Первое — школа перестала заниматься воспитанием. Второе — равнодушное отношение к системе образования самого государства. Вот эти причины были самыми главными приведшими к появлению «казанского стрелка», считает директор школы «СОлНЦе» Павел Шмаков. Он рассказывает о своем отношении к произошедшему и методах возможной профилактики такого рода преступлений.
Павел Шмаков: «Равнодушие государства, непрофессионализм силовиков и неправильная концепция воспитания в школах»
У нас силовики работают плохо, и школа работает плохо
Все это от того, что школа не занимается воспитательной работой. У нас ведь несколько лет назад отделили воспитание от школы! Теперь этим занимаются только родители, а учебное заведение лишь кормит знаниями, вот школу дети и ненавидят. А для нас самое главное, чтобы ее дети любили, поэтому да, у нас могут быть проблемы, но таких трагедий быть не может.
Это первая и главная причина произошедшего — парень ненавидел школу, и, соответственно, его школа ненавидела. Без сомнения это выродок, но причина — откуда такие берутся? Оттого, что их ненавидят, оттого, что тех людей, которые не вписываются и не социализируются, школа гнобит. А ведь он ушел из гимназии три с лишним года назад, но тут важно другое: его и отсюда выгнали, его и из колледжа ТИСБИ выгнали тоже. Ненависть зрела в нем, родители его не понимали, так часто бывает.
Но, например, в моей школе случилась ситуация буквально на днях: мальчик поругался поздно вечером с родителями, пошел гулять и написал любимой учительнице: «Я гуляю по улице». А она говорит ему: «Приходи в школу, мы тебя тут ждем». Он пришел в школу и переночевал, то есть у ребенка есть место, куда прийти, когда ему плохо. А когда ему и дома плохо, и в школе плохо, то такие страшные вещи и происходят.
«Я с 2015 года ставлю вопрос о том, что у нас на охране сидит гардеробщица, старенькая бабушка. Я просил ставку вахтера дневного выделить или ЧОП нам прислать. Государство экономит на детях — это страшная вещь»
Но есть и вторая причина — это отношение государства, которое совершенно равнодушно к нашей безопасности. Я с 2015 года ставлю вопрос о том, что у нас на охране сидит гардеробщица, старенькая бабушка. Я просил ставку вахтера дневного выделить или ЧОП нам прислать. В 175-й гимназии собирали деньги на ЧОП с родителей, те возмутились, то есть государство экономит на детях — это тоже страшная вещь.
Я писал обращения, несколько раз направлял Алексею Песошину или, скажем, тогда еще вице-мэру Казани Дамиру Фаттахову, который сейчас министр по делам молодежи, но они все были равнодушны. Фаттахов так напрямую и писал: собирайте с родителей деньги, возможности помочь нет. То есть государство равнодушно к школе. Ну что вы хотите?
Метод контроля не работает! Либо действует метод защиты, когда полиция оберегает школы, — это один вариант, либо метод воспитания. Вот, скажем в Финляндии, где я 11 лет прожил, в 1970-х годах закрыли свои РОНО — органы надзора за преподавателями. Над учителем не надо надзирать, надзирать нужно над преступниками. Как получилось, что силовики борются с учителями татарского, пять прокуроров сидели у меня в школе, проверяли бумажки вместо того, чтобы смотреть, как ходит по улице человек с ружьем. Он же открыто шел по улице с оружием! То есть наши силовые структуры работают бездарно, а за это стыдно, потому что получают там сейчас хорошие деньги.
У нас силовики работают плохо, и школа работает плохо, школа работает плохо по причине того, что не воспитывает. Причем у нас есть те, кто работает хорошо, у нас прекрасные поэты, писатели, художники. У нас прекрасная начальная школа, именно начальная, куда люди идут по призванию. Дальше школа работает трудно, на ней деньги экономят. Вы знаете, что я уже на протяжении 7–8 лет добиваюсь для своей школы постройки спортзала, у меня школьники занимаются абы как физкультурой, на улице, потому что у государства нет денег на спортзал. Равнодушие государства, непрофессионализм силовиков и неправильная концепция воспитания в школах.
«Нужны широкие обсуждения всех вопросов, необходимы в школах психологи, у нас нет, например. Из своих личных денег, из зарплаты я плачу немножко, но психолога официального у нас нет, не полагается такая ставка»
Чем активнее станут родители, тем будет лучше
Дело не в контроле, не должна прокуратура контролировать школу, где нужны нормальные, высокооплачиваемые учителя и надо создавать условия для детей. А надзор необходим за тем, чтобы не было преступников. Когда приезжает к нам какой-нибудь высокий начальник, на всех улицах стоят гаишники, а вот чтобы школу защищать — на это у них сил нет.
Все это обсуждаем с коллегами: как работаем, как надо работать, но, понимаете, нашу школу дети любят, они сюда хотят приходить.
Нужны широкие обсуждения всех вопросов, необходимы в школах психологи, у нас нет, например. Из своих личных денег, из зарплаты я плачу немножко, но психолога официального у нас нет, не полагается такая ставка.
Что касается темы безопасности, то необходимо проводить тренировки, вот мы для себя такой вывод сделали: будем проигрывать, что мы станем делать в такой ситуации? Нужны деловые игры на эту тему.
Когда произошел предыдущий случай два года назад, когда в 7-ю гимназию Казани мальчик с ножом вошел, то никаких выводов сделано не было, я об этом говорил и на «БИЗНЕС Online».
Концепцию менять надо подхода к таким вещам. Власти до убийства вообще не реагировали ни на что. А сейчас они начали формальные проверки: осмотрели здание, дали бумажки и ушли. Это же не работа, так нельзя!
Вот у нас в Казани, наверное, что-нибудь станет лучше, не знаю, потому что людей тряхнуло. Да, в Казани станет лучше на какое-то время, а по всей России будет все опять плохо. Нас предыдущий случай ничему не научил, в ведь были происшествия в Улан-Удэ, Перми. Надо у вас на «БИЗНЕС Online» проводить круглые столы, пригласить туда разных людей — и психологов, и директоров школ, и министра МВД.
Да, сейчас на какое-то время станет лучше, закрутят гайки. Потом снова все забудут, но в ближайшие год-два в Казани будет жесткий контроль. Но контроль-то — это временная мера, они начнут проверять директоров, школы, директора будут хуже работать, потому что их проверяют, учителя станут красить газоны перед школами. Вы же знаете, как у нас проверки осуществляются. Приходит проверка, и их быстренько накормят в столовой. Я знаю, как проходят проверки, везде, во всех школах. Приходит полицейский, его быстренько покормят, он, счастливый, уходит, а если его плохо покормят, то он хуже напишет результат, это все вроде по-житейски, так оно и произойдет, к сожалению.
В Финляндии таких случаев убийств в школах нет, в Америке — да, но там оружие свободно, а в Финляндии очень сильно поставлена воспитательная работа, а Америка же не идеал всего школьного дела. Идеал школьного дела — это Финляндия, Сингапур, Южная Корея, там таких случаев нет.
Оружие ему как-то продали, у людей защищаться оружия нет, а ему выдают свободно, это же все взятки, у нас коррупция всюду. У нас на школьных олимпиадах коррупция. У меня ученик Никита Алкин написал лучшую работу по биологии в мире, а в районе был вторым, первым стал человек, который знал правильные ответы. А мой ученик по России был первым и в мире первым. И так на всех олимпиадах, кроме математики.
И еще. Чем активнее станут родители, тем будет лучше, пусть они приходят в школу, наша школа открыта, надо, чтобы родители участвовали во всем и требовали вахтеров, ЧОП, психолога, проведения деловых игр. А государству нужно больше внимания уделять школе, пока она привлекает внимание только тогда, когда кого-то убивают!
Павел Шмаков
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 127
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.