«Вы берете телефон, садитесь в машину и звоните в Казань. Чтобы вам не скучно было ехать 500 километров, включите на той стороне музыку — как только она прервалась, значит, связи нет. Вы это фиксируете. Мы сами ездим, разговариваем, дозвониться в дороге не можем», — критиковал накануне на коллегии минцифры глава ведомства Айрат Хайруллин операторов связи за провалы на трассе М7. Те, в свою очередь, отчитывались о взлете трафика на 40%, планировали запускать 5G в Казанском кремле и переводить под землю остатки «лапши» проводов. О том, у кого самые сильные перебои со связью, из каких сел уберут таксофоны и получит ли «Почта России» в собственность 471 помещение в республике, — в материале «БИЗНЕС Online».
Айрат Хайруллин: «Буквально на прошлой неделе минцифра России озвучила предварительные итоги цифровизации регионов, и мы гордимся, что Татарстан вошел в число высокозрелых регионов РФ в плане цифрового развития»
В 2021 году потребление трафика выросло на 40%
«Буквально на прошлой неделе минцифра России озвучила предварительные итоги цифровизации регионов, и мы гордимся, что Татарстан вошел в число высокозрелых регионов РФ в плане цифрового развития», — начал за здравие коллегию минцифры РТ глава ведомства Айрат Хайруллин. Полугодовое отчетное мероприятие касалось только отрасли связи, поэтому за кадром остались все вопросы цифровизации госуправления или высоких технологий, но и инфраструктурная повестка оказалась насыщенной. Прежде чем дать слово «великолепной пятерке» операторов («Таттелекому», МТС, «Вымпелкому» (бренд «Билайн»), «МегаФону» и «Т2 Мобайл», он же «Теле2» — «дочка» «Ростелекома»), которые хвастались достижениями и, пользуясь случаем, кричали о проблемах, итоги их работы оценил первый замминистра Альберт Яковлев. Тезисно они выглядят так.
Цифровое неравенство устраняется медленно, но верно. Планируется, что к 2030 году 97,2% домохозяйств должно иметь возможность широкополосного доступа к интернету, а не 76,7%, как сейчас в Татарстане. Это значит, что у них появится 3G- или 4G-интернет, до всех населенных пунктов с населением от 100 человек должны проложить волоконно-оптические линии связи (ВОЛС), а также там появятся точки доступа Wi-Fi. «Министерство стремится сделать так, чтобы доступ к интернету был во всех без исключения муниципальных образованиях республики», — амбициозно заявил Яковлев.
«Таттелеком» до конца года проложит 1,6 тыс. км «оптики». Это расстояние от Казани до Петербурга — причем не по прямой, а по трассе. Это один из этапов реализации федеральной программы подключения социально значимых объектов: в прошлом году оператор по ней обеспечил скоростной интернет во всех школах республики, а в этом займется оставшимися 2,3 тыс. объектов: 1,2 тыс. ФАПов, 470 сельских администраций, 466 домов культуры, клубов и библиотек, 107 пожарных частей и т. д. Но главное, что в процессе ВОЛС проведут в 309 населенных пунктов, где раньше интернета не было вообще. Готовность проекта — 78–88%, каждую неделю прокладывается 100 км оптики, а темпы строительства по сравнению с 2019 годом выше в 18 раз.
«Таттелеком» до конца года проложит 1,6 тыс. км «оптики». Об этом рассказал гендиректор «Таттелекома» Айрат Нурутдинов
Впоследствии гендиректор «Таттелекома» Айрат Нурутдинов, некоторые тезисы доклада которого успешно заспойлерил Яковлев, подробно рассказал о параметрах этого госконтракта. Из его презентации следует, что на торгах за данный контракт бились пять участников, в результате итоговая сумма контракта (1,1 млрд рублей) оказалась на 44% ниже первоначальной. В связи с тем, что «Таттелеком» исполнял контракт досрочно и опережающими темпами подключал объекты, в 2020 и 2021 годах компании выделили дополнительные объемы (на 901 млн рублей) на подключение еще 1,7 тыс. объектов.
Число интернет-пользователей стремительно растет. Сегодня проводным доступом обеспечены более 1,1 млн абонентов — на 3,3% больше, чем в прошлом году. «Таттелеком» к тому же в этом году проведет линии связи еще в 64 поселках и жилых массивах, где находится 67 тыс. домохозяйств, причем Яковлев попросил компанию нарастить темпы строительства ВОЛС.
С мобильной связью все еще интереснее. В Татарстане, по подсчетам минцифры, 7,5 млн действующих сим-карт и 4,2 млн абонентов мобильного интернета — их количество за год выросло на 7%. В 2021 году потребление трафика увеличилось на 40%: в среднем на одного пользователя приходится 15 Гб трафика в месяц, хотя год назад абоненты потребляли ежемесячно всего 13 Гб. Все это обеспечивают более 12,3 тыс. базовых станций, в будущем должны построить еще 868 — в 624 населенных пунктах. Это поселения численностью от 100 человек, где нет интернета и мобильной связи.
Таксофоны уберут из больших сел. На устранение цифрового неравенства нужны деньги. Экономить федеральное министерство предлагает на таксофонах — их выведут из эксплуатации во всех населенных пунктах, где живет больше тысячи человек, и в некоторых с меньшим населением — если ими пользуются не больше минуты в месяц. «Сэкономленные средства будут направлены на строительство указанных опор базовых станций по всей России», — пояснил Яковлев, отметив, что единым исполнителем этих мер стал «Ростелеком». Туда уже отправили многострадальный список из 624 населенных пунктов.
«Столбы-то поставили, но к электричеству смогли подвести только один — на Салимжанова, — обратил внимание министра Анвар Шахмаев, территориальный управляющий казанского кластера ПАО «ВымпелКом»
О столбах, связи на трассах и «лапше» проводов
Опоры должны быть красивыми. Яковлев пояснил, что возникают вопросы сохранения архитектурного облика городов, поэтому устанавливаются особые цилиндрические опоры. Такие уже появились на улицах Салимжанова, Муштари и Сибгата Хакима.
«Столбы-то поставили, но к электричеству смогли подвести только один — на Салимжанова, — обратил внимание министра Анвар Шахмаев, территориальный управляющий казанского кластера ПАО „ВымпелКом“. — Совместно с исполкомом и минцифрой с электрическими сетями в ручном режиме проходим…»
«Это в том числе наша недоработка, что Сетевая компания [не позволяет решить проблемы с электричеством]. Конечно, таких ситуаций в Татарстане быть не должно», — заявил Хайруллин.
Но на этом боли «Билайна» в Казани не заканчиваются. «Есть комитет по охране памятников. И даже вдоль новой дороги он требует проводить экспертизу — можно ли там прокладывать сети», — пожаловался Шахмаев.
«Экспертиза культурного слоя для установки мачтового сооружения, что там не лежат клады ханов? — отреагировал министр. — Мы готовы с коллегами из правительства эту тему тоже рассмотреть и найти форму, чтобы не городить огород там, где не нужно».
А Яковлев также предложил операторам связи оптимизировать количество новых устанавливаемых опор. «Это сократит ваши издержки, улучшит внешний вид населенных пунктов и уменьшит количество обращений от населения, — замминистра вспомнил недавнее „обоснованное обращение“ жителей Травкино, где МТС установил опору в 30 м от существующей мачты конкурента. — Необходимо более широко использовать существующие опоры других операторов связи на договорной основе».
За провалы связи на трассах будут санкции. Минцифры РТ вместе с Роскомнадзором обследовало самые важные транспортные артерии республики. Выяснилось, что на М7 у каждого из пяти операторов есть свои провальные участки. Хуже всего дела у МТС — радиопокрытие отсутствует на 51 км дороги, у «Теле2» — на 38 километрах. А вот абоненты «Таттелекома» в счастливчиках — у них проблемы со связью могут возникнуть только на 17 километрах. «Сообщаем операторам связи, что обеспечение покрытия федеральных трасс 4G-связью является одним из условий предоставления лицензии на оказание услуг мобильной связи. Его невыполнение грозит самыми серьезными последствиями», — грозно предупредил Яковлев.
Выяснилось, что на М7 у каждого из пяти операторов есть свои провальные участки. Хуже всего дела у МТС — радиопокрытие отсутствует на 51 км дороги, у «Теле2» — на 38 километрах. А вот абоненты «Таттелекома» в счастливчиках — у них проблемы со связью могут возникнуть только на 17 километрах
Министр впоследствии, подводя итоги коллегии, высказался на эту тему еще жестче. «Можно спорить до бесконечности, убеждать, что у вас данные другие. Но я буквально поставил задачу: берете телефон, садитесь в машину и звоните в Казань. Чтобы вам не скучно было ехать 500 километров, включите на той стороне музыку: как только она прервалась, значит, связи нет — вы это фиксируете. Мы сами ездим, разговариваем, дозвониться в дороге не можем… Хотелось бы понимания со стороны руководителей. Нужно тему закрыть и к ней не возвращаться», — заявил Хайруллин.
5G пилотируется, но частот не хватает. «Согласно нацпроекту „Цифровая экономика“, полноценное внедрение 5G в России стартует уже в следующем 2022 году. К этому сроку должно начаться массовое коммерческое покрытие городов-миллионников», — напомнил присутствующим Яковлев, обратив внимание, что в Татарстане сегодня работают две пилотные зоны: в казанском метрополитене и ОЭЗ «Иннополис». Частоты, которые им выделили, мягко говоря, не самые подходящие для сплошного покрытия городов: им необходимо слишком много базовых станций. Марат Шакиров, директор филиала ПАО «МТС» в РТ, в своем выступлении уточнил, что сеть, пилотируемая в Иннополисе, предназначена для юрлиц-изобретателей, а не для обычных клиентов. «Проекты, которые позволят физлицам непосредственно со своего устройства пользоваться сетью 5G не в этом, так в следующем году, будут реализованы на территории Казанского кремля», — выразил надежду он, уточнив, что работа в этом направлении уже проводится, хотя «с регулятором остаются вопросы».
Как известно, дело с мертвой точки может сдвинуть выделение частот в диапазоне 3,4–3,8 ГГц, но он сейчас почти полностью занят силовыми структурами.
Подвесы снимут со столбов. Коснулся Яковлев и темы борьбы с «лапшой» на улицах. В 2011 году инвентаризация выявила 3,7 тыс. км подвесных линий связи — сегодня осталось ликвидировать 1,5 тыс. километров. Процесс недешевый и небыстрый: в этом году операторы взялись перевести под землю 197 км, пока план выполнен чуть больше чем наполовину.
МТС — первый телеком-провайдер в республике, поскольку имеет больше 2,7 млн абонентов связи и 2,5 тыс. базовых станций LTE. А инвестиции на 2020–2021 годы составляют 2,5 млрд рублей
О боли связиста замолвите слово
За докладом Яковлева последовали отчеты операторов, каждый из которых подчеркивал свои сильные позиции, каждый (за исключением, пожалуй, «Таттелекома») жаловался на свои трудности.
Выступление Нурутдинова было, наверное, самым оптимистичным. Рассказав, как компания отхватила 2 млрд рублей федеральных средств на подключение социально значимых объектов, он снова подчеркнул, что проект управляется с помощью дашбордов, которые позволяют ежедневно детально отслеживать динамику строительства и делать верные прогнозы. И объяснил собственно логику получения госконтракта: «Таттелеком», по словам Нурутдинова, превосходит партнеров по рынку сотовой связи в РТ на 15–45% по количеству базовых станций. «У нас одно из самых плотных покрытий, мы ближе, чем любой другой федеральный оператор, ориентированы на наш регион. У нас очень распределенная сеть, значит, наши сотрудники молниеносно устраняют повреждения. Наша сеть на 95 процентов обеспечена оптоволокном, это дает нам технологическую устойчивость и неограниченную пропускную способность — мы единственный оператор с готовой инфраструктурой 5G», — рекламировал он.
Шакиров на этом фоне заявил, что МТС — первый телеком-провайдер в республике, поскольку имеет больше 2,7 млн абонентов связи и 2,5 тыс. базовых станций LTE. А инвестиции на 2020–2021 годы составляют 2,5 млрд рублей. Например, будет модернизирована вся связь в метрополитене, в том числе на перегонах между станциями.
«Год стал переломным с точки зрения сроков согласования строительства, особенно в сельской местности», — поблагодарил Шакиров Хайруллина за решение одной из ключевых проблем связи. И обозначил новые: МТС не может охватить фиксированной связью более 50 тыс. домохозяйств из-за сопротивления управляющих компаний. «Для них лично никакой выгоды от того, что жители будут получать современные цифровые услуги, не существует. Просим подключиться к решению этого вопроса, чтобы, возможно, на законодательном уровне как-то его урегулировать», — обратился к министру Шакиров, сетуя, что для строительства слаботочных сетей нужно общее собрание жильцов.
«У нас муниципалитеты подключены по ВКС, и мы с Маратом Гадыевичем (Галеевым, членом комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству, который тоже присутствовал на коллегии, — прим. ред.) обменялись взглядами, — ответил позже Шакирову Хайруллин. — Согласно существующим нормам, должна быть радиоточка в каждом построенном доме. Конечно, проводить собрание собственников многоквартирного дома… Интернет является таким же необходимым элементом, как газ, вода, электричество. Да, это полномочия федерального органа власти, но уверен, что мы можем выступать и с законодательной инициативой. Но, не дожидаясь ее, мы вместе с минстроем этот вопрос возьмем в работу». Он допустил, что нужно в административном порядке вмешиваться в работу управляющей компании, если она создает препятствия.
Руководитель местного «Билайна» Шахмаев рассказал, что на сегодня в Татарстане очень заметно приросло среднее значение по цифровизации населения относительно российского рынка. Так, в республике 4G-девайсы составляют 78%, а в среднем в РФ — 70% (в целом, по его данным, за 2,5 года сеть 4G выросла на 90%, при этом потребление трафика год от года удваивается). А количество пользователей LTE в Татарстане составляет 70% против 56% в России.
Директор «МегаФона» в Татарстане Дмитрий Кузнецов тоже обратил внимание на непрерывный рост сетей. Из его презентации следовало, что прирост трафика в сетях LTE вырос на 51% по сравнению с прошлым годом. Он рассказал о планах покрыть этими сетями еще 90 населенных пунктов и остановился на технологии VoLTE — Voice over LTE. Она передает звонок по высокоскоростной сети в гораздо лучшем качестве, давая возможность одновременно пользоваться голосом и смартфоном. О планах запустить эту технологию, кстати, говорил и и. о. директора казанского филиала «Т2 Мобайл» Дмитрий Савенков. По его наблюдениям, рост трафика в 2020-м относительно 2019-го составил 60%, а в этом году показатель вырос еще на 30% — уже относительно прошлого года. «Резкий рост трафика привел к пересмотру процесса планирования, мы увидели, что трафик начинает мигрировать из городов в дачные и коттеджные массивы. Мы изменили планы, занялись модернизацией технологии LTE», — рассказывал он, подмечая, что средняя скорость увеличилась в 2020 году на 29% и еще на 10% — в 2021-м.
«С одной стороны, компании являются конкурентами, и мы видим, что серьезная работа проводится в маркетинговом поле, но в то же время важно быть партнерами, делать совместные проекты, чтобы мы в Татарстане могли расширять абонентскую базу, — работа найдется всем», — улыбнувшись, взял слово Хайруллин. Он подытожил, что цель работы минцифры — стопроцентное покрытие всех населенных пунктов Татарстана не только голосом, но и LТЕ, стопроцентное покрытие федеральных и региональных дорог и домохозяйств в поселках волоконно-оптическими линиями связи, «чтобы было 100 Мбит».
Еще одной темой, затронутой на коллегии, стала работа «Почты России» в Татарстане: «Мы работаем над тем, чтобы возвращать пенсионеров в нашу дружную почтовую семью, чтобы они получали пенсию на почте»
«Татарстан просто так свою собственность не передает»
Еще одной темой, затронутой на коллегии, стала работа «Почты России» в Татарстане. Директор макрорегиона Волга Александр Вакуленко выступил с презентацией новых услуг, внедренных в почтовые связи других регионов РФ, и цифровой деятельности АО «Почта России», а о ситуации по Татарстану рассказала Регина Кузнецова, директор УФПС «Татарстан почтасы». Она сообщила, что доходный бизнес «Почты» (а доходы за 7 месяцев составили 7,5 млрд рублей) зиждется на нескольких китах.
Первый — это письменная корреспонденция, хотя с 1 сентября указом Михаила Мишустина все постановления ГИБДД и судебных приставов выписываются в электронном виде. Если же получатель не зарегистрирован на портале госуслуг, почта распечатывает постановления, пакует конверты и доставляет обычным способом.
Второй — розница, которая в отделениях почты существует со времен царя Гороха. Кузнецова признает, что конкуренция очень высокая, но отмечает, что стандарт товаров в почтовом отделении одинаковый — что в городе, что в маленькой деревне, и цена одинаковая.
Третье — электронная коммерция. Четвертое — финансовый бизнес, Почта Банк выдал кредитов в почтовых отделениях Татарстана на 233 млн рублей и привлек 146 млн депозитов. Кроме того, почтальоны на дому тоже сейчас рассказывают о банковских продуктах, помогая оформлять кредиты.
«Мы работаем над тем, чтобы возвращать пенсионеров в нашу дружную почтовую семью, чтобы они получали пенсию на почте», — похвасталась Кузнецова привлечением с начала года 800 пенсионеров. Спикер долго говорила о планах модернизации почтовых отделений, их укомплектованности. Зарплата сотрудников почты чуть ниже, чем должна быть, при этом средние зарплаты почтальонов в городе — 22,4 тыс. рублей, а в селе — 18,6 тысячи.
Зато очень перспективно выглядят почтовые инвестпроекты. Кузнецова рассказала, что запущен проект создания фулфилмент-центра «Детский мир» на территории казанского логоцентра — 100 млн рублей инвестиций, 200 новых рабочих мест. Кроме того, «Почта» планирует перейти на газометановый транспорт: выкупить у КАМАЗа 349 таких грузовиков (цена вопроса — 3,6 млрд) и построить собственную заправку, плюс все транспортные мощности перебросить на территории вблизи аэропорта. Наконец, компания запускает почтаматы — на первом этапе откроет в Казани и Челнах 148 таких пунктов выдачи.
«Есть еще одна тема, которая, как многие думают, умирает. Но я считаю, что подписка на периодические печатные издания будет существовать всегда и бумажные СМИ никогда не умрут: тот контент, который несет печатные газеты, отличаются от интернета», — полагает Кузнецова, подчеркивая, что в Татарстане объемы подписки — 225 экземпляров на тысячу жителей при среднем показателе в России 57 экземпляров.
Впрочем, есть и показатель, по которому РТ выступает категорическим аутсайдером среди российских регионов. «Когда готовилось акционирование „Почты России“, президентом было подписано поручение и издан федеральный закон, в рамках которого „Почта“ проводит ряд мероприятий, направленных на формирование единого имущественного комплекса. К сожалению, только по 12 объектам из 471 мы получили согласие от муниципальных образований на перевод их в ведение Российской Федерации при помощи наделения „Почты России“ этими объектами. К сожалению, из всех субъектов нашего макрорегиона у Татарстана самый низкий процент передачи — всего лишь 1,9 процента. Хотелось бы эту работу активизировать», — посетовала Кузнецова.
«Вы знаете, что Татарстан просто так свою собственность никуда не передает. В свое время и „Таттелеком“, и Сетевая компания, и „Татнефть“, и многие объекты других организаций остались в контуре экономики РТ», — ответил ей Хайруллин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 168
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.