ФАС еще не получал обращений о поглощении нефтегазохимических и энергетических активов ТАИФа СИБУРом, но фондовый рынок уже встретил слияние воодушевлением — за два торговых дня привилегированные акции КОСа выросли почти в 2 раза. Как полагают эксперты «БИЗНЕС Online», несмотря на то, что в ТАИФе работают в 1,7 раза больше человек, СИБУР благодаря качеству управления, темпам роста и перспективам стоит намного дороже — что, собственно, показала и сделка, и реакция инвесторов.
Появились результаты годового собрания акционеров ПАО «Казаньоргсинтез». По итогам 2020 года КОС выплатит акционерам дивиденды из расчета 3,36 рубля на обыкновенную и 0,25 рубля на привилегированную акции
«Казаньоргсинтез» и «Нижнекамскнефтехим» дорожают как на дрожжах
О сделке века — поглощении СИБУРом нефтегазохимических и энергетических активов ТАИФа — стало известно вечером в пятницу, и события продолжают развиваться.
Во-первых, продолжается ралли на фондовых биржах: цена обыкновенных акций «Казаньоргсинтеза» и «Нижнекамскнефтехима» за два дня выросла на 38% и 25%, а стоимость привилегированных акций КОСа за месяц подскочила на 125%. При этом влиятельные телеграм-каналы для неквалифицированных инвесторов вбрасывают сообщения, что для сделки предприятия якобы были оценены вдвое дороже текущей рыночной капитализации.
Свои расчеты по просьбе «БИЗНЕС Online» приводит директор центра экономической экспертизы института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Марсель Салихов. По его мнению, обмен контрольного пакета ТАИФа на 15% СИБУРа выглядит как рыночная сделка. «Сложно напрямую оценить два эти холдинга, поскольку ни СИБУР, ни ТАИФ не торгуются на бирже, — рассуждает Салихов. — Обычно стороны в таких случаях нанимают оценщика. Но если смотреть на „Нижнекамскнефтехим“, акции которого торгуются на фондовом рынке, то его капитализация сейчас по рыночной стоимости составляет 160 миллиардов рублей, а ТАИФ контролирует 75 процентов НКНХ, это 120 миллиардов. Стоимость „Казаньоргсинтеза“ также составляет около 160 миллиардов, ТАИФ контролирует более 50 процентов предприятия, то есть примерная цена его пакета — около 80 миллиардов. По простому счету, доля ТАИФА в НКНХ и КОС — 200 миллиардов».
СИБУР — компания непубличная, добавил собеседник издания, IPO не прошла, но последние оценки в рамках сделки по продаже 10% холдинга фонду Шелкового пути позволяют говорить о цене холдинга в $20 миллиардов. 15-процентный пакет от данной суммы — $3 млрд, по текущему курсу это 225 млрд рублей, отмечает Салихов. Однако, во-первых, акционеры ТАИФа передают не весь пакет, а половину. А, во-вторых, в этих расчетах не присутствует ТГК-16, который уже точно войдет в контур сделки, и ТАИФ-НК, который тоже может туда войти. А их совокупная выручка за 2020 год — 175,7 млрд рублей. Неизвестна и судьба таифовской сети АЗС.
СИБУР — компания непубличная, IPO не прошла, но последние оценки в рамках сделки позволяют говорить о цене холдинга в $20 миллиардов
Да, рынок топлива для СИБУРа не является профильным, но ТАИФ-НК — часть технологической цепочки, предприятие поставляет НКНХ прямогонный бензин (нафту). Как сегодня дал понять в комментарии «Коммерсанту» предправления СИБУРа Дмитрий Конов, это для холдинга немаловажно. «Стратегически сделка дает нам доступ к переработке более тяжелого сырья, в основном нафты, что может обеспечить большую опциональность продуктов. Легкое сырье дает хорошую экономику на ограниченном перечне продуктов, в основном полимеров. Интеграция с нефтепереработкой дает гораздо более широкий выбор», — заявил Конов.
Впрочем, тот же Салихов обращает внимание, что акции НКНХ и КОСа не самые ликвидные, поскольку у них невысокий Free-float (количество акций, доступных инвесторам для торговли на бирже), и один покупатель даже с 1 млн рублей может разогнать их стоимость.
Заметим также, что неясна судьба 19,87% акций КОСа, принадлежащих СИНХу. Будут ли они подлежать частичному выкупу? Если да, то почему правительство Татарстана не выступило стороной сделки? И сохранится ли у республики право «золотой акции» в КОСе и НКНХ?
Совет директоров КОСа: сибуровские идут?
Еще одна интрига текущего дня — совет директоров «Казаньоргсинтеза». Решение о его проведении было принято 23 апреля, в день сделки с СИБУРом, состоится оно сегодня и сегодня же опубликована повестка заседания. Речь идет об избрании нового председателя совета директоров, а самое главное — новой исполнительной дирекции предприятия. При этом самый интригующий момент содержится в пункте 5: «О согласовании совмещения генеральным директором и членами исполнительной дирекции ПАО „Казаньоргсинтез“ должностей в органах управления других организаций». Ждать ли молниеносной смены руководства предприятия на ставленников СИБУРа? Пока непонятно.
Отметим, что это было бы несколько странно, с учетом того, что сделка еще не вступила в силу и требует согласования с ФАС. Сегодня в федеральной антимонопольной службе пообещали внимательно изучить сделку. «Пока к нам не поступало обращений, оно будет рассмотрено самым пристальным образом. Согласование, безусловно, потребуется», — цитирует ТАСС заявление главы ведомства Максима Шаскольского журналистам. Впрочем, по нашим данным, вряд ли антимонопольщики запретят слияние: как дал понять в ходе подписания документов президент РТ Рустам Минниханов, решение согласовано с руководством страны. На это указывает и участие в церемонии вице-премьера Александра Новака.
К слову, сегодня же появились и результаты годового собрания акционеров «Казаньоргсинтеза», которое прошло в заочно закрытом формате в день подписания документов о продаже. Во-первых, по итогам 2020 года снизятся дивиденды: на 26,1% на обыкновенные акции. Второе решение — предприятие до этого не обремененное долгами, возьмет кредит у немецкого консорциума банков на 181 млн евро сроком на 12 лет. Судя по тем сообщениям, которые КОС размещал на сайте, эта сумма необходима для частичной оплаты обязательств перед ООО «Сименс Энергетика», которое строит на предприятии парогазовую установку на 250 МВт. Примечательно, что на прошлом заседании совета директоров «Казаньоргсинтеза» 5 марта консенсуса по этому поводу не получилось (принадлежащее правительству РТ «Татэнерго» категорически против этого проекта), поэтому обсуждение вынесли на годовое собрание акционеров.
Произошли и первые кадровые решения. Совет директоров «Казаньоргсинтеза» покинули исполнительный директор IPCO-TRADING S.A. Желько Милич и гендиректор АО «Газпром межрегионгаз Казань» Ринат Сабиров (на фото) который был членом совета с 2004 года
Теперь решение принято: в качестве ведущего организатора выступит Deutsche Bank AG, первоначальные кредиторы — Bayerische Landesbank и Landesbank Baden-Wurttemberg. Страховщиком сделки выступит Euler Hermes AG. Цена кредитного договора вместе с вознаграждением за организацию сделки не превысит 180,6 млн евро (порядка 16,3 млрд рублей по текущему курсу), говорится в сообщении компании. Ставка по кредиту рассчитывается как сумма маржи в размере не более 0,55% годовых и рыночной ставки EURIBOR для евро. Расчетная величина суммы процентов составит не более 32,6 млн евро.
Произошли и кадровые решения, которые, впрочем, пока никак не связан со сделкой. Решением акционеров совет директоров «Казаньоргсинтеза» покинули исполнительный директор IPCO-TRADING S.A. Желько Милич и гендиректор АО «Газпром межрегионгаз Казань» Ринат Сабиров, который был членом совета с 2004 года. Вместо них в СД вошли заместитель гендиректора ТАИФа по строительству и капремонту Илдус Сафин и начальник отдела по работе с портфельными инвестициями СИНХа Денис Сотов.
Эксперты отмечают, что сделку можно расценивать как экономическое и политическое ослабление региона и усиление федерального центра
«СИБУР выигрывает, получит политические возможности, связанные с Татарстаном»
Следует ли считать сделку с обменом контрольного пакета ТАИФа на 15% СИБУРа справедливой? Об этом «БИЗНЕС Online» спросил экспертов. Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» обратил внимание на то, что в 2020 году финансовые показатели публичных компаний ТАИФа, «Нижнекамскнефтехима» и Казаньоргсинтеза ухудшились. Прибыль «Нижнекамскнефтехима» снизилась с 24 млрд за 2019 год до 9,1 млрд рублей за 2020 год. Выручка сократилась со 170 до 154 млрд рублей соответственно. Аналогичная тенденция у Казаньоргсинтеза: прибыль снизилась с 11,9 до 8,4 млрд рублей, а выручка сократилась с 72,6 до 62,9 млрд рублей. «Ухудшение конъюнктуры, снижение спроса из-за эпидемии и кризиса негативно повлияли на финансовые показатели как минимум этих видимых частей ТАИФа. Эта негативная тенденция могла способствовать продаже бизнеса», — считает он.
Но есть и другая причина, более глобальная. «Мы повсеместно наблюдаем тенденции централизации и ослабления регионов как в экономическом, так и в политическом плане. Татарстан это уже почувствовал на своем банковском секторе, когда обрушился Татфондбанк, а теперь эта тенденция добралась и до основного бизнеса для республики — нефтехимического. Во-первых, могут снизиться налоговые поступления в региональную казну. Во-вторых, одно дело, когда местное руководство общается с местной компанией, а другое дело — когда региональным властям придется выстраивать отношения с федеральной организации», — говорит Осадчий, подчеркивая, что эту сделку можно расценивать как экономическое и политическое ослабление региона и усиление федерального центра.
Наверное, есть в данной сделке и политический аспект, соглашается Марсель Салихов. По его оценке, ТАИФ не развивал свои активы в последние годы, тогда как СИБУР — быстрорастущая компания с крупными инвестпроектами и амбициозными планами по расширению бизнеса. «Акционеры СИБУРа — влиятельные люди, а ТАИФ в значительной степени связан с властями Татарстана, поэтому в этой сделке есть не только рыночная подоплека, но и объединение лоббистских возможностей. С ней и ТАИФ получает возможность участвовать в капитале СИБУРа, так и СИБУР выигрывает от того, что получит политические возможности, связанные с Татарстаном. Например, в части того или иного регулирования бизнеса, со ставками обратных акцизов».
Изменится ли теперь налоговая база для Татарстана? Салихов не исключает, что республиканский бюджет может потерять часть налоговых поступлений, но все зависит от соглашения, которое подписали две компании, в нем могло быть прописано и это положение.
Геннадий Шмаль: «Насколько это будет экономически оправдано, сказать сложно. Все будет зависеть от общей конъюнктуры, развития экономики мировой — будет ли спрос на изделия СИБУРа, будут ли они конкурентноспособными»
Ранее мы уже обращали внимание, что у ТАИФа и СИБУРа схожие финансовые показатели: и по выручке, и по EBIDTA, а людей в татарстанской компании работает в 1,7 раза больше — 38 тыс. против 22 тысяч. Однако Алексей Калачев, аналитик ГК «ФИНАМ», считает, что при одновременном выходе на IPO СИБУР был бы оценен рынком выше, чем ТАИФ. Это динамично растущая компания, располагающая собственной ресурсной базой, более современными мощностями и поддержкой на федеральном уровне. С запуском «Запсибнефтехима» мощностью около 2 млн т в год в стране на треть подскочили объемы производства полиолефинов. Кроме того, полным ходом идет строительство Амурского ГХК, который добавит на рынок еще 2,7 млн т полиолефинов с 2024 года. «ТАИФ, при всем уважении, не имеет таких темпов и таких возможностей для роста», — говорит Калачев. Оценка СИБУРа для IPO, по его мнению, может составлять порядка $40 млрд, или около 3 трлн рублей. ТАИФ можно приблизительно оценить в 0,9-1 трлн рублей. Сумму сделки, таким образом, можно оценить в 450 — 500 млрд рублей.
Сделка была продиктована объективной необходимостью и ее следует оценивать положительно, считает руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев. «ТАИФу» в дальнейшем было бы все сложнее и сложнее выдерживать конкуренцию с предприятиями СИБУРа из-за проблем с сырьем и, как считается, устаревшим оборудованием у дочек, — говорит Разуваев. — И в прошлом году «Нижнекамскнефтехим и „Казаньоргсинтез“ ухудшили финансовые результаты. Поэтому, на наш взгляд, сделка была продиктована объективной необходимостью».
«Понятно, что они не такие ликвидные, но извините, рост все равно очень хороший. А биржа вообще никогда не ошибается. Я оцениваю сделку позитивно, на рынке говорили, что она достаточно долго готовилась. Что касается доли „ТАИФа“ в объединенной компании — любая оценка субъективна. Как оценщик решит, тот коэффициент и ставят», — считает эксперт.
«СИБУР — это большая, серьезная и развивающаяся компания, и его участие в уставном капитале ТАИФа выглядит интересным, считает президент союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. «Но насколько это будет экономически оправдано, сказать сложно. Все будет зависеть от общей конъюнктуры, развития экономики мировой — будет ли спрос на изделия СИБУРа, будут ли они конкурентноспособными», — указал эксперт, отметив, что объединение с холдингом станет усилением для ТАИФа.
По мнению Шмаля, рост акций входящих в ТАИФ «Казаньоргсинтеза» и Нижнекамскнефтехима (НКНХ) показал, что люди «правильно понимают те решения, которые принимаются руководством ТАИФа в плане альянса с СИБУРом.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 251
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.