«Глава исполнительной вертикали пытается нащупать или стимулировать создание эффективной команды по проблемным направлениям», — так оценивают политологи сегодняшнее назначение на пост руководителя Росмолодежи Ксении Разуваевой. О том, стало ли эхо казанской трагедии катализатором изменений молодежной политики, что, по мнению главы минмола Татарстана, нужно сделать в этой сфере первым делом и обретет ли теперь Росмолодежь министерский статус, — в материале «БИЗНЕС Online».
Федеральное агентство по делам молодежи возглавила Ксения Разуваева, которая ранее руководила департаментом молодежных проектов и добровольческих инициатив управления президента РФ по общественным проектам
Росмолодежь возглавила Ксения Разуваева
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин сегодня провел ряд кадровых перестановок, которые говорят о том, что в российской государственной молодежной политике грядут перемены. Так, федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) возглавила 30-летняя Ксения Разуваева, которая ранее руководила департаментом молодежных проектов и добровольческих инициатив управления президента РФ по общественным проектам. А прежний глава Росмолодежи Александр Бугаев, который проработал на этом посту четыре года, теперь назначен первым заместителем министра просвещения России.
«Имеет большой опыт общественной деятельности, принимала активное участие в развитии волонтерского движения России», — говорится о назначении Разуваевой в релизе, опубликованном на сайте кабмина. Остальная ее биография достаточно лаконична. Известно, что новый руководитель Росмолодежи родилась 6 февраля 1991 года, окончила РАНХиГС, а затем магистратуру в Российском государственном социальном университете. После этого она возглавляла роспатриотцентр, курируя в том числе подготовку молодежных образовательных форумов уровня «Тавриды», и занималась организацией отдыха детей из малообеспеченных семей в должности заместителя директора государственного автономного учреждения культуры «Мосгортур».
Сообщалось, что в команде первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко Разуваевой довольны. Но многое еще зависит от того, кто сформирует новый костяк Росмолодежи (в том, что агентство ждут и другие кадровые изменения, сомневаться не приходится). Кто попадет в команду Разуваевой, пока неизвестно. Однако, по данным источников «БИЗНЕС Online», на пост одного из ключевых замов вполне может и рассматриваться кандидатура министра по делам молодежи РТ Дамира Фаттахова. Мол, его опыт на аналогичной должности в Татарстане, включающий и бюджет в 1,6 млрд рублей за прошлый год, и масштабную программу развития детских лагерей, и яркий экстрим-парк «Урам», и создание молодежного парламента, давно должен быть успешно экстраполирован на всю Россию. Сам министр не подтвердил, но и не опроверг данные сведения. «Не могу это прокомментировать. Такой информацией не обладаю», — ответил он на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online».
В команде первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко Разуваевой довольны. Но многое еще зависит от того, кто попадет в ее команду, это пока неизвестно
Нового шефа российской государственной молодежной политики Фаттахов характеризует как инициативного, талантливого и яркого руководителя, обращая внимание на то, что Ксения Денисовна — новатор в волонтерском направлении, а также является одним из идеологов всероссийского движения «Мы вместе». В прошлом году она стала основным драйвером всероссийского проекта для школьников «Большая перемена». «Важно отметить ее внимание к вопросу поддержки творческой молодежи и креативных индустрий в стране. Яркие примеры тому — самый масштабный форум „Таврида“ в Крыму и программа развития арт-резиденций, в которой участвует и Татарстан. Уверен, что с ее вкладом отрасль получит новый импульс для развития, который почувствуют и регионы, а благодаря опыту удастся вовлечь всех субъектов на межведомственном уровне», — говорит Фаттахов.
Глава минмолодежи РТ предполагает, что с назначением Разуваевой в ближайшей перспективе появится ожидаемая федеральная целевая программа «Молодежь России», программа реновации инфраструктуры молодежной политики, а также федеральный стандарт ГМП, который определит норму обеспеченности учреждениями молодежной политики. «Ксения Денисовна хорошо знакома с молодежной политикой в республике. Уверен, что опыт Татарстана благодаря нашим добрым отношениям будет еще активнее использоваться — уникальные проекты для работающей молодежи, стандарт деятельности молодежных центров, программы реновации учреждений молодежной политики и другие», — отмечает министр.
«Не могу это прокомментировать. Такой информацией не обладаю», — ответил Дамир Фаттахов на вопрос о назначении
«Отрасль является недообеспеченной ни инфраструктурно, ни финансово, ни нормативно»
Рассуждая о развитии молодежной политики в стране, Фаттахов обращает внимание, что сама отрасль, призванная обеспечить государственную поддержку молодежи, сегодня во многом является недообеспеченной ни инфраструктурно, ни финансово, ни нормативно.
«Критичными для регионов остаются вопросы отсутствия федеральной отраслевой целевой программы софинансирования отрасли и отсутствия нас в майских указах, из-за чего мы не можем ежегодно индексировать зарплату специалистов по работе с молодежью и попросту неконкурентоспособны в борьбе за ценные кадры, — говорит глава минмола РТ. — У нас нет единой номенклатуры учреждений и норматива обеспеченности учреждениями молодежной политики, в результате чего всегда стоим первыми, кому угрожает так называемая оптимизация. Например, если есть соответствующий федеральный норматив, никто не ставит под сомнение, что в микрорайоне обязательно должна быть школа, а в каждом муниципалитете — свой ДК. Но в отношении молодежных объектов такой однозначной позиции даже близко нет».
Фаттахов убежден, что необходимо сформировать межведомственную рабочую группу с участием ученых и экспертов из регионов страны и непосредственно из муниципалитетов по подготовке и принятию федерального стандарта (по аналогии с ФГОС — федеральным государственным образовательным стандартом), который закрепит номенклатуру учреждений молодежной политики и норму обеспеченности в каждом муниципалитете. Кроме того, по мнению собеседника, необходимо обеспечить «максимальную интеграцию всех органов государственной власти на региональном и муниципальном уровне в адресную работу с молодежью». Возможной аналогией является сегодняшний процесс цифровой трансформации государства, когда в каждом ведомстве появляется ответственный CDTO (Chief Digital Transformation Officer) в лице заместителя министра, вокруг которого формируется команда, обеспечивающая должное внимание к вопросу повышения цифровой зрелости каждого министерства.
«Думаю, вопрос работы с молодежью имеет не меньшую актуальность. Считаю, что в каждом ведомстве также должен появиться заместитель руководителя, ответственный за реализацию молодежной политики в своей отрасли. Его задача — обеспечить вовлеченность молодежи в формирование и реализацию отраслевых программ. Сделать их востребованными и доступными для молодежи. Уверен, что вместе мы сможем предложить новые подходы, решения и модели федеральной и региональной молодежной политики, предполагающие соответствующие изменения в структуре органов власти. Все это должно найти свое отражение в вышеупомянутом федеральном стандарте», — заключил Фаттахов.
«В своем апрельском послании президент Владимир Путин сказал о том, что в каждом нацпроекте, которых у нас 13, должен быть раздел, посвященный молодежи и молодежной политике»
«За кризисами мало кто обращал внимание, чем вообще занимается Росмолодежь»
Слухи о назначении Разуваевой в СМИ и телеграм-каналах мелькали последние два дня. Так, РБК со ссылкой на свой источник, «знакомый с обсуждением вопроса», пишет, что ей предстоит изменить подходы к молодежной политике, так как «большое число молодых людей среди участников несогласованных митингов в поддержку Алексея Навального в Москве и Санкт-Петербурге показало, что эта работа должным образом не велась».
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», тоже скептически оценивают уровень работы с молодежью в России. Но почему кадровое решение принято именно сейчас? С 11 мая в правительстве даже на уровне релизов и публичных выступлений словосочетание «молодежная политика» стало звучать чаще — к сожалению, в связи с казанской трагедией.
Впрочем, экс-министр по делам молодежи и спорту РТ, депутат Госдумы РФ Марат Бариев полагает, что с казанскими событиями это назначение не связано, но он уверен, что Кремль в настоящий момент, действительно, не устраивает ситуация с реализацией в стране молодежной политики. «Меня это тоже не устраивает, мы об этом все время говорим. И в последнее время видим, что принимаются системные меры для того, чтобы данную работу усилить и поднять на более высокий уровень», — подчеркивает Бариев, в качестве примеров таких мер называя внесение в Конституцию России понятия о молодежной политике и ответственности за такую работу.
«После этого приняли наконец-то закон о молодежной политике в Российской Федерации, чего не могли сделать более 20 лет. И это большая победа. Наконец, в своем апрельском послании президент Владимир Путин сказал о том, что в каждом нацпроекте, которых у нас 13, должен быть раздел, посвященный молодежи и молодежной политике. И это серьезное, кардинальное изменение в отношении молодежи и реализации тех полномочий и прав молодежи, которые закреплены в Законе о молодежной политике», — отмечает депутат Госдумы. По его словам, в 2021 году поднимут и статус самого этого федерального агентства, преобразуют его или в министерство по делам молодежи, или в госкомитет по делам молодежи. «Это тоже не за горами. Но тогда мы можем дойти и до реализации того, что в Казани на научном конгрессе предложил министр молодежи РТ Дамир Фаттахов. Что в каждом ведомстве должен быть кто-то на уровне заместителя или еще какого-то руководителя, кто отвечал бы за молодежную политику в своей сфере. Я тоже считаю, что это совершенно необходимо», — подчеркивает Бариев.
Генеральный директор центра политической информации Алексей Мухин в разговоре с нашим изданием оценил ситуацию в молодежной сфере еще более критично. «Кадровая ситуация по молодежи, по туризму у нас аховая. Поэтому, видимо, глава исполнительной вертикали пытается нащупать или стимулировать создание эффективной команды по таким проблемным направлениям. Подобная ситуация сложилась, когда молодежную политику стали отдавать на откуп людям, которые видели эту отрасль не как стратегическую, а как сферу для тактической поддержки „Единой России“, для решения текущих оперативных задач, — говорит Мухин. — Претензии к кураторам, главам молодежной политики всегда были, и очень серьезные. Но за экономическими, политическими кризисами мало кто обращал внимание, чем вообще занимается Росмолодежь». Мишустин, как считает Мухин, решил ситуацию в корне поменять. «Получится ли у него, не знаю, — добавил собеседник. — Посмотрим, как Разуваева будет работать, но сейчас это, действительно, очень слабое направление деятельности».
По словам Павла Салина, оба функционера — и бывший, и нынешний глава Росмолодежи — относятся к молодому поколению российских чиновников, которые хорошо понимают основное правило игры, а именно правило освоения бюджетных средств
«Если бы не было казанской трагедии, может, последняя капля оказалась бы другой и позже»
Политолог Павел Салин согласен с предположением, что предлогом для смены руководителя послужили последние события в стране. «Одна группа, которая лоббировала нового главу, форсировала усилия, но те, кто принимал окончательное решение, — им это все было легендировано неэффективной молодежной политикой Росмолодежи, что является абсолютной правдой, — объясняет эксперт. — Если бы не было казанской трагедии, может, последняя капля оказалась бы другой и позже. Но по большому счету за провалы в молодежной политике, которые объективно являются провалами всей российской политической системы, было вынуждено отвечать предыдущее руководство Росмолодежи. Но при новом вряд ли станет лучше, потому что оно, в принципе, такое же, просто представляет интересы других групп. Меняются лишь бенефициары финансовых потоков».
По словам Салина, оба функционера — и бывший, и нынешний глава Росмолодежи — относятся к молодому поколению российских чиновников, которые хорошо понимают основное правило игры, а именно правило освоения бюджетных средств. При этом эксперт сомневается, что у агентства будет министерский статус. «Как инструмент освоения бюджетных средств Росмолодежь устраивает всех игроков, которые имеют отношение к контролю над ней и финансовыми потоками. В то же время есть другие игроки, которые с самого начала не особо в восторге от Росмолодежи. Еще когда ведомство создавалось, многие были против такого статуса, и сейчас ситуация не изменилась», — объяснил собеседник.
По мнению директора Института политических исследований, члена Общественной палаты РФ Сергея Маркова, назначение Разуваевой означает курс на более патриотические убеждения. «Видимо, уходит эта линия, что прежде всего в современной экономике нужно учить молодежь карьерному росту. Победила та точка зрения, что в первую очередь надо создавать молодежные учреждения, способные сопротивляться попыткам государственного переворота в России. И, видимо, в этой связи произошло переподчинение, и человек, который раньше занимался проблемами подготовки кадров для современных секторов экономики, и будет этим заниматься, только на посту первого зама министра просвещения», — говорит Марков. «Сейчас точно можно сказать, что сделан упор на патриотическое воспитание. Ведь раньше приоритет ставился на создание каких-то игровых структур для карьерного роста, карьеристов создавали. Сейчас создают бойцов», — уверен политолог.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 188
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.