Сегодня «Татнефть» и группа «Аллюр» с участием премьер-министра Казахстана Аскара Мамина и президента РТ Рустама Минниханова запустили строительство совместного шинного завода KamaTyresKZ в Сарани. Его мощность такова, что Казахстан из импортера шин станет крупным экспортером. Ранее на такую же роль претендовал Узбекистан, но не срослось. О том, зачем это нужно «Татнефти» и чем займется в Казахстане Азат Бикмурзин, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня утром в Карагандинской области Казахстана прошла торжественная церемония закладки завода по производству автомобильных шин — совместного предприятия группы «Татнефть» и «Аллюр»
«Это знаковое событие, крупный высокотехнологичный проект»
Сегодня утром в Карагандинской области Казахстана прошла торжественная церемония закладки завода по производству автомобильных шин — совместного предприятия группы «Татнефть» и «Аллюр» под брендом KamaTyres. В городе Сарань ударили по рукам, подписали все документы и дали старт заливке бетона премьер-министр Казахстана Аскар Мамин, президент РТ Рустам Минниханов, гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов, председатель совета директоров ГК «Аллюр» Андрей Лаврентьев и другие.
АО «Группа Компаний Аллюр» — акционер крупнейшего автопроизводителя Казахстана ТОО «СарыаркаАвтоПром» (производство всех типов транспортных средств) и официальный дистрибьютор, производитель и дилер брендов JAC, Ankai, Yutong, Chevrolet, производитель Niva Chevrolet, UAZ, MAN на территории Казахстана. Компания близка властям республики, но формально главным собственником, по данным на конец 2016 года, значился вице-президент федерации бокса Казахстана Юрий Цхай (52,22%), уже упомянутый Лаврентьев (22,38), а также две структуры правительства Казахстана — АО Baiterek Venture Fund и АО «Банк Развития Казахстана», вместе контролирующие 25,9%.
В Казахстане при высокой плотности автосборочных производств до сих пор нет ни одного шинного завода. Неудивительно, что укорениться здесь в последние несколько лет пытались и финская Nokian Tyres, и индонезийская Multistrada Arah Sarana, и китайская Doublestar, однако эти проекты развития так и не получили. Но довести дело до стройплощадки удалось только татарстанцам.
Для «Татнефти» это очередной шаг на пути ускоренного развития направлений, связанных с переработкой собственного сырья в конечный продукт. «Кто знает, может быть, станем и глобальной каучуковой компанией, развиваясь в этом направлении? Предпосылки к этому есть все», — говорил на пресс-конференции в январе прошлого года Маганов, комментируя покупку у СИБУРа «Тольяттикаучука» и переговоры о строительстве шинных производств с Узбекистаном. Напомним, в ноябре 2019 года «Татнефть» подписала с АО «Узкимесаноат» и ООО «Биринчи резинотехника заводи» (Узбекистан) соглашение о создании шинного завода на 3 млн шин. Однако проект так и не состоялся из-за изменения условий соглашений с узбекской стороны. Получается, что казахи обошли узбеков на повороте: именно Казахстан теперь станет для «Татнефти» точкой входа в Среднюю Азию. Именно на благоприятном инвестклимате, который создали у себя казахи, сегодня делали акцент в выступлениях представители Татарстана.
«Вроде недавно этот проект обсуждался, и вот уже закладывается первый камень на гостеприимной земле Казахстана, — говорил Маганов, благодаря коллег за их мобильность и согласованность действий. — Вместе мы доказали, что братские народы объединяет огромная дружба». И действительно, с момента первых договоренностей до закладки самого завода прошло всего ничего: вице-премьер Казахстана Роман Скляр посещал «Нижнекамскшину» в июле прошлого года, тогда и возникла идея сотрудничества. А уже в 2022-м строительство завода планируется завершить. Для этого в пиковые периоды на стройке завода будут работать до 2 тыс. человек. Выход на проектную мощность ожидается в 2025-м: с этого момента предприятие будет производить 3 млн легковых шин и 500 тыс. цельнометаллокордных шин (ЦМК-шин) в год. Инвестиции в новое производство составят $284 миллионов. Доли между «Татнефтью» и «Аллюром» распределятся в пропорции 51% к 49% соответственно.
Рустам Минниханов: «Татнефть» провела модернизацию всего производства, как легковых еврошин, так и металлокордовых, и могу заверить, что ребята знают все современные технологии и весь спрос, который есть. Это хорошее начало и шинная безопасность Казахстана»
«Это знаковое событие, крупный высокотехнологичный проект, который будет реализован здесь, в этом городе, где созданы лучшие условия для инвестиций», — отметил в своей речи Минниханов, заверив присутствующих, что «Татнефть» имеет огромный опыт в реализации крупнейших проектов. «В начале 2000-х годов у нас был завод „Нижнекамскшина“. Будучи премьер-министром, я очень серьезно беспокоился о его дальнейшей судьбе. Тогда было принято решение [передать завод „Татнефти“] — без особого желания мы им этот подарок сделали. Но понятно, что без серьезной работы ничего бы не получилось. „Татнефть“ провела модернизацию всего производства, как легковых еврошин, так и металлокордных, и могу заверить, что ребята знают все современные технологии и весь спрос, который есть. Это хорошее начало и шинная безопасность Казахстана», — говорил президент РТ.
Мамин в свою очередь подчеркнул (видео с церемонии опубликовала пресс-служба президента РТ), что этот завод станет одним из крупнейших в регионе. «В стратегическом партнерстве Казахстана и России особое место занимает сотрудничество с Татарстаном. Мы нацелены на дальнейшее расширение совместной кооперации», — заверил он. В том же духе высказался и Маганов, выразив надежду, что шинный завод станет символом дружбы между Казахстаном и Россией и будет показательным примером развития сотрудничества между двумя странами.
Мамин (справа от президента РТ) в свою очередь подчеркнул, что этот завод станет одним из крупнейших в регионе
А в сегодняшнем интервью Tengrinews.kz гендиректор «Татнефти» рассказал, что прорабатывалось несколько вариантов зарубежных шинных проектов и казахстанский оказался лучшим, поскольку в стране высокими темпами развивается машиностроение, открываются новые автомобильные заводы. Сарань тоже выбрана неслучайно: именно в этом городе восстанавливается производственная площадка завода резинотехнических изделий, уже запущен завод по производству автобусов и спецтехники. «Наше шинное производство — это следующий этап. Новый завод станет градообразующим предприятием и существенно повысит качество и уровень жизни в регионе», — заверил Маганов.
Он пояснил, что важным фактором было также наличие квалифицированных кадров. «В нашей компании работает дружная и профессиональная команда. Такую же набираем в Казахстане, только из местных кадров, включая руководящий состав. Привлекаем специалистов, которые еще совсем недавно трудились на заводе РТИ. Если нам удастся восстановить и продолжить династии казахстанских нефтехимиков, будет здорово!» — анонсировал он, уточнив, что в процентном отношении примерно четверть специалистов будут с высшим образованием, более половины — со средним профессиональным и чуть меньше трети — с начальным профессиональным, но для всех желающих предусмотрены стажировки и интенсивное обучение с повышением квалификации.
На церемонии закладки завода, кстати, состоялось прямое включение из Нижнекамска, где с площадки Kama Tyres на связь вышли будущие работники казахстанского завода, стажировка которых уже началась
«Из импортозависимого государства Казахстан превратится в экспортера шин»
Подробности о новом заводе «БИЗНЕС Online» рассказал директор KamaTyresKZ Александр Смышляев. Он подтвердил, что завод будет из себя представлять современное высокотехнологичное производство, где станут применяться последние мировые разработки.
«У нас есть завод ЦМК шин в Нижнекамске, на нем успешно используется технология, она будет транслирована и на строящийся завод в Казахстане. Закупят самое современное оборудование, которое производится на сегодняшний день в мире. Поставщиками станут известные производители практически со всей Европы и США, будут и представители Китая, — сообщил он. — Агентом и основным проводником всех строительных работ, в том числе и проектантом, будет „Татнефть“». По его словам, подрядчики тоже уже выбраны, тендер проведен, это известные в Казахстане крупные строительные организации BI-Group и RAMS Qazaqstan.
Основной объем сырья, как рассказал Смышляев, будет поставляться из России — с собственных заводов «Татнефти»: тольяттинского завода по изготовлению каучуков и нижнекамского завода технического углерода — их мощности позволяют полностью удовлетворить потребности строящегося завода.
Сотрудники на 90% — представители Казахстана, жители Карагандинской области. «Для того чтобы они могли работать на таком современном предприятии, основная часть из них — около 500 человек — пройдут обучение на действующем шинном заводе в Нижнекамске. Сегодня мы уже начинаем подбирать местные кадры и направлять их на обучение, стажировку и закрепление навыков, так что к открытию завода вернутся уже подготовленные специалисты», — рассказал Смышляев. На церемонии закладки завода, кстати, состоялось прямое включение из Нижнекамска, где с площадки Kama Tyres на связь вышли будущие работники казахстанского завода, стажировка которых уже началась.
Но построить — это половина дела, нужно еще решить вопрос со сбытом, куда будут продавать производимые ежегодно 3,5 млн шин
Но построить — это половина дела, нужно еще решить вопрос со сбытом, куда будут продавать производимые ежегодно 3,5 млн шин. «Завод, который мы закладываем, во-первых, полностью закроет внутреннюю потребность страны, а часть продукции будет уходить на экспорт. Из импортозависимого государства Казахстан превратится в экспортера», — рассказывал Смышляев, заверив, что применяемые технологии и технологическое оборудование шинного завода позволят закрывать все потребности внутреннего рынка Казахстана.
Он объяснил, что по плану на экспорт станет уходить 40%: часть будет забирать Россия, а остальное, согласно товаропроводящей стратегии, начнем реализовывать в Среднюю Азию. А если востребованность окажется больше, производство можно масштабировать.
«В Казахстане мы строим компактный, современный, необходимый на этом этапе завод. Но сразу рассматриваем стратегию расширения производства: если в 2025 году мы выходим на проектную мощность и поймем, что удовлетворяем внутренние потребности и не закрываем экспорт, на этот случай предусмотрено зеркальное отображение корпуса завода. В таком случае достроенное производство сможет выпускать 9 миллионов шин в год», — подчеркнул директор предприятия.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает, что потребителями продукции нового завода могут стать самые разные компании. «Если говорить о производстве автомобилей, то потребителями могут стать ГК „Аллюр“, которая недавно подписала соглашение с АвтоВАЗом, компания „Сарыаркаавтопром“, у Hyundai есть сборочные мощности в республике, не исключено, что могут быть созданы и другие производства автомобилей. Сегмент сельскохозяйственного машиностроения развивается в стране: так, за несколько лет в стране было объявлено о сотрудничестве с ведущими производителями аграрной техники. В частности, с компанией CLAAS, PÖTTINGER, Lovol, „Ростсельмаш“, Петербургский тракторный завод („Кировец“). Эти компании могут стать покупателями продукции нового шинного завода. Также предприятия, выпускающие строительно-дорожные машины», — полагает он.
Вместе с тем Баранов не верит, что новое производство закроет все потребности республики. «Во-первых, некоторые потребители уже могут иметь договоренности с другими производителями шин и не откажутся от этого сотрудничества. Во-вторых, потребители, как физические, так и юридические лица, имеют свои предпочтения и используют шины других марок, они могут „переобувать“ технику после покупки. Наконец, вряд ли власти республики согласятся с доминированием одного производителя, допустят зависимость всей страны от него. Рынок будут регулировать так, чтобы на нем присутствовали и другие шинные бренды, причем не только торговали ими, но были и производства», — убежден эксперт.
Азат Бикмурзин: «Реализация этого проекта позволит сформировать нефтехимическое производство с полным циклом: от исходного сырья, технического бутана, до конечной товарной продукции и интеграции со строящимся шинным комплексом»
Бикмурзин займется каучуками и битумом
Но на шинном заводе (даже 9-миллионнике) перспективы сотрудничества «Татнефти» с Казахстаном далеко не исчерпываются. В той же Сарани сегодня подписали еще ряд перспективных соглашений. На будущее производство Минниханов намекнул еще на церемонии закладки шинного завода, подчеркнув, что Казахстан обладает ценнейшим сырьем для производства каучука, а потому нужно вести активную совместную работу в этом направлении. Документальное подтверждение начала данной работы появилось в виде соглашения спустя очень короткое время: соглашение о базовых условиях сотрудничества по проекту производства бутадиеновых каучуков, применяемых в модификации битума, изготовлении адгезивов, клеев, резин и экологически чистых шин, подписали руководитель «КазМунайГаза» Алик Адарбаев и гендиректор «Татнефти». Мощность завода, который планируется построить к 2025 году, составит 186 тыс. т бутадиеновых каучуков и 170 тыс. т изобутана в год. На предприятии будут работать 400 человек.
«Реализация этого проекта позволит сформировать нефтехимическое производство с полным циклом: от исходного сырья, технического бутана, до конечной товарной продукции и интеграции со строящимся шинным комплексом. Каучук — основа шинной промышленности. А также [планируется] производство связующих битумов асфальтов и других дорожных покрытий на всей территории Центральной Азии», — презентовал проект директор нефтегазохимического комплекса ПАО «Татнефть» Азат Бикмурзин (меморандум о намерениях по строительству завода по производству битума тоже был сегодня подписан министром индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Бейбутом Атамкуловым и Магановым). Это, по сути, первый анонсированный публично нефтехимический проект Бикмурзина после ухода с поста гендиректора «Нижнекамскнефтехима». «Перспективы огромные, аж дух захватывает!» — предвкушал он ранее развитие нефтехимии «Татнефти» в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Если вспомнить, что НКНХ как раз славился своими синтетическими каучуками (входя в десятку крупнейших мировых производителей), то в успехе казахстанского проекта, возглавляемого руководителем с 30-летним профильным опытом, сомневаться не приходится.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 74
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.