«Слово «курбан» переводится с арабского языка как «приближение», — напутствовал сегодня верующих председатель ДУМ РТ Камиль Самигуллин. — То есть, читая гает-намаз, совершая жертвоприношение, раздавая мясо неимущим, мы подчиняемся повелению Аллаха, благодарим его за все блага и тем самым стараемся приблизиться к Всевышнему». Все происходило в Галеевской мечети, где главным гостем на Курбан-байрам стал президент Татарстана Рустам Минниханов, который узнал из проповеди муфтия РТ о пяти видах верности. О праздничном гает-намазе и происходившем на площадке для жертвоприношения в центре Казани — в материале «БИЗНЕС Online».
В отличие от Москвы, где гает-намаз сегодня совершали в онлайн-формате, Курбан-байрам-2021 прошел в столице Татарстана почти так же, как и в прошлые годы. Мусульмане молились в мечетях, правда, с некоторыми ограничениями
«Курбан-байрам как раз и помогает нам подтвердить свою верность Всевышнему»
В отличие от Москвы, где гает-намаз сегодня совершали в онлайн-формате, Курбан-байрам-2021 прошел в столице Татарстана почти так же, как и в прошлые годы. Мусульмане молились в мечетях, правда, с некоторыми ограничениями в виде социальной дистанции и обязательных масок. В Галеевской мечети, где ожидалось главное республиканское богослужение, в помещении с трибуной имама, минбаром, даже постелили индивидуальные молитвенные коврики — возможно, как раз из-за участия в намазе высоких гостей.
Тем временем в центре Казани с восходом солнца со всех минаретов звучали аяты из священного Корана. Корреспондент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем разговора влюбленной пары, которая то ли возвращалась из ночного клуба, то ли просто прогуливалась до зари. Девушка сказала своему молодому человеку под звуки, доносившиеся с минаретов: «Прямо как в Турции». Джигит парировал: «В арабских странах так же бывает». Впрочем, для разбирающихся в макамах, т. е. манерах рецитации Священной Книги мусульман, отличия все же имелись. В той же Галеевской мечети коран-хафиз, 19-летний Саидкамаль Суенов, читал суры как раз с татарским макамом.
По лестнице из резиденции муфтия к минбару поднялся председатель ДУМ РТ Камиль Самигуллин в сопровождении президента Татарстана Рустама Минниханова и мэра Казани Ильсура Метшина
Через полчаса после восхода солнца он прекратил рецитацию, как только по лестнице из резиденции муфтия к минбару поднялся председатель ДУМ РТ Камиль Самигуллин в сопровождении президента Татарстана Рустама Минниханова и мэра Казани Ильсура Метшина. Камиль хазрат начал свою проповедь со слов приветствия и восхваления Аллаха, после чего зачитал поздравительную телеграмму от президента Татарстана. Сам Минниханов же внимательно слушал собственные поздравления в адрес республиканской уммы.
Свою проповедь, как и принято, муфтий РТ посвятил празднику, во время вагаза рассказав о сути Ид аль-Адха (праздника жертвоприношения), его социальной функции и сакральном смысле. «Слово „курбан“ переводится с арабского языка, как „приближение“, — напомнил председатель ДУМ РТ. — То есть, читая гает-намаз, совершая жертвоприношение, раздавая мясо неимущим, мы подчиняемся повелению Аллаха, благодарим его за все блага и тем самым стараемся приблизиться к Аллаху. Это по-другому называют еще и тугрылык (верность, преданность). Курбан-байрам как раз и помогает нам подтвердить свою верность Всевышнему».
Кстати, уже в который по счету гает-намаз свой спич Самигуллин зачитывает, подглядывая в бумажный лист, хотя на заре карьеры предпочитал пользоваться экраном планшетного компьютера.
Просили живительного дождя, богатого урожая, благодати для татарстанской земли
Муфтий Татарстана свою проповедь посвятил преданности и измене в исламе. Руководитель ДУМ РТ подчеркнул, что один из символов ислама как раз и означает верность. «Помните ли вы 8-конечную звезду Руб аль-хизб — мусульманский символ, изображенный в виде двух наложенных квадратов? Знаете ли, что она означает? — обратился к залу лидер татарстанской уммы. — А именно: 8 качеств мусульманина: милосердие, мягкость, терпение, благодарность Всевышнему, щедрость, справедливость, умение хранить тайну и верность. Вот видите, верность — одно из тех качеств».
Далее Камиль хазрат поведал о видах верности. Их, по мнению оратора, всего пять: преданность Аллаху и Корану, Сунне пророка, умме и Родине, семье, а также вверенному на хранение и данному слову, клятве.
Самигуллин подробно остановился на видах верности данному слову сквозь призму истории праздника. Когда к пророку Ибрахиму явился ангел, который передал ему повеление Аллаха принести в жертву собственного сына Исмаила, пророк отправился к месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Исмаил не сопротивлялся происходящему и много молился. В последний момент, когда жертва была уже почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, а жертва сына заменилась бараном.
Завершая проповедь, лидер татарстанских мусульман напомнил хадис пророка Мухаммада, где говорится, что Аллах возвеличит народы, которые хранят верность Корану, а тем, кто отдаляется от него, он уменьшит богатства. Камиль хазрат пожелал тем, кто в эти три благостных дня будет совершать обряд жертвоприношения, всяческих благ и принятия данного деяния Всевышним Аллахом.
Муфтий далее провел гает-намаз, прочитал традиционную хутбу на арабском языке, а коран-хафиз Суенов вновь на татарский манер исполнил аяты Корана. С дуа — мольбой к Всевышнему — обратился главный казый Татарстана Джалиль Фазлыев. Обычно ему и доверяют столь трогательную часть гает-намаза, лишь на Ураза-байрам впервые дуа совершил председатель совета аксакалов ДУМ РТ Айрат Аюпов, где несколько удивил собравшихся мольбой за здравие «Владимир Владимир улы». Джалиль хазрат же больше просил живительного дождя, богатого урожая, благодати для татарстанской земли и избавления от новой коронавирусной инфекции.
«Бесплатно получить мясо»
После намаза верующие спешили совершить обряд жертвоприношения, ближайшая от Галеевской мечети площадка с загоном для мелкого рогатого скота находилась возле мечети Аль-Марджани. В этом году гает-намаз прошел здесь на свежем воздухе, для этого были постелены ковры, благо улица Каюма Насыри является пешеходной. Провел богослужение имам-хатыйб мечети Мансур Джалялетдин, а его личным VIP-гостем стал председатель нацсовета «Милли Шура» всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев.
Резал ли барашка вице-премьер Татарстана, доподлинно неизвестно, во всяком случае возле загона для скота Шайхразиева не видели. Между тем цены на овец в этом году колебались: судя по ценникам, были животные и по 8,5 тыс. рублей, а особи покрупнее можно было приобрести на 3–4 тыс. дороже. Покупатели из года в год здесь в основном одни и те же — обычно это люди, что выросли неподалеку, либо представители старшего поколения, которые привыкли именно здесь покупать жертвенное животное. Еще сравнительно недавно на Курбан-байрам близ Аль-Марджани возникал настоящий рынок живого товара, жители сел привозили сюда откормленных именно для курбана баранов, сейчас же все проходит цивилизованно, по предварительной записи, поэтому особой толчеи не наблюдалось.
Генеральный директор ООО «АКФ „Аудэкс“» и известный меценат Айрат Гимадутдинов как раз из тех, кто вырос в Старо-Татарской слободе, ежегодно он именно здесь, как правило, приносит в жертву 2–3 животных. «Я вырос в этих краях, поэтому душа сюда тянет. Кроме того, все очень хорошо организовано, чисто, аккуратно, — рассказал Гимадутдинов нашему корреспонденту. — Слушали сегодня вагаз Мансура хазрата, очень содержательный, полезный. И вообще чувство праздника, такое возвышенное состояние, хорошая погода, знакомые, друзья, поэтому такое чувство праздника есть, оно ощущается. В этом году я режу только одного барашка, а мой товарищ — целях пять».
Те, кто резал баранов, часть тушки оставляли в мечети. Но были и люди, специально пришедшие, чтобы получить мясо
Студент третьего курса Высшей школы экономики Айнур Хусаинов специально приехал из Москвы в родной город, чтобы совершить жертвоприношение, а также прочитать гает-намаз с верующими. В Первопрестольной, еще раз напомним, сегодня все проходило в онлайн-режиме, а двери мечетей для прихожан были закрыты. «Я первый раз участвую в заклании, — признался „БИЗНЕС Online“ молодой человек. — Решился, потому что это повеление Аллаха, для нас является ваджибом, то есть обязательным в шариате правилом, имеющим веские доказательства, которое должен совершать каждый мусульманин. Нам на проповедях в мечети об этом часто говорят, рассказывают историю праздника, о жизни пророков Ибрахима и Исмаила».
Те, кто резал баранов, часть тушки оставляли в мечети. Но были и люди, специально пришедшие, чтобы получить мясо. «Я пришла, чтобы взять мяса для четырех сирот, они живут очень трудно», — говорит Мариса Шарифуллина, она каждый год во время Курбан-байрама приходит сюда. Любопытно было наблюдать, как к загону подошла группа африканцев — оказалось, что из Ганы, — причем одна девушка в компании говорила по-русски. Они тоже пришли за мясом, живо интересовались у корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, можно ли «бесплатно получить мясо» и у кого это можно узнать.
У желающих отведать мяса жертвенного животного время еще есть. Праздник Ид аль-Адха продолжается три дня, заклание можно совершить до восхода солнца 22 июля.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 121
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.