«Федор Конюхов. Путешествие длиною в жизнь» — так называется выставка, которая на этой неделе открылась в центре столицы Татарстана, в галерее современного искусства «БИЗОN». Здесь собрано более 40 живописных и графических произведений Федора Конюхова — человека, не нуждающегося в представлениях. Великий путешественник, в конце этого года собирающийся отпраздновать 70-летие, предстает здесь в амплуа художника. Немногие знают, что Конюхов — автор более 3 тыс. картин и академик Российской академии художеств. «Путешествие длиною в жизнь» — уникальная возможность познакомиться с внутренним миром одного из самых удивительных наших современников и соотечественников.
-
Он облетел Землю на воздушном шаре, пересек на веслах в одиночку Тихий и Атлантический океаны, побывал на высочайших вершинах мира. Все это Федор Конюхов. Однако он не только путешественник, но еще и писатель, и священник, и художник, автор более 3 тыс. картин, академик Российской академии художеств. С этой стороной таланта живой легенды теперь можно познакомиться на выставке «Федор Конюхов. Путешествие длиною в жизнь» в галерее современного искусства «БИЗОN».
-
Экспозиция объединяет более 40 живописных и графических произведений — от ранних камерных работ, созданных в конце 1970-х годов, до масштабных и экспрессивных картин последних лет. Здесь можно увидеть животных, ангелов, оберегающих лодку и самого Конюхова, жену художника и друзей, с которыми он путешествовал, и, конечно, пейзажи и ландшафты самых разных широт. Каждая работа сопровождается авторским комментарием.
-
Справа при входе в «БИЗОN» вас ждет картина «Ангел с о. Гоф», сразу напоминающая об основном роде занятий художника. Федор Филиппович вспоминает, что проходил на яхте эти острова в Атлантическом океане и почувствовал, что возле них другие энергия, океан и даже небо. И нарисовал ангела-хранителя, который их оберегает.
-
А картина «Гребец в океане», написанная в 2021 году, пожалуй, отражает сегодняшнее мироощущение Конюхова, еще и православного священника. Аннотация самого автора к произведению выглядит так: «Сегодня западный мир старается разрушить православную веру, и для того, чтобы здание веры рухнуло, потихоньку вынимают по камешку духовному, а с виду — кладут подъемными кранами глыбы, как будто восстанавливают старые здания. А зачем? Не будет веры, все это останется просто строениями. Однако ответственны за такое разрушение мы все: не только те, кто вынимает камни и уничтожает духовность людей, но и мы, видящие, как гибнет вера православная, и не прилагающие усилий к тому, чтобы ее укрепить. Нынешней ситуации можно противостоять только духовно, и тогда от усталости будешь чувствовать радость, ликование».
-
На скромный портрет пожилой матери художника от 1979 года (справа) обратила внимание корреспондента «БИЗНЕС Online» одна из посетительниц, заметившая авторский подход Конюхова к рамам своих картин. Часто они, действительно, сопровождаются надписями, причудливыми узорами или вензелями. Здесь же ничего подобного нет. Потому что мама — это мама, тут невозможно ничего добавить.
-
Но не нужно думать, что великий путешественник предельно серьезен в своем творчестве. Картину «Весла» сопровождает следующая запись: «Работа создана по эскизам на тему: „Жена не пускает больше мужа в путешествия“».
-
А это автопортрет Конюхова, выполненный из бронзы.
-
Одним из самых внимательных гостей выставки, встреченных нами, оказался депутат Госсовета РТ Альмир Михеев, как оказалось, еще и пилот-любитель, а также яхтсмен. За плечами Михеева более 15 тыс. морских миль под парусом. Это две Трансатлантики, круизные походы и походы в высоких широтах. Он знаком и с Оскаром Конюховым (сыном знаменитого путешественника) — тот в свое время и предложил Альмиру Александровичу сходить с ним в первое путешествие — из Сальвадора в Кейптаун — через всю Атлантику. «Картины Конюхова о силе духа и воле, о Боге и людях. О том, что яркие краски можно видеть даже там, где нет никаких цветов. Потому что вера в добро и счастье бытия — это то, что живет внутри. И то, чем можно делиться, не бояться раздавать», — говорит Михеев.
-
Пришел на выставку и еще один не случайный здесь человек. Михеев привел «старого боевого товарища», капитана 2-го ранга Сергея Бармина. Тот выразил глубочайшее удовлетворение увиденным.
-
Казанские модницы тем временем изучали наряды «Близняшек» (другое название картины «Женщины с пеликаном»). Художник признается, что дважды начинал рисовать свою супругу Ирину, которая в процессе сменила платье. Вот и получились очаровательные «Близняшки».
-
На втором этаже экспозиции выделяется портрет Ататы — охотника-эскимоса, с которым Конюхов путешествовал по Чукотке. «Я изобразил его гордым, с сигаретой, — вспоминал Федор Филиппович в интервью „БИЗНЕС Online“. — А мне потом говорили: „Так он же пьяница. Зачем ты его рисовал?“ Но он меня вдохновил. Когда я уезжал с Чукотки, Атата попросил меня привезти ему дипломат — тогда были такие деревянные и кожей обтянутые, в них документы носили. А я все спрашивал: „Атата, зачем тебе дипломат в тундре?“ А он говорил: „Стану ходить с ним и размахивать туда-сюда“».
-
Ангелы с крыльями — одна из самых популярных тем в творчестве художника. Вот как сам Конюхов комментирует эту картину, «Из последних сил»: «Если человек имеет сильную волю, у него есть человеческое крыло, равнодействующее с крылом божественным, то он летит. Если же воля не развита, то он хочет взлететь, но вместо этого летит кувырком. Я стал задумываться, почему люди пекутся только о земном, забывая о душе. Сегодня там, на суше, редко увидишь человека уравновешенного, большинство сильно наэлектризовано. Люди легко подпадают как под хорошее, так и под дурное влияние».
-
Сама выставка скорее настраивает вас на тихое созерцание и размышления о том, как огромен мир, в котором мы живем, и как он по-своему совершенен. Правда, абордажный якорь-кошка конца XVIII века, использовавшийся на флоте для абордажного боя, напоминает вам, что путешествия — это еще и опасности.
-
Еще один экспонат выставки — «Путешествие длиною в жизнь» — не авторства Конюхова, но прекрасно вписавшийся в ее концепцию, — большой якорь (более 300 кг) с турецкой галеры начала XIX века. Здесь же и трехметровая бронзовая копия весла, с помощью которого тогда еще 67-летний гребец в одиночку проплыл опаснейший мыс Горн.
-
И снова остроумно о семейных ценностях. Вот так автор увидел образ своей жены, несущей скворечник, в картине «Голуби». Домики для пернатых — еще одна страсть Конюхова, смастерившего их несколько сотен.
-
Одна из глубоко философских картин на выставке называется «Возвращение». Вновь слово художнику: «Когда я выходил из Южного полушария в Северное, к себе домой, я всегда прощался с альбатросами. Они не могут перелететь через экватор в Северное полушарие. На нем нет альбатросов, так же как и пингвинов, а мне хотелось, чтобы у нас, в России, увидели альбатроса. И у меня всегда было желание вместе с ним вернуться в Россию, но, конечно, такого не случилось, он так и остался в Южном полушарии».
-
И еще одна птица, «Красная чайка». Конюхов нередко сопровождает свои полотна разнообразными надписями. «Поглядев на небо, я продолжил грести веслами»…
-
«Сейчас все сложнее стало разделять добро и зло, — рассказывал „БИЗНЕС Online“ Конюхов. — Эти понятия смешиваются в единую серую массу. И мы, священники, пытаемся помочь людям найти свет. Хочется верить, что человек с годами тоже умнеет. Топором можно убить, а можно дров нарубить. Одной краской и шедевр можно написать, и на заборе ерунду».
-
Напомним, что Галерея современного искусства «БИЗОN» располагается в ТЦ «Родина» (ул. Баумана, 44/8, 1-й этаж), режим работы: ежедневно с 13:00 до 21:00. Стоимость билетов на выставку «Федор Конюхов. Путешествие длиною в жизнь»: 150 рублей, студентам — 100 рублей, детям до 18 лет и пенсионерам вход свободный. Всем посетителям при необходимости выдается маска.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.