже в 2021-м, основываясь на эти параметры, могли бы планировать дальше свои инвестиции в разработку сверхвязких нефтей», — пояснил спикер и попросил федеральные органы как можно быстрее начать разработку параметров.
Завальный назвал посыл «Татнефти» правильным: «2024 год вроде не так далеко, но до него надо тоже дожить». Нужно понять, по какой схеме идти — отдельная группа НДД или инвестиционные соглашения, указал депутат, добавив, что первый вариант, конечно, лучше.
…а «Лукойл» намекнул, что без решения по месторождениям инвестиций не будет
Вице-президент по экономике и планированию «Лукойла» Геннадий Федотов заявил, что не станет повторно перечислять проблемы, которые могут возникнуть, если оставить налоговую нагрузку одинаковой для разных месторождений. Представитель компании ясно дал понять: если льгот не будет, нефтяники могут перераспределить добычу между регионами и отдать предпочтение тем месторождениям, где добыча проще и выгоднее. Это чревато рисками для отдельных субъектов и особенно для Коми.
Месторождения с высоковязкой и сверхвязкой нефтью нельзя консервировать, подчеркнул Федотов и отметил, что в случае резкого роста спроса на сырье, особенно учитывая недавнее соглашение ОПЕК+, такие месторождения позволят быстро нарастить добычу.
«С учетом того, что сейчас рыночная конъюнктура все-таки лучше той, которая закладывалась в процессе формирования бюджета, уже превышение над бюджетной ценой [на нефть] более 20–25 долларов на баррель. <…> Чем раньше мы получим изменения законодательства, тем более активными темпами компания будет инвестировать в новое развитие», — подчеркнул Федотов и призвал не дожидаться 2024 года, а ввести спецрежим уже в 2022-м.
Сейчас у «Лукойла» даже с учетом подорожания нефти нет денег для завершения действующих инвестпроектов и запуска новых, признал представитель компании. И попросил в случае, если ввести спецрежим раньше 2024 года не удастся, хотя бы временно ввести налоговые вычеты по НДПИ по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), которые ранее получили «Татнефть» и «Газпромнефть».
Завальный указал, что минэнерго и минфину нужно системно поработать и выработать более универсальный подход. Для этого представители ведомств в начале апреля поедут на месторождения в Коми и проведут там совещание.
По итогам круглого стола было решено проработать предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие:
- возможность перехода с 2022 года на режим налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) участков недр, содержащих запасы сверхвязкой и высоковязкой нефти, с введением отдельной подгруппы НДД, учитывающей производственные показатели разработки и высокий уровень удельных затрат;
- до перехода на НДД в качестве временной меры — возможность применения инвестиционного налогового вычета по НДПИ при добыче этих видов нефти при условии заключения инвестиционного соглашения.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 81
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.