«Мы детально разработали дорожную карту по всем 44 показателям, по которым составляется рейтинг. Вопросы пандемии, конечно, сказались… Будем работать, чтобы в следующем году Татарстан оказался на первом месте», — прокомментировал «серебро» в рейтинге АСИ министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов. О том, кто из регионов взлетел до небес, а кто сдал позиции, за что губернаторы благодарили Татарстан и Марата Хуснуллина и какими секретами успеха делились главы регионов, — в материале «БИЗНЕС Online».
Презентация АСИ национального рейтинга состояния инвестиционного климата регионов ежегодно становится едва ли не самым ожидаемым событием ПМЭФ. Татарстан подтвердил вторую позицию в этом году, как и в прошлом
«Губернатор! Пропустите губернатора…»
Презентация агентством стратегических инициатив (АСИ) национального рейтинга состояния инвестиционного климата регионов ежегодно становится едва ли не самым ожидаемым событием ПМЭФ. Уступает она разве что пленарному заседанию с участием Владимира Путина. Регионам, съехавшимся на питерский форум, как будто публично ставят оценку, и посмотреть на это зрелище собирается больше желающих, чем вмещает конференц-зал. За полчаса до начала мероприятия у дверей собралась приличная толпа из журналистов, персонала, бизнесменов и региональных чиновников самых разных рангов. «Фейс-контроль» (точнее, «бедж-контроль») пускал сначала только прессу и официальные делегации. «Губернаторы есть? Главы администраций?» — громко вопрошали на входе. «Есть! Губернатор! Пропустите губернатора!» — периодически доносилось из толпы, после чего скопление народа отважно прорезал представитель региона, прокладывая дорогу своему начальству.
Вскоре в зал пробрались и руководители татарстанской делегации. Центральный сектор был поименно зарезервирован для губернаторов, поэтому премьер-министр РТ Алексей Песошин, министр экономики Мидхат Шагиахметов и руководитель АИР РТ Талия Минуллина заняли предназначенные им места в первом ряду справа — прямо напротив кресла в президиуме с табличкой «Марат Хуснуллин». Остальные спикеры, кроме вице-премьера, уже собрались, а начало все откладывалось: кто-то из VIP-гостей застрял на деловом завтраке Сбера, некоторые руководители субъектов еще не вернулись с сессии Госсовета.
Алексей Песошин и Мидхат Шагиахметов заняли предназначенные им места в первом ряду
Когда зал все же заполнился, гендиректор АСИ Светлана Чупшева рассказала, что рейтинг претерпел значительные изменения. Так, 40 регионов из 85, несмотря на пандемию, улучшили свои показатели, хотя впервые за пять лет средний индекс по стране снизился. Спикер остановилась на трех ключевых факторах, которым АСИ уделяло в этом году особое внимание: это сроки подключения к инфраструктуре и регистрации предприятий, поддержка малого и среднего бизнеса и сокращение уровня давления на бизнес. Так вот, по двум последним пунктам Татарстан оказался в списке лидирующих регионов — на первой и второй строчке соответственно. «По итогам прошлого года у нас почти на 30 процентов снизилась доля предпринимателей, которые говорят об административном давлении», — констатировала Чупшева.
А первый вице-премьер Андрей Белоусов передал всем привет от президента РФ, на встрече с которым немножко задержался, и добавил еще одну важную корректировку. «Понимаем, что замер, результаты которого мы сейчас обсуждаем, проходил в экстремальных условиях. Если рейтинг раньше характеризовал возможности регионов и бизнес-климат, то в этом году он скорее показывает степень положительного взаимодействия руководителей регионов и бизнеса, который оказался в сложной ситуации», — объяснил спикер.
«Будем работать, чтобы в следующем году Татарстан оказался на первом месте», — заверил министр экономики РТ нашего корреспондента
«Будем работать, чтобы в следующем году Татарстан оказался на первом месте»
Наконец, долгожданный рейтинг был объявлен. В этом году регионы с разницей в индексе в пределах 1,5 балла рейтинговый комитет упаковывал в одну позицию, «потому что это может оказаться среднестатистической погрешностью». В итоге топ-30 субъектов распределились по 12 местам (причем 12-ю строчку разделили сразу 9 регионов). Неприятный сюрприз получил Петербург, провалившийся на 8 пунктов. А Крым, наоборот, подскочил сразу на 20 позиций — повлияло ли закрытие границ на это, не уточняется. Татарстан, несмотря на довольно скептические ожидания членов республиканского правительства, которые формулировались одной фразой: «Как бы сильно вниз не слететь», — удержался на второй строчке, уступив только Москве. На третьем месте Тюменская область, в пятерку лидеров вошли Тульская область и Башкортостан. Напомним, Татарстан берет «серебро» третий год подряд, а ранее трижды становился лидером.
«Республика Татарстан подтвердила вторую позицию в этом году, как и в прошлом. Рустам Нургалиевич сегодня не присутствует здесь, но республика входит в 40 регионов, которые не снизили свой индекс по итогам прошлого года, он, наоборот, продолжает расти», — отметила Чупшева.
— Почему Татарстану в этом году не удалось вернуть себе первое место? — поинтересовалась корреспондент «БИЗНЕС Online» у Шагиахметова.
— Мы детально разработали дорожную карту по всем 44 показателям, по которым составляется рейтинг. Вопросы пандемии, конечно, сказались… Тем не менее даже на этой сессии и спикеры, и выступающие подчеркивали плотность высоких результатов. Те лучшие практики, которые есть в стране, сегодня активно тиражируются, мы активно ездим по регионам, смотрим. Наши проекты многие берут. Будем работать, чтобы в следующем году Татарстан оказался на первом месте, — заверил министр экономики РТ.
Радий Хабиров (слева) признался, что до сих пор находится «в приятном шоке», и сообщил, что республика «просто очень дисциплинированно и прилежно выполняла все рекомендации»
«Мы привыкли сравнивать Башкортостан и Татарстан…»
«Одной из сенсаций года стал рывок, который совершил Башкортостан. Я не ожидал, что настолько [поднимется]. Мы привыкли сравнивать две республики — Башкортостан и Татарстан, мол, у вас есть такой „старший брат“, а сейчас вы практически сравнялись! Разница осталась минимальной», — объявил Белоусов и попросил Радия Хабирова рассказать, как это удалось.
Тот признался, что до сих пор находится «в приятном шоке», и сообщил, что республика «просто очень дисциплинированно и прилежно выполняла все рекомендации». «Год был сложным, но парадокс в том, что мы вышли из этого года еще более сильными. Он позволил укрепить те мостики дружбы, которые зародились между властью и бизнесом», — метафорически говорил Хабиров. Республика приняла три пакета мер на 46 млрд рублей, благодаря чему 55 тыс. субъектов МСБ получили помощь.
Отметил Хабиров и «глубокую погруженность главы и руководителей» в происходящее. «Каждый четверг в нашей республике — святой день, это час предпринимателя. Все главы проводят час предпринимателя. Мы ввели институт бизнес-шерифов — это должность замглавы муниципалитета, никаких иных полномочий он не выполняет. Мы хотели иметь не просто чиновника, а партнера, потому его назначение происходит только с учетом мнения деловых сообществ», — рассказал глава республики.
«Ну и конечно, мы постоянно учимся у наших коллег. Андрей Рэмович совершенно справедливо сказал, что мы конкурируем с нашим добрым соседом, с братской республикой Татарстан, мы подглядываем, смотрим на лучшие практики в Московской, Калужской областях и других регионах», — заключил спикер.
«Опора вашего прорыва — это те самые ваши шерифы. Мне не очень нравится, честно скажу, название, но, наверное, оно теперь приживется», — улыбнулся Белоусов, попросив АСИ изучить, как работает данный институт, и распространить опыт.
«Мы впервые за всю историю всех кризисов не уронили стройку вообще, — с удовольствием сказал Марат Хуснуллин. — Я за 20 лет, работая госзаказчиком, настолько намучился со всем этим, что со всей энергией бросил все силы на то, чтобы освободить стройку от ненужных ограничений»
«Марат Шакирзянович изменил настроение у всех строителей и надзоров»
Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области, взлетевшей с 70-го места в 2018 году на 6-е в этом, заявил, что прорыв связан, как и у Башкортостана, с институтом… только не шерифов, а инвеступолномоченных. Спикер также отметил работу ИСОГД и поблагодарил Татарстан за решение «Фасттрек» — сегодня с республикой было подписано соглашение о ее интеграции в области. «У нас имелся провал по КНД (контрольно-надзорной деятельности), очень сильное административное давление, большое количество проверок, — добавил Никитин, пояснив, что на данном поле помогла прокуратура. — Следующее — это стройка. Марат Шакирзянович изменил настроение у всех строителей и надзоров. Все начали работать на упрощение и ускорение, и все изменилось».
«Марат, та титаническая работа по отмене огромного количества норм — более 3 тысяч только за прошлый год — не могла не проявиться и в ощущениях бизнеса, и в объективных показателях, — подчеркнул Белоусов, глядя на Хуснуллина. — То, что за прошлый год, несмотря на ковид, у нас получено 80 миллионов квадратных метров жилья, то, что не упала стройка, хотя эта отрасль должна была относиться к проблемным, учитывая количество мигрантов, которые в ней заняты, то, что мы получили рекордные цифры по ремонту и строительству дорог, — прямая заслуга Марата Шакирзяновича и его команды».
«Мы впервые за всю историю всех кризисов не уронили стройку вообще, — с удовольствием поддержал тему Хуснуллин. — Я за 20 лет, работая госзаказчиком, настолько намучился со всем этим, что со всей энергией бросил все силы на то, чтобы освободить стройку от ненужных ограничений». Он рассказал, что буквально в первый месяц работы был прописан план, который «выполнен и перевыполнен».
Хуснуллин добавил, что за год в этом направлении поправили 72 закона, выпустили 100 нормативных актов — никогда такого не происходило. «У нас было 10 тысяч нормативных требований. Когда-то, десятилетия назад, их придумали и с тех пор не пересматривали. Председатель правительства 1 июня подписал отмену еще 3,8 тысячи, еще 2 тысячи у нас в работе. Мы хотим оставить только те, которые четко влияют на безопасность зданий», — заверил спикер, подчеркивая, что качество будет проверять стройнадзор.
Кроме того, Хуснуллин анонсировал планы по принятию в весеннюю сессию закона по технологическому присоединению. «Строительство объекта и проведение сетей рассинхронизированы разными законами», — констатировал вице-премьер. По его словам, ведется работа и по промышленному строительству, тема которого «была потеряна»: в итоге инвестиционно-строительный цикл должен сократиться на 30%. Упорядочиваются требования вообще ко всей документации — проектной, строительной и т. д., принимается важнейший закон о комплексном развитии территорий.
Сергей Собянин (слева) на правах лидера этого года акцентировал внимание на мерах поддержки: «Несмотря на беспрецедентные вызовы пандемии, мы не остановили развитие города и после первого шока раскрыли возможности всех отраслей»
Лайфхаки от губернаторов: от снижения налогов до умения партнерствовать
Главам наиболее выдающихся субъектов дали слово, чтобы они поделились лучшими практиками. Мэр Москвы Сергей Собянин на правах лидера этого года акцентировал внимание на мерах поддержки. «Несмотря на беспрецедентные вызовы пандемии, мы не остановили развитие города и после первого шока раскрыли возможности всех отраслей, — говорил столичный градоначальник. — Я выражаю слова огромной благодарности бизнесу, который нашел в себе мужество сделать шаг вперед».
Александр Моор, губернатор Тюменской области, рассказал, что не стал принимать решение по отсрочке налогов. «Мы решили их до минимальных значений на весь 2020 год снизить — с 6 процентов до 1. А по „доходы минус расходы“ у нас давно действует самая нижняя ставка — 5 процентов, и она продлена до 2023 года», — рассказал спикер. По его словам, несмотря на ковид, в регионе сознательно презентовали стратегию инновационного развития — от нефтесервиса до креативных индустрий. «В дни кризиса надо всегда думать о будущем, когда у предпринимателей есть ориентиры, есть шанс сделать рывок», — заключил Моор.
Глава Тульской области Алексей Дюмин отметил, что во главе угла стояло сохранение жизни людей: «Мы пошли на риск и практически не остановили ни одно производство — не только системообразующие. Был жесткий контроль — мы не закидывали деньгами, мы очень точечно, адресно поэтапно ввели меры поддержки, получилось 3,5 миллиарда рублей».
Валерий Лимаренко, глава Сахалинской области (взлетевший с 79-го места в 2017 году до 8-го), сообщил, что регион потерял 44 млрд инвестиций сырьевого бизнеса, но получил 22 млрд от несырьевого. А Андрей Воробьев, губернатор Московской области, заявил, что сила каждого человека и каждого региона — «в умении партнерствовать». «Мне очень приятно, что в правительстве сегодня есть партнеры, которые не дилетанты, а разбираются в деталях, — изящно намекнул спикер. — Просто, чтобы запустить предприятие, есть строительный цикл. Если сделать в каждом направлении такие изменения, как в стройке сейчас, скорость изменений и качество будет очень заметным для каждого региона».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 53
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.