Третий город Татарстана, кряшенская столица и политически важный район республики уже в сентябре останутся обезглавленными. Руководителей этих районов в субботу официально утвердили в числе кандидатов в Госдуму, с высокой долей вероятности они покинут свои посты. По данным источников «БИЗНЕС Online», гонка между кланами и кандидатами за вакантные кресла уже вовсю идет. О том, как выглядят расклады, кто конкретно претендует на важные должности и какие еще районы могут поменять руководителей, — в нашем материале. Подчеркнем, что все расклады предварительные, до сентября многое может измениться.
Четвертым номером в федеральный парламент от Татарстана идет мэр Нижнекамска Айдар Метшин
Нижнекамск: врач или топ-менеджер ТАИФа?
Три района Татарстана в сентябре останутся без глав. Теперь почти официально. Такое решение было задокументировано в субботу, когда партийный съезд «Единой России» утвердил официальные списки своих кандидатов на выборы в Государственную Думу в сентябре. Четвертым номером в федеральный парламент от Татарстана идет мэр Нижнекамска Айдар Метшин, 9-е и 10-е место у глав Высокогорского и Мамадышского районов Рустама Калимуллина и Анатолия Иванова. Все эти места считаются проходными (по опыту прошлых выборов и с учетом того, что лидер списка, президент РТ Рустам Минниханов, в Думу не собирается). До выборов еще два с половиной жарких месяца, однако гонка за места Метшина, Калимуллина и Иванова уже вовсю идет.
Самая большая интрига ожидается вокруг должности главы Нижнекамского района. Первым кандидатом в неофициальном шорт-листе идет другой глава — Муслюмовского района — Рамиль Муллин
Самая большая интрига — вокруг должности главы Нижнекамского района. По данным наших собеседников, несколько кандидатур на место главы третьего города Татарстана готовят силы, близкие к аппарату президента РТ. Первый номер в этом неофициальном шорт-листе на текущий момент неожиданный — глава Муслюмовского района Рамиль Муллин. 47-летний чиновник неплохо знаком с Нижнекамском. С 2006 по 2010 год он работал заместителем Метшина. Вместе они, кстати, недавно посетили нижнекамский Сабантуй, что было прочитано местной элитой как недвусмысленный сигнал. После своего нижнекамского этапа карьеры профессиональный врач и юрист (Муллин окончил КГМУ, а затем — юрфак КФУ) попал в команду другого Метшина — Ильсура. В Казани чиновник фактически с нуля сформировал УАТИ (орган муниципального контроля, надзирающий за благоустройством), занимал должность замруководителя исполнительного комитета. Оттуда он на 8 лет уехал главой в родное Муслюмово, где прославился опять же на ниве благоустройства. Район стал своего рода витриной для команды Наталии Фишман-Бекмамбетовой.
Данный этап карьеры Муллина мог быть менее продолжительным. В 2018 году его рассматривали в качестве одного из главных кандидатов на должность министра здравоохранения РТ после ухода Аделя Вафина. Затем прервать полет пытались силовики. Удивительно, но Муллин не побоялся вступить в казавшуюся неравной схватку со следственным комитетом и УБЭП, ополчившимися на его сити-менеджера Ильнура Ахметова, и смог того отстоять — дело в отношении Ахметова прекращено, подопечный Муллина получил право на реабилитацию, а сам глава Муслюмово — политические очки.
Своего кандидата готовит и ТАИФ, чьи переговорные позиции сейчас, конечно, ослаблены сделкой с СИБУРом. Первый кандидат — замгендиректора НКНХ по персоналу и соцвопросам Родион Булашов. 42-летний топ-менеджер, который, к слову, отвечал за проведение недавнего Дня химика, не скрывает мэрских амбиций. Именно он годами представлял НКНХ на многочисленных планерках с городскими властями, порой не стесняясь быть жестким. Кстати, именно к Булашову в подопечные в прошлом году уходил руководитель нижнекамского горисполкома Денис Баландин. Сам Булашов с сентября 2020 года — депутат местного горсовета, так что в случае согласования избрать его главой смогут сразу, без временных должностей.
Но своего кандидата готовит и ТАИФ. По нашим данным, в распоряжении боссов «Нижнекамскнефтехима» есть сразу несколько персон, которые могут пройти сито согласования и возглавить город. Первый кандидат — Родион Булашов (справа)
Еще одна кандидатура ТАИФа — другой замгендиректора НКНХ, Руслан Гатин. Это была бы компромиссная фигура: в компании он всего полтора года, до этого много лет проработал в аппарате президента, где являлся замом Марса Бадрутдинова в антикоррупционном управлении. Там Гатин оказался на очень хорошем счету у руководства, курировал почти все выездные проверки в районах, лично отчитывался перед президентом РТ, который его хорошо знает. А еще — по слухам — он родственник вице-премьера РТ, полпреда Татарстана в Москве Равиля Ахметшина. Минус — отсутствие хозяйственного опыта.
Кто в итоге возглавит Нижнекамск? Решится ближе к августу. «Гонка только начинается», — считают наши источники.
Мамадышский район: «наследник» Иванова и выходец из села нефтяников?
Куда меньше интриги вокруг кряшенской столицы Татарстана. По нашим данным, еще на этапе согласования своего ухода в Госдуму Иванов предложил замену. Это руководитель исполкома Ильшат Дарземанов. «Иванов вел его много лет, готовил преемника», — пояснил наш источник.
44-летний Дарземанов родом совсем не из Мамадышского района, а из села Елхово. Это старинное, компактное и зажиточное поселение в 40 км от Альметьевска известно своими нефтяниками.
Несмотря на такую интересную малую родину, вся трудовая деятельность Дарземанова прошла исключительно в Мамадыше. Туда он попал сразу после того, как в 1998 году окончил КГФЭИ. У чиновника обширная трудовая биография, связанная главным образом с деятельностью в налоговой инспекции, где он проработал на разных должностях вплоть до 2010 года. После того как Иванов стал у руля Мамадышского района, сменив Рустама Калимуллина, карьера Дарземанова перешла в плоскость исполнительной власти.
Сначала полгода он проработал начальником отдела территориального развития, а затем — почти 7 лет замруководителя исполкома района. Наконец, в 2018 году стал руководителем исполкома Мамадышского района. Сейчас у него идет уже второй срок на данном посту. «Достижения района за последние несколько лет доказывают, что ротация и рокировка кадров нам не нужна: каждый находится на своем месте и каждый нацелен на результат», — высказывался Иванов в пользу Дарземанова при переназначении в 2020 году.
Дарземанов — пока единственный, но не окончательный кандидат, отмечают наши собеседники. Район, как известно, находится в зоне влияния главного кряшена республики Ивана Егорова, который в любой момент может предложить президенту другую кандидатуру,
Как только стало известно о том, что Высокую Гору покинет ее многолетний руководитель Калимуллин, кандидатом номер один в кулуарах исполнительной власти называли гендиректора «Татагролизинга» Азата Зиганшина
Высокогорский район: «конкурсник» «Вамина» или засидевшийся директор сабинского агроколледжа?
Близка к разрешению интрига вокруг Высокогорского района, традиционно считающегося одним из самых политически важных в РТ как за счет своего расположения на границе Казани, так и за счет того, что на заре своей карьеры данным районом руководил Рустам Минниханов.
Как только стало известно о том, что Высокую Гору покинет ее многолетний руководитель Калимуллин, кандидатом номер один в кулуарах исполнительной власти называли гендиректора «Татагролизинга» Азата Зиганшина. Он отвечал за республиканские объекты при банкротстве империи «Вамин» и заработал доверие руководства республики. «Давно перерос свою должность», — говорит один из наших собеседников.
Однако сейчас ключевым кандидатом на Высокую Гору называют весьма неожиданную персону — Закиржана Бикмухаметова. 57-летний чиновник несколько лет возглавляет Сабинский аграрный колледж — одно из сильнейших ПТУ Татарстана. В свое время Бикмухаметов входил в узкий круг команды Калимуллина. Тот пригласил молодого батыра (Бикмухаметов — сильный борец) в Тюлячинский район еще в 90-е годы, когда сам руководил здесь. Тот тогда был заместителем председателя одного из колхозов Кукмора, а в Тюлячах его назначили руководителем одного из крупнейших на тот момент хозяйств северной части республики — ОПХ им. Ленина.
После того как Калимуллин уехал в Казань, чтобы возглавить Татпотребсоюз, Бикмухаметова едва не назначили главой Тюлячинского района, однако что-то не срослось, и в 2005 году его пригласили в соседние Сабы — как раз на должность директора агроколледжа. Благо хватало квалификации — у Бикмухаметова степень кандидата наук. Позже он сблизился с главой района Раисом Миннихановым — дочь Бикмухаметова вышла замуж за сына Раиса Нургалиевича.
Ближе всех к переезду на Охотный Ряд в Москву оказался Новошешминский глава Козлов. Он занял 13-ю строчку предварительного списка
Кого еще могут поменять?
Напомним, изначально шли разговоры, что в Госдуму уйдут не трое, а шестеро районных глав. Причем половину из них составит так называемая старая гвардия — самых возрастных, но авторитетных районных руководителей. Это главы Аксубаевского, Черемшанского и Новошешминского районов Камиль Гилманов, Фердинат Давлетшин и Вячеслав Козлов.
Однако на финальном этапе согласования предварительного списка Рустам Минниханов якобы принял решение, что кресел в Госдуме на всех уважаемых людей не хватит, так что троица вполне можно еще посидеть на своих местах. «Им сказали, чтобы оставались. Работой довольны, и возраст им пока не мешает», — рассказывает источник, присутствовавший на одном из внутренних совещаний.
В итоге ближе всех из упомянутых глав к переезду на Охотный Ряд в Москву оказался Новошешминский глава Козлов. Он занял 13-ю строчку предварительного списка. Сразу по итогам выборов в Думу кандидат не попадает, но за пять лет кто-то из депутатов-списочников, вероятно, сдаст мандат, тогда очередь может дойти и до Козлова.
Кроме этого, говорили о том, что свои кресла в сентябре могут покинуть еще трое глав. Это глава Нурлата Алмаз Ахметшин, руководитель Бавлинского района Рамиль Гатиятуллин и мэр Менделеевска Валерий Чершинцев. Однако сейчас источники утверждают, что они, вероятно, усидят. «Пока все на своих местах. Решение будет приниматься уже после выборов», — говорит источник.
Свои кресла вне зависимости от итогового голосования могут покинуть еще трое руководителей: глава Нурлата Алмаз Ахметшин, руководитель Бавлинского района Рамиль Гатиятуллин и мэр Менделеевска Валерий Чершинцев (в центре)
Еще один фактор, который может запустить механизм районных перестановок, — «лествичная система» горизонтальной ротации, будто позаимствованная президентом РТ из истории Киевской Руси. Такое происходило в 2019 году. Например, горизонтально переместился Ильдус Зарипов — он переехал из Тюлячей в Лаишево, а лаишевский глава Михаил Афанасьев возглавил Зеленодольский район. Кроме того, получили новых глав Буинский и Тюлячинский районы. В случае если в Нижнекамск, Высокую Гору или Мамадыш будут назначены главы из других районов, казанскому Кремлю придется искать замену и им.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 263
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.