Глава ДУМ РФ Равиль Гайнутдин сегодня вновь заставил бурлить мусульманскую умму. Опубликовано его письмо Рустаму Минниханову с обвинениями в сектантстве в адрес нынешнего руководителя татарстанского муфтията Камиля Самигуллина. И это накануне предстоящего 12 апреля съезда ДУМ РТ, где ожидается участие Минниханова, а Самигуллин — безальтернативный кандидат в муфтии Татарстана на новый срок. В деталях и истоках богословского спора разбирался «БИЗНЕС Online».
Равиль Гайнутдин (справа) обвинил в сектантстве нынешнего руководителя татарстанского муфтията Камиля Самигуллина (слева)
«Грубая попытка внедрить в татароязычное духовное пространство учение маргинальной турецкой секты»
С беспрецедентно жесткими заявлениями в адрес муфтия Татарстана Камиля Самигуллина сегодня выступил глава ДУМ РФ Равиль Гайнутдин. На сайте духовного управления мусульман России появился датированный 6 апреля текст обращения шейха к президенту Татарстана Рустаму Минниханову.
«Центризм, срединность и умеренность во все века как в средневековый период, так и в составе России отличали традицию ислама в татарской среде, — пишет Гайнутдин. — Татарский народ никогда не шел за учителями, предлагавшими узкую, маргинальную трактовку ислама».
Поводом для обращения, указывает глава ДУМ РФ, «является последний скандал, разразившийся вокруг тафсира — толкования Священного Корана, изданного на татарском языке под руководством председателя духовного управления мусульман Республики Татарстан». По мнению Равиля хазрата, допущенная в тексте ошибка доктринального характера, вокруг которой возникли споры в мусульманской среде, была преднамеренной: «Без сомнения, трактовка исламских положений, представленная в данном тафсире, есть не что иное, как грубая попытка внедрить в татароязычное духовное пространство учение маргинальной турецкой секты „Исмаил-ага“, в число приверженцев которой входит нынешний муфтий Татарстана».
Речь об изданной муфтиятом РТ книге «Кәлам Шәриф. Мәгънәви тәрҗемә», где использован двусмысленный оборот «обращение за помощью к обитателям могил», хотя традиционно мусульмане не поклонялись ни могилам, ни их обитателям, а о помощи просили лишь у Всевышнего Аллаха. В ДУМ РТ обещали исправить ошибку в следующих изданиях книги, указав, что в русском переводе это некорректное положение отсутствует.
Речь идет об изданной муфтиятом Татарстана книге «Кәлам Шәриф. Мәгънәви тәрҗемә», где использован двусмысленный оборот «обращение за помощью к обитателям могил»
Гайнутдин же считает, что в республике «не нашлось грамотного религиозного деятеля на пост председателя ДУМ РТ, который в своем служении опирался бы на традицию, духовное и научное богатство татарского народа — признанное и изучаемое во всем мире. Вместо этого ставка сделана на адепта братства, фактически протаскивающего и внедряющего в сознание татар сектантское мышление, актуальное в пределах небольшого квартала города Стамбула».
Напомним, что нынешний муфтий РТ Самигуллин с 2003 по 2007 год обучался в Стамбуле (Турция), в медресе при мечети «Исмаил-ага».
«Уважаемый Рустам Нургалиевич! Я прошу вас еще раз обратить внимание на содержание совета при президенте России по межнациональным отношениям от 30 марта 2021 года. Глава государства Путин уделил особое внимание комплиментарным и гармоничным отношениям между гражданской и этнической идентичностями и сделал особый упор на стратегическую важность гражданского согласия и гармонии в нашем обществе», — указывает председатель ДУМ РФ. По его мнению, привнесение чуждых идеологий и традиций для татарского народа, равно как и для стабильности России, будет губительно. «Суммируя все вышесказанное, я призываю Вас не допустить размывания и расшатывания духовного пространства РТ, не допустить ухода духовенства Татарстана из русла срединного ислама в те или иные сектантские школы и течения, призываю сохранять, возрождать и приумножать весь корпус исламской духовной традиции татарского народа», — резюмирует Гайнутдин.
Дополнительных пояснений относительно резкого выпада Равиля хазрата в адрес казанского коллеги получить не удалось. Правая рука Гайнутдина, первый заместитель главы ДУМ РФ Дамир Мухетдинов, сообщил «БИЗНЕС Online», что находится за границей и предложил обратиться в пресс-службу. Там нашему корреспонденту сообщили, что текст обращения, ставшего публичным, говорит сам за себя. Что касается пресс-службы духовного управления мусульман РТ, то там заявили, что никаких комментариев в связи с обращением Гайнутдина не будет.
Напомним, что на следующей неделе не только начинается священный для мусульман месяц Рамадан. 12 апреля в МВЦ «Казань Экспо» состоится съезд ДУМ РТ с участием президента Татарстана. На нем в числе прочего должен быть выбран на новый четырехлетний срок муфтий РТ. Единственным претендентом на эту должность является Самигуллин, только его кандидатуру выдвинули мухтасибаты республики. В январе на пленуме ДУМ РТ Камиль хазрат, возглавляющий татарстанский муфтият с 2013 года, был утвержден в качестве кандидата на будущих выборах. Для Самигуллина новый срок во главе централизованной религиозной организации должен стать третьим по счету.
В ДУМ РТ обещали исправить ошибку в следующих изданиях книги, указав, что в русском переводе это некорректное положение отсутствует
«Заявления о том, что авторы перевода призывают к ширку, — это клевета на меня и на весь коллектив»
Расскажем подробнее о сути упомянутого Гайнутдином теологического спора, который продолжается в мусульманском мире России уже несколько недель. Речь идет о переводе смыслов Корана на татарский язык «Кәлам Шәриф. Мәгънәви тәрҗемә», осуществленном ДУМ РТ через свой издательский дом «Хузур».
Дело касается сносок к пятому аяту суры «ан-Назиʼат». Примечания, в свою очередь, были взяты и переведены с турецкого тафсира «Куръан Маджид», принадлежащего перу шейха Махмуда афанди Накшбандий аль-Уфи. Уже при переводе с татарского на русский получился следующий текст: «Не исключено, что клятвы, которые упоминаются в этих аятах (речь идет о первых аятах суры „Вырывающие“), касаются душ святых приближенных Аллаха (авлия). Их святые души, полностью отделившись от тел, в каком-то радостном состоянии достигают мира ангелов. И, как будто бы плывя, очень быстро передвигаются с места на место и благодаря своей особой духовной силе (возможности) воссоединяются с духовными сущностями, управляющими делами творений. Поэтому сказано: „Если вы в своих делах окажетесь в затруднительном положении, то просите помощи у обитателей могил!“»
Именно последняя фраза, касающаяся «обращения за помощью к обитателям могил», и смутила некоторых продвинутых читателей из числа приверженцев ислама. Они обратили внимание на то, что как сама фраза, так и общий контекст, в который она входит (касающийся «душ святых приближенных Аллаха, отделившихся от тел и достигших мира ангелов»), противоречат ключевому в исламе постулату единобожия. Ведь согласно ему просить помощи можно только у Всевышнего Аллаха, а не у мертвых. Данную трактовку некоторые читатели посчитали ширком (в исламе буквально поклонение кому-либо, помимо Аллаха, которое часто переводится как „многобожие“, — прим. ред.).
В ответ на обвинения муфтий Татарстана опубликовал в своем телеграм-канале объяснение написанному, сославшись на мнение известного ученого шейха Сайфа аль-Асри: «Выражение „если вы отчаятесь в делах, просите помощи у обитателей могил“ не является хадисом Пророка. Это выражение означает, как объясняют ученые, следующее: если вас постигнет отчаяние, дела придут в расстройство, вас одолеет жадность, любовь к славе и мирским благам, то просите/ищите помощи у обитателей могил, то есть посмотрите на их положение — они покинули мир страстей, оставили позади все желания, и нет у них в могилах ни спутника, ни друга, кроме их праведных дел. Так вынесите же урок из их положения».
Одновременно Камиль хазрат косвенно извинился за опубликование сомнительных пояснений: «Заявления о том, что авторы перевода призывают к ширку, — это клевета на меня и на весь коллектив, работавший над изданием „Кәлам Шәриф“. Мы подумаем, как поступить с данной сноской в следующем издании, посоветуемся с коллегами и видными учеными. Может быть, удалим ее или же поясним этот момент так, как мы сделали выше».
«Все хазраты в недоумении»
Письмо муфтия Гайнутдина направлено «по принадлежности» в управление по взаимодействию с религиозными объединениями департамента внутренней политики аппарата президента РТ «для изучения вопроса», сообщила «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы президента Татарстана Лилия Галимова. Все поступающие президенту письма проходят одну и ту же процедуру, «без исключений», подчеркнула Галимова. При этом руководитель пресс-службы подтвердила, что письмо было получено «на днях». Назвать точную дату Галимова отказалась, сославшись на отсутствие доступа к отделу писем.
Между тем многие в исламском мире соглашаются с тем, что история с переводом смыслов Корана лишь повод для заявления Гайнутдина. Интересно, что несколькими днями раньше один из анонимных телеграм-каналов обратил внимание на заявление Равиля хазрата для телевизионщиков, где он критиковал книгу, выпущенную в недрах ДУМ РТ. Причем делал он это на открытии книжного магазина «Баракат» при Соборной мечети Москвы, на полках которого можно было разглядеть тот самый тафсир от Самигуллина.
Одновременно высокие чины ДУМ РФ не раз критиковали в последнее время муфтия РТ. Пожалуй, самая яркая история последнего времени — это выход из состава духовного управления мусульман России муфтия Ивановской области Фярита Ляпина. Самигуллина тогда обвинили чуть ли не в подстрекательстве к сепаратизму. Кроме того, по-прежнему непонятно, какая из централизованных религиозных организаций возьмет на себя первую скрипку в проведении будущего 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией в 2022 году. Параллельно много говорится и о том, что Гайнутдин хотел бы усилить влияние на Болгарскую академию, где ДУМ РФ является одним из учредителей.
«Мне кажется, что выход этого перевода тафсира Корана на татарский язык лишь повод, и на самом деле такая форма выбрана, чтобы показать в целом свое недовольство той политикой, которая ведется ДУМ РТ, — уверен известный казанский исламовед Азат Ахунов. — Хотя в действительности относительно перевода, который был воспринят неоднозначно, для критики основания есть. Но в данном случае это может быть связано с тем, что в праздновании 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией инициатива перешла в Татарстан, и теперь во главе этого будет стоять республика и духовное управление мусульман РТ под руководством муфтия Самигуллина». И эта обида, считает эксперт «БИЗНЕС Online», могла вызвать реакцию в виде подобного письма.
Ахунов также напоминает, что с момента образования Болгарской исламской академии Гайнутдин последовательно ее критиковал — и в момент создания, и в процессе обсуждения перспектив. «Данная критика идет уже давно и, скорее всего, связана опять-таки с тем, что и здесь инициатива переходит в другие руки. Правила, повестку дня диктует уже не Москва, а Казань», — считает исламовед.
Альбир Крганов: «Когда говорится, что множество экспертов не согласны… Кто эти эксперты? Где их заключения? Нам очень интересно посмотреть»
Коллеги шейха Гайнутдина по духовному сану также не в восторге от его обращения к Минниханову. «Мы сейчас находимся в Крыму с уважаемыми муфтиями нашей страны, всем нам продемонстрировали это письмо, — рассказал нашей газете муфтий, председатель духовного собрания мусульман РФ Альбир Крганов. — Все хазраты в недоумении, тем более что это произошло не только перед съездом ДУМ РТ, а перед началом священного месяца Рамадан, когда все мусульмане благоговейно готовятся встречать этот благословенный месяц». Крганова также удивляет и выбранная форма обращения, ведь главу татарстанского муфтията не назначают представители светских властей: «Избрание Камиля хазрата — это выражение воли мусульман республики, и никто из руководства РТ не навязывает другой кандидатуры».
Наш собеседник также считает несостоятельными обвинения в сектанстве. «Все наши имамы обучались в разных медресе, разве тот человек, который учится в медресе имени Габдрахмана Расулева в Челябинске, обязательно будет мюридом Накшбандийского тариката? — говорит Крганов. — Или выпускник каирского Аль-Азхара будет членом многочисленных направлений в учебном заведении? Это огульное обвинение, оно не соответствует действительности. Камиль хазрат учился и в России в медресе, на Кавказе в Дагестане, потом поехал волею судеб в Турцию, сейчас окончил магистратуру Болгарской исламской академии. Очень много имамов, в том числе муфтиев России, учились в турецких медресе различной направленности, но никто же их не обвиняет в сектантстве».
Что касается ошибок в тафсире, то муфтий ДСМР считает страсти вокруг них преувеличенными. «Когда говорится, что множество экспертов не согласны… Кто эти эксперты? Где их заключения? Нам очень интересно посмотреть. Мы все читали данный тафсир, который издал муфтият Татарстана, до того как его издать, ДУМ РТ направлял копию-проект во все муфтияты регионов России. Мы тоже рассматривали его и, согласно тем скромным знаниям, которые у нас есть, вносили предложения. В принципе, той остроты проблемы, которую попытались вывести авторы письма, в реальности не существует. Мы, религиозные деятели, чтим традиции татарского народа в религиозном направлении, а также ученых многих поколений. Именно на трудах этих ученых современный тафсир и напечатан», — говорит Крганов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 513
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.