Сегодня на маршруты Челнов впервые выехало 40 «собянинских» «ЛИАЗов». Большие автобусы пригнали из Москвы еще в декабре прошлого года, но из-за заминок с документами историческое событие произошло только сейчас. Впрочем, в перспективы автобусов большого формата с трудом верит и перевозчик, и даже сам Магдеев. О том, почему «ЛИАЗами» некому даже рулить, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Сегодня на маршруты Челнов выехали долгожданные московские «ЛИАЗы», которые, по мнению властей города, должны частично решить проблему общественного транспорта в городе
«Вроде и выпускаем сами автобусы, а ездим на старых»
Сегодня на маршруты Челнов выехали долгожданные московские «ЛИАЗы», которые, по мнению властей города, должны частично решить проблему общественного транспорта в городе. 40 автобусов большой вместимости 2011–2012 годов выпуска автограду бесплатно передали власти Москвы в конце прошлого года, но из-за заминок с документами на рейсы они выехали только сейчас.
Как отмечает корреспондент «БИЗНЕС Online», который сегодня прокатился на одном из таких автобусов, ждать «новичка» на остановке пришлось совсем недолго: минуты две — и бело-зеленый «ЛИАЗ» распахивает переднюю дверь. К слову, остальные двери водитель предпочитает не открывать и в узком проходе образовывается небольшая пробка из входящих и выходящих пассажиров. Несмотря на то, что утренний час пик прошел, автобус в целом наполнен — человек тридцать едут по своим делам. Как выяснилось, выбирать челнинцам автобус не пришлось. На 22-м и 26-м маршрутах «ЛИАЗы» — единственный вид транспорта. А курсировавшие там микроавтобусы перевели на линии по проспектам Чулман, Сююмбике и Московский.
Салон московского автобуса в неплохом состоянии, заменены или отремонтированы поручни, внутри чисто. Правда, по водительским рулям хорошо заметно, что «ЛИАЗы» проехали немало: баранки все потерты, оплетки растрескались.
Доехав до остановки «Автостанция», водитель просит покинуть салон, заявляя, что здесь конечная. «С чего это?» — возмущаются пассажиры, планировавшие доехать до остановки «Мясокомбинат» — как раз туда обычно идут 22-е маршруты. Как оказалось, с утра отправлять крупногабаритные автобусы в сторону оптовой базы «Закамья» не рискнули: резкий разворот — и узкая дорога могли помешать транспорту разъехаться. «Решили, что в час пик не стоит экспериментировать, боялись, что автобусы там не смогут развернуться, — пояснил водитель „ЛИАЗа“. — Но вот сейчас уже, говорят, кто-то из водителей там проехал, проверил — автобус проходит. Так что со следующего круга едем через „Мясокомбинат“».
В целом, несмотря на подобные сюрпризы, челнинцы появлению «ЛИАЗов» рады. Например, Валентина Константиновна ездит часто, а маршрутки не любит. «Вот вы посмотрите, сколько тут народу едет. А представьте, как их всех в газельку втиснуть, о какой социальной дистанции может идти речь? — говорит она. — Мелкие эти автобусы идут, грязные, водители лихачат, ездить на них просто опасно. А тут сел — и спокойно доехал. Жаль, конечно, что прислали нам бэушные… Новых автобусов Челны, видимо, недостойны. Вроде и выпускаем сами, а ездим на старых. Этот момент, конечно, не очень приятен. На тебе, боже, чего нам не гоже».
Высказывания нашей собеседницы подтверждает и молодое поколение. Пассажиры, представившиеся Эмилем и Анастасией, говорят: «Маршрутки будто не людей везут, а дрова. Нарушают постоянно. А этот хоть и помедленнее, зато точно довезет. Тише едешь — дальше будешь».
Настоящим спасением называют московские автобусы молодые мамы с колясками: «Надеюсь, курсировать будут почаще. Конечно, очень жаль, что они едут только по проспекту Мира. Нам бы и на Московский. Будем надеяться, что появятся новые маршруты, — делится ожиданиями Лилия. — На оранжевых автобусах мы ездили постоянно, а потом они пропали и уехать куда-либо в Новый город стало почти нереально».
Салон московского автобуса в неплохом состоянии, заменены или отремонтированы поручни, внутри чисто. Правда, по водительским рулям хорошо заметно, что «ЛИАЗы» проехали немало: баранки все потерты, оплетки растрескались
Перевозчики ведут поиски водителей и боятся роста ДТП с автобусами
Если проблема с пассажирами решена, то вопросы по водителям автобусов еще остаются. На сайтах объявлений компания «Пассажирские перевозки» разместила вакансии водителей на московские автобусы с зарплатой в 40 тыс. рублей. Однако, как сообщил нам гендиректор Николай Тятюшкин, откликов пока нет. По его словам, не каждый водитель может освоить габариты такого большого транспорта, как автобус «ЛИАЗ». Даже если у человека большой стаж, это не означает, что он легко сможет привыкнуть к размеру автобуса: «Думаю, что в первое время челнинские водители даже будут держаться подальше от московских „ЛИАЗов“. Вспомните первый год, когда на дороги города вышли „НЕФАЗы“? Мы впереди всей республики шли по количеству ДТП с большими автобусами. Это все оттого, что водители не чувствуют габариты», — пояснил Тятюшкин.
Пока руководство занимается поиском сотрудников, на рейсы вышли те, кого сильно попросили. Наш корреспондент пообщался с молодым водителем большого автобуса Ниязом. По его словам, он сам владелец трех маршрутных такси, взятых в лизинг, и менять их на большой автобус не планирует — ему предстоит закрыть кредит за свои «газельки». «Меня сегодня выйти попросило руководство, — поясняет собеседник, — в первый день вообще непонятно, кто будет на них кататься, водителей постоянных еще ищут. Но я уверен — они не будут окупаемы. Если уж я свои маленькие уже пять лет окупить пытаюсь, то тут одна заправка — 7–8 тысяч, я считаю, что в плюс они работать не смогут». По поводу ощущений от вождения автомобиля, который ранее использовался на московских дорогах, Нияз говорит: «Чувствуется уж, что старая машина. Но вроде едет».
Водитель Денис: «Двигатель мощный, руль легко крутится, коробка автомат — это удобно. Правда, с утра у меня среднюю дверь заклинило, теперь не рискую ее открывать. Думаю, в процессе такие вещи еще будут вылезать, но их обещают оперативно устранять»
Водитель еще одного 22-го «ЛИАЗа» Денис настроен чуть более оптимистично. «Двигатель мощный, руль легко крутится, коробка автомат — это удобно. Правда, с утра у меня среднюю дверь заклинило, теперь не рискую ее открывать. Думаю, в процессе такие вещи еще будут вылезать, но их обещают оперативно устранять». Денис вышел на маршрут в свой выходной, обычно он водит вахты. Совсем пересаживаться на городской автобус мужчина не планирует, однако в качестве подработки готов поводить его в свободное от основной работы время. «Мне кажется, что большой прибыли с них не получить, но работать в ноль реально. 22-й — хороший маршрут, тут постоянно народ есть, — делится Денис. — На солярку, на зарплаты уж будет хватать. А с утра вон забиты оказались все автобусы, в час пик всегда так происходит, народу много».
Автобусы большой вместимости — самая больная тема Челнов эпохи Наиля Магдеева. В 2015 году, когда он был избран мэром автограда, то решил заняться «автобусной реформой»
Как автобусы чуть не поссорили Магдеева и Когогина
Автобусы большой вместимости, пожалуй, самая больная тема Челнов эпохи Наиля Магдеева. В 2015 году, избравшись мэром автограда, он решил заняться «автобусной реформой» по примеру Казани. В тот же год по программе развития газомоторного транспорта город приобрел у КАМАЗа в лизинг 190 «НЕФАЗов» за 1,4 млрд рублей. Автобусы поставили на баланс МУП «Электротранспорт» и выделили для них 6 городских маршрутов. Однако уже спустя два года лизинговая компания «КАМАЗ» обратилась в суд с требованием взыскать с МУП долг в размере 356 млн рублей. В начале 2018-го власти города выделили на покрытие долгов 435 млн, которые получили за счет республиканской субсидии. Но и после этого картина существенно не изменилась, сумма долгов продолжала расти.
Когда задолженность перевалила за 700 млн рублей, а выплаты не шли больше года, Сергей Когогин обрушился на руководство Челнов с гневной отповедью: «Город до сих пор не может организовать перевозки так, чтобы каждый автобус приносил хоть какой-то денежный поток». Тогда же гендиректор КАМАЗа заявил, что завод будет вынужден изъять автобусы и продать их другим клиентам. Магдеев, в свою очередь, конфликт с руководством автогиганта опровергал, рассказывая, как он пьет чай с Когогиным. Разобраться с долгами у Челнов в итоге не получилось, и в начале 2020-го все автобусы вернули поставщику. О продаже их новым хозяевам не сообщалось.
Претензии к «НЕФАЗам» еще до их изъятия были и у местных жителей. Из-за недостаточного технического обслуживания на ходу из 190 машин осталось только 60. Но и они в большей части перевозили воздух. Поломки, непонятные маршруты и неточное расписание привели к тому, что челнинцы все больше предпочитали более мобильные Ford и Peugeot, убрать которые с маршрутов мэрии так и не удалось.
Народ опомнился только тогда, когда больших автобусов на маршрутах города не стало совсем. Жители буквально атаковали исполком с требованием вернуть их на линии, жалуясь на многочисленные нарушения, хамство со стороны водителей маршруток и отсутствие возможности передвигаться инвалидам и мамочкам с колясками. Одна из акций протеста случилась во время торжественного открытия нового здания татарского драмтеатра, куда приехали Рустам Минниханов, Когогин и Магдеев. Несколько мамочек своими выкриками из толпы прерывали речь мэра автограда. «Где большие автобусы?!» — скандировали они.
Сергей Когогин публично обвинил руководство Челнов в неспособности организовать пассажирские перевозки: «Город до сих пор не может организовать перевозки так, чтобы каждый автобус приносил хоть какой-то денежный поток»
Автобусы есть. Будут ли водители и пассажиры?
Выйти из ситуации помогла Москва, у которой наладились хорошие связи с руководством КАМАЗа. Сегодня по улицам Первопрестольной курсируют электробусы, которые производит автогигант, а в 2019 году Когогин поспособствовал тому, что Сергей Собянин передал Челнам вне очереди 10 трамваев. Имея перед глазами положительный пример, Магдеев также обратился к коллеге из столицы. Переговоры прошли успешно, 40 «ЛИАЗов» бесплатно отправилось в автоград. Челнинской стороне пришлось лишь за свой счет организовать транспортировку машин в город.
Отметим, что передача автобусов из Москвы в регионы — довольно распространенная практика. Как правило, все происходит по следующей схеме: администрации регионов направляют в Москву свои заявки на безвозмездное получение столичной техники. После предварительного согласия от москвичей делегации транспортных предприятий городов прибывают в столицу на осмотр предлагаемых к передаче машин и вагонов. Далее ГУП «Мосгортранс» готовит пакет документов для подачи в департамент городского имущества Москвы (ДГИ), так как подвижной состав находится в собственности столицы, а в распоряжении «Мосгортранса» он состоит на праве хозяйственного ведения.
Для передачи техники в другие города необходимо издание распоряжения правительства Москвы, проект которого и готовит ДГИ. После выхода официального документа автобусы, троллейбусы и трамваи окончательно передаются в собственность новым хозяевам, которым остается за свой счет решить вопрос транспортировки обретенного движимого имущества.
Московские автобусы пригнали на стоянку «Горкоммунхоза» 29 декабря. Туда Магдеев отправился в первый же день, чтобы лично ознакомиться с подарком Собянина
Изначально сообщалось, что на оформление документов уйдет около 45 дней. Магдеев просил городской исполком ускорить этот процесс, чтобы автобусы как можно быстрее выехали на линии, но в итоге документы из столицы пришли только в середине марта. В конце прошлой недели «ЛИАЗы» впервые выехали на маршруты города для проверки их технического состояния на линии, а сегодня они впервые перевозили жителей Челнов.
Московские автобусы пригнали на стоянку «Горкоммунхоза» 29 декабря. Туда Магдеев отправился в первый же день, чтобы лично ознакомиться с подарком Собянина. Градоначальник был удовлетворен состоянием машин, но выразил сомнения, что они будут забиты пассажирами. «В большей части люди выбирают скорость. У нас есть опасения, что пассажиров на них не окажется, — говорил мэр. — Жители продолжат передвигаться на привычных им микроавтобусах малой вместимости».
Гендиректор «Пассажирских перевозок» Тятюшкин, который также присутствовал на осмотре автобусов, добавил, что недавно вышедшие на маршруты новые «МАЗы» не пользуются большой популярностью среди населения. «Пока я бы не сказал, что наши большие автобусы ломятся от пассажиров. Народ еще выбирает микроавтобусы. Это скорость, маневренность».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 156
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.