Татарстан по-прежнему в лидерах по производству сырого молока, однако молочникам поставили на вид, что по надоям «белой нефти» на одну корову наша республика далеко не самый передовой регион. На съезде производителей молока, который прошел вчера во Дворце земледельцев, участники искали пути повышения продуктивности: это строительство современных ферм, кормовых центров и работа с генетикой коров. О том, в какие ценовые ножницы попали переработчики молока из-за роста цен на корма и топливо, — в материале «БИЗНЕС Online».
Расширенное заседание правления союза производителей молока Татарстана, которое объединяет производителей 70% молока в республике, состоялось вчера в здании Дворца земледельцев в Казани
Продуктивность по молоку — ниже среднероссийского уровня
Расширенное заседание правления союза производителей молока Татарстана, которое объединяет производителей 70% молока в республике, состоялось вчера в здании Дворца земледельцев в Казани. Мероприятие, на котором обсуждались перспективы развития молочной отрасли, прошло с участием министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Марата Зяббарова, гендиректора национального союза производителей молока Артема Белова, гендиректора союза производителей молока Татарстана Дениса Пирогова, а также ведущих производителей и переработчиков молока в республике.
Глава минсельхоза РТ, открывая встречу, отметил, что молоко сегодня — это «белая нефть», оно является источником надежного дохода для села и сырьем для производства продуктов переработки.
За 2020 год по всем категориям хозяйств было надоено 1,935 млн т молока, это рекорд по стране. Татарстан вот уже много лет является абсолютным лидером по молоку. Продуктивность на одну корову выросла на 8% и составила 6,334 тыс. кг в год, однако это меньше, чем в среднем по РФ (6,65 тыс. кг на корову). «Еще есть куда идти, куда стремиться, наша продуктивность ниже среднероссийского [уровня]», — заметил министр. Планы на 2021 год напряженные, хозяйствам республики поставлена задача выйти на уровень по надоям в 6,7 тыс. кг на корову (план по РФ — 6,8 тыс. кг). Хорошие примеры имеются и внутри республики — в племенных хозяйствах Татарстана есть буренки, которые уже дают по 8 тыс. кг и более молока в год.
Позже, уже в финальном слове Марат Азатович еще раз обратился к теме повышения продуктивности молочных ферм. Он попросил сидящих в зале представителей компаний «Ак Барс Холдинг» и «Красный Восток» активнее поработать над данным вопросом. «„Ак Барс Холдинг“ — более 20 тысяч голов, 13,2 литра [средний надой на корову в сутки], при этом средний надой по республике — 17,5 литра. Огромный резерв! Адель Айратович [Хайруллин] тоже здесь с нами сидит — свыше 22 тысяч голов, тоже огромный резерв — чуть более 12 литров средний надой, другие у нас компании есть», — сказал министр.
Татарстан и далее планирует наращивать объемы производимого молока. В 2020-м было введено 16 животноводческих комплексов на 6,4 тыс. голов. В 2021–2022 годах планируется реализовать 23 инвестпроекта — на 24 тыс. голов
70% производимого сырого молока перерабатывается внутри республики
Среди районов молочными пионерами традиционно являются Кукморский, Атнинский, Балтасинский, Сабинский и Актанышский. Один Кукморский в день дает более 300 т молока. «В России ни один муниципальный район такого показателя не имеет», — похвалил Зяббаров.
Татарстан и далее планирует наращивать объемы производимого молока. В 2020-м было введено 16 животноводческих комплексов на 6,4 тыс. голов. В 2021–2022 годах планируется реализовать 23 инвестпроекта — на 24 тыс. голов, кроме того, в стадии проектирования еще 10 молочных комплексов на 9,7 тыс. голов. «Это позволит увеличить производство молока на 3 процента ежегодно», — сообщил министр.
Зяббаров отметил, что с учетом удорожания актуальным является вопрос сохранения механизмов капексов на строительство и модернизацию животноводческих помещений. Позже глава Союзмолока Белов подтвердил, что в 2021 году данная мера поддержки почти наверняка будет сохранена, а вот в 2022-м уже окажется под вопросом.
Кроме того, Марат Азатович большие надежды в плане увеличения продуктивности молочного скота связывает со строительством кормовых центров: 17 кормоцентров уже построено, запланировано строительство еще 200. «Они не только увеличивают молоко, но и меняют культуру содержания поголовья — это и качество молока, и денежная выручка», — акцентировал докладчик.
Зяббаров также отметил, что цены на сырое молоко сегодня сложились «относительно благоприятные» — 27,29 рубля за килограмм. «Хотя мы понимаем и знаем, что сегодня серьезно выросла себестоимость — и кормовые добавки, и энергоносители, запчасти, топливо [подорожали], металл подорожал очень серьезно», — сказал министр.
Марат Азатович отметил, что более 70% производимого сырого молока перерабатывается внутри республики. Всего в строительство и модернизацию перерабатывающих мощностей в РТ было модернизировано более 5 млрд рублей.
Индекс себестоимости сырого молока за 2020 год вырос на 15 процентных пунктов. Себестоимость производства молочной продукции также увеличилась с 5 до 7%. В то же время молочные продукты на полках магазинов подорожали в среднем всего на 4%
Молочные «ножницы»
Белов вслед за министром порадовался, что спрос на молоко и молочную продукцию в условиях коронавирусной пандемии в 2020 году «устоял», а по целому ряду категорий вырос (хотят прогнозы были невеселыми). «Поменялась структура потребления молока. Люди сидели дома, они стали чаще готовить, соответственно, больше стали использовать масла, сметаны, сыров», — делился данными исследований Белов.
Закрытие границ привело к тому, что в России остались люди, которые традиционно несколько недель в году проводили за границей, — здесь они питались и таким образом поддержали отечественных производителей продуктов питания.
Вместе с тем, как подчеркнул Белов, себестоимость производства молочной продукции растет — индекс себестоимости сырого молока за 2020 год вырос на 15 процентных пунктов (сказался рост стоимости белковых кормов, фуражной пшеницы, энергоносителей и пр.). Себестоимость производства молочной продукции (молока, сметаны, сыра и пр.) также увеличилась с 5 до 7%. В то же время молочные продукты на полках магазинов подорожали в среднем всего на 4%.
«То есть этот рост себестоимости не был переложен в цены на готовую продукты, — обращал внимание аудитории Белов. — Это приводит к ножницам: с одной стороны, у нас растет себестоимость, с другой — мы не можем увеличить цену на полке. Тому есть причины — реально располагаемые доходы населения снижаются, и рассчитывать, что в 2021 году они вырастут, было бы несколько самонадеянно».
Отдельно Белов остановился на теме маркировки молочной продукции. Он назвал ее «самой затратной регуляторной мерой, которая реализуется в пищевой индустрии» и «очень дорого будет стоить молочной индустрии». «Но раз уж решение это принято, надо минимизировать затраты бизнеса», — рассуждал глава Союзмолока. Он рассказал собравшимся представителям молзаводов, что принято решение о выделении льготных кредитов и льготного лизинга на приобретение оборудования, о льготных коротких кредитах на обслуживание данных кредитов и приобретение кодов маркировки.
«Сейчас активно обсуждается вопрос о возмещении прямых понесенных затрат на приобретение оборудования для производителей, это существенная сумма, но позиция союза — что указанные инвестиционные затраты бизнеса должны быть компенсированы государством (…) до 100 процентов», — заявил Белов.
«Сейчас активно обсуждается вопрос о возмещении прямых понесенных затрат на приобретение оборудования для производителей, это существенная сумма, но позиция союза — что указанные инвестиционные затраты бизнеса должны быть компенсированы государством (…) до 100 процентов»
«На единицу продукции удорожание составит 1 рубль 70 копеек»
Тему маркировки позже продолжила заместитель гендиректора АО «Агросила» Светлана Байрашева. Она выступила с подробным докладом о том, какие затраты предстоят ее компании. Прямые затраты (на покупку оборудования и программного обеспечения) она оценила в 50 млн рублей, дополнительные затраты (запчасти, расходные материалы, дополнительный персонал и техподдержка) составят еще порядка 35 млн рублей в год.
«Почему так дорого? Потому что значительное удорожание произойдет за счет изменения системы складской и транспортной логистики, так как придется формировать отдельную доставку до каждого покупателя в отдельные мультикороба или поддоны, это значительно удлинит время отгрузки, компоновки и доставки товара», — заявила Байрашева.
«Сейчас уже понятно, что все эти затраты лягут на себестоимость продукции и станут основной проблемой взаимодействия с ретейлом, потому что будет значительное удорожание», — отметила представитель «Агросилы».
Расходы на покупку Data Matrix кодов в компании составят еще 35 млн рублей в год без НДС, затраты на нанесение кодов в типографии — 8 млн рублей.
«На единицу продукции это [удорожание] составит 1 рубль 70 копеек, если смотреть в ассортименте — до 13 процентов увеличение расходов на каждую единицу фасовки», — добавила она.
Кроме того, Байрашева отметила потенциальные сложности с размещением дополнительного оборудования в условиях существующих производственных помещений, расходы по изменению макетов упаковки (чтобы на нее разместить коды), также у компании могут появиться большие остатки ранее напечатанной упаковки без кодов.
Фундаментальным преимуществом России перед конкурентами Алексей Груздев назвал большое количество свободной земли. Мы можем легко наращивать производство молока «вширь», а условная Новая Зеландия — нет
Молочку пригласили на экспорт
Генеральный директор ООО Streda consulting Алексей Груздев рассказал, что средние доходы людей в мире растут, растет и потребление молочки. «В ближайшие 15–20 лет мировая торговля вырастет в 1,5 раза, и грех не воспользоваться такой ситуацией», — вдохновлял докладчик больше реализовывать молочной продукции на экспорт, тем более что 15 стран в мире для нас открыты, несмотря на санкции. Пока же 90% российского экспорта молочной продукции приходится на страны СНГ, то есть «на реальный мировой рынок не поставляется почти ничего».
Фундаментальным преимуществом России перед конкурентами он назвал большое количество свободной земли. Мы можем легко наращивать производство молока «вширь», а условная Новая Зеландия — нет.
Груздев отметил, что при выборе проектов для инвестирования нужно быть очень внимательным. К примеру, только в сырной отрасли реально реализуемых проектов в РФ на более 160 тыс. т, а это примерно 30% от текущего потребления сыров. «Поверьте, за три года потребление сыров на такую цифру точно не вырастет», — подметил Груздев, добавляя, что уровень конкуренции на этом рынке в перспективе будет просто зашкаливать.
Для работы на экспорт молочникам важно учитывать вкусовые предпочтения местных жителей. Например, любимые россиянами сорта сыра — «Российский», «Пошехонский» и «Костромской» — «нигде в мире больше не едят».
Говоря о перспективах наращивания молока в РФ Груздев отметил, что в Европе и США животноводческие фермы уже давно «работают на физиологическом пределе животных» и что единственное, как еще можно повысить удои, это работа с генетикой (выводить породы КРС, которые меньше едят и дают больше молока). Данное направление он назвал «колоссальным резервом эффективности» для российской молочной отрасли.
Генеральный директор союза производителей молока Татарстана Денис Пирогов рассказал про программы и мероприятия, разработанные союзом и направленные на повышение эффективности производства сырого молока и популяризацию потребления молочной продукции. Зяббаров рекомендовал производителям и переработчикам молока принять активное участие в реализации этих проектов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 65
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.