Она добилась того, чтобы мусульманки России могли фотографироваться на паспорт в платках, изгоняла из сердца Казани бар «Раки», проводила конкурсы, издавала газеты. Накануне не стало казанской общественной деятельницы, журналистки, просветительницы и номинанта на Нобелевскую премию Альмиры Адиатуллиной. Она боролась за права представителей ислама, а свой последний приют нашла на единственном мусульманском кладбище столицы РТ. «БИЗНЕС Online» побывал на панихиде и джаназа-намазе.
Альмира Адиатуллина умерла рано утром, а уже после полудня была предана земле
«Только через много лет мы поймем, кого сегодня потеряли»
То, что татарскую журналистку с более чем полувековым стажем работы не пришли проводить в последний путь боссы из госструктур или официального творческого союза, возможно, имеет объективные причины. Альмира Адиатуллина умерла вчера рано утром, а уже после полудня ее предали земле. Поэтому многие не знали, когда и где похоронят одну из самых известных мусульманок Татарстана (во всяком случае, в нашем рейтинге наиболее влиятельных мусульман РТ среди женщин она занимала самое высокое место), а часть людей пришли в мечеть «Казан нуры», где было совершено омовение тела покойной.
Альмира-апа в последние годы, после того как сломала шейку бедра, оказалась прикована к постели, но одновременно была полна планов. Правда, отметив 8 июля 83-летие, резко начала готовиться к завершению своего жизненного пути, вспоминает в разговоре с «БИЗНЕС Online» ее дочь Миляуша Сафиуллина. «Она два года лежала, а последние две недели просто хотела уйти, спрашивала, выкопали ли могилу. Говорю ей: „Мамочка, еще рано“. А она: „Вот Малика-ханум мне вырыла могилу, а я рядом в домике живу“. Просила, чтобы ее похоронили рядом с сыном Маратом и даваникой, ее мамой. Но даваника в Башкортостане, а Марат здесь».
Альмира-апа (справа) в последние годы, после того как сломала шейку бедра, была прикована к постели, но одновременно полна планов. Правда, отметив 8 июля 83-летие, резко начала готовиться к завершению своего жизненного пути
Адиатуллина неслучайно вспомнила директора реабилитационного центра фонда «Ярдэм» Малику Гельмутдинову, ведь последние 8 лет именно здесь работала покойная. «У нее был день рождения, мы ездили поздравлять, она удивительная женщина, никогда не сдавалась, — рассказывает Гельмутдинова. — Лежала без движения, но говорила, вот, встану на ноги, мы с тобой вместе проведем традиционный детский конкурс чтецов Корана и по основам ислама „Сөембикә энеләре һәм сеңелләре“. Она мечтала построить мечеть „Сююмбике“, хотела автобиографическую книгу издать…»
Имам-хатыб мечети «Ярдэм» Илдар Баязитов запомнил, как Альмира-апа умела радоваться простым вещам: «Она была счастлива, когда поехали в детский приют для детей-инвалидов, расположенный в Тюлячинском районе, и ее там называли „әби“, то есть „бабушкой“. Она очень радовалась».
Адиатуллина после работы в журнале «Азат хатын» (сейчас «Сөембикә») долгие годы возглавляла общественную организацию женщин Татарстана «Муслима», издавала религиозную газету с одноименным названием. Как считает публицист Василя Рахимова, именно Адиатуллина стояла у истоков татарской исламской журналистики: «Альмира-апа была человеком, о котором говорят, что он рождается раз в 100 лет. Первой начала писать на темы ислама. У меня есть мечта, чтобы газета „Муслима“ попала в наши архивы, чтобы ее изучали. Наверное, только через много лет мы поймем, кого сегодня потеряли».
Имам-хатыб мечети «Ярдэм» Илдар Баязитов запомнил, как Альмира-апа умела радоваться простым вещам: «Она была счастлива, когда поехали в детский приют для детей-инвалидов, расположенный в Тюлячинском районе, и ее там называли „әби“, то есть „бабушкой“. Она очень радовалась»
«Она 8 раз ездила в Москву судиться за право мусульманок фотографироваться на паспорт в платке»
Главным достижением Адиатуллиной называют победу в борьбе за возможность мусульманкам фотографироваться на паспорт в платке. Именно она являлась локомотивом инициативной группы. Как писали тогда газеты, «15 мая 2003 года Кассационной палатой Верховного суда РФ было отменено решение гражданской коллегии ВС от 5 марта 2003 года и признано право мусульманок фотографироваться на паспорт в головных уборах (платках)».
Муслима Шафик: «Она начинала что-то делать с уверенностью в успешном завершении дела, говорила: мы можем, без булдырабыз»
Журналистка, соратница покойной Муслима Шафик была свидетельницей того, как Альмира-апа приезжала из многочисленных судов уставшей, но не потерявшей веру в победу: «Она начинала что-то делать с уверенностью в успешном завершении дела, говорила, что „мы можем“ („без булдырабыз“). Возможно, фразу „без булдырабыз“ Минтимер Шаймиев взял у Альмиры Адиатуллиной. Она 8 раз ездила в Москву судиться за право мусульманок фотографироваться на паспорт в платке. Тогда ее очень поддержал Борис Грызлов — министр МВД России, она потом говорила, что порядочные люди не имеют национальности».
Кроме такой победы всероссийского масштаба, у Адиатуллиной были не менее важные успехи на уровне города. Так, в том числе благодаря ее усилиям возле стен казанского Кремля с 2005 года перестал существовать пивной бар «Раки», известный тем, что в нем как-то произошла кровавая разборка преступных группировок. По мнению членов организации «Муслима», расположение питейного заведения оскверняло построенную к 1000-летию Казани мечеть Кул Шариф. Тот же самый аргумент из уст Адиатуллиной прозвучал и по поводу знаменитого фестиваля «Сотворение мира» (2008–2011). Тогда мусульманки упорно протестовали против данного «бесстыдства», забрасывая мэрию письмами. В итоге рок-фестиваль сперва переместился в Пермь, а после и вовсе приказал долго жить. В 2005 году наша героиня также вошла в список 1 тыс. женщин планеты, номинированных на Нобелевскую премию мира.
Гражданская панихида и погребальная молитва джаназа-намаз состоялись на мусульманском кладбище при мечети Аль-Марджани
«Мы все называли ее «апой» — своей сестрой, она таковой и была»
Гражданская панихида и погребальная молитва джаназа-намаз состоялись на мусульманском кладбище при казанской мечети Аль-Марджани. Выступили брат Адиатуллиной Рубис и сестра Земфира, которые напомнили о жизненном пути покойной. Траурную церемонию вел руководитель совета аксакалов Казани, имам-хатыб мечети Аль-Марджани Мансур Джалялетдин, он долгие годы работал вместе с председателем общественной организации мусульманок Татарстана.
«Была по-хорошему неугомонная, несмотря на свой возраст, очень устремленная, напористая, всегда какие-то идеи рождались у нее, — вспоминает Мансур хазрат. — Осталось в памяти, как она боролась за право фотографироваться в платках, всегда была активной. Мы с ней много лет проводили 30 августа праздник „Шәкертләр мәйданы“ возле нашей мечети, Альмира-апа обладала организаторскими способностями, все четко делала».
Похоронили просветителя, журналистку и общественную деятельницу на одной аллее с известным религиозным деятелем Валиуллой Якуповым, с которым она вместе издавала газету «Муслима»
ДУМ РТ взяло на себя все расходы по похоронам, а джаназа-намаз провел первый заместитель муфтия Татарстана Ильфар Хасанов. Выступая перед собравшимися, он напомнил о роли Адиатуллиной для российской уммы: «Альмира-апа прошла через суровые испытания, несмотря ни на что, она оставалась оптимисткой. Когда я спрашивал ее о делах, всегда отвечала: „Хвала Аллаху, хазрат, боремся, мы все время в борьбе“. Она мечтала построить в Казани мечеть „Сююмбике“, говорила об этом, даже лежа на смертном одре. Мы все ее называли „апой“ — своей сестрой, она таковой и являлась, а сейчас находится под милостью Аллаха, ведь сделала много не только для татарстанских мусульманок, но и для всей российской уммы. Мы будем все время молиться за нее».
Похоронили журналистку и общественную деятельницу на одной аллее с известным религиозным деятелем Валиуллой Якуповым, с которым она вместе издавала газету «Муслима», где была и главным редактором. После похорон стало известно, что переставшая выходить газета вновь увидит свет, правда, появится лишь один ее номер, полностью посвященный Адиатуллиной.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.