Традиционное августовское совещание работников образования и науки РТ в этом году прошло в Актаныше. Поводом для визита на родину Минтимера Шаймиева и Энгеля Фаттахова стало завершение строительства нового полилингвального комплекса «Адымнар — Актаныш». О том, когда Татарстан поднимется со спорного 22-го места в России по качеству школьного образования, в каких районах республики нашли больше всего фальшивых медалистов и что будет с директорами худших школ, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Красавица-школа «Адымнар — Актаныш» общей площадью более 7 тыс. кв. м и стоимостью 724 млн рублей смотрится чем-то инопланетным в городке с населением менее 10 тыс. человек. Здесь будут учиться 462 школьника — одновременно на русском, татарском и английском языках. А ученики 5–11-х классов смогут изучать арабский и турецкий
Чудо-школа в Актаныше
37-градусная жара не стала причиной отмены в Актаныше заседания республиканского августовского совещания работников образования и науки «Современное образование в РТ — возможности для каждого». О статусе мероприятия говорило уже то, что на подъезде к селу в чистом поле можно было наблюдать площадку, на которой приземлилось сразу 5–6 вертолетов. Пятичасовая езда из Казани не для VIP-гостей.
Небольшой скандал в соцсетях накануне вызвал субботник, на который к приезду высоких гостей в Актаныше выгнали местных бюджетников — швабрами и тряпками они вручную отмывали до блеска брусчатку. Так что нынешнее место приложения сил и опыта экс-министра образования РТ, а ныне главы Актанышского района Энгеля Фаттахова встречало участников совещания не только обжигающим солнцем, но и безукоризненной чистотой дорожных покрытий, белоснежными бордюрами, идеально подстриженными газонами.
Сначала состоялось открытие нового здания полилингвального комплекса «Адымнар — Актаныш» с участием президента Рустама Минниханова, госсоветника Татарстана Минтимера Шаймиева, председателя Госсовета Фарида Мухаметшина и руководителя федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Анзора Музаева. Красавица-школа общей площадью более 7 тыс. кв. м и стоимостью 724 млн рублей тоже смотрится чем-то инопланетным в городке с населением менее 10 тыс. человек. Здесь будут учиться 462 школьника — одновременно на русском, татарском и английском языках. А ученики 5–11-х классов смогут изучать арабский и турецкий.
Актанышский район отличается тем, что не потерял национальные традиции, оставаясь одним из «чистых татарских районов». Из него вышло много талантов. Один из них, конечно, первый президент РТ Минтимер Шаймиев (справа), а также певица Альфия Авзалова
Как сообщает пресс-служба президента РТ, в новой школе есть цифровые лаборатории, мастерские, спортивный и хореографический, актовый залы, современный информационный центр. Учащиеся смогут получить навыки в области типографии, фото и медиа, мультипликации, робототехники, IT-подготовки, 3D-моделирования, а также освоить навыки национальной вышивки и кулинарии. «Адымнар — Актаныш» — это уже четвертый полилингвальный комплекс в республике. Такие учреждения открыты в Казани и Елабуге. В ближайшие годы планируется открыть еще две полилингвальные школы.
Приглашенные гости переместились в районный дом культуры им. Авзаловой, чтобы обсудить тенденции современного образования. Зал ДК небольшой, гостей рассадили вплотную друг к другу, забыв про всякие требования о социальной дистанции, а учитывая жару за окном, сидящим было крайне душно, так что некоторые безответственно поснимали защитные маски.
Ильсур Хадиуллин: «Мы обязаны обеспечить преемственность дошкольного и общего образования в сохранении языковой среды»
Изучение родного языка вновь станет обязательным с 2022 года?
Первым к микрофону вышел министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин с докладом «Современное образование в РТ — возможности для каждого». Начал он с того, как в Татарстане исполняют нацпроект «Демография»: уже построено 58 детских садов на 12 тыс. мест, в том числе более 5,5 тыс. мест для детей ясельного возраста.
«В республике растет показатель доступности дошкольного образования. Местами в детских садах обеспечены более 94 процентов детей, нуждающихся в них», — радовался министр. Для малышей от 1,5 до 3 лет доступность составила 72%, а в 36 муниципальных районах дефицит мест в детсадах окончательно побежден.
Много внимания в докладе Хадиуллин уделил теме овладения детьми своим родным языком. «Мы обязаны создавать условия для этого, обеспечить преемственность дошкольного и общего образования в сохранении языковой среды», — потребовал министр и поручил «усилить контроль за формированием групп с родным языком обучения». Надо отметить, что в своем продолжительном выступлении министр то и дело переходил с языка Пушкина на язык Тукая.
В болезненной теме преподавания родного языка, по его словам, имеются значительные подвижки.
- Во-первых, с 1 сентября 2022 года начинается внедрение новых стандартов общего образования, где в обязательную для изучения предметную область «Родной язык и родная литература» включен государственный язык республик Российской Федерации. Станет ли теперь татарский опять обязательным для изучения в школах Татарстана, впрочем, осталось неясным. Скорее речь идет о дополнительной опции для тех, кто хочет учить татарский, но не как родной, а как государственный.
- Во-вторых, в федеральный реестр внесены программы по родному татарскому языку и татарской литературе.
- В-третьих, министерством разработаны учебники нового поколения по татарскому языку и татарской литературе.
- Организована работа по включению в федеральный перечень учебников, переведенных на татарский язык.
- По инициативе комиссии при президенте РТ по вопросам сохранения и развития татарского языка есть грантовая поддержка образовательных организаций.
- На базе КФУ за счет средств республиканского бюджета реализуется программа подготовки национальных педагогических кадров для работы в полилингвальной среде. Студенты, обучающиеся там, получают стипендию в 15 тыс. рублей в месяц.
- И даже платформа «СберКласс» разрабатывает контент по татарскому языку.
Всего выпускники в этом году получили 257 100-балльных результатов, что на 18 больше, чем в прошлом. По этому показателю республика входит в топ-5 лучших регионов. 11 выпускников получили 100 баллов сразу по двум предметам
Стобалльники, высокобалльники и просто отличники
Очень порадовался Хадиуллин за итоги ЕГЭ-2021. «Впервые ЕГЭ по информатике и ИКТ проводился в компьютерной форме. Выпускники Татарстана успешно справились с нововведением: средний балл ЕГЭ по информатике по сравнению с 2020 годом повысился, значительно увеличилась доля высокобалльных и 100-балльных результатов», — сообщил он. Позже и Минниханов похвалит: при среднероссийском росте показателя на 10% татарстанские школьники улучшили свои результаты сразу на 14%!
Увеличилась доля участников ЕГЭ, получивших 80 и более баллов. Особо глава минобрнауки РТ отметил лицей №131 Вахитовского района Казани, где таких отличников 314 человек! Всего выпускники в этом году получили 257 100-балльных результатов, что на 18 больше, чем в прошлом. По этому показателю республика входит в топ-5 лучших регионов. 11 выпускников получили 100 баллов сразу по двум предметам.
Самое большое количество стобалльников, разумеется, подготовили школы Казани, Набережных Челнов, Альметьевского и Нижнекамского районов. IT-лицей КФУ подготовил 12 стобалльников, лицей №131 — 9. По итогам заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников 211 обучающихся республики стали ее победителями и призерами. По их количеству Татарстан 8-й год подряд сохраняет за собой третье место после Москвы и Санкт-Петербурга. По эффективности работы, т. е. по количеству дипломов на 100 тыс. человек, республика занимает второе место после Москвы. Успешно выступают представители Татарстана и на международных соревнованиях.
«Не допускать искусственного увеличения количества таких медалистов»
От итогов со знаком плюс Хадиуллин перешел к итогам со знаком минус. 40 выпускников текущего года в Татарстане не получили аттестат. Самое большое количество таких «митрофанушек» в Алькеевском районе — более 6%.
Общее число медалистов в этом году стало больше (более 15% от числа выпускников), но и здесь не все так просто — часть медалистов сдали ЕГЭ на низкий результат, таким образом не подтвердив свое право на награду.
«В Муслюмовском районе 21 процент претендентов на медаль не подтвердили данный статус: в Буинском — 15 процентов, в Кайбицком — 12,5 процента, в Сармановском — 11,8 процента, — печалился выступающий и добавил. — Необходимо обратить серьезное внимание на объективность оценивания учебных достижений учащихся и не допускать искусственного увеличения количества таких медалистов».
В марте 2021 года федеральная служба по надзору в сфере образования отвела Татарстану унизительное 22-е место в рейтинге регионов по качеству образования. «Столь невысокая позиция обусловлена низким уровнем объективности оценочных процедур», — считает Ильсур Гараевич. Он сказал, что в этой связи министерством был проведен ряд встреч, в том числе с разработчиками сводного рейтинга. «Вскрыты проблемы, поставлены задачи, разработана „дорожная карта“ по оказанию помощи школам, у которых неблагополучно обстоят дела с объективностью проведения оценочных процедур», — заявил министр.
Важная деталь: в рейтинге подводились итоги 2019-го. Позже к этой теме вернулся в своем выступлении Музаев, который отметил, что за два года те позиции, которые тянули рейтинг республики вниз, значительно улучшились. «У нас осталось около 3 процентов школ, которые попали в перечень учебных с необъективными оценками, если не ошибаюсь, это 42 школы», — сообщил Музаев. Но тут же поспешил успокоить: «Это не значит, что школа завышает или занижает оценки по предметам и что директоров школ надо увольнять».
В 2023 году Татарстан в рамках нацпроекта будет участвовать во всероссийской оценке качества образования, и, как считает Музаев, результаты уже станут принципиально иными, «ни у кого сомнения в этом нет».
«Для улучшения результатов самая важная задача — поднимать уровень образования не в элитных школах, там и так все хорошо. Около 90 школ Татарстана показывают результаты лучшие в мире, это лучшие в мире школьники, элита мирового уровня. Наша задача, чтобы все остальные школы поднялись на несколько ступенек выше, и тогда общий результат вырастет», — рассуждал Музаев.
48 татарстанских школ включено в проект «500+», т. е. это школы с низкими результатами. «Низкий результат не всегда вина директора школы, это материально-техническое состояние, социальная среда и прочее. Такие школы надо поддерживать. Увольнением проблема не решается, приходит новый директор, и он ничего не может сделать, если муниципалитет в решение этих проблем не включается», — уверен Музаев.
Минниханов позже также прокомментировал данную тему. Он считает, что во многом причина того, что Татарстан отбросило на 22-ю позицию в российском рейтинге образования, — это «необъективность оценивания, которая напрямую связана с профессионализмом учителя». «Министр сегодня сказал: 15 процентов претендентов на медали в Буинском районе, 21 процент в Муслюмовском не подтвердили свои результаты. Мы понимаем, что один-два результата может быть, но не такое количество», — уверен президент РТ.
Цифровая трансформация образования
Ну и куда же без новых тенденций? В 2021 году совместными усилиями минцифры и минпросвещения России был разработан и принят новый стандарт оснащения школ «Цифровая школа». Татарстан вошел в перечень субъектов, которым будет выделена субсидия на формирование IТ-инфраструктуры школ, обрадовал Хадиуллин. На эти средства будет закуплено оборудование, проведена модернизация кабельных систем и сетей беспроводного доступа Wi-Fi. В рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в течение двух лет дополнительно 78 школ республики получат самую современную IT-инфраструктуру.
Современный апгрейд получил и портал «Электронное образование Республики Татарстан». Он был разработан в 2009 году, так что «часть его функционала работает некорректно в связи с устаревшей версией системы, которая используется уже 12 лет». К тому же сама жизнь требует создания на портале новых сервисов.
«Цифра» дает образованию много плюсов, но и порождает новые социальные риски. «К существующим проблемам в последнее время добавились распространяющиеся в сети кибербуллинг, экстремизм, деструктивные сообщества, криминальные субкультуры, новые формы зависимости», — перешел к проблемной теме Хадиуллин.
Он вспомнил трагедию в 175-й гимназии Казани, которая «показала необходимость усиления работы психолого-педагогических центров и служб». Сегодня такие психологи работают в 25 муниципальных образованиях республики. Министр попросил глав рассмотреть вопрос улучшения материально-технического обеспечения данных центров и придать им статус юридического лица.
Завершил свой доклад министр сообщением об участии республиканских вузов в нацпроекте «Наука и университеты». Субсидии на 1,7 млрд рублей на перевооружение приборной базы получат КФУ, казанский научный центр РАН и Казанский национальный исследовательский технический университет.
Ленар Габдурахманов: «Прошу поддержать нашу совместную инициативу — как минимум об увеличении часов изучения ПДД в рамках имеющихся предметов и как максимум о включении в образовательную программу отдельного предмета по правилам безопасного поведения на дорогах»
ДТП с детьми: «Допущен рост всех основных показателей аварийности»
Увы, но выступление прокурора РТ Илдуса Нафикова, запланированное по программе, в итоге по каким-то причинам не состоялось. Зато вышел начальник УГИБДД МВД по РТ Ленар Габдурахманов. Он обратил внимание на то, что, несмотря на снижение всех основных показателей аварийности в республике, в Татарстане сложилась негативная ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом.
«С участием детей зарегистрировано 271 ДТП, в которых 11 детей погибли и 286 получили ранения. Допущен рост всех основных показателей аварийности!» — подчеркнул глава ГИБДД.
Рост количества ДТП с участием детей отмечен в 15 муниципальных образованиях, в 9 идет рост происшествий по неосторожности самих детей. Вместе с тем меры по профилактике детского травматизма принимаются далеко не во всех районах, покритиковал Габдурахманов.
40% всех происшествий на дорогах с участием детей — это ДТП с детьми-пассажирами, все 11 погибших несовершеннолетних являлись именно пассажирами. «В этих происшествиях более половины виновных в ДТП были водители, перевозившие детей, практически все они были родителями ребенка», — подчеркнул докладчик. Все чаще в этом году водители стали допускать нарушения при перевозке детей.
Он подчеркнул, что изучение ПДД в школах крайне недостаточное. За все 11 классов обучения ему уделяется только 6 часов в рамках предметов «Окружающий мир» и ОБЖ. «В этой связи, уважаемый Рустам Нургалиевич, прошу поддержать нашу совместную инициативу перед министерством просвещения России — как минимум об увеличении часов изучения ПДД в рамках имеющихся предметов и как максимум о включении в образовательную программу отдельного предмета по правилам безопасного поведения на дорогах», — обратился Габдурахманов.
«Единицы субъектов, главы понимают важность школьного образования»
«Я всегда с удовольствием приезжаю в вашу республику и второй раз в этом районе», — начал свое выступление Музаев. Он вспомнил, что несколько лет назад уже участвовал в открытии одного из объектов образования, который «казался суперсовременным». Но нет предела совершенству — Актаныш вновь удивил федерального чиновника.
«Сейчас вы построили корпус мирового уровня, достойна уважения та политика, которая ведется в Татарстане. Единицы субъектов, главы понимают важность школьного образования и столько вкладываются в инфраструктуру, учителей», — дал высокую оценку Музаев.
Как говорил Музаев, в России на хорошем уровне начальная школа и естественно-научное направление, но главная проблема — в том, что «наши школьники плохо владеют решением практикоориентированных задач». Он привел в пример задачку на ОГЭ по математике в этом году, на которой завалились большое число школьников. А задача-то была очень легкая, и «вы сами удивились бы тому, что школьники столкнулись с такой проблемой».
«Это то, о чем говорят работодатели: наши школьники хорошо знают предмет, но, когда сталкиваются с решением задач для жизни, у них происходит ступор и они не могут решить», — считает Музаев.
«Родители должны быть спокойны, когда их дети находятся на учебе. Мы приняли решение о выделении финансирования на физическую охрану. Это достаточно большая цифра — 457 миллионов рублей»
«Родители несут такую же ответственность за своих детей»
Минниханов в заключительном слове акцентировал внимание на самых важных моментах августовского совещания. Он обратился к руководителям районов: «Прошу обеспечить приоритетное использование государственных языков в соответствии с законом „О языках народов Республики Татарстан“, держать на личном контроле вопрос организации обучения и воспитания на родных языках, уделив особое внимание дошкольному образованию».
Он обратил внимание на проблемы в профобразовании. «Были установлены случаи непосещения обучающимися занятий или систематические их пропуски по неуважительным причинам. Вообще бардак, такое непозволительно, это обман, приписки», — возмущался президент РТ.
7 руководителей за такие вольности обучающихся уже привлечены к дисциплинарной ответственности, трое уволены — в Апастовском, Черемшанском и Дрожжановском районах. «Вы что, слепые, что ли, не видите? Это же все идет потом к нам, эти дети находятся в воздушном пространстве, не учатся, ничего не делают, мы же из бюджета деньги платим. Будем жестко наказывать, эти вещи непозволительны», — пригвоздил глава республики.
Не обошел стороной Минниханов тему трагедии в казанской гимназии №175: «В любом случае вопрос безопасности, родители должны быть спокойны, когда их дети находятся на учебе. Мы несем полную ответственность. Мы приняли решение: для организаций первой и второй категории — о выделении финансирования на физическую охрану. Это достаточно большая цифра, в план бюджета мы ее вкладываем — 457 миллионов рублей».
Позже будет рассмотрена и третья категория. На эти цели необходимо привлекать допдоходы местных бюджетов, отметил Минниханов.
Президент подчеркнул важность взаимодействия с родительским сообществом. «Одна из главнейших задач школы — выпустить достойного человека, зрелую, успешную личность, патриота и гражданина. Нам очень важно в тесном контакте работать с родителями, родительским сообществом. Сегодня много разных форм есть. Ограничиваться только родительскими собраниями совершенно неправильно. Надо использовать все самые современные возможности, приглашать экспертов. Ну и родители должны нести ответственность за своего ребенка. По большому счету трагедия, которая случилась, родители же просто знали об этом, они съехали, и все, думали, эта тема не закрыта. Родители же виноваты в том, что сигнала не дали. Можно было бы, если бы родители предупредили, обратиться в медицинские учреждения… Он же недавно получил оружие, официально, законно. Никто же его не тормозил. Поэтому я считаю, что родители несут такую же ответственность вместе с нами за своих детей», — сказал Минниханов.
В Татарстане возобновлена программа по обновлению ноутбуков для учителей. 12 тыс. гаджетов в ближайшем будущем будет передано учителям. Реализовывать задачу будет правительственный «Связьинвестнефтехим». «На полгода 12 тысяч ноутбуков. Считаю, что это неплохой подарок, можно поаплодировать», — обратился он к залу, и приглашенные на совещание искупали его в овациях.
В завершение заседания Минниханов и Музаев вручили ряд государственных наград.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 579
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.