Сразу тремя важными интересными конкурсами чтецов Корана ДУМ РТ открыло череду мероприятий в рамках 1100-летия принятия ислама в Волжской Булгарии — в Уруссу и Азнакаево. В первом соревновались только женщины, во втором — мужчины, но обязательным условием было владение татарским или башкирским языками, а третье состязание, носившее международный статус, выявляло тех, кто лучше читает Коран с татарским макамом. «БИЗНЕС Online» внимательно наблюдал за ходом соревнований, поговорив с их организаторами, включая муфтия РТ Камиля Самигуллина, о важности возрождения подобных традиций.
В последние выходные мая на юго-востоке республики сразу в двух районах, Ютазинском и Азнакаевском, с разницей в один день состоялись конкурсы чтецов Корана
Все дороги ведут в Уруссу
В этом году Духовное управление мусульман РТ завершило весну весьма важными мероприятиями. В последние выходные мая на юго-востоке республики сразу в двух районах, Ютазинском и Азнакаевском, с разницей в один день состоялись конкурсы чтецов Корана. Причем прошедший в райцентре Ютазов — поселке Уруссу — имел статус всероссийского, и соревновались в нем исключительно представительницы прекрасного пола.
По словам казыя юго-востока Татарстана и одновременно мухтасиба Ютазинского района Марата Марданшина, выбор именно этой территории как места проведения столь представительного состязания мастеров рецитации Священной книги мусульман не случаен. Район граничит с Башкортостаном, неподалеку Оренбургская область, значит, добираться участницам будет легче, чем в Казань. Что касается гендерного аспекта, то и здесь выбор Уруссу в качестве площадки для Всероссийского конкурса чтецов Корана среди женщин имеет свою подоплеку. «У нас расположено медресе „Фанис“, названное в честь Фаниса Асгатовича Каримова, погибшего при исполнении воинского долга в Ингушетии. Это чисто женское медресе, которое имеет высокий статус в республике. Сегодня оно занимает второе место по Татарстану и по количеству учащихся, и по качеству образования, — говорит Марданшин. — Поэтому мы и сказали, что беремся за организацию конкурса, сможем это сделать. В 2021 году он проводился второй раз и в рамках предстоящего 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией».
Как сказано в положении о конкурсе, принимали в нем участие гражданки РФ, которые не должны быть студентками центров по заучиванию Корана и коран-хафизами, то есть людьми, которые знают Книгу Аллаха наизусть, но в то же время им необходимо знать несколько джузов (буквально означает «часть», джуз — это одна из 30 приблизительно равных частей Корана, читаемая по одной в течение каждого дня месяца Рамадан, каждый джуз состоит из двух хизбов — прим. ред.). Выбор лучших предусмотрен в двух номинациях — среди тех, кто знает три и пять джузов.
Важность постижения тайн священной книги для мусульманок хотя бы в том, что, как правило, первым устазом, то есть наставником ребенка, выступает именно мама
«Мама — это первый учитель у каждого человека»
Есть некоторые члены уммы, которые скептически относятся к мусульманкам, заучивающим Коран. Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин категорически с таким мнением не согласен. Важность постижения тайн Священной Книги для мусульманок, считает он, хотя бы в том, что, как правило, первым устазом, то есть наставником ребенка, выступает именно мама. И если она обладает крепкими знаниями, то сможет передать своему сыну или дочери то, чем владеет сама.
«Мама — это первый учитель каждого человека, поэтому все самые крупные в истории мусульманские ученые всегда были внимательны к выбору жены. Их собственные матери тоже являлись благословенными и набожными. Сегодня ситуация не поменялась: в основном воспитанием детей занимаются мамы. Есть даже хадис о том, как один человек пришел к Посланнику Аллаха ﷺ и спросил: „Кто из людей больше всего заслуживает хорошего отношения?“ Он ответил: „Мать“. Тот спросил: „А затем кто?“ Он ответил: „Мать“. Тот спросил: „А затем кто?“ Он ответил: „Мать“. Тот спросил: „А затем кто?“ И только тогда он ответил: „Отец“. То есть Посланник Аллаха отводит матери более высокое положение по сравнению с правом отца. Это и понятно: Всевышний приводит нас в этот мир через нашу мать, через нее Он о нас заботится и дает пропитание», — говорит муфтий.
Чтобы Коран-хафизы не забывали выученное, они его постоянно повторяют. «В данном отношении мужчинам легче, многие из них трудятся имамами и, например, во время таравих-намаза читают аяты Корана. Но и мусульманки возвращаются к заученному, если преподают свои знания ученицам, выступая в качестве абыстая», — напоминает Камиль хазрат.
В финале всероссийского конкурса чтецов Корана среди женщин соревновались 24 участницы. Отборочный тур проходил на базе медресе «Фанис». Самой юной участнице конкурса было пять лет, самой взрослой — 48. В результате после упорной борьбы были выявлены победительницы, почти все из которых оказались жительницами Татарстана, кроме занявшей 1-е место в номинации «Знание наизусть трех джузов» Мухшариф Зыеровой. Она прибыла в Уруссу из Уфы. В номинации «Знание наизусть пяти джузов» «золото» досталось Хабибе Мафлюхеновой, она же стала и абсолютной победительницей конкурса. 17-летняя Хабиба туташ знает наизусть почти половину Корана — 14 из 30 джузов. В настоящее время она учится в Казанском кооперативном колледже. И на этот раз получила главный приз — 50 тыс. рублей.
«Наша цель — мотивировать татар на заучивание Корана. Узбеки, таджики очень хорошо это делают, а вот среди татар мало Коран-хафизов»
«Цель — увеличить количество татар, знающих наизусть Коран»
Уже на следующий день в 50 км от Уруссу в райцентре Азнакаевского района состоялось сразу два конкурса чтецов Корана среди мужчин. Первый из них — это IV Межрегиональный конкурс «Аслям». Так же, как и на прошедшем днем ранее состязании, условием было, чтобы участники не являлись учениками центров заучивания Корана.
По словам имама-мухтасиба Азнакаевского района Азата Талибуллина, интересна история данного конкурса: «Наша цель — мотивировать татар на заучивание Корана. Узбеки, таджики очень хорошо это делают, а вот среди татар мало Коран-хафизов. Данный конкурс стала проводить семья Шакировых, их отец был борцом. После того как он скончался, его дети проводили соревнование по татаро-башкирской борьбе, где главным призом являлась поездка в хадж».
Конкурс чтецов Корана посвящен трагически погибшему в аварии мастеру спорта по национальной борьбе Асляму Шакирову, который был также известным предпринимателем, владельцем местной сети магазинов «Чатыр тау». Состязались участники в двух номинациях: на знание последних двух джузов Корана (20 участников) и последних 6 джузов Корана (9 участников). Любопытно условие для претендентов на победу — владение татарским или башкирским языком.
Мастерство чтецов оценивало авторитетное жюри, куда входили главный специалист по вопросам шариата ДУМ РТ, имам-хатыб Галеевской мечети Ильнур Хайруллин, полномочный представитель Всемирной организации хафизов Корана в России Ибрагим Сабиров, директор центра заучивания Корана КИУ Габдрашид Фаизов. Они и выявили победителей: в номинации «Знание последних двух джузов Корана» стал шакирд Казанского мусульманского медресе им. 1000-летия принятия Ислама Рамазан Сабиров, а лучшим чтецом последних 6 джузов оказался альметьевец Габдульгазиз Аухадиев. Победителей также наградили денежными призами.
Лучшие на конкурсе татарского макама выбирались по четырем основным критериям: правильное произношение звуков (махрадж), правильное чтение (таджвид), умение красиво читать Коран, татарский макам
«Это нужно возрождать, пока еще есть возможность»
Второй конкурс, который прошел в тот же день в Азнакаево, проводился в рамках Года родных языков и народного единства. Это международный конкурс чтецов Корана по татарскому макаму, то есть свойственной татарам рецитации Священной Книги. Конкурсанты соревновались в одной номинации — «Тилава» — чтение Корана татарским макамом по правилам таджвида. Нужно отметить, что тех, кто владеет нужными знаниями, не так много, поэтому желающих испытать себя на конкурсе оказалось всего 12 человек. Хотя еще до перестройки именно такая манера чтения являлась наиболее распространенной в местах компактного проживания татар.
Поэтому по инициативе муфтия Татарстана было решено начать возрождать именно татарский макам. «Это нужно делать, пока еще живы те аксакалы, кто что-то еще помнит и может научить молодых», — говорит Камиль хазрат.
Самигуллин напоминает: «На международных конкурсах смотришь — по голосу, по чтению можно понять — этот человек из Турции, тот с Аравийского полуострова, а кто-то из Малайзии. По манере чтения Корана татар, к сожалению, пока невозможно определить: непонятно, кто как читает, поэтому надо над подобным работать, и это один из шагов к возрождению своих культурных, национально-религиозных традиций».
Лучшие на конкурсе татарского макама выбирались по четырем основным критериям: правильное произношение звуков (махрадж), правильное чтение (таджвид), умение красиво читать Коран, татарский макам. Первое место досталось казанцу Нурисламу Абсалямову. Нурисламу 38 лет, он выпускник гимназии №2 им. Шигабутдина Марджани и медресе «Мухаммадия», в настоящее время работает секретарем в Центре подготовки хафизов Корана им. Усмана ибн Аффана при Казанском исламском университете. Оказалось, что освоил он татарский макам, слушая чтение аксакалами зикров во время таравих-намаза. Кроме денежного приза, Абсалямов удостоен специальной награды от муфтия Татарстана — поездки в умру.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.