Одна из главных задач созданного недавно в Казани центра электронной торговли (ЦЭТ) «Маркетплейс.Легко» — помочь татарстанским предпринимателям выйти в интернет на разные площадки электронной торговли. Это очень важно для бизнеса, потому что мир все больше и больше уходит именно в сеть. Так, представители поколения Z вообще все там, в интернете, и покупают только там. О том, как ЦЭТ «Маркетплейс.Легко» помогает предпринимателям выйти во всемирную паутину и успешно вести там свой бизнес, рассказала «БИЗНЕС Online» исполнительный директор центра Инесса Яруллина.
Инесса Яруллина: «Мы хотим донести до всех предпринимателей, что необходимо выходить на каналы электронной торговли — на маркетплейсы, интернет-магазины, социальные сети, обеспечить присутствие там своего бизнеса»
«Маркетплейс? Легко!»
— Инесса, когда был открыт ЦЭТ?
— На прошедшей в ноябре 2020 года очередной встрече с президентом РТ Рустамом Нургалиевичем Миннихановым предприниматели пожаловались на трудности выхода на маркетплейсы и сложность процедуры регистрации. Чтобы решить эту проблему, по поручению президента была создана рабочая группа по содействию продвижению татарстанской продукции по каналам электронной торговли. Была разработана концепция развития электронной торговли в Татарстане, в рамках которой в феврале 2021 года была создана автономная некоммерческая организация Центр электронной торговли. Его учредитель — ТПП РТ. Подумав, мы расширили название — ЦЭТ «Маркетплейс.Легко». Надеемся, такое название привлекает предпринимателей: маркетплейс? Легко!
«В ходе марафона участники с помощью наших специалистов зарегистрировали личные кабинеты, а к середине марафона настроили склад, создали карточки товаров и прошли этап модерации. После их ожидала подготовка товара к отгрузке, его передача на Ozon и успешные продажи»
— Что уже удалось сделать?
— Задача ЦЭТ — за короткий срок добиться появления критической массы татарстанских предпринимателей, торгующих на российских и мировых маркетплейсах, помочь им преодолеть вполне очевидные страхи и опасения по поводу выхода на новый, непривычный канал продаж.
5 апреля в сотрудничестве с Ozon мы запустили первый информационный видеомодуль «Марафон — маркетплейс за 30 дней», в котором приняли участие более 200 татарстанских предпринимателей. Для этого нового онлайн-формата информирования мы разработали методические материалы, чек-листы… То есть предприниматель в любом городе или районе республики, посмотрев этот видеомодуль, наши методические рекомендации и следуя им, может оформить свои аккаунты на маркетплейсе.
В ходе марафона его участники с помощью наших специалистов зарегистрировали личные кабинеты, активировали аккаунты, а к середине марафона настроили склад, создали карточки товаров и прошли этап модерации. После их ожидала подготовка товара к отгрузке, его передача на Ozon и успешные продажи.
В первом марафоне приняли участие татарстанские производители, которые выпускают и одежду, и обувь, и детские товары, и пластиковую посуду, и кожаные изделия, и эпоксидную смолу… Очень большой разброс предпринимателей и категорий товаров, которые мы вывели на маркетплейсы, подчеркну, совершенно бесплатно. Знаете, как говорят сами бизнесмены? Если ты не в сети, то тебя может скоро не быть!
Одна из главных наших задач — донести до предпринимателей, что надо осваивать сеть. Потому что мир все больше и больше оказывается в сети.
Мы хотим донести до всех предпринимателей, что необходимо выходить на каналы электронной торговли — на маркетплейсы, интернет-магазины, социальные сети, обеспечить присутствие там своего бизнеса. Вот представители поколения Z вообще все там, в интернете, покупают только там. И мы хотим помочь предпринимателям, чтобы они и поколению Z, и всем дали доступ к своим товарам и услугам.
«Когда надо сфотографировать одежду, она может оказаться помятой — и перед съемкой она отпаривается. Одежда еще и тщательно чистится, чтобы на фото не попала, скажем, пыль или какая-то ниточка…»
«Как говорят эксперты, в интернете продается не товар, а картинка»
— Вы открыли собственный продакшен-центр — для чего?
— Он очень нужен. Именно здесь происходят предметная и модельная съемки того товара, который предприниматели хотят выставить в сети. Для этого имеется профессиональное оборудование, осветительные лампы — все, что нужно. Есть даже отпариватель. Когда надо сфотографировать одежду, она может оказаться помятой — и перед съемкой она отпаривается. Одежда еще и тщательно чистится, чтобы на фото не попала, скажем, пыль или какая-то ниточка… Как говорят эксперты, в интернете продается не товар, а картинка и ее описание, и они должны быть безукоризненными. Именно поэтому у нас и был создан продакшен-центр. Чтобы товары татарстанских производителей были конкурентоспособными, выделялись среди прочей продукции.
— Вы имеете дело с предпринимателями, которые решили — решились! — окунуться в сеть, заняться онлайн-торговлей. С какими проблемами они сталкиваются?
— Иногда предпринимателю надо просто рассказать, как работать в личном кабинете. Именно некое незнание, неуверенность порой мешают выйти в интернет и успешно заниматься продажами своей продукции. При этом мы говорим: ребята, онлайн-торговля ничем не отличается от офлайн-торговли, там тоже всегда должен присутствовать человек.
А то наши бизнесмены иногда думают: ты загрузил на электронную торговую площадку товар, карточку его выставил и можешь спасть спокойно. Нет, не так! Ты точно так же, как в своем офлайн-магазине, должен каждый день отслеживать, какие заказы у тебя пришли, какие вопросы поступили… Может быть, с отзывами надо отработать. И тут очень нужны такие специалисты, как аккаунт-менеджеры, то есть менеджеры по работе с клиентами. Это как раз те люди, которые будут вести аккаунт предпринимателя, возможно, сразу на пяти-шести маркетплейсах, отслеживать продажи, оперативно отвечать на отзывы и так далее.
Такая работа в сети должна быть постоянной. Поэтому профессия аккаунт-менеджера становится все востребованнее с каждым днем. К сожалению, пока официально такой профессии вообще нет и нигде на нее не учат…
«Наши бизнесмены иногда думают: ты загрузил на электронную торговую площадку товар, карточку его выставил и можешь спасть спокойно. Нет, не так!»
«Интернет-торговля как будущее предпринимателей»
— Кто к вам больше обращается — горожане или селяне?
— Больше всего казанских. Но мы регулярно ездим с небольшим информационным модулем «Интернет-торговля как будущее предпринимателей» по районам вместе с Юлианой Гордон, очень известным экспертом в области электронной коммерции, основателем бизнес-школы iWENGO. Рассказываем предпринимателям, какие каналы электронной торговли существуют, что такое маркетплейсы, как на них заходить…
— Какие планы на будущее у ЦЭТ «Маркетплейс.Легко»?
— В сотрудничестве с платформой Avito мы готовим предпринимателям еще один информационный модуль. В отличие от других крупных маркетплейсов, на Avito можно продвигать не только товары, но и услуги. Когда мы бываем в районах, многие предприниматели нас как раз спрашивают: куда обратиться, чтобы рассказать о своих услугах? Кто-то занимается детишками или преподает иностранный язык…
Фарид Абдулганиев: «В отличие от коммерческих компаний, ЦЭТ «Маркетплейс.Легко» оказывает услуги по выводу на маркетплейсы абсолютно бесплатно, причем с привлечением самых компетентных специалистов»
«Все под ключ! И самое главное — все бесплатно!»
Фарид Абдулганиев, бизнес-омбудсмен РТ, помощник президента РТ:
— По прогнозам аналитиков, к концу 2024 году рынок электронной торговли в России может вырасти в 4 раза. Нет другого сегмента экономики, который обладает таким огромным потенциалом роста. И для предпринимателей очень важно уже сейчас закрепиться на этом рынке.
В отличие от коммерческих компаний, ЦЭТ «Маркетплейс.Легко» оказывает услуги по выводу на маркетплейсы абсолютно бесплатно, причем с привлечением самых компетентных специалистов. Поэтому можно с полным основанием расценивать работу ЦЭТ как еще один инструмент господдержки малого бизнеса. Причем воспользоваться этой мерой господдержки может любой предприниматель, товары или услуги которого теоретически могут быть востребованы через электронные каналы торговли.
Елена Батаева, основатель бренда детской одежды «Балабай»:
— Я мама двоих детей. Когда была беременной первым ребенком, жила в Москве и ходила по магазинам детской одежды, мне это очень сильно нравилось. Но обнаружила, что к нам в Россию привозят либо качественную детскую одежду, но очень дорогую, либо масс-маркет, недорогую, но не очень качественную. И я подумала: почему бы не создать российский бренд, который смог бы воплотить в себе и очень хорошее качество, и очень доступную цену?.. Но у меня был раньше только «Инстаграм», и стоял вопрос масштабирования бизнеса. И я обратилась в ЦЭТ «Маркетплейс.Легко». Здесь помогли очень быстро создать личный кабинет на Ozon, бухгалтерию, все рассказали, провели съемку товаров — и буквально недели за две меня вывели на маркетплейсы. Следующий этап — освоить иностранные интернет-магазины. Всем коллегам-предпринимателям советую обратиться в ЦЭТ «Маркетплейс.Легко», чтобы уверенно выйти на электронные торговые площадки.
Талгат Шакиров, предприниматель, основатель бренда «Мизони»:
— Мы делаем изделия из натуральной кожи — портфели, ремни, кошельки…. Работаем в Казани уже 6-й год, планируем развиваться дальше. В этом нам теперь помогают сотрудники ЦЭТ «Маркетплейс.Легко». Сегодня предпринимателю сложно выделить дополнительное время на развитие нового канала продаж. А нам предложили выход на маркетплейсы под ключ. В центре электронной торговли фотографируют наши изделия, сопровождают весь процесс выхода их на маркетплейсы, пишут посты, даже делают выгрузку товаров, сопровождают вплоть до того, как я отвожу свою продукцию на склад. В общем, все под ключ! И самое главное — это все бесплатно!
Центр электронной торговли «Маркетплейс.Легко»
Адрес: Казань, ул. Лево-Булачная, 24/20
Тел.: +7(843) 222-9-222
Сайт: ecom.tatar