Уже год, как мы живем в ситуации пандемии, локдауна и многомесячного переноса всех коммуникаций в онлайн. В этих условиях грамотно выстроенные соцсети становятся для бизнеса наиболее очевидным каналом связи с аудиторией. И многие этим пользуются, воспринимая «ВКонтакте» или «Инстаграм» как ресурс: ни одно СМИ не дает таких возможностей рассказать о своей продукции, а обратная связь в директе работает порой быстрее горячих линий. Другие же считают ведение соцсетей ниже своего достоинства или излишним напрягом. О том, какой тактики придерживаются крупнейшие компании РТ и почему обилие подписчиков не равно армии лояльных клиентов, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Проникновение соцсетей в 2020 году значительно выросло — с 49 миллионов активных авторов до 64 миллионов. Существенное влияние на этот рост оказал коронавирус. Люди активно помогают другу другу в соцсетях — заболевшие ведут подробные дневники и делятся личным опытом выживания»
Кого и как изучали?
«Проникновение соцсетей в 2020 году значительно выросло — с 49 миллионов активных авторов до 64 миллионов. Существенное влияние на этот рост оказал коронавирус. Люди активно помогают другу другу в соцсетях — заболевшие ведут подробные дневники и делятся личным опытом выживания. Бренды тоже не бросили клиентов и постарались остаться на связи, усилив свое присутствие в социальных сетях», — отмечает основные тенденции ушедшего года Наталья Соколова, CEO Brand Analytics — популярной системы анализа соцсетей и СМИ. В традиционном ежегодном исследовании активной аудитории социальных сетей в России Brand Analytics отмечает, что «Инстаграм» по числу активных авторов (имеются в виду все пользователи, написавшие хотя бы одно публичное сообщение за месяц) вышел на первое место — 42,8 млн авторов в октябре 2020-го против 27,7 млн годом ранее. Однако по активности авторов и объему контента лидирует «ВКонтакте»: месячный объем в соцсети — 265,2 млн публикаций, в 3 раза больше, чем в «Инстаграме». На этих двух самых популярных соцсетях мы преимущественно и сосредоточились в нашем обзоре.
Механика отбора проста: мы выбрали из топ-300 крупнейших татарстанских компаний тех, которые работают в сегменте В2С (напрямую с конечным потребителем), разбили их по тематическим группам и изучили их официальные представительства в социальных сетях. Но тут тоже все не так просто: казалось бы, очевиднее всего отталкиваться от количества подписчиков, но это не самый репрезентативный показатель: покупку ботов никто не отменял. Поэтому для каждого из аккаунтов мы высчитали ЕR (Engagement Rate — индекс вовлеченности). Формула традиционная: количество реакций (в «Инстаграме» это лайки и комментарии) делится на количество постов, затем — на число подписчиков в аккаунте и умножается на 100. Сегодня это, пожалуй, самый понятный метод: подделать индекс невозможно, при этом он сразу наглядно показывает, насколько происходящее в соцсетях компании находит отклик у аудитории. И в наших расчетах мы учитывали посты, опубликованные с 1 января по 1 апреля 2021 года.
Конечно, многие специалисты больше доверяют ЕRR — engagement rate by reach, т. е. ЕR в пересчете на охват. Но если «ВКонтакте» имеет открытый счетчик просмотров постов, то в «Инстаграме» такой статистики в открытом доступе нет, а поскольку именно на эту соцсеть, как выяснилось, делают ставку многие татарстанские компании, мы ЕРР не учитывали. Тем более что и тут возможна накрутка, однако лайки и комментарии массово не закупишь.
Сразу оговоримся: мы не претендуем на модный среди маркетинговых гуру «разбор профиля», потому что в SMM нет универсального рецепта того, как правильно вести аккаунт, все — метод продвижения, контент, платформа — зависит от цели, продукта, целевой аудитории и даже информационной политики конкурентов. Перед нами другая задача: посмотреть, как в мире, неумолимо погружающемся в пучины цифровизации, работают над тем, чтобы оседлать передовые онлайн-волны в своем секторе предприятия. Конечно, для таких гигантов, как ТАИФ и «Татнефть», это и сегодня способ продвижения третьего, если не десятого, порядка, но в XXI веке — все же неотъемлемый элемент репутации и портрета компании.
Продукты: внутренняя кухня ЗМК и футуристичная колбаса
Если говорить о пищевой промышленности, то лидеры тут известны. Один из самых содержательных и многолюдных аккаунтов в соцсетях — у Зеленодольского молочноперерабатывающего комбината (ЗМК, во «ВКонтакте» аббревиатура шутливо расшифровывается как «знак молочного качества»), работающего под брендами «Васькино счастье», «Очень важная корова» и «Обнимама». Серьезно взялись за ведение соцсетей зеленодольские молочники (судя по всему, в последние два года) и уже набрали более 52 тыс. подписчиков в «Инстаграме», сохраняя довольно высокий ЕR. Предприятие сотрудничает со звездами татарской эстрады — певицами Гузэлем, Ландыш Нигматзяновой, Дилей Нигматуллиной и другими (засветилось даже в сториз Эльмиры Калимуллиной), с блогерами, проводит совместные конкурсы, разыгрывая чаще всего недельный запас молочной продукции. В аккаунте с симпатичными фотографиями публикуются сообщения о новинках и открытии фирменных магазинов, приоткрывается дверь во внутреннюю кухню предприятия (например, можно узнать, откуда берется такое количество молока для производства 161 тыс. т продукции в год), есть рецепты — адекватные, без маринованного фейхоа и пера феникса — и видеорецепты с участием популярных фудблогеров.
Серьезно взялись за ведение соцсетей зеленодольские молочники, судя по всему, в последние пару лет и уже набрали более 52 тыс. подписчиков в «Инстаграме», сохраняя довольно высокий ЕR
Видно, что аудитория вовлеченная, отзывчивая и активно лайкающая. Для понимания: последний рецепт кыстыбыев, снятый с участием звезды TikTok (@chef_dmitriy) с миллионной аудиторией, посмотрели около 13 тыс. раз. Отдельный плюс в карму за то, что комбинат реагирует на все вопросы пользователей в комментариях. У ЗМК есть отдельный аккаунт бренда детской молочки «Обнимама» (в «Инстаграме» у него между прочим порядка 47 тыс. отдельных подписчиков), там еженедельно публикуются рецепты полезных вкусностей для малышей под тегом #обнимама_рецепт и посты с советами детских книг с тегом #обнимама_чтение.
Отдельный плюс в карму за то, что комбинат реагирует на все вопросы пользователей в комментариях. У ЗМК есть отдельно аккаунт бренда детской молочки «Обнимама» (в «Инстаграме» у него между прочим порядка 47 тыс. отдельных подписчиков)
На условном втором месте в пищевых соцсетях Татарстана — «Агросила». Главный аккаунт «Агросила Холдинг» фантазирует над темой продуктов будущего (вроде самонарезающейся колбасы), продвигает низколактозное молоко, помещает цыпленка табака на традиционные носки к 23 Февраля и периодически развлекает подписчиков шутками и головоломками. Все посты прошли предварительную дизайнерскую обработку, но комментариев и лайков к ним не так много при сопоставимых с ЗМК 48 тыс. подписчиков. Например, под симпатичным видео, предлагающим измерить энергию в палках сервелата за 10 дней, 1,2 тыс. просмотров и (на момент публикации) 146 отметок «мне нравится». А во «ВКонтакте» у сельскохозяйственного холдинга 38 тыс. подписчиков и — редкий случай — уникальный контент, не повторяющийся с «Инстаграмом». Здесь аудитория активнее: свыше 200 лайков под постами, комментариев побольше, да и охват более чем приличный — у постов по 8–9 тыс. просмотров.
Подписчиков «Яратель» не так много — под 24 тыс., вовлеченность невысокая, но соцсети явно ведет человек с чувством юмора
Птицеводческий комплекс «Ак Барс» ведет соцсети брендов «Яратель» и «Пестречинка» только в «Инсте». Подписчиков «Яратель» не так много, под 24 тыс., вовлеченность невысокая, но соцсети явно ведет человек с чувством юмора. То птицы танцуют под рэп о поиске фирменных яиц в магазинах, то утка рушит совещание с курицей Людмилой Прокофьевной, жареным гусем и живым кроликом по мотивам «Служебного романа». Единого стиля, впрочем, нет: мемы и смешные ролики сменяются постами о компании и рецептами.
Зато очень строго соблюдает олдскульные рамочки «Пестречинка» (11 тыс. подписчиков). Курицы здесь тоже развлекают как могут: двигаются под пятничный бит, катаются на роботе-пылесосе и гуляют по клавиатуре
Зато очень строго соблюдает олдскульные рамочки «Пестречинка» (11 тыс. подписчиков). Курицы здесь тоже развлекают как могут: двигаются под пятничный бит, катаются на роботе-пылесосе и гуляют по клавиатуре. Кроме роликов, интересных фактов и рецептов, аккаунт предлагает конкурс на знание продукции (принять участие в последнем отважились 100 человек), вакансии и уведомления об акциях.
Аккаунт компании «Милком» (молочка под брендом «Казанский молочный комбинат», «Молочная речка»), пожалуй, самый просветительский из всех пищевых. Если вы всегда мечтали узнать, почему молоко убегает или ряженка называется ряженкой, вам сюда. Кроме ребусов, игр и «угадай мелодию», здесь есть рецепты и розыгрыши. Визуально аккаунт довольно симпатичный, выдержанный в едином стиле, но при 13,5 тыс. подписчиков посты собирают в среднем 50–150 «сердечек», а в комментарии приходят одни и те же люди.
Специализирующийся на мясной продукции АПК «Камский» (бренд «Сосновоборская») дублирует контент в «Инстаграме» и во «ВКонтакте». Видно, что над оформлением работает дизайнер: единый стиль, используются яркие цвета, обыгрываются комментарии
Специализирующийся на мясной продукции АПК «Камский» (бренд «Сосновоборская») дублирует контент в «Инстаграме» и во «ВКонтакте», причем в бывшей дуровской сети аудитория в 2,5 раза больше. Видно, что над оформлением работает дизайнер: единый стиль, используются яркие цвета, обыгрываются комментарии.
10 тыс. подписчиков «Казанского хлебозавода №3» могут узнать (и, возможно, купить — не уточняется), какой хлеб любил Лев Толстой, а какой больше всего подходит для употребления в Великий пост, познакомиться с хлебными произведениями искусства (не местного производства, к сожалению) и оценить тортики
10 тыс. подписчиков «Казанского хлебозавода №3» могут узнать (и, возможно, купить — не уточняется), какой хлеб любил Лев Толстой, а какой больше всего подходит для употребления в Великий пост, а также познакомиться с хлебными произведениями искусства (не местного производства, к сожалению) и оценить тортики. В среднем в 3 раза больше отклик при таком же количестве подписчиков у «Татспиртпрома». Контент красивый, алкогольный и скорее продающий, чем познавательно-развлекательный. Впрочем, есть и полезности — по пятницам рецепты коктейлей.
Остальные компании топ-300 поспокойнее относятся к соцсетям. «Челны-Холод» предлагает 1,1 тыс. подписчиков в основном многобуквенные поздравления и этикетки мороженого, а «Вамин», сконцентрировавшийся сегодня на сырах, завел аккаунт буквально в феврале, набрал менее 800 подписчиков (пока) и с помощью хозяина лавки Амира-абыя рассказывает интересности о сыре.
Нефтехимия: секреты АЗС и много-много конкурсов
«Татнефть», как и большинство крупных компаний, может похвастаться целым пулом разнообразных тематических аккаунтов. Главный (@tatneft_official, 31 тыс. подписчиков) решает задачи пресс-службы, которая выкладывает посты в среднем раз в три дня, а сториз — ежедневно. Здесь все: официальные новости компании, благотворительность, озеленительные и антиковидные проекты, успехи хоккейного клуба. Причем новости не только сугубо корпоративные (вроде Иван Иванович возглавил подразделение или компания добыла очередную тысячную тонну нефти), но и довольно неожиданные для тех, кто считает, что «Татнефть» интересуется исключительно черным золотом. Так, компания рассказывает, например, что поисковое подразделение извлекло из ленинградских болот самолет времен ВОВ, и показывает, как чемпион по вейкбордингу летает над Бондюжской дамбой. Все оформлено красивыми профессиональными фотографиями; конкурсов, розыгрышей, интерактивов нет. Для всего этого есть отдельный аккаунт @azs.tatneft (6,7 тыс. подписчиков), который аккумулирует акции и спецпредложения, заправляет авто Даниса Зарипова и «КАМАЗ-Мастер», разыгрывает автомобили и тысячи других призов, а также напоминает, что 2,7 копейки с каждого проданного литра топлива направляются на посадку леса. Заправочный аккаунт во «ВКонтакте» — более людный: в нем среди рекламы дешевых сопутствующих товаров есть и полезные советы, например, как подготовиться к автопутешествию за границу.
«Татнефть», как и большинство крупных компаний, может похвастаться целым пулом разнообразных тематических аккаунтов. Главный (@tatneft_official, 31 тыс. подписчиков) решает задачи пресс-службы, которая выкладывает посты в среднем раз в три дня, а сториз — ежедневно
Группа «ТАИФ» ведет соцсети распределенно и «инстаграмно». Заправки ТАИФ-НК (@kzn_taif_nk_azs) собрали армию из 33,7 тыс. адептов, впрочем, под неконкурсными постами — всего 100–200 лайков. Внутри довольно очевидные лайфхаки из разряда «как заправлять автомобиль или как подготовить его к весне», перманентные розыгрыши, конкурсы и довольно много объявлений о вакансиях. Видна рука дизайнера, отрабатывающего четкую визуальную стратегию, так что лента публикаций смотрится симпатично. Но это был казанский аккаунт, а есть еще общий (@taif_nk_azs) с 20,3 тыс. участников и другой стратегией: здесь подписчикам предлагают играть в «балду», участвовать в фотоконкурсе «Мисс АЗС» (с подарочным фондом в 6 тыс. рублей). Отдельные заправочные странички есть для Буинска, Шемордана, юго-востока РТ, и, что интересно, контент и скидки на них не дублируются: где-то, например, объявлялась локальная акция «подтяни скидку» — участникам обещали скинуть до 99% от стоимости топлива, если те выполнят соответствующее количество подтягиваний. У других предприятий группы тоже есть свои каналы: аккаунт «Нижнекамскнефтехима», к примеру, более демократичный с точки зрения «визуала» и нацелен в первую очередь на сотрудников. Зато у предприятия есть собственный аккаунт в TikTok, однако его нельзя назвать активным — в профиле всего 9 видео и 7 подписчиков. Страница «Казаньоргсинтеза» совсем небольшая по аудитории, посты выкладываются несколько раз в неделю. Здесь и личные фотографии сотрудников, и история предприятия, и полезная информация из разных отраслей — например, как принимать витамины и как правильно одеваться в мороз.
Группа «ТАИФ» ведет соцсети распределенно и «инстаграмно». Заправки ТАИФ-НК (@kzn_taif_nk_azs) собрали армию из 33,7 тыс. адептов, впрочем, под неконкурсными постами — всего 100–200 лайков
Группа компаний «Нэфис», наоборот, объединила все производства от стирального порошка и средств для мытья посуды (BiMax, Sorti, AOS) до майонезов, кетчупов и подсолнечного масла (Mr.Ricco, «Миладора») под одной инстаграм-страницей @nefis_gk. Официальному аккаунту чуть больше года, но число подписчиков активно растет и уже дошло до 45,2 тысячи. Контент постов очень разносторонний — здесь много полезной информации для хозяек, лайфхаков по использованию бытовой химии, информация обо всех новых продуктах предприятий группы («Нэфис Косметикс», Казанский жировой комбинат, «Нэфис-Биопродукт», Казанский маслоэкстракционный завод), бесконечные конкурсы и рецепты блюд в том числе с крупными кулинарными блогерами, в том числе и тиктоковскими миллионниками. О коллаборации аккаунта со звездами стоит сказать отдельно — здесь и заслуженная артистка РТ Гульназ Сафарова, активный блогер и певица Лейсан Гимаева, популярные телеведущие. В профиле можно найти и звезд российского масштаба — актеры Мария Шукшина и Андрей Мерзликин, блогеры Мария Погребняк и Юлианна Голдман. Кроме того, часто проводятся прямые эфиры с самыми разными специалистами и экспертами — врачами, организаторами пространства, стилистами и даже ключевыми сотрудниками компании, публикуются видео о работе заводов — на все это подписчики отзываются высокой вовлеченностью и 2–3 тыс. (!) лайков под каждым постом. С ними, кстати, тоже ведется активная работа — компания уверяет, что реагирует на все сообщения в профиле, отвечает на комментарии. У компании есть даже недавно созданный канал в TikTok, где всего несколько публикаций, но более 1,5 тыс. просмотров видео. Во «ВКонтакте» сообщество небольшое, но регулярно ведущееся.
В «Инстаграме» «Нэфис» ведет и аккаунты некоторых ключевых брендов — например AOS. Там 15,4 тыс. подписчиков, рецепты, мемы и шутки — самый разный контент, вплоть до подборки самой необычной обуви – 2021 и советов, как сбросить вес
В «Инстаграме» «Нэфис» ведет и аккаунты некоторых ключевых брендов, например AOS. Там 15,4 тыс. подписчиков, рецепты, мемы и шутки — самый разный контент, вплоть до подборки самой необычной обуви 2021 года и советов, как сбросить вес. Но весь этот немного «винегретный» на первый взгляд контент очень симпатично упакован в единый качественный «визуал». Та же история и с «Заводом Братьев Крестовниковых»: в аккаунте детской линейки среди розыгрышей годового запаса мыла и полезных лайфхаков по очистке поверхностей неожиданно обнаруживается, например, рецепт эскимо-чизкейка (нет, не из мыла), пять фраз полезной похвалы и прямой эфир с топом Сбербанка на тему «Искусственный интеллект — новая реальность». Но подписчикам (их только в этом аккаунте 37 тыс.) «зашло» — посмотрели 8 тыс. человек.
Банки: деньги в обмен на друзей и грустящая чат-бот-ипотека
Для татарстанских банков присутствие в социальных сетях — это не столько коммерческо-продающая, сколько имиджевая история и способ быстрой обратной связи с клиентами, в том числе возможность разрешения появляющихся вопросов и отработка негатива. В таком случае акцент смещается с «Инстаграма» на «ВКонтакте».
В официальном аккаунте Ак Барс Банка в «Инстаграме» 23 тыс. подписчиков, при этом только один пост с начала года собрал больше 100 лайков — в основном на «сердечко» под постами жмут по 40–60 человек
Ярче всего это видно по Ак Барс Банку. В официальном аккаунте кредитной организации в «Инстаграме» 23 тыс. подписчиков, при этом только один пост с начала года собрал больше 100 лайков — в основном на «сердечко» под постами жмут по 40–60 человек. При этом сами публикации содержательные: как оформить исламскую ипотеку, на какой кешбэк можно рассчитывать и какие есть льготные ипотеки. Розыгрышей-конкурсов-развлекух тут нет, сториз — тоже: видимо, несолидно. Разве что подписчикам банк обещает подарить 450 рублей за каждого приведенного в банк (и оформившего определенные дебетовые карты) друга. Зато официальное сообщество Ак Барс Банка во «ВКонтакте» в 2 раза больше (46 тыс. подписчиков), но нельзя сказать, что сильно живее с точки зрения человеческой активности (под постами в основном по 30 лайков), но побольше комментариев в основном с жалобами на тот или иной продукт, на каждое админ реагирует чаще всего протокольным призывом продублировать свою боль в личные сообщения, чтобы специалисты банка могли ответить, разобравшись в ситуации. При этом у постов во ВК максимально высокий охват, под многими — порядка 25–30 тыс. просмотров, а новогоднее поздравление и вовсе увидели — внимание! — 117 тыс. раз: банк однозначно не жалеет средств на продвижение.
В «Инстаграме» Акибанка 6,2 тыс. подписанных человек теперь (в теории) знают, как не попасть в сети финансовых пирамид, как накопить на квартиру, в чем разница между рефинансированием и реструктуризацией ипотеки и почему быть женщиной замечательно
У Акибанка во «ВКонтакте» 7,3 тыс. подписчиков, есть головоломки, рекомендации по видам инвестиций, несколько статей о чат-бот-ипотеке, которая «грустит», когда ей не пишут. Охват тут органический: посты собирают 300–800 просмотров, не считая конкурсов, требующих репостов. В «Инстаграме» почти то же самое: 6,2 тыс. подписанных человек теперь (в теории) знают, как не попасть в сети финансовых пирамид, как накопить на квартиру, в чем разница между рефинансированием и реструктуризацией ипотеки и почему быть женщиной замечательно. Визуальный ряд выполнен по единому шаблону: в верхнем левом углу логотип банка, в нижнем левом — название поста, это сильно упрощает навигацию. Лайков все еще немного, 30–40, примерно столько же и комментариев, которые в основном сводятся к подозрительно стабильному лейтмотиву «спасибо за пост, было интересно».
На инстаграм-аккаунт АО «АКБ „Энергобанк“» подписаны всего 1,8 тыс. человек (зато закономерно самый высокий ЕР), а администратор может себе позволить не только советы по быстрому оформлению кредитов, новости о снижении ставок и уроки по информационной грамотности, но и совместные акции с пиццерией, а также переосмысленные цитаты героев культовых фильмов — от Джоффри Баратеона из «Игры престолов», который признается, что после случая на свадьбе (где по сюжету его вообще-то отравили) не хочется ни королевства, ни войны с ходоками, а только льготную ипотеку, до Дарта Вейдера из «Звездных войн», которому пришлось выкручиваться после того, как его дом взорвали налетчики на звездных истребителях. «Повезло с низкой процентной ставкой на покупку квартиры. Вышел на пенсию, пью латте на кокосовом. В общем, жизнь налаживается», — говорит под постом банка главный злодей Галактической империи.
На аккаунт Банка Казани подписаны 5,7 тыс. человек. Внутри, кроме стандартно-банковского контента, живые бизнес-кейсы, акции помощи бездомным животным, финансовые ребусы и конкурсы вроде «Любовь в нашем городе». В качестве рекламной паузы — посты вроде подборки сбывшихся предсказаний Рэя Брэдбери. Вовлеченность опять же невысокая, однако на банк подписаны (как, впрочем, и на другие) руководители крупных татарстанских предприятий.
Магазины и автосалоны: застолье «от Лепса» и бой машин
«Бахетле» своих 13,1 тыс. подписчиков радует новыми публикациями в «Инстаграме» примерно раз в неделю — неудивительно, что вовлеченность не очень высокая. Акций немного, в основном администратор предлагает подписчикам не самые очевидные продукты вроде вареных раков или говядины в устричном соусе. Есть рецепт, как приготовить горячие треугольники за 40 минут (спойлер: купить замороженные сами знаете где), есть линейка холодных закусок «Застолье от Лепса», есть призыв дарить девушкам торты, есть хайлайты и сториз с новинками, однако особого засилья лайков и комментариев не наблюдается. Лента во «ВКонтакте» (12,6 тыс. участников) дублирует «Инстаграм».
У «Эдельвейса» сопоставимый аккаунт по численности подписчиков. 13,9 тыс. человек, качественный и яркий контент: профессиональные фото в фирменном стиле, хорошие тексты. Посты публикуются почаще, но аудитория алчная
У «Эдельвейса» сопоставимый аккаунт по численности подписчиков. 13,9 тыс. человек, качественный и яркий контент: профессиональные фото в фирменном стиле, хорошие тексты. Посты публикуются почаще, но аудитория алчная: много комментариев только под постами с конкурсами — доходит до 2,2 тысячи! Есть и литературные конкурсы, где нужно вспоминать все продукты, о которых довелось читать (но, как выяснилось, книжных червей среди подписчиков немного — под соответствующим постом всего 101 комментарий). «ВКонтакте» отличается — там посты развлекательно-образовательные, объясняющие на карточках, чем питаются космонавты и как расшифровывать пиктограммы на продуктах.
Аккаунт «Арыш Мае» («Татспиртпром») представлен как страница бутик-музея на ул. Салимжанова, 17. С нового года единственный сравнительно активно комментируемый пост (порядка 240 комментариев) — это конкурс
Аккаунт «Арыш Мае» («Татспиртпром») представлен как страница бутик-музея на ул. Салимжанова, 17. С нового года единственный сравнительно активно комментируемый пост (порядка 240 комментариев) — это конкурс. На странице размещаются фото продукции магазина, холодная ханская комната в музее, где поддерживается наилучшая температура для употребления водки. С ним косвенно конкурирует (так уж сложилось в Татарстане) еще один крупный алкомаркет — «Глобус». Он берет мемами про котов и Наташу, бесконечными розыгрышами и Миллой Йовович, которая рассуждает про алкоголизм. Но конкурсы, конечно, 17 тыс. подписчиков воспринимают с особенным энтузиазмом.
Отдельная песня — аккаунты автосалонов. Во-первых, каждый сопровождается плеядой отдельных страниц, посвященных конкретным маркам, поэтому мы будем изучать только головной аккаунт. Во-вторых, это всегда агрессивные бамперы и красивые длинноногие девушки, а если повезет, еще и приличный выделенный бюджет, который дает надежду на интересный контент.
Автосалон «ТрансТехСервис» размещает относительно креативный контент. Много фото с сотрудниками, постов в стиле «первый рабочий день после праздников позади» и проверки интуиции опросниками «какой факт ложный»
Начнем с «ТрансТехСервиса». Автосалон размещает относительно креативный контент. Много фото с сотрудниками, постов в стиле «первый рабочий день после праздников позади» и проверки интуиции опросниками «какой факт ложный». Есть монологи сотрудников, интересные факты о марках, так что 13,8 тыс. подписчиков обнаружили, что первый эскиз Land Rover был начерчен на песке Уэльского пляжа, а первая партия Volkswagen насчитывала всего 12 штук. В целом аккаунт живой, регулярно обновляемый и довольно профессиональный, есть качественные видео, все структурировано в хайлайтах.
За обновлениями «Инстаграма» «КАН Авто» следят 14,7 тыс. человек. Здесь есть несколько любопытных находок, самые популярные из которых — шоу с YouTube-канала «КАН Авто» «Разговор за рулем»
За обновлениями «Инстаграма» «КАН Авто» следят 14,7 тыс. человек. Здесь есть несколько любопытных находок, самые популярные из которых — шоу с YouTube-канала «КАН Авто» «Разговор за рулем» (больше всего лайков, просмотров и комментариев). По оживленности реакции с ними может посоперничать только пост ко дню рождения Александра Колесова (569 лайков). Попадаются и забавные сюжеты — машины «быкуют» друг на друга, аниматор в ростовом костюме льва (маскот «КАН Авто») раздает чай горожанам. А еще есть вопросы по ПДД и логические задачи по проезду перекрестка.
Из других крупных магазинов выделяется «Мегастрой». В аккаунте публикуется большое количество красивых интерьеров, посуды, декора, цветов
Из других крупных магазинов выделяется «Мегастрой». В аккаунте публикуется большое количество красивых интерьеров, посуды, декора, цветов. Посты в стиле «Зима прекрасна — окружите себя цветами» периодически набирают невероятное количество лайков. В целом аккаунт удивляет большим количеством лайков при практически полном отсутствии комментариев (зато под постами с конкурсами их тысячи).
Татарстанский оператор связи «Летай» тоже имеет свой «Инстаграм», который отдувается за всю компанию «Таттелеком», рассказывая и о новых продуктах (от тарифов до домофонии), и о плюсах телевидения GPON, и о спецпредложениях в офисах продаж. Маркетологи развлекают почти 34 тыс. подписчиков мемами, шифрами и игрой в «Морской бой», советуют, где построить дом, чтобы интернет точно ловил, и объясняют, что делать со смартфоном, если отношения с ним зашли в тупик. Аккаунт довольно стильный, но лайкают все это не то, чтобы очень охотно: ER на уровне 0,2.
Застройщики: инвестпросветы и ипотечные ликбезы
Крупнейший татарстанский застройщик ПСО «Казань» последний раз признаки жизни в соцсетях подавал 9 июня 2018 года, выложив в «Инстаграме», на «Фейсбуке» и во «ВКонтакте» один и тот же пост — таймлапс строительства стадиона «Мордовия Арена». С другой стороны, понять можно: жилищным строительством ПСО давно не занимается, с потенциальными и уже состоявшимися соципотечниками задушевные разговоры вести необходимости нет, так что каков смысл тратить энергию? Не с заказчиками Иннополиса же в соцсетях переписываться.
На первый взгляд не очень активен в соцсетях и другой застройщик — «Ак таш». Есть несколько закрытых групп для сотрудников, а для будущих покупателей квартир ведется «Инстаграм» с планировками, спецпредложениями и ипотечными советами. Интересно, что под многими постами лайков больше, чем собственно подписчиков у страницы (тех всего 822, а отметок «нравится» встречается чуть ли не вдвое больше). Так что в соцсетевую рекламу компания вкладывается.
На первый взгляд не очень активен в соцсетях и другой застройщик — «Ак таш». Интересно, что под многими постами лайков больше, чем собственно подписчиков у страницы (тех всего 822, а отметок «нравится» встречается чуть ли не вдвое больше)
Страница во «ВКонтакте» #Суварстроит на 90% состоит из видеоотчетов о ходе строительства, акций, новостей стройки. В комментариях отвечает не админ, а другой аккаунт — «служба заботы». В «Инстаграме» разнообразия побольше: тут и ипотечные ликбезы, и анонсы открытого диалога с гендиректором, и истории успеха сотрудников, и даже польза батутов для похудения. Почти под каждым постом одобрительные смайлики от @fs.familyspace (дизайн и ремонт квартир).
Визуальный ряд и во «ВКонтакте», и в «Инстаграме» у строительного холдинга «Домкор» симметричный, лаконичный, рубрикатор стандартный: отчет о строительстве, возможности ипотеки, планировки квартир, агитация инвестировать правильно (т. е. в паркинг)
Визуальный ряд и во «ВКонтакте», и в «Инстаграме» у строительного холдинга «Домкор» симметричный, лаконичный, рубрикатор стандартный: отчет о строительстве, возможности ипотеки, планировки квартир, агитация инвестировать правильно (т. е. в паркинг). Изредка — отход от канона: «Мы раскрыли причину семейных ссор. Это маленькие кухни!» (буквально через несколько дней после акции «Купи квартиру — получи дизайн кухни в подарок», которую оценили 10 человек). В «Инстаграме» 4,6 тыс. подписчиков, под постами — по 20–30 лайков, единичные комментарии даже после призыва ставить плюсы для получения дополнительной информации: соцсеть в данном случае явно не выглядит серьезным каналом продаж. Для сравнения: один из самых высоких показателей ЕР у не вошедшего в топ-300 компаний СМУ-88, который буквально два месяца назад круто пересмотрел свои взгляды на ведение соцсетей и объединил все проекты в одном аккаунте, потихоньку наращивая количество подписчиков (пока 3,5 тыс. человек). Тут число лайков под постами нередко переваливает за сотню, а видео к новости про то, что один из жилых комплексов был признан лучшей новостройкой в Татарстане, посмотрели 3 тыс. раз.
* * *
Провокационной риторики в стиле Aviasales у татарстанских компаний (во всяком случае из топ-300) не встречается, уникальных до самодостаточности аккаунтов вроде путешествующей пищевой соды или характерного АО «Кубаньжелдормаш» — тоже. Опять же, у всех свои задачи. Впрочем, все крупнейшие компании республики за пояс затыкает Кукморский завод металлопосуды — как минимум по количеству подписчиков. А мы призываем читателей делиться в комментариях интересными аккаунтами — мы их обязательно изучим в следующих обзорах.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 101
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.