За бортом мегаслияния СИБУРа и ТАИФа могут остаться и ТАИФ-НК, и автозаправочные сети. Вопрос до конца не решен, но рассматривается и вариант раздела хозяевами соседних НПЗ и «Нижнекамскнефтехима», повязанных трубой поставок. Это было бы неудивительно: НПЗ ТАИФа убыточен и никак не может запустить многострадальный КГПТО. Тем временем к нефтепереработчику проявляет здоровый интерес стоявшая у истоков его создания «Татнефть».
Самый важный аспект, который обсуждается сейчас в структуре сделки слияния СИБУРа и ТАИФа, связан с ТАИФ-НК — непрофильным для СИБУРа активом
Куда плыть ТАИФ-НК
Сенсационное соглашение о переходе активов ТАИФа к СИБУРу — по-прежнему уравнение со многими неизвестными. И главный вопрос заключается в том, что москвичи возьмут в свой «ковчег», а что — нет. Ясно, что без вопросов фейс-контроль пройдут «Нижнекамскнефтехим», «Казаньоргсинтез» и ТГК-16. Ради них сделка и затевалась, это профильные для СИБУРа предприятия. Но того же самого не скажешь про расположенный в Нижнекамске нефтеперерабатывающий завод «ТАИФ-НК». А это огромный кусок пирога: в прошлом году предприятие с выручкой в 207 млрд рублей заняло 41-е место в рейтинге крупнейших частных компаний России, составленном Forbes.
Сомнения насчет ТАИФ-НК начали закрадываться сразу же после того, как были объявлены условия «объединения»: половину акций ТАИФа оценили всего в 15% акций СИБУРа при сходных финансовых показателях. Выглядело так, что акционеры татарстанской компании сильно продешевили. Но, если ТАИФ-НК остается у своих хозяев, это многое объясняет.
И вот накануне сразу два источника «БИЗНЕС Online», близкие переговорам, сообщили, что НПЗ в периметр сделки, вероятнее всего, не войдет, и это при том, что формально такой вариант рассматривается.
Дмитрий Конов (на фото с председателем совета директоров ПАО «СИБУР Холдинг», председателем правления ПАО «Новатэк» Леонидом Михельсоном (слева): «Интеграция с нефтепереработкой дает гораздо более широкий выбор»
Интерес к нефтепереработке подтверждает комментарий «Коммерсанту» предправления СИБУРа Дмитрия Конова: «Стратегически сделка дает нам доступ к переработке более тяжелого сырья, в основном нафты, что может обеспечить большую опциональность продуктов. Легкое сырье дает хорошую экономику на ограниченном перечне продуктов, в основном полимеров. Интеграция с нефтепереработкой предоставляет гораздо более широкий выбор». Так все-таки «интеграция с нефтепереработкой» или «интеграция нефтепереработки»? Вопрос на сотни миллиардов.
Как рассказывает один из наших информированных собеседников, судьба ТАИФ-НК — действительно важный аспект переговоров. Технологически предприятия в нижнекамской промзоне настолько тесно связаны, что разделить их крайне затруднительно. НПЗ поставляет НКНХ порядка 1,3 млн т прямогонного бензина ежегодно, а кроме того, сжиженные газы (предельные и непредельные). Прямогонный бензин — это основное сырье для НКНХ на пиролиз, а сжиженные газы используются на производстве каучуков. Причем у ТАИФ-НК не существует даже своих мощностей по отгрузке и хранению прямогонного бензина: с НПЗ идет труба прямо на НКНХ, и даже парки бензина находятся в периметре «Нижнекамскнефтехима».
У ТАИФ-НК не существует даже своих мощностей по отгрузке и хранению прямогонного бензина: с НПЗ идет труба прямо на НКНХ, и даже парки бензина находятся в периметре «Нижнекамскнефтехима»
«Сырьевое обеспечение нефтехимических активов — критически важный элемент сделки, который в любом случае входит в условия объединения. Для нефтеперерабатывающего завода нет более очевидного клиента, чем нефтехимия в том же регионе, также и наоборот — СИБУР настроен не заменить нафту для активов объединенной компании поставками сырья из Западной Сибири, а дополнить ее, диверсифицируя сырьевую корзину», — говорит наш источник. Но далее он делает одну важную ремарку: «Форма этого [сырьевого] обеспечения может быть разной: как сохранение актива в периметре, так и долгосрочные контракты».
Еще один источник утверждает, что речи о вхождении ТАИФ-НК в сделку не идет в принципе, равно как и о сети АЗС ТАИФа. Что касается технологической зависимости НПЗ, то она СИБУРу даже на руку: можно будет легко продавить партнера по ценам, деваться ему все равно некуда. Таким образом определится и без того непростая экономика нижнекамского НПЗ.
Глубина переработки нефти по итогам 2020-го составила 81,5%, годом ранее — 73,4%, и это при том, что средний для России показатель — 84,4%. У НПЗ нет своего сырья, в этом отношении предприятие полностью зависит от поставок и цен «Татнефти»
С убытком в 25 миллиардов
Нежелание СИБУРа влезать в ТАИФ-НК может быть связано и с непростым положением, в котором находится предприятие. За десятилетия работы оно так и не стало образцом эффективности. Глубина переработки нефти по итогам 2020-го составила 81,5%, годом ранее — 73,4%, и это при том, что средний для России показатель — 84,4%, а у ТАНЕКО «Татнефти» — 98,2%. В то же время у НПЗ нет своего сырья, в этом отношении предприятие полностью зависит от поставок и цен «Татнефти».
База предприятия — установка ЭЛОУ-АВТ-7, введенная в эксплуатацию в 1979 году и с тех пор не раз подвергавшаяся реконструкции. В советские времена это была все лишь одна из составных частей НКНХ, отсюда, собственно, и прямая труба, о которой шла речь выше. В 1997 году, когда власти республики приняли решение строить НПЗ, установку выделили и передали в ОАО «Нижнекамский НПЗ», где «Татнефть» получила долю в 63%, НКНХ — 25%, ТАИФ — 7,5%. Но в 2002 году, когда первую очередь НПЗ ввели в строй, отношения между партнерами разладились. Первый президент РТ Минтимер Шаймиев принял решение в пользу ТАИФа, который стал полновластным собственником комплекса. «Татнефть» отправилась с нуля строить ТАНЕКО.
Далее ТАИФ постепенно модернизировал и расширял доставшееся ему наследство. Однако роковой стала начавшаяся в 2012 году стройка КГПТО — комплекса глубокой переработки тяжелых нефтяных остатков. Инновационная технология сулила золотые горы, но в итоге не оправдала надежд. Комплекс обошелся ТАИФу как минимум в 110 млрд рублей, однако пока объект так и не введен в эксплуатацию из-за претензий Ростехнадзора к его безопасности. По нашим данным, несмотря на гордые заверения менеджмента ТАИФа, КГПТО и сейчас работает со сбоями: на данный момент завод (неизвестно, полностью либо частично) простаивает, а заработает, даст бог, в мае. Причина — технические неполадки.
Роковой стала стройка КГПТО. Инновационная технология сулила золотые горы, но в итоге не оправдала надежд. Комплекс обошелся ТАИФу как минимум в 110 млрд рублей, однако объект пока так и не введен в эксплуатацию из-за претензий Ростехнадзора
В сухом остатке — неблестящие финансовые показатели. В 2020 году выручка ТАИФ-НК сократилась на 29% с 207 млрд рублей до 147 млрд рублей, а чистая прибыль в 1,2 млрд рублей 2019-го сменилась убытком в 24,9 миллиарда.
Из чего он складывается? Операционный убыток, то есть потери от основной деятельности, составил 13,1 млрд рублей. Вдобавок в прошлом году ТАИФ-НК получил отрицательное сальдо прочих расходов и доходов (минус 15 млрд рублей) против положительного (плюс 13,2 млрд рублей) годом ранее. Абсолютная разница по данной статье, год к году, составила 28,2 млрд рублей! Такой резкий дисбаланс, как правило, вносят курсовые разницы, а возникают они по причине переоценки активов и обязательств компании, номинированных в иностранной валюте. Проще говоря, ТАИФ-НК, как и его старший брат по холдингу, «Нижнекамскнефтехим», мог угодить в ловушку валютных займов.
Долги завода выросли на 12 млрд до 71,7 млрд рублей по долгосрочным займам и на 13,9 млрд до 25 млрд рублей по краткосрочным. Общая сумма задолженности, таким образом, составила почти 97 млрд рублей — примерно как госдолг всего Татарстана (97,7 млрд рублей).
Не стоит думать, что проблемные финансы — результат коронавирусного шока. Кризис усугубил проблемы, но в операционный минус на 8,2 млрд рублей ТАИФ-НК ушел уже по итогам 2019 года. Да и в целом показатели ухудшались от года к году. Еще в 2012-м чистая прибыль завода составляла 10,7 млрд рублей и все эти годы последовательно снижалась.
Не располагают к оптимизму и внешние условия. Федеральное правительство требует от владельцев НПЗ инвестиций, для чего вводится обратный акциз на нефть для заводов, вкладывающихся в модернизацию. Для этого необходимо заключить соглашение с минэнерго РФ на сумму не менее 30 млрд рублей и вложить по меньшей мере 10% суммы уже в 2020 году. Недавно минэнерго опубликовало список инвестпроектов, попавших под программу: в него вошел ТАНЕКО, а ТАИФ-НК среди них нет. Инвестиционная программа (строительство КГПТО) уже завершена, вложения сделаны, а все силы были стянуты на другом проекте — этиленовом комплексе НКНХ. Но тогда конкуренты ТАИФа, воспользовавшиеся обратным акцизом, получат преимущество, а старые мощности могут оказаться неконкурентоспособными. На это ТАИФ уже жаловался в корпоративном издании (речь шла о схожей политике обратного акциза для нефтехимии).
Словом, с позиции внешнего покупателя ТАИФ-НК может выглядеть как генератор убытков. Поэтому кажется более логичным оставить команду Альберта Шигабутдинова и дальше мастерить каменный цветок в виде КГПТО, покупая нафту с советской ЭЛОУ-АВТ-7 1979 года.
Так что же остается делать ТАИФ-НК, если он останется под контролем ТАИФа? Можно постараться выжить и развиваться без влиятельных партнеров. Можно попробовать и продать: хоть и с долгами, а актив
«Татнефть» готова раскрыть объятия?
В сложившихся условиях ТАИФ может попытаться сохранить ТАИФ-НК в своих руках, но такой путь не кажется перспективным — независимых НПЗ в России почти не осталось. Поэтому вполне очевиден вариант с продажей: хоть и с долгами, а актив.
Тем более что интересанты, как выяснил «БИЗНЕС Online», есть прямо под боком. Как рассказали нам представители «Татнефти», около 8 месяцев назад на ТАНЕКО по заданию руководства изучали схему и возможности интеграции с ТАИФ-НК. Тогда, в «коронавирусном» 2020-м, рынок сбыта демонстрировал падение, НПЗ жаловались на низкую загрузку и сокращение спроса. В «Татнефти» не исключают интеграцию и сейчас: «Прямых предложений [о продаже ТАИФ-НК] нам не поступало. Но мы на рынке и всегда готовы изучать выгодные с коммерческой точки зрения предложения», — сказал представитель компании.
Если такой вариант реализуется, то, объединив действующие и перспективные мощности ТАИФ-НК и ТАНЕКО, «Татнефть» получит комплекс с объемом переработки почти в 22 млн т — едва ли не самый крупный в России, способный свергнуть с пьедестала Омский НПЗ «Газпромнефти». А где масштаб, там и возможность сократить издержки.
Настораживает одно — у «Татнефти» и ТАИФа в последние годы совсем не получались переговоры о цене.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 311
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.