В минувшую пятницу на ученом совете Казанской консерватории замминистра культуры РФ Ольга Ярилова представила нового и. о. ректора — доктора искусствоведения, профессора Вадима Дулат-Алеева. Многолетний шеф учебного заведения Рубин Абдуллин останется советником ректора. Основная причина руководящей рокировки — достижение последним предельного возраста для руководителей государственных и муниципальных вузов. «БИЗНЕС Online» и эксперты издания подводят итоги 33-летнего ректорства Абдуллина и размышляют о задачах, стоящих перед его преемником.
Исполняющим обязанности ректора Казанской государственной консерватории им. Жиганова назначен Вадим Робертович Дулат-Алеев»
Два ректора за 76 лет
Эпохальное событие в жизни одного из вузов столицы РТ случилось в минувшую пятницу. Как сообщает официальный сайт Казанской государственной консерватории им. Жиганова, здесь прошло расширенное заседание ученого совета, на котором участвовавшая в мероприятии по видео-конференц-связи замминистра культуры РФ Ольга Ярилова представила коллективу нового исполняющего обязанности ректора консерватории: «Приказом министра культуры Российской федерации О.Б. Любимовой (от 1 июня 2021 года) исполняющим обязанности ректора Казанской государственной консерватории имени Жиганова назначен заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, доктор искусствоведения, профессор Вадим Робертович Дулат-Алеев».
Таким образом, ректор Казанской консерватории с 1988 года Рубин Абдуллин покинул свой пост и станет советником нового руководителя вуза. «Также Рубину Кабировичу присвоено звание почетного профессора Казанской консерватории и вручено благодарственное письмо с подписями всех членов ученого совета», — говорится в официальном сообщении.
Таким образом, ректор Казанской консерватории с 1988 года Рубин Абдуллин покинул свой пост и станет советником нового руководителя вуза
О нетривиальности произошедшего говорит хотя бы тот факт, что на ученый совет в отсутствие находившейся в командировке министра культуры РТ Ирады Аюповой пришли сразу два ее заместителя — Юлия Адгамова (первый зам) и Ленар Хакимзянов. И это притом что учредителем Казанской консерватории, в том числе определяющим судьбу его руководителей, является федеральный минкульт.
Кстати, с точки зрения руководства, консерватория из столицы Татарстана является по-своему уникальным учебным заведением. В прошлом году она отметила свое 75-летие, и все эти годы у нее было только два (!) полноценных босса. В 1945-м, в момент создания вуза, его директором был назначен еще молодой, но уже знаменитый композитор и организатор Назиб Жиганов, руководивший консерваторией вплоть до июня 1988-го, когда 77-летний Жиганов скоропостижно скончался в Уфе после показа его оперы «Джалиль» в рамках Дней культуры ТАССР в соседней Башкирии. Уже в декабре того же года ученый совет избрал новым ректором пианиста и органиста, 38-летнего Абдуллина. Таким образом, 76 лет Казанской консерватории включило в себя две эпохи: 43 года руководства Жиганова и 33 — Абдуллина.
В 1945 году, в момент создания вуза, его директором был назначен еще молодой, но уже знаменитый композитор и организатор Назиб Жиганов
Что касается причины нынешнего решения, принятого министерством культуры России, то оно лежит на поверхности. Еще в мае прошлого года Владимир Путин подписал закон, который повышает предельный возраст руководителей государственных и муниципальных вузов до 70 лет. В августе 2021-го Абдуллину должен исполниться 71 год.
Между тем, по информации газеты, изменения в руководстве дались непросто и многолетний ректор был не против остаться на неопределенный срок руководителем вуза в статусе «и. о.». Во-первых, в справке к тому самому закону говорится, что в отдельных случаях срок пребывания руководителей в своей должности могут продлить и после того, как им исполнится 70 лет. Во-вторых, в аналогичной с Абдуллиным ситуации оказался и ректор Московской консерватории Александр Соколов, который в свои неполные 72 года продолжает возглавлять учебное заведение как раз с приставкой «и. о. ректора». Но, видимо, лоббистские возможности последнего оказались значительно выше.
К тому же, сообщают источники «БИЗНЕС Online», и в самом минкульте Татарстана, находящемся на хорошем счету в Москве, выступали за смену руководства Казанской консерватории, которой нужно дать толчок к новому витку развития.
«Во времена Рубина Кабировича я успел поступить и окончить консерваторию, потом 6 лет там преподавал, — рассказывает известный эстрадный и оперный певец Филюс Кагиров
«У меня об Абдуллине остались только светлые вспоминания»
Собеседники «БИЗНЕС Online» из числа выпускников и педагогов консерватории сказали немало теплых слов в адрес уходящего ректора.
«Во времена Рубина Кабировича я успел поступить и окончить консерваторию, потом 6 лет там преподавал, — рассказывает известный эстрадный и оперный певец Филюс Кагиров. — Очень хороший руководитель от бога, все было под контролем, к студентам он обращался по именам, практически каждого знал лично, свою работу любил. У меня об Абдуллине остались только светлые вспоминания. Таких людей трудно кем заменить, если бы не возраст, то, думаю, продолжил бы свою деятельность».
«Рубин Кабирович — это знаковая фигура для музыкальной жизни Татарстана, его руководство пришлось на особо трудный период жизни консерватории, потому что он начинал еще в советские времена, а тут развал СССР, — говорит композитор Эльмир Низамов. — Я застал его в последние 12 лет, очень хорошо его работу оцениваю, он лично мне помогал много раз. Он настоящая глыба».
«Я с большим уважением отношусь к Рубину Кабировичу, учился в Казанской консерватории, в аспирантуре, затем работал педагогом академического пения в то время, когда он был ректором, — вспоминает художественный руководитель Филармонического музыкально-литературного лектория Владимир Васильев. — С большим пиететом я отношусь к его творчеству как музыканта, к его деятельности как руководителя, которую он проводил в консерватории. Это была целая эпоха великих свершений и достижений, благодаря в первую очередь сохранению традиций, заложенных первым ректором консерватории Назибом Гаязовичем Жигановым, благодаря коллективу консерватории, ну и, конечно же, благодаря личному вкладу Рубина Кабировича. Это были золотые годы, когда Казанская консерватория достигла небывалых высот. Рубин Кабирович большое внимание всегда уделял педагогическому составу коллектива, знал каждого студента лично, никогда не оставался безучастным к судьбе своих коллег и студентов консерватории, создавал все необходимые условия для получения высшего профессионального музыкального образования в Казани. Это один уровень со столичными консерваториями».
«Рубин Кабирович сам выпускник нашей консерватории, он и про себя говорил на одном из юбилеев: „Я продукт этого учреждения“, — рассказывает руководитель дирекции утреннего вещания ТНВ Ильдар Киямов. — Очень талантливый, органист с мировым именем, самое главное, он был верен татарскому музыкальному искусству. Для того чтобы не разбрасываться талантами из глубинки, он создал подготовительное отделение, где за год проходили предметы на 1–2-м курсах музыкального училища, помогал взращивать национальные кадры».
Эльмир Низамов: «Рубин Кабирович — это знаковая фигура для музыкальной жизни Татарстана»
«Еще раз повторю: полноценного факультета татарской музыки там нет»
А вот поэт и общественный деятель, много лет возглавлявший комитет по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета РТ, Разиль Валеев находит в эпохе предыдущего ректора как плюсы, так и минусы.
«Абдуллин — хороший органист, сделал капитальный ремонт консерватории, концертный зал имени Сайдашева — это его заслуга, купили новый орган, сам он очень интеллигентный человек», — сообщил «БИЗНЕС Online» Валеев. При этом его беспокоит отношение к национальной культуре в стенах учебного заведения.
«Там в свое время открылся факультет татарской музыки, у истоков которого стоял Мирсаид Яруллин, он там и деканом был. Но потом его переформатировали, меня это очень огорчило, — вспоминает наш собеседник. — Сейчас в консерватории осталось очень мало места для татарской музыки, она на положении пасынка». Валеев вспомнил, что как-то пригласил сделать концерт студентов консерватории в Нацбиблиотеке РТ, которую тогда возглавлял, и только одна из прозвучавших там арий была из татарской оперы («и то пел ее китайский парень»). «Еще раз повторю: полноценного факультета татарской музыки там нет. Сейчас не осталось ни одного музыковеда, знающего татарский язык. Раньше готовили хороших вокалистов, кто-то из них поет в Италии, Санкт-Петербурге, Москве, но не хватает совместной работы с оперным театром имени Мусы Джалиля, по идее, они же должны совместно работать, но наш театр не берет выпускников консерватории, то есть не могут найти общий язык. И среди выпускников нет активно работающих популярных татарских композиторов, кроме Эльмира Низамова», — резюмирует Валеев.
«С Дулат-Алеевым я неоднократно встречался, как мне кажется, его душа лежит к изучению татарской музыки, ее развитию, очень на это надеюсь», — говорит экс-глава комитета по культуре Госсовета РТ об и. о. ректора Казанской консерватории. Также Валеев напоминает: «Несколько лет тому назад под научным руководством Вадима Дулат-Алеева была подготовлена „Концепция развития музыкального искусства в Татарстане“, которая после обсуждения и утверждения в комитете по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Госсовета РТ была рекомендована кабинету министров для работы по ее реализации».
Вадим Дулат-Алеев родился в Казани. Окончил Казанскую государственную консерваторию, аспирантуру и докторантуру Московской государственной консерватории им. Чайковского. С 1993 года работает в Казанской консерватории: проректор по научной работе (1999−2007), завкафедрой татарской музыки (2003−2009), завкафедрой истории музыки (2000−2003), завкафедрой истории музыки (с 2010-го). Член союза композиторов России с 2006 года, член правления союза композиторов Республики Татарстан.
Одна из претензий в адрес консерватории, которая звучала в последние годы, заключалась в том, что она остается «вещью в себе», практически не развивая отношений с другими важными культурными институциями республики. В итоге худрук ГСО РТ Александр Сладковский заявляет, что в Казани нет музыкантов, готовых с ходу влиться по своим профессиональным качествам в его коллектив, а многолетнее игнорирование выпускников консерватории казанской оперой и вовсе стало почти анекдотом.
В этом смысле как минимум приход профессора Дулат-Алеева обещает некоторые изменения. Известного музыковеда связывают давние и плодотворные отношения и с Госоркестром Татарстана (он является арт-директором фестиваля татарской музыки им. Назиба Жиганова «Мирас»), и с театром им. Джалиля (наш герой консультирует проект «Yзгәреш җиле»).
Вообще, имя Дулат-Алеева как потенциального преемника Абдуллина звучало уже не первый год, к тому же и выбора особого нет, очевидно, что скамейка запасных, из которых можно выбирать ректора Казанской консерватории, практически пуста. По нашей информации, назначая и. о. главы учебного заведения, федеральный минкульт опирался и на мнение регионального министерства. Так что у Дулат-Алеева большие шансы победить на будущих выборах ректора. Впрочем, сам он предпочитает не спешить.
«Меня назначили исполняющим обязанности ректора приказом министерства культуры Российской Федерации. Процедура выборов тоже прописана в законодательстве, она одинакова во всех вузах Российской Федерации, — сказал сам и. о. ректора в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Буду ли я выдвигать свою кандидатуру? Я не могу сейчас вам этого сказать, у нас еще выборы не объявлены. Их объявляет учредитель, поэтому для нас эта тема пока не актуальна. Давайте поживем, поработаем, посмотрим, что будет дальше».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.