«Мы с ребятами собрались и решили написать песню про разные и интересные диалекты башкирского языка», — объясняют известные в Башкортостане музыканты появление на YouTube качественно снятого клипа на песню «Шежере». На деле же в нем, судя по всему, обыгрывается тема смены национальной идентичности с татарской на башкирскую — этот путь, собственно, и проделал один из авторов. «БИЗНЕС Online» рассказывает о новом раунде татаро-башкирского «музыкального ринга».
«Шежере нашего племени»
Музыкальная поп-индустрия продолжает подкидывать поленья в топку взаимных претензий Татарстана и Башкортостана накануне всероссийской переписи населения. Едва утих скандал с участием Фирдуса Тямаева и Элвина Грея, как вновь на этом поприще отличились певцы.
На просторах YouTube появился довольно ладно и профессионально скроенный клип на песню «Шежере», которую исполняет целая группа артистов из Башкортостана — рок-группа «Аргымак», Альберт и Хаят Исмаил, Зайнетдин, Алтынай Валитов. Под модный бит певцы решили рассказать публике о различных диалектах башкирского языка.
Шежере — башкирская родословная, генеалогическая запись племен и родов у башкир, а также у других тюркских народов, подписывают видео авторы клипа на YouTube: «Шежере представляет собой генеалогическое древо, куда вносились имена предводителей родов по мужской линии, помимо этого, включались сведения об исторических событиях, важнейших фактах жизни родов и племен. Самые ранние шежере датируются временами булгарского периода, то есть возраст некоторых из них составляет более тысячи лет».
Напомним, что ранее не раз писалось о том, что некоторые ученые в РБ, как раз опираясь на генеалогические родословные шежере, созданные во второй половине XVIII века, стремятся доказать этническую идентичность местных жителей как башкирскую.
В клипе же артисты поют «Наше шежере». При этом герои в толстовках, на которых изображен контур Татарстана и надпись Home (дом), глотают таблетки познания из рук Морфеуса (как в фильме «Матрица»), после чего ломают бумажные стены. Пожалуй, в этот момент в клипе и показаны кадры, которые могут не понравиться в Татарстане. Альберт Исмаил демонстративно рвет на себе ту самую толстовку с картой Татарстана и оказывается в аналогичной, но с картой Башкортостана (в похожем мерче, к слову, недавно щеголял «башкирский Сурков», председатель ОП РБ Ростислав Мурзагулов). А еще в одной из сцен из чайничка, явно предназначенного для традиционного татарского чаепития, вдруг льется башкирский соус.
При этом сначала звучат слова на башкирском: «Коровы пошли на водопой, девушки их подоили, парни зарезали скот — так говорят на Деме (река в Башкортостане — прим. ред.)». Потом переходят на татарский: «В небе летает ласточка, упал клубок, эти слова часто говорят Илеш и Актаныш». Судя по всему, поется это с намеком на то, что в Илишевском районе РБ и Актанышском районе РТ говорят одинаково. Опять-таки вспомним, что те, кто продвигает идею наличия северо-западного диалекта башкирского языка, обычно указывают, что на нем разговаривает и большинство населения, к примеру, в том же самом Актаныше, хотя официально в этом районе на границе с Башкортостаном живут 97% татар.
Кроме того, в клипе есть еще два куплета на башкирском с подбором слов по фонетическому признаку, их смысл таков, что на севере говорят так-то, а в Буздякском районе РБ по-другому. И несколько раз повторяется рефрен «шежере нашего племени». В общем, вот такой осторожный троллинг в тексте песни, но с довольно агрессивным видеорядом.
Самые известные артисты из числа тех, что записали песню «Шежере», — это этно-рок-группа «Аргымак», между прочим солисты Башкирской государственной филармонии
Кто эти люди?
Самые известные артисты из числа тех, что записали песню «Шежере», — это этно-рок-группа «Аргымак», между прочим солисты Башкирской государственной филармонии. Они уже пиарят свою новую работу в соцсетях.
«Мы с ребятами очень много гастролируем и везде наблюдаем своеобразный диалект, — пишут участники „Аргымак“ в аккаунтах группы. — В разных районах одни и те же вещи называют по-разному. Для нас подобное интересно, а для них это обычная, повседневная речь. Так в Илишевском, Татышлинском, Аскинском, в целом в северо-западных районах Башкортостана разговаривают как будто на татарском, а утверждают, что они башкиры рода Йылан, Балыксы, Гирей, Канглы и так далее».
А дальше, внимание, несколько слов о соседней республике: «А когда мы были с гастролями в южных районах Татарстана, например в Актанышском, Мензелинском, к нам подходили благодарные зрители и говорили: „Бездэ бит бында башкортлар күп, сез нишлэп безге концертлар белэн килмейсез“ („У нас ведь здесь башкир много, почему вы к нам не приезжаете с концертами?“). А на слух звучит непривычно».
Судя по всему, Альберт Исмаил не просто так рвет на себе толстовку с татарстанской картой. Некоторое время назад он вернулся в Башкортостан и сделал заявление, что после изучения своей родословной объявляет себя башкиром
В общем, пишут этнорокеры, «мы с ребятами собрались и решили написать песню про разные и интересные диалекты башкирского языка».
Судя по всему, Альберт Исмаил не просто так рвет на себе толстовку с татарстанской картой. Некогда его называли «отцом» татарской альтернативной музыки. Некоторое время назад он вернулся в Башкортостан и сделал заявление, что после изучения своей родословной объявляет себя башкиром. Это вызвало негодование в среде татарской общественности, а теперь, как видим, продвигается как некая модель поведения.
У нас в Татарстане нет кадров, которые легко бы решили эту проблему дефицита людей творческих профессий, говорил в интервью «БИЗНЕС Online» Исмаил в 2017 году. «У нас не ценят кадры. Это болезнь всего человечества. Кадры важнее нефти и газа. Кадры — наиглавнейший актив, — уверен Исмаил. — Гениев заклевывают уже в детстве. А тех, кто выжил в детстве, добивают уже во взрослой жизни. Нет кадров. До сих пор не можем снимать нормальное кино, несмотря на то что уже более 10 лет проводим международный кинофестиваль. Казань вышла на мировой уровень в политике, спорте, но только не в музыкальной культуре. И главная причина — это отсутствие кадров».
Но пока нужно констатировать — скандальный клип не вызвал у аудитории жгучего интереса (менее 500 просмотров), хотя возможно, что его триумф еще впереди.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 780
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.