При подготовке рейтинга главным критерием было то, насколько та или иная школа популярна у учеников и их родителей, а также как высоко она оценивается профессионалами в сфере образования При подготовке рейтинга главным критерием было то, насколько та или иная школа популярна у учеников и их родителей, а также как высоко она оценивается профессионалами в сфере образования Фото: tatarstan.ru

Как составлялся рейтинг и как за пять лет изменились школы Казани

Как говорят американцы, есть три хорошие причины для того, чтобы стать учителем: июнь, июль и август. Сегодня, в последний перед летними каникулами учебный день, «БИЗНЕС Online» публикует рейтинг наиболее престижных школ Казани. Таким образом, мы также даем большую фору тем, кто еще не определился с тем, в какую казанскую школу отдать своих детей в сентябре.

Сразу оговоримся: исследование во многом субъективно. Да, при подготовке рейтинга мы учитывали такие объективные показатели, как средний балл выпускника по ЕГЭ, количество олимпиадников и выпускников, поступаемость в вузы, но все же главным критерием было то, насколько та или иная школа популярна у учеников и их родителей, а также как высоко она оценивается профессионалами в сфере образования. Свои выводы мы сделали на основе серии закрытых интервью с инсайдерами — директорами школ, чиновниками, бизнесменами и экспертами. Поэтому заранее приносим извинения достойным школам, которые из-за субъективных оценок наших источников не вошли в топ-25 или не получили в нем желаемого места. Исправить ситуацию вы можете своими комментариями.

Мы изменили методологию: если в предыдущий раз, пять лет назад, рассматривали только государственные школы с полным циклом обучения (с 1-го по 11-й класс), то сейчас включили в рейтинг и гимназии, и лицеи, и школы-интернаты, и даже частные учебные заведения, чей учебный план существенно отличается от государственного образовательного стандарта.

Подобный подход вызвал немало критики со стороны наших спикеров — мол, как можно сравнивать лицей, который занимается отбором лучших детей из всех концов города, и «дворовую» школу, работающую с учащимися, живущими по соседству? Но мы все равно пошли на этот риск, учитывая, что в Казани немало школ полного цикла, которые показывают высокие результаты. В то же время было бы несправедливо, говоря о наиболее престижных школах, отсечь учебные заведения, которые работают с одаренными детьми. Также мы посчитали логичным включить в наш рейтинг одно учебное заведение из Иннополиса — территориально это, конечно, другой район республики, но большинство обучающихся в образовательных центрах наукограда — жители Казани.

Сейчас наибольшим престижем пользуются нетиповые образовательные организации, школы, которые набирают детей после 4-6 классов, имеют более узкую профилизацию, умеют работать с талантливыми и одаренными детьми Сейчас наибольшим престижем пользуются нетиповые образовательные организации, школы, которые набирают детей после 4–6-го классов, имеют более узкую профилизацию, умеют работать с талантливыми и одаренными детьми Фото: mon.tatarstan.ru

Ситуация в среднем образовании за пять лет поменялась кардинально. Первое: во время составления нашего предыдущего рейтинга высоко ценилось классическое образование с гуманитарным либо физико-математическим уклоном, а еще лучше — с углубленным изучением английского языка. Сейчас наибольшим престижем пользуются нетиповые образовательные организации, школы, которые набирают детей после 4–6-го классов, имеют более узкую профилизацию, умеют работать с талантливыми и одаренными детьми.

Второй момент — растет спрос на лицеи-интернаты, которые раньше воспринимались как школы для детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня это престижные (притом что часто бесплатные) учреждения, оснащенные по последнему слову техники, с прекрасными педагогами и блестящими учебными результатами. Кому-то сложно представить, как отдать свою кровинушку на целую неделю, с понедельника по пятницу, в интернат. Но и плюсов такой системы образования называют много. Во-первых, у современных родителей все меньше времени на занятия со своими детьми. Подсчитано, что в среднем в день родители полноценно общаются с детьми всего 10–12 минут (!). На дорогу до школы и обратно тратится слишком много драгоценного времени. А в интернате ребенок находится под постоянным присмотром взрослых, он огражден от деструктивного влияния улицы, окружен такими же заинтересованными в учебе детьми, привыкает к самостоятельности. Да и отношения с родителями у таких детей, как говорят, становятся более теплыми — родные успевают соскучиться друг по другу.

Третье изменение — это массовый уход со своих постов директоров школ, которые долгое время являлись столпами образования столицы РТ. С одной стороны, поменять директора — это всегда риск ослабить школу, нарушить традиции, но с другой — школа получает импульс к развитию в случае прихода толкового молодого руководителя.

Четвертое: крепнет мнение, что, увы, лучшее образование можно получить только за границей. Некоторые родители считают, что ребенок должен получить два образования: в России и за рубежом. В этой связи растет число школ, которые не гонятся за результатами отечественного ЕГЭ, а готовят детей к дальнейшей учебе и жизни за границей.

На первое место в Топ-25 школ Казани наши эксперты поставили 131-й лицей (ул. Бутлерова, д. 54) На первое место в топ-25 школ Казани наши эксперты поставили 131-й лицей (ул. Бутлерова, 54) Фото: kzn.ru

«В лучших традициях старой советской муштры»

На первое место в топ-25 школ Казани наши эксперты (оговорившись, что на этой позиции все школы из топ-5 как минимум) поставили «старый добрый» 131-й лицей (ул. Бутлерова, 54). Школа, работающая по физико-математическому профилю, построена в 1961 году, расположена в центре Казани — в окружении известных вузов, неподалеку — знаменитый Катановский переулок, где, как считается, долгое время жили первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев и экс-мэр Казани Камиль Исхаков, поблизости расположен премиальный ЖК «Вишневый сад» и облюбованная VIP'ами улица Щапова. Неудивительно, что 131-й лицей является местом притяжения детей обеспеченных и статусных родителей. Много лет лицей возглавляет Альфия Хабибуллина.

Наши собеседники говорят: «Альфие Блигвардовне без разницы, кто родители, для нее главное, чтобы ребенок был способным». Про Хабибуллину говорят, что она дама со своеобразным, но сильным характером. «Альфия Блигвардовна сама в юности была олимпиадницей. Сын у нее тоже олимпиадник, он сейчас где-то за границей живет, кажется, работает в сфере, связанной с IT, — рассказывают наши собеседники. — Есть школы, которые престижны только потому, что так принято считать и вроде как рейтинги высоки, а 131-й лицей — это реально сильная школа, в которой дают крепкие знания».

Ребята приходят сюда учиться с 7–9-го классов, предварительно сдав экзамены. Конкурс — порядка пяти человек на место. Отбирают мотивированных к учебе ребят как из Казани, так из ближайших районов — Зеленодольского и Высокогорского. 700 учеников здесь обучаются 58 учителями. Детей готовят как спортсменов к Олимпиаде. «У нее (у Хабибуллиной прим. ред.) очень много победителей международных олимпиад, все выпускники успешные, как правило, они выбирают для дальнейшей учебы московские вузы, многие потом работают за рубежом», — говорят наши собеседники.

Ребята приходят сюда учиться с 7-9 класса, предварительно сдав экзамены. Конкурс — порядка 5 человек на место. Отбирают мотивированных к учебе ребят как из Казани, так из ближайших районов — Зеленодольского и Высокогорского Ребята приходят сюда учиться с 7–9-го классов, предварительно сдав экзамены. Конкурс — порядка пяти человек на место. Отбирают мотивированных к учебе ребят как из Казани, так и из ближайших районов — Зеленодольского и Высокогорского Фото: kzn.ru

На что жалуются многие — это низкий уровень преподавания английского языка. «Английский, действительно, ОЧЕНЬ слабый, забыли все, чему учили в обычной неанглийской», — пишет в соцсетях одна из родительниц (орфография и пунктуация автора сохраненыприм. ред.).

Школа традиционно занимает верхние строчки различных рейтингов. Например, по итогам 2020 года 131-й лицей выпустил в большой мир больше всего стобалльников по ЕГЭ среди татарстанских школ. Кроме того, средний балл ЕГЭ по математике в лицее оказался самым высоким по республике — 80,89, а по русскому языку — в числе лучших, 85,8 (данные из отчета управления образования Казани за 2020 год). В прошлом году 22 ученика стали победителями заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, это второй результат по РТ (после лицея-интерната №2). По рейтингу РАЕХ 131-й лицей также оказался в прошлом году на первом месте в РТ по конкурентоспособности выпускников (количеству поступивших в ведущие вузы России) и на 36-м — в РФ.

Среди выпускников 131-го, если верить сайту «Одноклассники», немало известных личностей. Пожалуй, самый большой патриот альма-матер — это основатель группы IT-компаний FIX Дмитрий Еремеев, который взял и назвал в честь любимой школы свой банк — 131 Среди выпускников 131-го, если верить сайту «Одноклассники», немало известных личностей. Пожалуй, самый большой патриот альма матер — это основатель группы IT-компаний Fix Дмитрий Еремеев, который взял и назвал в честь любимой школы свой банк — 131 Фото: «БИЗНЕС Online»

Среди выпускников 131-го, если верить сайту «Одноклассники», немало известных личностей: бывший ректор КНИТУ-КАИ и экс-министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов, бывший сити-менеджер Казани и экс-депутат Госдумы РФ Марат Загидуллов, депутат Госдумы Олег Морозов, замминистра образования и науки РТ Андрей Поминов и др. Но, пожалуй, самый большой патриот альма матер — это основатель группы IT-компаний FIX Дмитрий Еремеев, который взял и назвал в честь любимой школы свой банк — 131.

Но есть у некоторых экспертов и вопросы, в частности, о том, что школа продолжает проповедовать советские принципы образования, муштрует на олимпиады и при этом мало следит за социализацией детей. «Да, Еремеев создал Банк 131, но скажите, если бы он учился не в 131-м лицее, а в другой школе, он создал бы свой банк? Думаю, что да, — рассуждает наш собеседник. — У 131-го лицея — величайший потенциал, но у меня есть ощущение, что школа как 10 лет назад работала, так и продолжает работать. Мир меняется, а она — нет». «Смогут ли эти дети социализироваться, внести вклад в экономику? Или они поступят на естественно-научные факультеты и оттуда уедут за границу? Это тоже неплохо, но я бы очень хотел видеть 131-й лицей не просто школой, которая стобалльников и олимпиадников штампует, а школой, воспитывающей людей, которые вносят свой вклад в развитие экономики Татарстана», — говорит один из экспертов.

Неподалеку от Казанского Кремля располагается наш серебряный призер — школа-интернат «Лицей имени Н. И. Лобачевского» (ул. Рахматуллина, 2/18) Неподалеку от Казанского кремля располагается наш серебряный призер — школа-интернат «Лицей им. Лобачевского» (ул. Рахматуллина, 2/18) Фото: mon.tatarstan.ru

Лобачевка: и баллы, и бал

Неподалеку от Казанского кремля располагается наш серебряный призер — школа-интернат «Лицей им. Лобачевского» (ул. Рахматуллина, 2/18). Сейчас в распоряжении школы пусть и небольшое, но очень красивое историческое здание Мариинской женской гимназии. Высокие потолки, широкие лестницы, большие перила — все это создает исторический дух. А зарождался лицей в 2001 году, когда на базе закрывшегося Академического лицея при КГУ был создан лицей №33, первым директором которого стал уже упомянутый нами Поминов. Но вскоре на данный пост была назначена Елена Скобельцына. В первые годы лицей ютился в тесных помещениях бывшего колледжа на улице Кави Наджми. В 2004-м лицей №33 был переименован в лицей им. Лобачевского при КГУ, в сентябре 2008-го переехал в здание, где ныне и располагается. С 2011 по 2013 год лицей возглавлял бывший директор Академического колледжа при КГУ Павел Шмаков (ныне он руководит школой «СОлНЦе»), но в 2013-м, когда учебное заведение целиком влилось в структуру КФУ, его вновь возглавила Скобельцына.

Территориальная близость к Кремлю, казанской мэрии, зданию прокуратуры РТ и многим другим госструктурам уже сама по себе подстегивает интерес высокопоставленных родителей к Лобачевке. Удобно: утром по дороге на работу закинул дитя, вечером — забрал. Неудивительно при этом, что вокруг школы всегда ходили слухи о том, что учеников якобы набирают «по блату». К тому же Лобачевка — школа сравнительно небольшая, а потому не способна вместить всех желающих. Согласно сведениям на сайте лицея, сейчас в нем учатся 527 человек, работают 35 педагогов. В классы набирают по 10–14 человек, чему рады как родители, так и сами обучающиеся, но не те, кто остался за бортом. Конкурс в учреждение огромный. «Лицей имени Лобачевского может принять только от 80 до 100 учащихся 6–8-х классов. А подается более 1,4 тысячи заявлений», — рассказывал главный куратор и покровитель лицея — ректор КФУ Ильшат Гафуров во время одного из «президентских» обходов исторического центра, настаивая на расширении здания. Отбор детей ведется для обучения с 7-го по 11-й класс.

«Лицей имени Лобачевского может принять только от 80 до 100 учащихся 6–8-х классов. А подается более 1,4 тысячи заявлений» «Лицей имени Лобачевского может принять только от 80 до 100 учащихся 6–8-х классов. А подается более 1,4 тысячи заявлений» Фото: mon.tatarstan.ru

Включение лицея в периметр крупнейшего федерального вуза дает ученикам уникальные возможности — пользоваться богатой инфраструктурой КФУ. По отзывам выпускников, в течение учебы они постоянно торчали в университете, в лицей часто приходили преподаватели вуза, фактически к окончанию образования у ребят не возникало вариантов, куда идти учиться дальше — конечно же, в КФУ. У школы есть свои фишечки, например ежеутренняя зарядка в фойе, личные ящички с ключом для каждого из учеников (прямо как в США), ежегодный Пушкинский бал. При лицее работает олимпиадный клуб, особенно высоко ценится уровень подготовки, которую дает один из лучших учителей информатики в стране — Сергей Михайлин: его ученики традиционно собирают «урожай» медалей на олимпиадах по программированию. По итогам 2021 года Лобачевка дала 9 победителей заключительного этапа ВОШ, из которых четверо — по информатике. В прошлом году пятеро выпускников окончили лицей с результатами ЕГЭ по 100 баллов. В рейтинге РАЕХ учебное заведение заняло второе место в топ-20 школ Татарстана по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России.

Отзывы в целом положительные. «Полно современных бесплатных кружков: робототехника, артстудия, кванториум и т. д. По подходу к обучению и к ребенку больше похоже на европейское образование, чем на российское», — пишет про лицей одна из мамочек на сайте schoolotzyv.ru (орфография и пунктуация автора сохраненыприм. ред.).

Самой элитной из элитных надо признать Международную школу Казани (третье место нашего рейтинга), которую возглавляет Нияз Гафиятуллин, депутат Госсовета Татарстана. Это частное учреждение, хотя учредителем школы является государственный холдинг «Связьинвестнефтехим» Самой элитной из элитных надо признать Международную школу Казани (третье место нашего рейтинга), которую возглавляет Нияз Гафиятуллин, депутат Госсовета Татарстана. Это частное учреждение, хотя учредителем школы является государственный холдинг «Связьинвестнефтехим» Фото: «БИЗНЕС Online»

ISK: «Татарский Кембридж»

Самой элитной из элитных надо признать Международную школу Казани (третье место нашего рейтинга), которую возглавляет Нияз Гафиятуллин, депутат Госсовета Татарстана. Это частное учреждение, хотя учредителем школы является государственный холдинг «Связьинвестнефтехим». Открыта школа в 2014 году. Обучение в ней ведется по программе международного бакалавриата (International Baccalaureate), детей сюда приводят в основном те, кто нацелен на иностранное высшее образование для своего ребенка: сертификат по программе IB принимают Гарвард, Принстон, Оксфорд, Кембридж и др. В классе обычно работают два человека — основной иностранный учитель и его русскоговорящий ассистент со знанием английского языка. Английский — основной рабочий язык школы, на котором ведется преподавание всех уроков, кроме русского языка. В основном здании на Мавлютова — начальная и средняя школа. Также начальное образование в ISK можно получить в новом здании на улице Федосеевской.

Стоимость обучения сверхвысокая: вступительный взнос — 200 тыс. рублей, ежемесячный платеж — от 68,5 тыс. до 78,5 тыс. рублей. Такой ценник отсекает подавляющее большинство казанских семей, но и среди детей элиты ведется отбор — при поступлении по уровню способностей отсеивают четырех претендентов из 10. В итоге остаются самые густые сливки общества. Неудивительно поэтому, что ISK острословы с завистью называют школой для мажоров. На сайте школы присутствуют отзывы счастливых родителей — директора ТРЦ «МЕГА» Лианы Сиразетдиновой, бизнесменов Ильи Вольфсона, Айдара Исмагилова, Руслана Абдулнасырова и др. В прошлом здесь учились трое детей бывшего тренера «Рубина» Хави Грасии, но самым известным учеником является сын президента РТ Рустама Минниханова  Искандер. Согласно данным edu.tatar.ru, в ISK 368 учеников и 43 педагога. Правда, говорят, среди VIP'ов существует некая неофициальная разнарядка по заполняемости школы — якобы их заставляют выбирать Международную школу, но нам данную информацию никто не подтвердил.


«Среди учеников Международной школы вы не увидите высоких результатов олимпиад или ЕГЭ (сдавать ЕГЭ в этой школе можно, но необязательно — прим. ред.), но мы не можем сказать, что это плохая школа. Она с международным компонентом, там дети спокойно разговаривают на английском языке. Дети, которые там обучаются, имеют возможность в дальнейшем поехать учиться за рубежом», — говорят опрошенные нами эксперты.

В 2018 году СМИ писали о скандальном увольнении ряда иностранных преподавателей ISK якобы на фоне конфликта внутри коллектива школы. Также долгое время на слуху была история с отсутствием преподавания в международной школе татарского языка. «В то время, когда в школах велись уроки обязательного изучения татарского языка по 5–6 уроков в неделю, в Международной школе татарского языка вообще не было. После прокурорских проверок и многочисленных обращений родной язык в данной школе сделали только факультативом», — вспоминают наши собеседники.

Один из источников нашего издания рассказал, что вынужден был забрать своего ребенка из Международной школы. Основные претензии заключались в том, что учителя-иностранцы оказались недостаточно грамотными (сами писали с ошибками), многие разговаривали на английском с сильным акцентом. Помимо этого, школа будто бы не реагировала на поведение детей-хулиганов, «помощники учителя орали на детей», а вместо учебы школьники якобы занимались только танцами.

Тем не менее опрошенные родители, чьи дети там учатся, в целом довольны, причем не столько инфраструктурой (шикарной, конечно), но и атмосферой в школе (где каждый ребенок — личность), креативностью методик и обучения, а также западными методиками преподавания.

Кузница IT-элиты

Еще одно структурное подразделение КФУ в нашем топе — это занявший четвертое место IT-лицей (территория Деревни Универсиады), целью которого является подготовка интеллектуальной элиты в сфере информационных технологий. Открыт лицей был в 2012 году по инициативе Минниханова. В 2020-м заведение покинул директор Тимербулат Самерханов, который уехал на работу в Москву, теперь лицей возглавляет Ильдар Мухаметов.

«IT-лицей с приходом нового руководства (хотя прежний директор тоже был очень хорошим) взял новый вектор развития, — хвалят нового директора наши собеседники. — Ильдар Ринатович в прошлом работал в управлении образования, был заместителем министра, директором казанских лицеев-интернатов №2 и №7, имеет большой опыт работы, широту мысли и глубокое понимание всех школьных процессов».

Тем не менее другие наши эксперты считают, что с отъездом Самерханова IT–лицей сильно растерял свои позиции. «У Самерханова была цель вывести школу в лидеры, и, как только он это сделал, уехал. Действующий директор спокойнее, но до сих пор школа в топе», — отзываются другие наши собеседники. В плюс лицею ставится активное участие в олимпиадном движении, в прошлом году он провел на своей территории региональные этапы некоторых олимпиад.

Обучение ведется с 7-го по 11-й класс, отбор учеников производится в несколько этапов (как заочных, так и очных). На углубленном уровне лицеисты изучают математику, информатику, физику, химию и английский язык. Первоначально в IT-лицей брали только мальчиков, но после конфликта в 2013 году в связи с отказом лицея принимать девочек, набравших высокие баллы, учебное учреждение пересмотрело свою политику — сейчас на гендерные различия там не обращают внимания. Уже несколько лет учебное заведение входит в топ-100 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников по версии рейтингового агентства RAEX.

Располагается лицей на территории Деревни Универсиады, рядом с учебным корпусом имеется интернат, что позволяет набирать иногородних талантливых ребят и обеспечивать им надежную охрану и видеонаблюдение. По отзывам с сайта otzovik.com, жилищные условия в лицее «хорошие, проживание и учеба в комфортно-нормальных условиях», однако «атмосфера праздника и уюта отсутствует», есть некоторое ощущение «казармы».

Учеба в лицее бесплатная. В 2021 году лицей выиграл грант министерства образования и науки РФ на 600 млн рублей на создание специализированного учебного научного центра (СУНЦ КФУ). «В IT-лицей идут федеральные деньги, это позволяет обеспечивать хорошее техническое оснащение. По большей части там учатся неблатные дети», — говорят наши собеседники.

Среди серых хрущевок Московского района как бриллиант в грубой породе сверкает лицей-интернат № 2 (ул. Шамиля Усманова, 11), поставленный инсайдерами на пятую позиции в Топ-25 Среди серых хрущевок Московского района как бриллиант в грубой породе сверкает лицей-интернат №2 (ул. Шамиля Усманова, 11), поставленный инсайдерами на пятую позицию в топ-25 Фото: kzn.ru

Лицей-интернат №2 — только для мальчиков

Среди серых хрущевок Московского района как бриллиант в грубой породе сверкает лицей-интернат №2 (ул. Шамиля Усманова, 11), поставленный инсайдерами на пятую позицию в топ-25. Школа была учреждена в 1992 году как татаро-турецкий лицей, но сегодня это «нетиповое инновационное образовательное учреждение для одаренных детей» с круглосуточным пребыванием воспитанников.

На обучение сюда принимают мальчиков, окончивших 6-й класс общеобразовательной школы на основе конкурса. Преподаватели преимущественно (на 70%) тоже мужчины. Кстати, соответствующую традицию заложили еще основатели татаро-турецкого лицея. В лицее порядка 300 учащихся как из Казани, так и районов РТ и регионов РФ. В лицее внедряется модная ныне полилингвальность. Что же касается профиля, то есть как естественно-математическое, так и гуманитарное направление (история, право, английский язык).

Сейчас лицеем руководит Булат Гиниятуллин, но в топы школу выводил в последние годы Ирек Ризванов, который с прошлого года возглавляет управление образования Казани. Ученики лицея часто блистают на различных олимпиадах — в 2021 году он собрал больше всего финалистов заключительного этапа ВОШ (24) в республике. «Лицей-интернат №2 входит в топ-100 лучших школ России и по показателям достижений на российских и международных олимпиадах занимает уверенное первое место в республике, обходя все топовые школы Казани», — хвалил учебное заведение мэр Казани Ильсур Метшин на одном из совещаний.

«Лицей-интернат № 2 входит в топ-100 лучших школ России и по показателям достижений на российских и международных олимпиадах занимает уверенное первое место в республике, обходя все „топовые“ школы Казани», — хвалил школу мэр Казани Ильсур Метшин на одном из совещаний «Лицей-интернат №2 входит в топ-100 лучших школ России и по показателям достижений на российских и международных олимпиадах занимает уверенное первое место в республике, обходя все топовые школы Казани», — хвалил учебное заведение мэр Казани Ильсур Метшин на одном из совещаний Фото: kzn.ru

«Школа, может быть, была не на слуху, но в топ-5 всегда входила. В последние годы пришли молодые кадры. Педагоги — в основном мужчины. А мужчина-преподаватель не может быть средним. Если он закрепился в школе — значит, это сильный преподаватель с хорошей базой», — говорят наши собеседники.

В школе работает бизнес-инкубатор, в котором дети реально зарабатывают деньги. Например, именно там появились первые настольные татарские игры, причем бизнес оформляется по всем правилам, дети получают патент и полное юридическое и экономическое сопровождение проектов.

Слабых мест у школы по большому счету три. Во-первых, у некоторых критиков остаются подозрения, что данное заведение по-прежнему является криптотурецкой со всеми вытекающими плюсами и минусами. Во-вторых, нацеленность школы на победы на олимпиадах имеет обратную сторону медали. В гонке за победами ученики совершенно забрасывают другие предметы (преподаватели ориентируют их только на один предмет, только на победу — в итоге имеем односторонне развитых детей). В-третьих, местом лицея в прошлом была материально-техническая база, но потом был возведен пристрой, в котором разместились спортивный и актовый залы, учебные кабинеты, мастерская, медицинский блок и тренажерный зал, также капитально отремонтировали здание самого интерната. «Ризванов был воспитателем, учителем, директором, сейчас стал чиновником. Может, он станет хорошим чиновником, пока исполнитель. Но лицей явно потерял от его ухода. В школах Казани, когда уходит супердиректор, начинается расслабуха», — сетуют наши собеседники.


«Хогвартс» в Иннополисе

В 2015 году в городе Иннополисе (Квантовый бульвар, 1) был открыт «Лицей Иннополис» (6). Сейчас в инкубаторе талантов обучаются 150 будущих «IT-волшебников», которых взращивают 24 педагога во главе с директором Надеждой Сулимовой (в прошлом она работала в КФУ). В лицее учатся подростки, прошедшие многоступенчатый отбор. Обучение ведется с 7-го по 11-й класс, в классе по 15 человек. Программа лицея рассчитана на углубленное изучение физико-математических дисциплин. После уроков — дополнительные занятия по IT-направлению и иностранным языкам. Большинство выпускников хорошо говорят на языке Шекспира и при поступлении в Университет Иннополиса, на который, собственно, они и заточены, без проблем сдают непростой экзамен по «инглишу». Дополнительно ребята занимаются математикой и физикой, готовятся к олимпиадам, работают над исследовательскими проектами, ходят на спортивные секции, кружки по хореографии и вокалу. Обучение, проживание в интернате и пятиразовое питание в лицее бесплатное.

Дети главных попечителей Иннополиса — предпринимателя Николая Никифорова и вице-премьера РТ Романа Шайхутдинова — по нашим данным, в лицее не обучаются, но отпрыски представителей элиты здесь, конечно, есть. Например, тут учился ребенок замгубернатора одной из областей РФ. Но отношение и требования ко всем детям в заведении абсолютно одинаковое, заверили нас осведомленные источники.

У лицея одни из самых высоких показателей в РТ по ЕГЭ, причем как по математике, так и по русскому языку. Все выпускники традиционно поступают в вузы У лицея одни из самых высоких показателей в РТ по ЕГЭ, причем как по математике, так и по русскому языку. Все выпускники традиционно поступают в вузы Фото: «БИЗНЕС Online»

У лицея одни из самых высоких показателей в РТ по ЕГЭ, причем как по математике, так и по русскому языку. Все выпускники традиционно поступают в вузы. В этом году конкурс среди желающих поступить в лицей составил 13 человек на место, но набор ограничен размерами интерната, на поток принимают всего 30 человек.

Даже казанские ребята в большинстве своем живут в Иннополисе — дорога съедает слишком много времени. «Лицей, конечно же, превосходный, но блин, почему в такой ж*** его построили. Добираться из Казани ну просто нервов не хватает, по пробкам каждый день 1,5 часа в один конец в лучшем случае», — возмущается пользователь с ником Папа на сайте отзывов schoolotzyv.ru (орфография и пунктуация автора сохраненыприм. ред.).

По мнению наших собеседников, популярность IT-школ и вузов в будущем будет только нарастать. В целом за последние годы парадигма спроса на образовательные услуги кардинально изменилась — сегодня больше востребовано физико-математическое и IT-образование в совокупности со знанием английского языка.

Дать «образование со смыслом» обещают в 19-й казанской гимназии (проспект Победы, 48), которая в народе больше известна как «метшинская» (7) Дать «образование со смыслом» обещают в 19-й казанской гимназии (проспект Победы, 48), которая в народе больше известна как «метшинская» (7) Фото: «БИЗНЕС Online»

#ОдинДевять — бывшая «метшинская»

Дать «образование со смыслом» обещают в 19-й казанской гимназии (проспект Победы, 48), которая в народе больше известна как «метшинская» (7). Впрочем, дети Ильсура Раисовича сейчас в данной школе не обучаются: Тагир и Алия Метшины уже давно выпустились. Но по старой привычке расположенная в спальном районе столицы РТ школа продолжает носить негласное имя градоначальника. Гимназия по-прежнему очень популярна в Казани, среди желающих там обучаться большая конкуренция. Однако часть наших собеседников считают, что сегодня школа растеряла часть былого величия, ведь образовательное учреждение, в котором учатся дети VIP'ов, привлекает других высокопоставленных родителей, и все это формирует определенную среду.

Нужно особо подчеркнуть, что #ОдинДевять — это первая в нашем рейтинге муниципальная школа полного цикла (обучение с 1-го по 11-й класс). С 7-го класса в гимназии формируются полилингвальные пансионные классы, поступить в них могут школьники из всех уголков города, часть дисциплин они изучают на английском языке. На сайте сообщается, что гимназия получила право называться школой «Сколково», в ее стенах побывали экс-премьер Дмитрий Медведев, ведущая Тина Канделаки, хоккеист Вячеслав Фетисов и другие известные люди. Вход в школу, а также оплата за питание в ресторане осуществляется по отпечатку пальца. Школа на 100% охвачена Wi-Fi, имеет собственный 3D-кинотеатр, лабораторию 3D-проектирования и прочие навороты. Хорошо поставлена проектная деятельность. С 2016 года школу возглавляет Андрей Талманов, который имеет опыт работы в исполкоме Казани.

Гимназия по-прежнему очень популярна в Казани, среди желающих там обучаться большая конкуренция Гимназия по-прежнему очень популярна в Казани, среди желающих там обучаться большая конкуренция Фото: «БИЗНЕС Online»

Увы, школу неоднократно за ее историю потрясали коррупционные скандалы. «Руководители ряда образовательных организаций превратили школы в бизнес-центры по выколачиванию денег из родителей учащихся, создав центры платных образовательных услуг», — возмущался на одном из совещаний в 2019 году прокурор РТ Илдус Нафиков. Например, за счет собранных с родителей денег 19-я гимназия организовала… корпоративный выезд в ОАЭ, который стоил порядка 770 тыс. рублей. Впрочем, позднее в школе объяснили, что учителя ездили на обучающий семинар, где обменивались опытом. В прошлом руководство гимназии также не раз получило выговоры и штрафы в связи со злоупотреблениями в благотворительном фонде школы. В том же году школу потрясал новый скандал в связи с отчислением 9-классников.

Отзывы в сети содержат и критику на «злых учителей», качество питания, «перенаселение» классов (по 40 человек, 7 рядов парт), перегруженное расписание и ежегодные поборы по 5–50 тыс. рублей. «Гимназии, лицеи — это коммерческие учебные заведения. Отдала ребенка в гимназию — открывай кошелек», — ехидствуют анонимные комментаторы на сайте нашего издания.

Сегодня в школе учатся 1 654 ученика, их обучает 101 педагог. Согласно рейтингу RAEX 2020, 19-я заняла 7-ю строчку в топ-20 школ Татарстана по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России. Школа активна в олимпиадном движении, периодически «поставляет» республике стобалльников, хотя и не в самом большом количестве.

В 2015 году был создан ставший в нашем рейтинге восьмым Инженерный лицей-интернат КНИТУ-КАИ (ул. Гагарина, д. 8), его основным вдохновителем стал теперь уже бывший ректор вуза Альберт Гильмутдинов. В 2015 году был создан ставший в нашем рейтинге 8-м Инженерный лицей-интернат КНИТУ-КАИ (ул. Гагарина, 8), его основным вдохновителем стал теперь уже бывший ректор вуза Альберт Гильмутдинов. Фото: Андрей Титов

ИнЛи взмывает в небо

В 2015 году был создан ставший в нашем рейтинге 8-м Инженерный лицей-интернат КНИТУ-КАИ (ул. Гагарина, 8), его основным вдохновителем стал теперь уже бывший ректор вуза Альберт Гильмутдинов. Набор ведется с 5-го по 10-й класс, в гимназии удвоенными порциями преподают физику, математику и информатику. Конечно, лицеистов готовят с прицелом на будущее обучение в авиационном вузе, поэтому в числе прочего здесь имеются роскошные мастерские по 3D-моделированию, ученики проходят обучение по работе на станках с ЧПУ, плоттерной резке и 3D-печати. Будущих Королевых и Туполевых здесь собирают из всех уголков страны, чему способствует наличие интерната и бесплатное обучение. В этом году лицей получил федеральный грант на 245,5 млн рублей на создание специализированного учебного научного центра. Наши собеседники считают, что Инженерный лицей-интернат — это одно из самых перспективных и недооцененных пока родителями учебных заведений в Казани. Там учатся 157 детей, директор — Динар Габидуллин.

Набор ведется с 5 по 10-е классы, в гимназии удвоенными порциями преподают физику, математику и информатику Набор ведется с 5-го по 10-й класс, в гимназии удвоенными порциями преподают физику, математику и информатику Фото: Андрей Титов

«Абсолютный лидер для меня — это Инженерный лицей при КАИ. Это единственная школа, которая занимает первое место во всероссийском рейтинге WorldSkills. У выпускников там очень высокие баллы ЕГЭ по физике и математике. И там обязательное условие — проектная деятельность: беспилотники поднимают в воздух, любая инженерная идея находит свое воплощение», — рассказывает один из наших собеседников. «Пока у родителей это еще не школа номер один. Пытаются поступить в 131-й лицей, в другие исторически знаменитые школы, но, когда ИнЛи реализует свой грант, это будет просто бомба!» — предвкушают эксперты.

«Мы привыкли школы делить на гуманитарные и математические, а здесь профиль инженерный: учащийся от начала до конца ведет свой проект и выдает конечный продукт», — отмечает еще один собеседник нашего издания.

Еще одна школа, которую большинство экспертов однозначно включают в топ престижных (на этот раз на 9-м месте), — это гимназия № 122 им. Зайцевой (ул. Восстания, 80) Еще одна школа, которую большинство экспертов однозначно включают в топ престижных (на этот раз на 9-м месте), — это гимназия №122 им. Зайцевой (ул. Восстания, 80) Фото: kzn.ru

Гимназия №122: память о Жанетте Зайцевой жива

Еще одна школа, которую большинство экспертов однозначно включают в топ престижных (на этот раз на 9-м месте), — это гимназия №122 им. Зайцевой (ул. Восстания, 80). С 1964 года это была школа с углубленным изучением английского языка, а с 1991-го получила статус экспериментальной школы. Конечно, многие с ностальгией вспоминают Жанетту Зайцеву, которая руководила ей 21 год. В 2001-м школа, которая в прошлом растила инженеров для 16-го и 22-го заводов, усилиями Зайцевой стала гимназией и перешла в когорту учебных заведений для избранных. Сегодня там учатся 1 113 учеников и работают 74 учителя, дело Зайцевой продолжает Ольга Тигина.

«В 122-й школе была Черкасова — супердиректор, фантастический! После нее — тоже хороший директор, Зайцева, но не фантастический. Сейчас 122-я носит ее имя. И сейчас неплохой директор, но уже не так», — сетуют наши собеседники с большим опытом образовательной деятельности. «Жанетта Зайцева сделала эту школу, и она была сильной, сейчас директор сменился — и школы не слышно. Но она остается в топе, образование не та система, которую можно быстро разрушить», — говорят другие эксперты.

РАЕХ поставил 122-ю на 13-ю строчку в топ-20 школ Татарстана по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России РАЕХ поставил 122-ю на 13-ю строчку в топ-20 школ Татарстана по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России Фото: «БИЗНЕС Online»

РАЕХ поставил 122-ю на 13-ю строчку в топ-20 школ Татарстана по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России. В прошлом году школа выпустила четверых стобалльников по ЕГЭ, средние баллы по ЕГЭ в гимназии также неплохие (но не самые блестящие в РТ). Кроме того, в этом году 122-я дала республике троих победителей заключительного этапа ВОШ.

По данным наших источников, в школе учится немало детей высокопоставленных родителей. В нее крайне сложно попасть без протекции (даже первоклашек фильтруют по психотестам), из уст в уста родители передают слухи о том, что за поступление в школу якобы нужно отдать порядка 100 тыс. рублей. В соцсетях гимназию много критикуют за качество образования. «Хотите сломать психику ребенку — Вам сюда! Абсолютное равнодушие учителей и замученные дети! Строгость и дисциплина — это нужно и важно, но запугивать при этом детей недопустимо! То, что выпускники ненавидят свою школу, это о многом говорит!» — пишет некая Оленька М. (орфография и пунктуация автора сохраненыприм. ред.).

Стоит добавить, что выпускниками 122-й являются премьер-министр РТ Алексей Песошин, министр по делам молодежи Дамир Фаттахов и вице-спикер Госсовета РТ Юрий Камалтынов.

Замыкает первую десятку гимназия № 7 (ул. Адоратского, д. 25а). 2019-й учебный год она встретила без своего многолетнего директора Любови Кочневой, сейчас учреждение возглавляет Татьяна Кныш Замыкает первую десятку гимназия №7 (ул. Адоратского, 25а). 2019-й учебный год она встретила без своего многолетнего директора Любови Кочневой, сейчас учреждение возглавляет Татьяна Кныш Фото: Артем Дергунов

Гимназия №7 им. Героя России Козина

Замыкает первую десятку гимназия №7 (ул. Адоратского, 25а). 2019-й учебный год она встретила без своего многолетнего директора Любови Кочневой, сейчас учреждение возглавляет Татьяна Кныш. Школа гордится тем, что является базовой школой РАН, экспериментальной площадкой Российской академии образования, резидентом «Сколково» и обладает другими регалиями. Как сообщается на сайте школы, у нее есть свой автогородок, тир, несколько музеев, открытая лаборатория Эйнштейна для экспериментально-практических работ, свое радио, телевидение, газета и даже кабинет релаксации.

Кочнева сильной рукой вывела школу в число сильнейших в Казани. Сейчас школа уже «не так на слуху», как говорят наши собеседники, но в целом не растеряла былого величия. По данным исследования РАЕХ за 2020 год, она входит в топ-20 школ Татарстана по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России, выпускники показывают высокие баллы на ЕГЭ. В 7-й гимназии своих детей учили бывший премьер-министр РТ Ильдар Халиков, министр экономики Мидхат Шагиахметов и вице-мэр Казани Денис Калинкин.

«Кочнева была лидером, никогда не боялась высказывать свое мнение, могла заявить, что ее учителя не будут сдавать ЕГЭ (ЕГЭ для учителей ввел экс-министр образования РТ Энгель Фаттахов — прим. ред.), что это унизительно, что тренеры никогда не прыгают так, как спортсмены. Когда она ушла, многие родители стали забирать оттуда детей, некоторые учителя тоже ушли», — говорят наши спикеры.

Одной из возможных причин ухода Кочневой эксперты называют произошедшую два года назад неприятную историю. Когда вся республика ожидала визита президента России Владимира Путина, ученик пришел в школу с пневматическим пистолетом и ножом. «Я сама подошла к Искандеру, коснулась его рукой. Он был весь покрыт потом. Я обняла юношу, и он затрясся у меня на груди от рыданий», — рассказывала журналистам Кочнева. Жертв тогда удалось избежать, но, видимо, оргвыводы были сделаны.

«7-я гимназия все так же хорошо ценится, это в плюс бывшему директору, но и респект новому руководителю, коллективу. Значит, система была хорошо выстроена, раз с уходом личности она не рухнула», — рассуждают наши собеседники.

Самым ожидаемым школьным проектом последних лет стала занявшая в нашем рейтинге 11-е место школа «Адымнар» («Полилингвальный комплекс «Адымнар — путь к знаниям и согласию»), инициатором и главным куратором которой стал госсоветник РТ Минтимер Шаймиев Самым ожидаемым школьным проектом последних лет стала занявшая в нашем рейтинге 11-е место школа «Адымнар» («Полилингвальный комплекс «Адымнар — путь к знаниям и согласию»), инициатором и главным куратором которой стал госсоветник РТ Минтимер Шаймиев Фото: «БИЗНЕС Online»

Детище Шаймиева — «Адымнар»

Самым ожидаемым школьным проектом последних лет стала занявшая в нашем рейтинге 11-е место школа «Адымнар» («Полилингвальный комплекс «Адымнар — путь к знаниям и согласию»), инициатором и главным куратором которой стал госсоветник РТ Минтимер Шаймиев. Директор школы — Айдар Шамсутдинов, в школе учатся 2 886 детей, работают 158 педагогов. По объективным причинам (школа открыта менее года назад, 1 сентября 2020-го) пока нельзя говорить о каких-то рейтингах или качестве образования в ней, но наши эксперты авансом ставят «Адымнар» очень высокие оценки. «Знаю идею, директора, вижу, как к этому проекту подошли, поэтому ставлю его в топ за идею», — говорят наши спикеры.

Но к коллективу школы у некоторых родителей имеются нарекания, дескать, не все преподаватели там одинаково хороши. «Найти математика, хорошо преподающего на татарском, крайне сложно, найти географа, преподающего на английском, — тоже. Сама концепция сложная и требует времени. Тревоги родителей хоть и обоснованы, но чуда в момент не случается», — объясняют наши собеседники. Они отмечают, что хорошие педагоги — это головная боль любой школы и сегодня учителей для «Адымнар» специально готовят в Казани и Елабуге.

«Конечно, вопрос кадров там стоит, это же мощнейший вызов — 3 тысячи детей в одной школе. Также считаю, что очень высокая планка была поставлена при открытии школы», — согласен другой наш собеседник. «То, что проект лично курирует Шаймиев, сильно помогает. Конечно, кадры решают все, но сомнений нет по поводу „Адымнар“. Учитывая, какие ресурсы вкладываются в школу, проект просто не может не получиться», — уверены все наши собеседники.

Отметим, что в предыдущем нашем рейтинге «шаймиевской» называли небольшую старую гимназию №3 (ул. Горького, 16), где учился внук Минтимера Шариповича и дети Ильшата Фардиева, но при составлении данного рейтинга никто из экспертов про нее даже не вспомнил. Очевидно, первый президент РТ сконцентрировал все свои силы на новом масштабном проекте.

Специализированный олимпиадно-научный центр «СОлНЦе» (ул. Кави Наджми, д. 18), который идет в рейтинге на 12-й позиции, был создан в 2013 году Павлом Шмаковым после его ухода из Лицея им. Лобачевского Специализированный олимпиадно-научный центр «СОлНЦе» (ул. Кави Наджми, 18), который идет в рейтинге на 12-й позиции, был создан в 2013 году Павлом Шмаковым после его ухода из лицея им. Лобачевского Фото: tatarstan.ru

Заходит ли «СОлНЦе» Павла Шмакова?

Специализированный олимпиадно-научный центр «СОлНЦе» (ул. Кави Наджми, 18), который идет в рейтинге на 12-й позиции, был создан в 2013 году Шмаковым после его ухода из лицея им. Лобачевского. Первоначально центр ютился в не очень приспособленных для школы помещениях бывшего Академического колледжа, но в 2019-м у школы появился четырехэтажный пристрой, в котором разместился актовый зал, столовая и учебные классы. Благодаря непримиримой позиции Шмакова по самым разным вопросам, включая, как он сам не раз говорил, навязывания ему «блатных», школа не раз была на грани закрытия. «СОлНЦе» ведет многолетнюю судебную тяжбу с прокуратурой, чему на сайте школы даже отведена отдельная «ветка». Однако, после того как Шмаков фактически единственным из директоров школ Татарстана жестко выступил против запрета обязательного преподавания татарского языка, считается, что он обрел много сторонников среди татарской элиты.

«СОлНЦе» не входит в рейтинги РАЕХ, но школа традиционно сильна своими олимпиадниками (трое финалистов ВОШ по итогам 2021 года). Выпускники показывают высокие средние баллы на ЕГЭ по математике и русскому языку. Один ученик в прошлом году написал ЕГЭ по литературе на 100 баллов, что, учитывая малое количество школьников (всего 154 человека, зато 41 учитель), неплохой результат. В школе ведется набор учащихся 2–10-х классов в будущие 3–11-е классы. Имеется большой выбор кружков, также ученики ведут научно-исследовательскую деятельность, в школе практикуются походы на природу и прочие нестандартные мероприятия.

«СОлНЦе» не входит в рейтинги РАЕХ, но школа традиционно сильна своими олимпиадниками (трое финалистов ВОШ по итогам 2021 года). Выпускники показывают высокие средние баллы на ЕГЭ по математике и русскому языку «СОлНЦе» не входит в рейтинги РАЕХ, но школа традиционно сильна своими олимпиадниками (трое финалистов ВОШ по итогам 2021 года). Выпускники показывают высокие средние баллы на ЕГЭ по математике и русскому языку Фото: tatarstan.ru

«Из школы „СОлНЦе“ много ребят побеждают в олимпиадах, раз это есть, то, наверное, она хорошая, но по определенным причинам я бы не порекомендовала ее своим знакомым», — признают наши спикеры. Другие, напротив, считают, что уникальная обстановка в школе, где педагоги могут открыто спорить и не соглашаться с позицией директора, — это особая манера демократического управления, которая помогает растить свободные личности. «Шмаков сам выстроил такую систему, в отличие от многих школ, где директор вообще никого не слышит», — говорят наши собеседники. Также отмечается, что в школу часто идут дети, которым тяжело было бы учиться в других учебных заведениях, и, не будь «СОлНЦа», им было бы крайне сложно вписаться в любой другой школьный коллектив.

«У Шмакова нет критериев обычной школы, у него свободное передвижение [детей по школе], он поработал за рубежом. Сейчас он рвется к деньгам, хочет, чтобы больше средств у школы было. Но сейчас все школы рвутся к деньгам, потому что это дает возможность подобрать лучших учителей. Сильный педагогический состав не пойдет работать на низкие зарплаты», — отмечают спикеры.

«Эффект престижности „СОлНЦасходит на нет», — считают некоторые эксперты. Туда идут дети родителей, которые, может быть, учились у этих учителей и знают Шмакова лично или пытаются поступить своих сразу в несколько учреждений — в какие-то не проходят, в «СОлНЦе» их берут. «Знаю, что Шмаков — человек очень талантливый. У него есть стратегия, понимание и видение. Но его самое слабое место — это административное управление. Если школой долго не управлять, то у нее будет печальный конец», — предупреждают собеседники.

«У Шмакова нет критериев обычной школы, у него свободное передвижение [детей по школе], он поработал за рубежом. Сейчас он рвется к деньгам, хочет, чтобы больше денег у школы было» «У Шмакова нет критериев обычной школы, у него свободное передвижение [детей по школе], он поработал за рубежом. Сейчас он рвется к деньгам, хочет, чтобы больше денег у школы было» Фото: «БИЗНЕС Online»

Школа №12: Козловская сменила Трупп

Место под номером 13 заняла школа №12 (Марджани, 38). Ее в народе называют «еврейской», в школе изучают иврит, а также историю и традиции Израиля, отмечают национальные праздники. Известность школа получила в 1990-е и 2000-е годы под началом директора Ольги Трупп и при участии бизнесмена, гендиректора ЗАО «ТАКПО» Михаила Скоблионка. 12-я традиционно входит в число самых престижных в городе. В школе обучаются немало детей известных в Татарстане деятелей, и отправить туда учиться своего ребенка довольно сложно. Летом 2019 года в управлении школы произошла смена поколений, в возрасте 71 года Трупп покинула учебное заведение в связи с выходом на пенсию. Директором стала Розалия Козловская. Сменился и попечительский совет школы, теперь самые важные решения принимаются наблюдательным советом, в который входят родители из каждого класса. Переходный период еще не завершен (причем он проходил непросто — несколько групп родителей-бизнесменов, признав, что «еврейская» школа сдала сильно позиции в последние годы, бились за свой путь развития проекта), у школы большие планы на будущее по улучшению как материальной базы, так и образовательного процесса, привлечению в школу лучших преподавателей.

В школе учатся дети самых разных национальностей, родителей привлекает то, что внутри школы царит комфортная обстановка, в школе всего одна смена и пятидневная учебная неделя. С разных концов города ребят забирают школьные автобусы. Неофициальное название школы — «Мишпахтейну», что в переводе с иврита означает «Наша семья». В школе теплая семейная обстановка, родители активно участвуют в жизни школы, в детях воспитывается уважение к младшим и старшим, тяга к знаниям и творчеству, что присуще традициям еврейского народа в воспитании детей, говорят наши собеседники.

Место под номером 13 заняла школа № 12 (Марджани, 38). Ее в народе называют «еврейской», в школе изучают иврит, а также историю и традиции Израиля, отмечают национальные праздники Место под номером 13 заняла школа №12 (ул. Марджани, 38). Ее в народе называют «еврейской», в школе изучают иврит, а также историю и традиции Израиля, отмечают национальные праздники Фото: «БИЗНЕС Online»

Что касается произошедших с уходом Трупп и Скоблионка перемен, то ранее обязательный урок традиций, согласно требованиям измененного ФГОСа, стал факультативным. «Но все иудейские традиции, праздники, дни, когда учиться и работать нельзя, у нас отмечаются и соблюдаются», — рассказал нам источник, знакомый с ситуацией в школе.

«Особенно сильна начальная школа, многие родители идут только на „началку“, потому что для малышей в школе есть отдельное здание — большие кабинеты, хорошие преподаватели. Нужно повышать уровень образования средней школы», — говорят наши собеседники. Благодаря помощи еврейской благотворительной организации «ОРТ», в школу поставлено оборудование для занятий по робототехнике, 3D-принтеры, современное оборудование кабинета физики, выделяется материальная помощь на перевозку детей автобусами и доплаты учителям, оказывается поддержка в развитии проектной деятельности и олимпиадного движения. С нового учебного года в школе будут созданы кабинеты для занятий по теме «Технологии» (ранее школьников возили в учебный комбинат).

«VIP'ы туда стремятся отдать своих детей, для младшеклассников это отличное место, а старшеклассники оттуда бегут. В „еврейскую“ школу берут в первую очередь очень талантливых детей, во вторую — детей евреев. Ну или за большие деньги», — говорят наши эксперты. «После того как ушла Ольга Трупп, многие родители забрали своих детей, ситуация там не очень хорошая, но зато сейчас попасть в школу стало проще», — говорят другие наши собеседники, отмечая, что учеников школы в последнее время не видно в числе призеров олимпиад.

Славную историю и высокопоставленных учеников в прошлом имеют старые английские школы в центре Казани. Школой № 39 (Япеева, 11, заняла 14-е место в рейтинге) до сих пор руководит Галина Назипова (в центре) Славную историю и высокопоставленных учеников в прошлом имеют старые английские школы в центре Казани. Школой №39 (Япеева, 11, заняла 14-е место в рейтинге) до сих пор руководит Галина Назипова (в центре) Фото: «БИЗНЕС Online»

Старые языковые: 39-я и 18-я

Славную историю и высокопоставленных учеников в прошлом имеют старые английские школы в центре Казани. Школой №39 (Япеева, 11, заняла 14-е место в рейтинге) до сих пор руководит Галина Назипова. В ставшей 15-й в топ-25 школе №18 (Муштари, 6) два года назад произошла смена власти — на место многоопытной Надии Шевелевой пришла Рина Бадриева. РАЕХ включает эти школы в первую десятку топ-20. В них сильны традиции языкового образования, есть своя постоянная «клиентура» из родителей, которые сами там учились. Но у школ все больше проблем.

«С английским там по-прежнему все хорошо, а вот с остальным — не очень, уровень образования невысокий», — считают наши спикеры.  Другие, однако, уверены, что эти школы априори популярны, поскольку находятся в центре города, а в центре школ катастрофически не хватает. Центр — это удобно для чиновников, которые с утра завозят туда своих детей, а после работы забирают. Учитывая, кто живет и работает сегодня в центре города, определенная элитарность в данных школах, безусловно, сохраняется.

В то же время появляется много новых школ, красивых, с инфраструктурой, и старым школам становится все сложнее с ними конкурировать. «На их фоне старые школы, которые открыты в прошлом веке, оказываются серыми, конкурировать с новыми они могут только по содержанию образования», — рассуждают наши эксперты.

По-прежнему называют в числе престижных (16-место) гимназию № 102 им. М. С. Устиновой» (ул. Ш. Усманова, д. 30) По-прежнему называют в числе престижных (16-е место) гимназию №102 им. Устиновой» (ул. Шамиля Усманова, 30) Фото: «БИЗНЕС Online»

102-я им. Устиновой

По-прежнему называют в числе престижных (16-е место) гимназию №102 им. Устиновой» (ул. Шамиля Усманова, 30). Правда, многие при этом вспоминают саму знаменитую Марию Устинову, которая проработала в гимназии учителем истории и директором с 1954 по 2011 год, после чего ушла на пенсию, а в 2016-м скончалась. Именно Устинова в 90-е годы «сделала» свою школу — собрала сильный коллектив, расширила здание. В настоящее время школа не отмечена в рейтинге РАЕХ и не показывает каких-то выдающихся результатов на олимпиадах или при сдаче ЕГЭ. В 2012–2020 годах школу возглавляла Ирина Проценко, которая была депутатом Госсовета РТ.

«Устинова — один из немногих директоров, в честь которой при ее жизни назвали школу. Она всю жизнь посвятила данной школе, у нее своих детей не было, она все силы отдавала школе. Надо сказать, что и по техническому оснащению школа, несмотря на внушительный возраст экс-директора, шла в ногу со временем», — вспоминают эксперты. Про 102-ю также говорят как про заведение, куда учителями возвращаются работать бывшие выпускники. «При Марии Устиновой это была образцовая школа с идеальной дисциплиной», — соглашаются другие наши собеседники.

Однако в 2020 году произошло ЧП — 15-летний ученик 102-й совершил самоубийство. По одной из версий, причиной случившегося мог быть конфликт с одним из учителей, но подробностей не сообщалось. Связанные это события или нет, сказать сложно, но с марта этого года у школы появился новый директор — Эльмира Тахавиева.

«Такие ЧП — это, конечно, удар по престижу школы, невероятная трагедия, люди со стороны не поймут, что само учебное заведение переживает в такой ситуации, — говорят наши собеседники, вспоминая и недавнюю страшную трагедию, разыгравшуюся в 175-й гимназии. — Когда проходит горе, родители анализируют, понимают, что это несчастный случай, исключение из правила, что, если школа работает 20 лет и за это время это первый такой случай, значит, всему виной злой рок, стечение обстоятельств».

Прекрасные результаты по ЕГЭ показывает одна из первых частных школ нашей столицы — «Елена-Сервис» (ул. Академика Королева, д. 3). Ее наши эксперты поставили на 21-место. По русскому языку школа в 2020 году показала лучший средний результат балл ЕГЭ из всех школ Казани — 90,52, по математике школа заняла 7-е место Прекрасные результаты по ЕГЭ показывает одна из первых частных школ нашей столицы — «Елена-Сервис» (ул. Академика Королева, 3). Ее наши эксперты поставили на 21-е место. По русскому языку школа в 2020 году показала лучший средний результат балл ЕГЭ из всех школ Казани — 90,52, по математике школа заняла 7-е место Фото: «БИЗНЕС Online»

Старейшая частная: ЕГЭ и прочие «чудеса»

Прекрасные результаты по ЕГЭ показывает одна из первых частных школ нашей столицы — «Елена-Сервис» (ул. Академика Королева, 3). Ее наши эксперты поставили на 21-е место, но для абсолютно частной школы это очень высоко. По русскому языку школа в 2020 году показала лучший средний результат балл ЕГЭ из всех школ Казани — 90,52, по математике школа заняла 7-е место. Правда, численность выпускников невелика (в год выпускаются порядка 30 учеников). Учредителем и директором школы является Наталья Ахатова.

«Чем меньше количество обучающихся, тем лучше качество образования. Одно дело к ЕГЭ готовить 30 человек, а другое — 120. Молодцы, что показывают хорошее результаты по ЕГЭ, в рейтингах РАЕХ их нет, но это не значит, что они неуспешные», — хвалят школу наши эксперты. Говорят, школа хороша в своей нише: если есть люди состоятельные, но международная школа для них дороговата, тогда «Елена-Сервис» — хорошая альтернатива. Данное учебное заведение ценят за камерность и понятность образовательного процесса. Стоимость обучения там составляет 12,5 тыс. в месяц (вступительный взнос — 10 тыс. рублей).

Но есть и вопросы, аналогичные тем, что возникают к 131-й. «Там система простая — всех слабых детей отчислили и усиленно занимаются только подготовкой к ЕГЭ. Какое отношение это имеет к образованию? Нужно ли два года жизни ребенка тратить на то, чтобы он сдал ЕГЭ? Каждый родитель ищет ответ на эти вопросы сам», — считают некоторые наши собеседники.

Встречаются и другие мнения: «В Татарстане частные школы не котируются, в отличие от Москвы, там все делается в угоду родителям. Ребенка на целый день отдал, по кружкам возить не надо, лишь бы ребенку нравилось и уроков много не задавали. А ему, конечно, нравится, когда его ничего не заставляют делать. В „началку“ туда отдают, а потом забирают».

Лицей № 35 — образовательный центр «Галактика» (ул. Гарифа Ахунова, д. 10 А) оказался на 19-й позиции. Школа — с углублённым изучением космической тематики Лицей №35 — образовательный центр «Галактика» (ул. Гарифа Ахунова, 10а) оказался на 19-й позиции. Школа — с углубленным изучением космической тематики Фото: «БИЗНЕС Online»

Лучшая татарская, медицинская и даже аэрокосмическая

Самой крутой из национальных школ Казани называют занявшую 17-ю позицию Татарскую гимназию №2 им. Марджани (ул. Шамиля Усманова, 11). В прошлом школу в течение 26 лет возглавляла знаменитая Камария Хамидуллина, но в 2020 году она написала заявление об уходе в связи с почтенным возрастом. Сейчас гимназией руководит Рамиль Гайнуллин. Именно 2-ю татарскую обычно рекомендуют татарским родителям, которые хотят своим детям дать хорошее образование на родном языке. В 2019 году выпускник школы Рамиль Багавиев набрал 399 баллов по результатам четырех ЕГЭ, он сдал русский язык, информатику и физику на 100 баллов, а математику — на 99. При этом все 11 лет школьник обучался на татарском языке. Конечно, это уникальный случай, но о качестве образования во 2-й школе он, несомненно, говорит. Впрочем, теперь у татарской школы появился серьезный конкурент в лице «Адымнар».

Сильной называют и 139-ю гимназию (18-е место, ул. Сафиуллина, 56а). Успехи школы связывают с личностью директора — Татьяны Борер. У школы медицинское направление — отбор учащихся в медицинских классах осуществляется совместно с КГМУ. 139-я входит в рейтинг топ-50 школ России по конкурентоспособности выпускников в сфере «Медицина».

Лицей №35 — образовательный центр «Галактика» (ул. Гарифа Ахунова, 10а) оказался на 19-й позиции. Его возглавляет приехавшая из Нижнекамска Елена Глухарева — депутат Казанской городской Думы. Школа — с углубленным изучением космической тематики. При лицее работает центр аэрокосмического образования, где ребята учатся управлению авиационной и космической техникой, ведут научно-исследовательскую и инженерно-технологическую деятельность. Он является базовой площадкой по реализации проекта «Страна авиация», объединившей детские организации в 9 населенных пунктах РТ.

Ставший 24-м лицей №121 им. Героя Советского Союза Ахтямова (проспект Камалеева, 22), директором которого является Валентина Афонская, входит в топ-20 школ Татарстана по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России, поэтому также отмечаем его в нашем рейтинге.

Наконец, наши собеседники отмечают частную школу «Прогресс» (ул. Лобачевского, 4), которая замыкает топ-25. Ее создателем и учредителем является Ирина Надеждина, директор школы — Чингис Якупов. Уроки построены на развивающей системе обучения Эльконина – Давыдова. Обучение платное — 27 тыс. в месяц, соответственно, среди родителей немало бизнесменов с хорошим достатком. Многих привлекает удачное расположение в центре города, в хорошую погоду дети имеют возможность гулять в Ленинском саду, есть небольшой школьный театр. По отзывам наших собеседников, обстановка в школе семейная, дети получают знания в комфортной среде. Школа молодая, создана в 2013 году, пока в ней порядка 50 обучающихся — с 1-го по 7-й класс, далее по мере взросления детей сама школа также будет расти.

Гимназия № 6 в Приволжском районе Казани (ул. Фучика. Д. 26) входит в топ-20 школ Татарстана по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России, директор Ольга Баклашова Гимназия №6 в Приволжском районе Казани (ул. Фучика, 26) входит в топ-20 школ Татарстана по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России, директор — Ольга Баклашова Фото: «БИЗНЕС Online»

Второй эшелон

Теперь немного о тех, кто пока не вошел в наш топ-25 элитных школ, но чей потенциал позволяет в будущем рассчитывать на место в рейтинге. Особо хочется отметить лицей-интернат №7 (ул. Четаева, 37а), директор — Алмаз Шакирзянов. Лицей расположен в небольшом здании бывшего детского сада, из-за чего сильно ограничен по количеству детей (239 человек). Минусом также является отсутствие своего спортивного и актового залов. При этом учебное заведение показывает весьма хорошие результаты — пять победителей заключительного этапа ВОШ. «Все выбирают по одежке — двухэтажное маленькое здание бывшего детсада многие и воспринимают как садик, — объясняют наши собеседники. — Несколько раз поднимался вопрос о создании пристроя». Родителей привлекает небольшое количество детей и семейная атмосфера, также при школе имеется интернат.

Гимназия №6 в Приволжском районе Казани (ул. Фучика. 26) входит в топ-20 школ Татарстана по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России, директор — Ольга Баклашова. Гимназия создавалась в 1990 году как школа с раздельным обучением девочек и мальчиков, но сегодня там проводится совместное обучение детей обоих полов. Она является пилотной площадкой по преподаванию китайского языка, на базе школы создана бизнес-компания, имеется поисковое движение «Снежный десант» и археологический музей. У гимназии также сильная волейбольная команда и школа «Айкидо».

Ну и, конечно, все новые школы Казани: №179 (центр образования» Ново-Савиновского района Казани, ул. Абсалямова, 29а, директор — Эльвира Наумова), полилингвальная гимназия №180 (проспект Победы, 212в, директор — Искандер Саяхов), многопрофильная школа №181 (ул. Тулпар, 2, директор — Дина Абдуллина), политехнический лицей №182 (ул. Айрата Арсланова, 10, директор — Руслан Дуженков, депутат Казгордумы). Хорошие перспективы у нового лицея №186 — «Перспектива» (ул. Рауиса Гареева, 117, директор — Азит Замалдинов) и у многопрофильного лицея №187 «Ритм» (ул. Назиба Жиганова, 4), который построили в 2020 году в ЖК «Мой ритм», директор — Гульнара Галеева. Большие надежды также возлагаются на новую школу в ЖК Art City на 1,5 тыс. детей, которую планируется открыть к 1 сентября 2021 года.

«Новые школы, куда вкладывались и силы, и средства, на хорошем счету. Не без проблем, конечно, там тоже есть свои сложности», — говорят наши собеседники. Хотя есть и немало скептиков, сетующих на то, что в Казани строят много больших школ, где есть даже комнаты психологической разгрузки и куча кружков, но при этом образовательной компонентой там занимаются не очень плотно. «В классах — по 35–40 человек. Вот это школы для народа. На здание деньги есть, а на содержание работы с детьми (те же психологи, аппаратура, охранники) — нет, — говорят они. — Хотя после 11 мая, возможно, ситуация улучшится».

Именно к этой категории относилась 175-я гимназия, где и разыгралась трагедия. Теперь судьба школы под некоторым вопросом. Ее обещают реконструировать. Очевидно, что к школе будет надолго приковано пристальное внимание властей Казани и республики с соответствующим финансированием, что, возможно, позволит злополучной гимназии в будущем войти в число элитных. По большему счету это был бы лучший вариант для властей и общества — сделать из минуса большой плюс и хотя бы таким образом компенсировать учащимся пережитое.