«В каждом тазике, в каждом ведре сидит 40 процентов налогов. Мы вообще не конкурентоспособны с Китаем», — сетовали татарстанские предприниматели в ответ на призывы наращивать производственный бизнес. Талия Минуллина горько шутила о том, что «кошмарить» бизнес начали меньше, потому что самих бизнесменов после коронавируса стало меньше. Также она возмущалась уровнем «межмуниципального взаимодействия», при котором татарстанский застройщик везет из Подмосковья стройматериалы, которые производят в Нижнекамске. О том, что еще обсуждали на слете бизнес-омбудсменов страны под предводительством Бориса Титова, — в материале «БИЗНЕС Online».
Как снизить давление на бизнес и где точки роста — на эти и другие вопросы два дня искали ответы бизнес-омбудсмены из регионов страны в рамках межрегиональной конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей
«Торговый бизнес уже занял свою нишу»
Как снизить давление на бизнес и где точки роста — на эти и другие вопросы два дня искали ответы бизнес-омбудсмены из регионов страны в рамках межрегиональной конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей, которая прошла в Казани 25 и 26 июня в «Корстоне». Не обошлось и без высоких гостей: после посещения Челнов на конференцию в Казань приехал уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей, лидер Партии Роста Борис Титов.
Пленарку начали с обсуждения программы «Экономика простых вещей», задача которой — создать условия для развития малого производственного бизнеса. Важность топика российский омбудсмен подчеркнул цифрами: по статистике, мировой ВВП с 2008 года увеличился на 41%, сырьевые страны приросли на 36%, развивающиеся — на 68%. А Россия за 12 лет выросла только на 7%.
На конференцию в Казань приехал уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей, лидер Партии Роста Борис Титов
«Во всем мире этот бизнес является важной частью экономики, причем не только в развивающихся странах, но и, например, в Германии. У нас же 41 процент всех предпринимателей страны заняты в торговле. Мы честно говорим: торговый бизнес уже занял свою нишу, его много. Не хватает сегодня производства, оно составляет всего 7 процентов», — возмущался Титов.
В то же время Россия импортирует основные потребительские товары, которые обычно производятся локально. «Это убеждение, что не надо производить то, что можно купить, которое имело место в 90-е, неверно. Мы все понимаем, что огромное количество вещей могло выпускаться локально, если бы это было выгодно», — уверен защитник прав предпринимателей.
«Вот накануне в Челнах встречались с разными предприятиями, и нам говорили, что иногда выгоднее из российского сырья произвести продукт где-нибудь в Германии, потом сюда, в Россию же, привезти готовую продукцию и нашим же продать», — вспоминал Титов, отмечая при этом, что в Татарстане-то знают о проблеме и стараются ее решать.
Талия Минуллина: «Ну что, чиновники начали меньше «кошмарить» предпринимателей? Ответ: начали, потому что предпринимателей после коронавируса стало меньше. Вот что это — реалии нашей страны или шутка?»
«У предпринимателя стойко сложился образ чиновника-паразита»
Рассказать, в чем же секрет успеха предпринимательства в республике, Титов предложил руководителю агентства инвестиционного развития РТ Талие Минуллиной, назвав ее «белоснежкой среди семи гномов» (Минуллина оказалась единственной женщиной в мужском президиуме).
«Ну что, чиновники начали меньше „кошмарить“ предпринимателей? Ответ: начали, потому что предпринимателей после коронавируса стало меньше. Вот что это — реалии нашей страны или шутка?» — начала Минуллина, тут же пояснив, что в Татарстане делается все, чтобы эта шутка оставалась только шуткой. Далее глава АИР напомнила о 100 промпарках, которые действуют на территории республики, о двух особых экономических зонах и пяти ТОСЭРах.
«К нам приходят с просьбами помочь с коммуникациями, в то время как инженерную инфраструктуру во всем мире строит государство. У нас в некоторых регионах инженерную инфраструктуру подводит себе предприниматель. Ребята, это нонсенс! Я вам говорю! В Татарстане не так: базовая инженерная инфраструктура к [промышленным] паркам подведена. Но теперь предприниматель хочет готовое здание под аренду, сам строить не желает, ставят вопрос по кадрам и компетенциям. И это все есть в Татарстане», — похвалилась спикер. Упомянула Минуллина и о проблемах, например в межмуниципальной коммуникации: на прошедшей недавно встрече производителей стройматериалов и девелоперов выяснилось, что татарстанский застройщик везет из Подмосковья стройматериалы, которые выпускаются в Нижнекамске.
«Ну это вообще, „привет“. И вот эта межмуниципальная, межпарковая коммуникация, дисбаланс в развитии территорий. Точки роста есть. Вообще, отвечая на вопрос, в чем ключ успеха, заявляю: ключ — в людях. Сегодня у предпринимателя стойко сложился образ чиновника-паразита, который не только ему помочь не сможет, так еще и мешает. Чтобы в рядах чиновников были люди, способные с бизнесменами говорить на одном языке, нужно работать на территориях последовательно и системно, как это делается в том числе в Татарстане», — подытожила Минуллина. Завершила выступление она все же на мажорной ноте, напомнив о тех мерах поддержки МСП, которые бизнес получил в «пандемийный» 2020-й.
Антон Свириденко пояснил про необходимость кластерного развития, создание промпарков около средних городов, а также финансирование проектов из банка типовых производств — с готовыми решениями и бизнес-планами
«Драть налоги с МСП бесполезно»
Продолжил тему омбудсмен из Узбекистана Дилмурод Касимов, рассказав о мерах поддержки бизнеса в период пандемии в своей стране. Так, еще в 2017 году в республике отменили плановые и внеплановые проверки бизнеса, а в «коронавирусный» 2020-й — 120 видов лицензий и разрешительных документов, упростили процедуры получения разрешительных документов в 2 раза.
«Внедряется государственно-частное партнерство в сфере образования, здравоохранения, транспорта. Доля частных детских садов выросла до 62 процентов, охват детей садами за последние четыре года увеличился в 2,5 раза. За этот период было создано около 3 250 частных медорганизаций. Количество видов налогов для предпринимателей уменьшено с 16 до 9. По программе „Каждая семья — предприниматель“ (акцент в ней — вывод населения из бедности путем продвижения бизнеса среди населения), более 300 тысяч семей получили льготные кредиты», — продолжил Касимов.
Подробнее об «Экономике простых вещей» рассказал директор Института экономического роста им. Столыпина Антон Свириденко. Он пояснил про необходимость кластерного развития, создание промпарков около средних городов, а также финансирование проектов из банка типовых производств — с готовыми решениями и бизнес-планами. Как и предыдущие спикеры, Свириденко отметил, что МСП не фискальная история, «драть с него налоги» бесполезно, налоговое бремя бизнеса должно быть снижено, чтобы предприятие могло пустить заработанное в оборот.
«Но все это случится, если появятся условия, федеральный подход. Ерунда требовать много денег с новых производств. Для того чтобы они развивались, наоборот, надо сделать бесплатную аренду, хотя бы на три года, аренда субсидированная. Что касается налогов — есть хороший режим ТОСЭР. Кому сложно работать на общей системе налогообложения, сделайте УСН до 5 миллиардов рублей для производственных предприятий, и я уверен, у нас будет взрывной рост МСП. Если государство решится на это, данный сектор увеличится в 22 раза к 2037 году. Тогда, кстати, мы перестанем импортировать продукцию, которую мы все потребляем, улучшится платежный баланс. У нас даже курс доллара снизится, будет легче жить и работать другим предпринимателям», — подытожил Свириденко.
От теоретиков перешли к практикам, предоставив слово ресторатору, бизнесмену, владельцу сети ресторанов «Мясо & Рыба» Сергею Миронову. «Он герой, вместе с группой товарищей сумел изменить налоговое законодательство для ресторанной отрасли»
«Мы вообще не конкурентоспособны с Китаем»
От теоретиков перешли к практикам, предоставив слово ресторатору, бизнесмену, владельцу сети ресторанов «Мясо & Рыба» Сергею Миронову. «Он герой, вместе с группой товарищей сумел изменить налоговое законодательство для ресторанной отрасли», — представил Миронова Титов. Ресторатор рассказал, через какие круги бюрократического ада ему пришлось пройти, чтобы добиться отмены НДС для ресторанов со статусом МСП, и как против него за это ополчились крупные рестораторы.
«Мы не ставим вопрос, что мы вас, крупный бизнес, выкинули. Мы будем продолжать работать, уже сейчас они получили ряд преференций. Мы решили этот вопрос в рамках МСП, но пройдет второй этап. Коллеги просто нетерпеливые», — поделился Миронов. Прошелся он и по антиковидным ограничениям, которые накладываются на бары и рестораны в регионах страны, причем если в одном субъекте ресторанам разрешают работать до полуночи, то в других — до 22:00. Как показала практика, представители регионов сами не могут объяснить, почему было принято такое решение.
«Мы провели ВКС. Представителей региона спрашиваем, что они сделали. Они отвечают, что ограничили работу до 22:00. Спрашиваю: „А вы можете мне объяснить, почему именно до 10 часов вечера?“ Зависли. Я им объясняю, что они [очевидно] хотели ограничить работу ночных клубов, но когда они ограничили работу заведений 10 часами вечера, то только ухудшили экономическое состояние [ресторанов], потому что люди концентрируются здесь в 21:00. Говорю им: „Увеличьте время работы до полуночи, вы сможете отсеять клубы и не навредить ресторанам“», — рассказал Миронов, добавив, что после этого в некоторых регионах время ограничений, действительно, поменяли.
Завершил сессию депутат Госсовета РТ, председатель татарстанского отделения Партии Роста Олег Коробченко. Выступление он начал с вопроса конкурентоспособности
Завершил сессию депутат Госсовета РТ, председатель татарстанского отделения Партии Роста Олег Коробченко. Выступление он начал с вопроса конкурентоспособности. Привел в пример производство пластиковых изделий в Лаишевском районе: предприниматель закупает местное сырье, возит изделия на «КАМАЗах», которые заправляет местной соляркой, но, выставляя свою продукцию на тендер, проигрывает китайским компаниям.
«Ровно в 2 раза его товар дороже! Начинаем разбираться, почему так. Оказывается, на всех переделах присутствуют транспортно-изготовительные расходы, 3 процента. На каждом переделе платятся налоги, которые закладываются в стоимость товара. И в итоге на каждом тазике, в каждом ведре сидит 40 процентов налогов. Мы вообще не конкурентоспособны с Китаем. Их тазы получаются дешевле, чем наши», — возмущался Коробченко. Рассказал он и о предложении ввести для МСП пятилетние налоговые каникулы, чтобы предприниматели могли получить сверхмаржу, которую смогут реинвестировать, а также о проекте «100 заводов», который депутат продвигает сегодня вместе с татарстанским омбудсменом Фаридом Абдулганиевым. Смысл проекта — построить в РТ 100 заводов, производящих товары ежедневного спроса, которые сегодня импортируются. Коробченко предложил государству подключиться с софинансированием.
«Помните в сельском хозяйстве? По строительству ферм молочного скота государство субсидирует фермеру 60–70 процентов! Я за последние 7 лет построил четыре большие фермы, государство помогает нам в этом. Вот если бы нам, промышленникам, дали возможность создавать небольшие заводы на условиях софинансирования, мы бы быстро могли отдать кредит и начать инвестировать в новый проект. Пускай эти фабрики будут в собственности государства, а предпринимателям отдадут их в аренду», — подытожил Коробченко.
«Не надо! — сразу отреагировал Титов. — Да, с бизнесом нужно работать и работать еще. Все хотят Советский Союз».
После перерыва гости приняли участие в расширенном заседании межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей управления генпрокуратуры РФ по ПФО
«Проверки снизили, нарушений не прибавилось. Значит, контроль был избыточным!»
После перерыва гости приняли участие в расширенном заседании межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей управления генпрокуратуры РФ по ПФО. Здесь, как и ранее на встрече с предпринимателями, обсуждалась роль контролирующих органов в развитии бизнеса.
Титов рассказал об опросе, который ежегодно проводит аппарат омбудсмена, согласно ему, 85% респондентов полагают, что нагрузка на их бизнес только увеличилась. А почти 80% опрошенных не считают ведение бизнеса в России безопасным.
«Мы живем пока в ситуации недостаточного доверия бизнеса к административной системе страны», — продолжил Титов. Коснулся он и индекса административного давления среди регионов РФ. С его помощью выявили регионы с низким и высоким административным давлением, какие органы наиболее лояльны к бизнесу, а какие перегибают палку. Но в ПФО, кажется, все в порядке: среди топ-30 субъектов, в которых давление на бизнес минимально, попало 9 из 14 регионов округа.
«В связи с пандемией в прошлом году феноменально снизилось число проверок, в 2,5 раза. Количество вреда при этом со стороны бизнеса (например аварии, отравления, технические инциденты) не увеличилось, по сумме даже уменьшилось. Вывод номер один: в целом контрольно-надзорная деятельность носит избыточный характер», — прокомментировал Титов.
Однако без контрольно-надзорных органов не обойтись, участники встречи поделились своими итогами взаимодействия. Абдулганиев отметил, что предприниматели с большой надеждой ждут вступления в силу 1 июля нового закона о государственном контроле, который призван облегчить ведение бизнеса в России, и необходимо «сделать все от себя зависящее, чтобы надежды не были обмануты».
«Сейчас на первое место вышел фактор времени. Ситуация на рынке меняется очень быстро, и если оперативно не реагировать на возникающую проблему, то за месяц-другой предприниматель может потерять свой бизнес. Для того чтобы ускорить взаимодействие с предпринимателями в условиях карантинных мероприятий, нами были созданы новые инструменты, которые активно продолжаем использовать и сейчас. Так, нами запущен телеграм-канал „Деловорот“, 25 марта прошлого года заработала горячая линия уполномоченного. Всего за 2020 год в адрес уполномоченного поступило 17 724 письменных и устных обращений и жалоб от предпринимателей, что в 10 раз больше, чем по итогам 2019-го (1786 обращений)», — перечислил Абдулганиев. Есть сотрудничество и с региональной прокуратурой: по 2 из 11 обращений по теме уголовного преследования оперативно были приняты решения прекратить производство, еще двум заявителям возвращены компьютерная техника и документы, что позволило возобновить их предпринимательскую деятельность.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 213
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.