«Есть-то хочется всегда», — говорят эксперты об открытии локальных торговых центров, где якорными арендаторами стали сетевые продуктовые ретейлеры. Моллы Казани в мае почти вышли на доковидный уровень, а за I квартал торговля в республике собрала кассу в 660 млрд рублей. Прививками людей заманить не удалось — пункты вакцинации в ТЦ закрывают один за другим. Ставка — на новые магазины и развлечения. О том, где построили «Ритейл-парк», куда «сядут» Eurospar и фитнес-центр Akimbo и нужны ли новые торговые «коробки», — в обзоре «БИЗНЕС Online».
В Казани и окрестностях в ближайшее время откроется сразу несколько новых торговых центров «районного» формата — едва ли не во дворах жилых домов, в шаговой доступности, как продуктовые формата «у дома»
Тренды в строительстве ТЦ: лучше меньше, да лучше
Как стало известно «БИЗНЕС Online», в Казани и окрестностях в ближайшее время откроется сразу несколько новых торговых центров «районного» формата — едва ли не во дворах жилых домов, в шаговой доступности, как продуктовые формата «у дома». Названия некоторых ТЦ пока хранятся в секрете, однако «начинка» их уже известна. Это будут компактные комплексы площадью до 10 тыс. кв. м арендной площади с самым необходимым — едой, одеждой, бытовыми услугами, а где-то и фитнес-центрами.
По оценкам Knight Frank, в последние два года в России заметнее всего увеличилась обеспеченность торговой недвижимостью в Перми, Волгограде и Казани. В столице РТ к концу I квартала 2021 года площади выросли на 11,5% до 389 кв. м на 1 тыс. человек, пишет «Коммерсантъ». Темп роста оказался выше, чем в Москве (4,3%), хотя в столице на 1 тыс. жителей сейчас приходится 532 кв. метра. Впрочем, торговая столица №1 в России — Самара, где 747 кв. м на 1 тыс. жителей.
Казань идет в ногу с современными трендами, отмечают эксперты. Объекты торговли наряду с детскими садами, школами, почтой, поликлиниками — основа комфортной городской среды, и ее надо предусматривать на этапе проектирования и строительства новых микрорайонов. Хотя зачастую здания приходится строить на участках, подобранных бизнесом по остаточному принципу. Властям, развивая масштабные проекты застройки вроде «Салават Купере», надо думать, например, о ТЦ районного масштаба еще на стадии формирования проекта планировки территории. В Казани девелоперы, конечно, программируют жизнь будущих владельцев квартир, но пока объекты ретейла при комплексной застройке микрорайонов планируют считанные застройщики.
В столице РТ к концу I квартала 2021 года площади выросли на 11,5% до 389 кв. м на 1 тыс. человек
А зря: опыт Москвы, где в 2021 году открывается около 10 ТЦ районного масштаба, показывает востребованность такого подхода. В столице РФ на аукционы выставлено 39 бывших районных кинотеатров, и с 2014 года выкупившая их ADG Group превращает прекратившие свою деятельность заведения в районные торговые центры с сохранением кинопроката. В основе концепции таких ТЦ — мировые тренды урбанистики: децентрализация мегаполисов, развитие социальной жизни и выстраивание локальных сообществ. При формировании пула арендаторов девелоперы, как правило, ориентируется на соцопросы местного населения.
Ну а пандемийный кризис и самоизоляция ярко продемонстрировали востребованность районных ТЦ по сравнению с громадными моллами. «Ковидные» реалии заметно повлияли на архитектуру новых микрорайонных ТЦ. Теперь их стремятся делать с отдельными входами в магазины с улицы, в том числе и новые казанские проекты. Такой подход оказался крайне актуальным, когда на волне борьбы с ковидом разрешили торговать в стрит-ретейле площадью до 400 кв. метров. Есть отдельный вход — работай, а если у тебя доступ только через коридоры молла — сиди закрытым.
Вдобавок переформатировать небольшой комплекс можно гораздо быстрее, чем молл. В условиях конкуренции с интернет-магазинами офлайн-торговле необходимо дать потребителю что-то такое, чего не будет в сети, и это тоже новый тренд.
Одним из примеров ТЦ микрорайонного масштаба можно назвать комплекс Udacha на главном въезде в ЖК «Царево Village», что в Пестречинском районе
«Ритейл-парк» в пестречинском ЖК и новый ТЦ от казанского застройщика
Одним из примеров ТЦ микрорайонного масштаба можно назвать комплекс Udacha на главном въезде в ЖК «Царево Village», что в Пестречинском районе. Впрочем, бо́льшая часть населения данного комплекса — казанцы. ТЦ откроется в начале августа. Это будет первый объект сети «Ритейл-парк» в Казани, девелопером которой выступает близкая к «Унистрою» UD Group, управляющая ТЦ «Горки Парк» и ТРЦ KazanMall в Казани.
Здание одноэтажное, общая площадь составит 4,7 тыс. кв. м, объект спроектирован как раз с учетом «пандеймийного» опыта — с отдельными входами. Работать в ТЦ будут 170 человек. Зона обслуживания данного комплекса приличная — до 25 тыс. человек, а автотрафик локации насчитывает 8 тыс. авто в день, причем летом он удваивается. Якорными арендаторами здесь станут продуктовый супермаркет, магазин бытовой техники и электроники, магазин косметики и товаров для дома. Ставки аренды отнюдь не районные, а средние по Казани: от 1–1,1 тыс. рублей за «квадрат». Видимо, этим и объясняется арендная политика. Также для жителей ЖК откроют свои двери магазин фермерских продуктов, аптека и оптика, магазин книг и канцтоваров, товары для детей и многие другие, будет здесь и кафе с летними террасами. Формат проекта в данном случае является районным, поскольку наличие населенных пунктов и автомагистрали предполагает в том числе внешний трафик посетителей. Изюминкой для данной локации станет коворкинг Smart Space.
Здание одноэтажное, общая площадь составит 4,7 тыс. кв. м, объект спроектирован как раз с учетом «пандеймийного опыта» — с отдельными входами. Работать в ТЦ будут 170 человек
«В коворкинге предусмотрены все условия для удаленной работы в тишине и деловой атмосфере — имеются как рабочие места в open space, так и офисы для работы команд. Это отличная возможность работать в окружении лесного массива, без необходимости ежедневных перемещений в город», — описали «БИЗНЕС Online» красивую картинку виртуального пока что будущего в пресс-службе UD Group.
Летом откроет свои двери новый многофункциональный торговый комплекс на ул. Комиссара Габишева, 32 — на границе Азино и казанских поселков, на въезде в Куюки, Салмачи и Вознесенское
Летом откроет свои двери новый многофункциональный торговый комплекс на ул. Комиссара Габишева, 32 — на границе Азино и казанских поселков, на въезде в Куюки, Салмачи и Вознесенское. Двухэтажное здание площадью всего 2 тыс. кв. м расположилось по соседству с гипермаркетом «Лента», оно даже копирует брендовые цвета ретейлера — желто-синие полоски и серая плитка. Открытие намечалось на март этого года, но сроки пришлось сдвинуть. По данным наших источников, объект связан с группой компаний «СтройГрад-Каскад» под руководством Александра Семененко, который известен достройкой проблемного казанского ЖК «Три богатыря». Помещения также спроектированы с учетом пандемии — под каждую торговую точку отдельный вход с улицы. «Для застройщика это новое направление бизнеса», — описывают детали знакомые с объектом эксперты. По словам гендиректора агентства недвижимости АН Di Group Дианы Нургалиевой, на первом этаже откроются магазин ведущего российского производителя керамической плитки Kerama Marazzi, салон штор «Алтан», на втором — мебельный салон «Пинскдрев». На сегодня объект готов к сдаче, ведутся работы по благоустройству территории. «Продуктовый сюда точно не „сядет“, тягаться с „Лентой“ бесполезно», — говорят источники.
В самом сердце спального района Азино-1, между улицами Академика Глушко и Магистральной, практически готова «коробка» трехэтажного ТЦ. Объект включит в себя подземный паркинг. Общая площадь — 12 тыс. кв. метров
Новые ТЦ оживят район авторынка
В самом сердце спального района Азино-1, между улицами Академика Глушко и Магистральной, практически готова «коробка» трехэтажного ТЦ. Объект включит в себя подземный паркинг. Общая площадь — 12 тыс. кв. метров. Место густонаселенное, зона обслуживания в пределах 1 км оценивается в 46 тыс. человек. Автотрафик же на улице Глушко насчитывает 40 тыс. авто в день в обе стороны. Как сказано на сайте консультантов по торговой недвижимости IDEM, якорными арендаторами станут продуктовый ретейлер голландского бренда Eurospar, центр фитнеса Akimbo и другие точки.
К слову, эти два игрока планируют обосноваться и на Квартале. На улице Фатыха Амирхана, 101в построен трехэтажный торговый центр общей площадью 7,9 тыс. кв. метров. Вывески Spar и Akimbo уже висят на здании — фитнес-центр открылся на этой неделе, продуктовый на низком старте. Для посетителей там планируется открытая парковка на 250 мест. «Прописку» тут оформляют магазин бытовой техники и электроники, а также точки «мелкой нарезки». Отделка практически завершена: помещения будут в стиле лофт — черный металл и кирпич. Эта часть Квартала действительно нуждалась в своем локальном спортивном центре, говорят эксперты. Пока что жителям приходится ездить или в «Планету» на Мусина, или еще дальше — до X-Fit, рядом с «Ривьерой». А для продуктового Eurospar трафик обеспечен самый что ни на есть мощнейший — помимо проживающих в Ново-Савиновском районе, еще и от дачников садовых товариществ, и от жителей Авиастроя. Сейчас сюда ищут персонал: поварам и пекарям предлагают зарплату от 35 тыс. рублей, продавцам — от 30 тыс., кассирам — от 34 тыс. рублей.
На улице Амирхана, 101в построен трехэтажный торговый центр общей площадью 7,9 тыс. кв. метров. Вывески Spar и Akimbo уже висят на здании — фитнес-центр открылся на этой неделе, продуктовый на низком старте
Тут же, через дорогу напротив авторынка, готовится к открытию еще один торговый комплекс — трехэтажное строение, по габаритам почти вдвое меньше предыдущего. Сейчас в здании, построенном предпринимателем Андреем Закамским, идут ремонтные работы, а собственник сдает помещения. Так, аренда торгово-офисного помещения общей площадью 3 тыс. кв. м будет стоить 800 рублей в месяц за «квадрат». Здесь разместят свои столовую и террасу, говорится на сайте объявлений. Помещения меньшей площади сдаются уже дороже: к примеру, за 623 кв. м на первом этаже просят по 1,2 тыс. рублей с «квадрата». Сейчас место выглядит несколько футуристичным на фоне «ленинградок» и стихийных ларьков автозапчастей: в черном цвете, с выступающими металлическими элементами, витражными окнами и медиафасадом. Проектировала комплекс архитектурная мастерская Ильсияр Тухватуллиной — еще до того, как сама руководитель стала главным архитектором Казани.
В общей сложности в этом году торговля столицы РТ прирастет почти на 40 тыс. «квадратов». Для сравнения: это в 3 раза меньше, чем площадь одной «МЕГИ», причем без развлекательной части.
Эксперты «БИЗНЕС Online» видят несколько причин развития ТЦ в спальных районах и пригородах Казани. По словам гендиректора АН «РеАгентство» Юрия Чикирова, со стороны собственников это желание получать арендный доход и инвестиции с доходностью выше рынка, а также рост стоимости активов из-за того, что коммерческая недвижимость пока заметно дешевле жилой. Со стороны подрядчиков есть желание строить, загрузить работой свои мощности и персонал. Спрос на земельные участки, считает эксперт, кратно превышает предложения под новую застройку. Поэтому рентабельность в условиях повышенной конкуренции снижается. Для потребителей же появление новых ТЦ микрорайонного масштаба — удобство покупок по пути домой.
Конечно, появление районных ТЦ забирает покупателей, но только «своих» — как правило, в нижних ценовых сегментах, которые сейчас являются доминирующими. Думаю, они не конкуренты в дорогом сегменте рынка. Тренд в городе сейчас по-прежнему на доставку. Шоурумы все чаще перемещаются в онлайн, но вне города пока такие ТЦ будут функционировать.
Арендные ставки в мини-ТЦ очень сильно зависят от местоположения и покупательского трафика, отмечает Чикиров. Небольшое отдаление от первой линии может в разы снижать арендные платежи. В то же время в спальных районах ставка бывает даже выше, чем в центре города, где отсутствуют целевые покупатели.
«В последние годы в Казани в принципе не открываются ТЦ большого формата. У нас очень много чего анонсировалось, но по факту мы имеем только KazanMall»
Конкурентами большим ТЦ микрорайонные комплексы не будут, уверен заместитель гендиректора A-Development Владимир Шайхиев. Торговые центры все же имеют другой формат, в том числе и развлекательный, и с упором на «едальную» историю. Здесь же ставка сделана именно на локацию и товары повседневного спроса.
«В последние годы в Казани в принципе не открываются ТЦ большого формата. У нас очень много чего анонсировалось, но по факту мы имеем только KazanMall. Микрорайонные центры востребованы и очень удобны. Такие же комплексы формата „у дома“ закрывают потребности местных жителей. Каждое из новых — уникальное по-своему. Если в одном сделают упор на продукты, то на Габишева, напротив, не будет продуктового ретейлера, ведь конкурировать с „Лентой“ по соседству нереально. Но трафик от „Ленты“ там возникнет колоссальный — получается, владельцы надеются на „внешний“ якорь. Проект интересен тем, что помещения на первом этаже будут с отдельными входами, нет привязки к общему режиму работы всего ТЦ. И локация сама по себе очень выгодна с учетом того, что пригород Казани активно развивается. На Амирхана же генерировать трафик станет авторынок по соседству». Что касается «Ритейл-парка» в Пестречинском районе, Шайхиев также прогнозирует ему успех: подобного проекта в жилмассиве, который объединяет и деловой формат, и торговый, с нуля еще не строили.
Что касается «Ритейл-парка» в Пестречинском районе, Шайхиев также прогнозирует ему успех: подобного проекта в жилмассиве, который объединяет и деловой формат и торговый, с нуля еще не строили
Что касается затрат на строительство небольших ТЦ, эксперты оценивают их стоимость в 40–50 тыс. рублей за квадратный метр по самым «скромным» меркам. То есть инвестиции в ТЦ площадью до 10 тыс. кв. м могут составить до 500 млн рублей с коммуникациями и благоустройством, но без учета стоимости затрат на земельный участок, что иногда может быть в разы дороже самих строительных работ и материалов.
Ретейл, особенно продуктовый, и без того в пандемию пострадал не слишком сильно, говорит аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. Да, в период наиболее жестких карантинных ограничений существенно упали продажи у ретейла непродуктового (хотя DIY-сегмент пользовался стабильным спросом).
Есть-то хочется всегда. Просадка была, но не критическая. А сейчас, несмотря на падение реальных располагаемых доходов населения, продажи во всех сегментах ретейла медленно, но растут.
Действительно, тот же «СберИндекс» отмечает рост потребительских расходов населения. По данным аналитиков Сбера, в апреле – мае потребительские расходы граждан росли с годовым темпом в 5,7%, и это при том, что в декабре люди «прижимали» потребление. Теперь же структура расходов приблизилась к докризисной, в устойчивый плюс вышел сектор услуг. Подобное объясняется высоким уровнем сбережений в 2020 году — накопленные кубышки, видимо, распечатываются. Кроме того, отсутствие заграничных поездок вынуждает средний класс тратиться внутри страны, что положительно сказывается на оборотах торговли.
Предпочтения покупателей за последний год ощутимо сменились, отмечает Коренев. Резко возросла востребованность магазинов формата «у дома». Начали набирать популярность дискаунтеры опять же из-за снижения доходов потребителей, но меньшим спросом стали пользоваться супермаркеты.
В моллах после продолжительных выходных вновь небольшой спад
Майские праздники вытащили трафик в ТЦ, а пункты вакцинации в ряде моллов пришлось закрыть
Как обстоят дела у казанских ТЦ после зимы? Согласно данным Watcom Group, в период с 3 по 9 мая показатель Shopping Index, системы показателей посещаемости торговых центров и магазинов (она отражает число покупателей на 1 тыс. кв. м торговых площадей), в столице РТ оказался на 8,39% ниже значения за аналогичный период докризисного 2019 года. Это минимальный разрыв с начала 2021-го. Об этом «БИЗНЕС Online» сообщил руководитель, президент Watcom Роман Скороходов. Однако в моллах после продолжительных выходных вновь небольшой спад — разрыв оценивался в 18,93%. По итогам года, напомним, спад трафика был на все 30%.
На увеличение посещаемости города на майские праздники повлияло, в частности, сокращение возможностей для турпоездок за границу. Дополнительный фактор — снижение негативного психологического фона, связанного с пандемией.
Длинные майские выходные и теплая погода также способствовали тому, что люди активнее посещали торговые центры для проведения досуга и обновления гардероба. Плюс в Казань на майские съехались туристы, отмечает Скороходов. Повлияли ли на трафик открывшиеся пункты вакцинации от коронавируса? По данным минздрава РТ на конец мая, прививку с покупками совместили чуть более 8 тыс. татарстанцев. Рекордсменом по привитым стала «МЕГА» — 4,1 тыс. человек, на втором месте — «Парк Хаус» и почти 3 тыс. привитых, в «Южном» за два месяца привились 817 посетителей. Однако темпы вакцинации в ТЦ низкие, как и в целом по РТ. В результате с 1 мая сделать прививку можно только в трех казанских ТЦ — «МЕГЕ», «Парк Хаусе», «Южном». Остальные пункты — в ЦУМе, «Агропромпарке» — пришлось закрыть из-за отсутствия посетителей.
Пункт вакцинации в «Южном» в преддверии летнего отпускного сезона возобновил свою работу
«Пункт вакцинации — это социальный проект, который возник в ответ на острую ситуацию в стране. В среднем в день обращались не более 20 человек, — прокомментировал „БИЗНЕС Online“ закрытие точки в казанском ЦУМе старший управляющий данного ТЦ Владимир Мазурин. — По мере стабилизации эпидемиологической ситуации количество посетителей пункта вакцинации продолжило снижаться. В марте он был закрыт». Приостанавливала свою работу и точка в «Южном», но с 24 мая в преддверии летнего отпускного сезона ее работу вновь возобновили.
В целом же сами представители торговых центров оценивают трафик положительно. В ТЦ «ГоркиПарк» отмечается прирост посещаемости на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Трафик в KazanMall соответствует прогнозным цифрам — снижения посещаемости, вызванного ранним установлением летней погоды, здесь не наблюдают. «Средний чек на товары повседневного спроса стабилизируется после локдауна и демонстрирует устойчивый рост», — отмечают в пресс-службе ТЦ.
Торгово-развлекательный центр «Южный» восстановился в посещаемости по сравнению с 2020 годом, отметили в пресс-службе. Сейчас ТЦ вышел на показатели «доковидной» весны 2019-го
Торгово-развлекательный центр «Южный» восстановился в посещаемости по сравнению с 2020 годом, отметили в пресс-службе. Сейчас ТЦ вышел на показатели «доковидной» весны 2019-го. По итогам мая ежедневная посещаемость вышла на уровень 25 тыс. человек в день. Рост трафика здесь связывают с открытиями в новой галерее — пришли крупные федеральные бренды Familia и «Галамарт», обновлены и расширены магазины Kari и DNS, открыты магазин спортивной одежды Shadam, развлекательный центр 7D Avatar, кондитерская «Винни-Пух».
«Экономическая ситуация в стране не способствует росту покупательской способности, поэтому средний чек по ТРЦ „Южный“ остался на прежнем уровне», — говорит директор ТРЦ «Южный» Лилия Ибатуллина (УК Lynks Property Management).
В ТЦ «Казанский ЦУМ» по сравнению с зимними месяцами посещаемость в апреле – мае выросла на 34,6%. Рост трафика связывают с маркетинговой активностью в ТЦ и подъемом туристического трафика. На 16% увеличился также товарооборот арендаторов в апреле. По словам старшего управляющего ТЦ Мазурина, по отношению к апрелю прогнозируемый прирост трафика в мае составит 8%. Весной здесь открылись магазин игрушек «Умные детки», монобрендовый магазин парфюмерии David Walker и др.
В казанской «МЕГЕ» с начала года открылись кафе-кондитерская Al' Reze, кафе «Лепим и Варим», «Пират-Мармелад», кофейня Cofix, магазин одежды и обуви итальянского бренда Geox. В ближайшее время здесь появятся магазин одежды «Твое» и ювелирный Sunlight
В казанской «МЕГЕ» с начала года открылись кафе-кондитерская Al' Reze, кафе «Лепим и Варим», «Пират-Мармелад», кофейня Cofix, магазин одежды и обуви итальянского бренда Geox. В ближайшее время здесь появятся магазин одежды «Твое» и ювелирный Sunlight. «На текущий момент мы видим, что ситуация постепенно стабилизируется, и мы отмечаем, что большинство посетителей хотели бы вернуться к обычному образу жизни, — констатируют здесь и добавляют, что ротация арендаторов происходит в штатном режиме. — Продвигая концепцию „пространство для встреч“ в наших центрах и развивая ее компоненты, мы создаем новые причины для визита для наших посетителей: парки, спортивные площадки, культурные центры и многое другое».
В «Корстоне» 11 и 12 июня намерены отметить открытие Drink Mall с праздничной шоу-программой. По словам проект-менеджера Ярослава Белова, барное пространство в 2 тыс. «квадратов» объединяет 14 концептуальных баров. Монтаж оборудования практически завершен, в проект активно ищут барменов. На втором этаже ТЦ начал работу парк виртуальной реальности The Deep. Это будет уже второй парк данной сети в Казани — первый расположен в ТРК «Родина». Судя по объявлению на сайте вакансий, в новый парк ищут оператора/администратора с зарплатой в 40 тыс. рублей.
Дефицита микрорайонных торговых центров, по оценке компании, в Казани пока не наблюдается: доля таких ТЦ в структуре предложения по арендуемой площади составляет 22% и почти половину (48%) — по количеству объектов
Есть ли в Казани дефицит «храмов торговли»?
В ближайшие годы ввод объектов небольшого размера в Казани — до 20 тыс. кв. м арендной площади — станет постоянным в связи с продолжающимся жилым строительством, говорит директор отдела региональных торговых помещений CBRE Михаил Рогожин. Это, впрочем, неудивительно: столица РТ входит в топ-10 городов России по объему ввода жилья. Появление микрорайонных ТЦ эксперт также называет естественным этапом развития рынка торговой недвижимости, что связано с ключевыми изменениями в потребительском поведении — стремлении совершать покупки и приобретать услуги в шаговой доступности от дома, которое сопровождается активным ростом интернет-торговли.
Как правило, структура операторов в районных центрах отличается от крупных моллов высокой долей сервисной составляющей, продуктовых магазинов и развлекательных и образовательных концепций. Говорить о серьезной конкуренции с крупными моллами пока рано. Даже с учетом влияния малых торговых объектов у каждого потребителя есть «свой» большой ТЦ, который он тоже посещает.
Дефицита микрорайонных торговых центров, по оценке компании, в Казани пока не наблюдается: доля таких ТЦ в структуре предложения по арендуемой площади составляет 22% и почти половину (48%) — по количеству объектов. Увеличения объема свободных площадей в качественных объектах с современной концепцией по-прежнему не фиксируется: собственники заинтересованы в сохранении арендаторов в условиях снизившегося спроса, а ретейлеры, в свою очередь, — в удачных локациях в качественных объектах, отмечают здесь.
«Есть ряд проектов на этапе заморозки, в частности в составе ЖК от известного регионального застройщика. Насколько необходимо их появление? Считаю, что еще один ТЦ в Казани был бы кстати, поскольку большинство торговых центров сконцентрировано на южной стороне, такие как „Южный“, „МЕГА“ и другие, — говорит гендиректор АН Di Group Нургалиева. По ее словам, на данный момент нет жалоб на приостановку или серьезные финансовые потери от арендаторов. — Трафик вернулся, товарооборот где-то даже частично повысился. Мы вошли в нормализацию».
Согласно анонсированным планам девелоперов России, объем ввода торговых площадей будет сопоставим с показателем 2019 года и может составить по итогам около 365 тыс. кв. м торговых площадей. Так, с начала этого года их объем составил уже 86,9 тыс. «квадратов»: открылись ТРЦ «Макси» в Кирове, ТРЦ «Рандеву» в Нефтеюганске, ТРЦ «Солис» в Домодедове. В Татарстане же крупнейший из свежевведенных в строй торгово-офисных центров расположился в Нижнекамске — это Ramus Mall за 6 млрд рублей, где 120 тыс. кв. м торговых и офисных площадей. В Казани также приступают к новым проектам. Это многофункциональный торговый центр в ЖК Art City на Николая Ершова с воссозданием одного из исторических корпусов, а также первый халяльный молл, торгующий соответствующий продукцией и продвигающий исламские ценности, на пересечении улиц Халева и Павлюхина. Проекты уже одобрены президентом РТ Рустамом Миннихановым.
Статистика Татарстанстата пока не фиксирует стремительного роста оборота розничной торговли. Так, в апреле объем продаж увеличился лишь на 1,7% по сравнению с мартом — за месяц татарстанцы «отоварились» на 87 млрд рублей. По итогам же I квартала показатели торговли даже упали на 7% по сравнению с IV кварталом 2020-го, что вполне объяснимо — тогда был предновогодний ажиотаж. Если же сравнивать апрель 2021-го с «ковидным» апрелем прошлого года, то налицо рост объема продаж почти на 40%, или на 313 млн рублей. В целом же через розничные кассы за I квартал года прошло товаров почти на 660 млрд рублей — это на 7% больше, чем за январь – апрель 2020-го.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 264
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.